Проблемы развития волевых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях хореографии
статья

В работе описывается понятие воли, раскрываются особенности изучения данной темы в отечественной психологии. Описаны основные направления классификации волевых качеств, а также особенности их формирования в среднем школьном возрасте. Произведен анализ особенностей развития волевых качеств на уроках хореографии у подростков, опираясь так же на различные отечественные подходы в изучении данной тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_problemy_razvitia_versia_2-1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

О. Ю. Мучкаев

E-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru

Аннотация. В работе описывается понятие воли, раскрываются особенности изучения данной темы в отечественной психологии. Описаны основные направления классификации волевых качеств, а также особенности их формирования в среднем школьном возрасте. Произведен анализ особенностей развития волевых качеств на уроках хореографии у подростков, опираясь так же на различные отечественные подходы в изучении данной тематики.

Ключевые слова: воля, понятие воли, волевые качества, этапы развития воли, классический танец, хореографическое образование.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF VOLITIONAL QUALITIES OF CHILDREN OF SECONDARY SCHOOL AGE IN CHOREOGRAPHY CLASSES

O. Y. Muchkaev

E-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru

Annotation. The paper describes the concept of will, reveals the features of studying this topic in Russian psychology. The main directions of the classification of volitional qualities are described, as well as the features of their formation in middle school age. The analysis of the features of the development of volitional qualities in the lessons of choreography in adolescents, based also on various domestic approaches in the study of this topic.

Keywords: will, the concept of will, volitional qualities, stages of will development, classical dance, choreographic education.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был ответственным, целеустремленным и дисциплинированным. Порой эта задача становится достаточно сложной, потому что большинству детей нелегко доводить начатые дела до конца и долго сидеть на одном месте. Чтобы все это иметь, нужна хорошая сила воли – то есть развитые волевые черты характера. Под волей принято понимать качество личности, формирующееся на протяжение всей жизни человека и зависящее непосредственно от него самого и от его усилий.

Благодаря урокам хореографии, являющимся частью образовательного процесса, происходит формирование волевой сферы учащихся.

Понятие воли и волевых качеств. В психологии воля рассматривается как одна из главных функций психики человека, обеспечивающая возможность осуществления непосредственного контроля самой личности над теми поступками и действиями, которые совершает она сама.

Изучением, диагностикой и анализом понятие воли активно занимаются с начала ХХ века. В отечественной науке наибольший вклад внесли такие ученые как Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.А. Иванникова, Р.С. Немова и многих других.

При анализе литературы мы столкнулись с множеством определений понятия воля. В своей работе мы будем опираться на определение, приведенное Смирновой Е. О в учебном пособии «Психология ребенка»:

Воля представляет собой психологическую способность личности, а так же ее умение выбирать цель внутренних усилий и действий, необходимых для того, чтобы ее осуществить. Человек во время осуществления волевых действий словно противостоит своим импульсивным порывам и в результате чего может сформировать сильную личность. Волевой человек опирается не на установку «я хочу», а на переживание «я должен», «надо» [7, c. 463].

Под волевыми качествами следует понимать особенности волевой регуляции, которые проявляются в определенных особенных условиях, обусловленные характером той трудности, которую необходимо преодолеть. [3, с. 114].

Многие отечественные авторы считают, что волевые качества отчасти похожи на основные качества личности, поскольку их выработка происходит во время учебной деятельности. Из чего следует, что формирование волевых качеств- педагогически управляемый процесс. При этом формирование происходит не под средством искусственных упражнений, а выработка при выполнении повседневных обязанностей.

Структура волевых качеств. По своей структуре волевые качества похожи на качества личности – имеют как горизонтальную, так и вертикальную направленность.

Образование горизонтальной структуры связано с типологическими особенностями свойств нервной системы.

В отечественной психологии многие авторы, при рассмотрении данного вопроса полагаются на теорию И. П. Павлова, суть которой заключается в разделении успешным и неуспешным типологические особенности. Успешные особенности включают в себя сильную нервную систему (силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов), неуспешные - противоположные типологические особенности. [6, с. 14].

Можно сказать, что у каждого волевого качества, по сути, есть своя собственная психофизиологическая структура.

Вертикальная структура у названных нами волевых качеств схожа и предполагает три части, где вторая вытекает из первой, а третья из второй. Первая часть включает природные задатки - нейродинамические особенности, вторая часть - волевые усилия, формирующиеся под действием инициации и стимуляции. Третья часть формируется под действием личностных, а также социальных факторов и мотивационной сферой, нравственными принципами. [5, с. 15].

На сегодняшний день в психологии существуют различные виды подходов, позволяющие классифицировать волевые качества личности.

Одну из подобных классификаций предложил Ф. Н. Гоноболин. В данной классификации волевые качества принято делить на 2 группы, при этом основанием для такого разделения является активность и торможение психических процессов и нежелательных действий. Первая группа включает в себя такие качества, как смелость, решительность, настойчивость и самостоятельность; вторая группа включает в себя выносливость, самообладание, терпение, организованность, дисциплинированность. [2, с. 42].

По-иному классифицировал волевые качества С. Л. Рубинштейн. В его классификации конкретные волевые качества должны соответствовать конкретным этапам волевого процесса. К примеру, он относил проявление инициативности к самой первой фазе волевого действия, за которой следуют независимость и самостоятельность, а затем, уже во время фазы принятия решений, появляется и решительность, за которой на этапе исполнения волевого действия появляются настойчивость и энергичность. [3, с. 25].

Так же отличительный подход к классификации волевых качеств выделил В. К. Калин. В основу разведения легли функции волевой регуляции, выделяются две группы волевых качеств: базальные (первичные) и системные (вторичные) [4, с 2].

Таким образом, из анализа литературы мы наблюдаем несколько направлений в классификации волевых качеств, отличие их заключается в основанииразведения качеств, некоторые авторы берут за основы процессы физиологического/ психофизиологического происхождения, другие авторы основываются на социальных, личностных особенностях.

Развитие волевых качеств на уроках хореографии. Различные отрасли творческой деятельности способствуют формированию волевых процессов. В хореографии самое важное значение имеет двигательная функция, её главное свойство заключается в подчинении скорости и музыкальной восприимчивости мышечных рефлексов, пластичности, ловкости, подвижности и выносливости опорно-двигательного аппарата, неуправляемость либо управляемость которого подчиняется повышению или понижения волевых признаков. [8, с. 27].

По мнению отечественных авторов, (А. И. Высоцкий) на средний школьный возраст приходится коренная перестройка структуры волевой активности. Регуляция своего поведения осуществляется за счет внутренней стимуляции или само стимуляции, при этом структуры волевой активности, еще недостаточно зрелы. Внешняя стимуляция в виде воспитательных, педагогических воздействий не всегда эффективна, в силу возрастных особенностей. Данный возраст отличается снижением дисциплинированности, проявлением негативизма, подросток отстаивает собственную точку зрения, право на свое мнение – и все это происходит благодаря противостояния взрослому. При этом настойчивость может проявиться только в интересной работе [1, с. 9].

Средние классы – тот возраст, когда происходит открытие сенсорных каналов, т.е. наиболее эффективно развитие на эмоциональном уровне. В это время можно особенно хорошо закреплять различные навыки, к которым относятся артистичность, эмоциональность, музыкальность, образное мышление, художественный вкус, образно-эмоциональную память. В дальнейшем все это станет необходимым инструментом для того, чтобы правильно сформировать развитие и работу двигательных рефлексов, а так же технических возможностей ребенка. [8, с. 105].

В хореографии волевые качества формируются и развиваются на двух уровнях: психологическом и физиологическом.

Специфика обучения хореографии такова, что ребенок с первых дней знакомится с первой и важнейшей трудностью физического перестроения опорной основы двигательного аппарата, а это, в свою очередь, связано с проявлением воли. И тут возникает противоречие готовность к обучению танцу, не всегда соответствует физическим волевым качествам. В средних классах проблемы связанные с недоразвития детского организма, могут приумножится в силу возрастных особенностей физического роста. С данной проблемой педагоги средних классов справляются далеко не всегда, поскольку они пытаются найти причину в собственных недоработках либо в том, что ученики не понимают новый учебный материал, то есть в их интеллектуальном недоразвитии [8, с. 106].

Но особенность танца в том, что эмоции и физика преобладают над интеллектом. Независимо от уровня интеллектуального развития ребенка, важнее оказываются его физические природные свойства: если они не соответствуют требованиям, ребенок будет не способен воспринимать учебный материал.

Психический уровень также содержит в себе ряд проблем, которые связаны с нарушением идеи хореографического образования. Не всегда на занятиях танцем дети могут получить эмоциональную разгрузку.

Дисциплина, которая создается из элементов разных национальных танцев, и которая при этом одновременно замечательно развивает координацию, мелкую моторику, волевые качества, танцевальные способности, эмоциональную сферу, музыкально-эмоциональную отзывчивость, а так же при этом снимает психическую перегрузку.

Исполнение народных танцев приносит мышечную радость и позволяет активизировать познавательную и двигательную активность. Н. И. Тарасов подчеркивал, что когда ребёнок имеет пятёрку по народно-сценическому танцу, то по классике ему нельзя ставить «три» или «два». [8, с. 107].

Заключение. Анализируя литературные источники, мы видим различные подходы в отечественной науке к изучению данного понятия. Важно подчеркнуть, что формирование и развития волевых качеств в среднем школьном возрасте на уроках хореографии сопряжено с рядом противоречий. В большей части они связаны с особенностями физического развития.

В силу этого главной особенностью формирования непосредственно воли танцовщика оказывается укрепление и развитие физиологических качеств воли, а также формирование и развитие двигательных реакций опорно-двигательного аппарата, формирование навыков на основе динамических стереотипов. Волевые качества на эмоциональном уровне в хореографии можно сказать второстепенны. Т.е. для успешного освоения данной деятельности ориентир настроен на развитие физиологических волевых качеств, эмоциональные волевые качества в своей второстепенности являются средством развития эстетического вкуса, волевых процессов, внутренних личностных структур.

Список литературы

  1. Вестник Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой. – СПб.: Академия Русского Балета имени А. Я. Вагановой, 2008 №2 (20). – 82-83 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 500-511 с.
  3. Гусарова, Е. Н. Профессиональное становление личности в процессе обучения [Текст] / Е. Н. Гусарова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - 248-252 с.
  4. Еникеев, С. В. Общая психология: учебник для вузов [Текст]: учебное пособие / С. В. Еникеев. - М.: Приор, 2011. - 400 с.
  5. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст]: учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПБ.: Питер, 2010. - 270-280 с.
  6. Карасева, С. Н. Карасева С. Н. Проблема воли в истории философии и психологии // Культура и образование. – Октябрь 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/10/869
  7. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст]: учебное пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. - 463 с.
  8. Соковикова, Н.В. Введение в психологию балета / Н.В. Соковикова. -Новосибирск: ИД «Сова», 2006. - 300 с.
  9. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. - с. 32
  10. Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. – Л.:ЛГУ, 1963.- 96с.

Сведения об авторе.

Мучкаев О. Ю. – преподаватель Классического и Историко-бытового танцев, хореографического отделения ГБУДО г. Москвы «Рязановской ДШИ «Дар».

Информация для связи с автором

Адрес места работы, учебы: ГБУДО г.Москвы «Рязановская ДШИ «Дар»., П. Рязановское, пос. Знамя Октября, д.31, стр.3., е-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru, i.gubarenko@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"

Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА

Среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.Особая роль ...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Статья "Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе"

Приоритетной задачей современной образовательной системы является проблема творчества, как субъектная деятельность детей младшего школьного возраста. Данная проблема стала одной из главных приоритет...

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящей статье  рассмотрено влияние занятий гимнастикой на  здоровье детей дошкольного возраста. ч Физическая культура - необходимый компонент жизнедеятельности, как индивида, так и соци...