Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).
статья

Кизилова Ирина Валерьевна

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности.

 Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они очень подвижны и, по данным  А.Г. Сухарева, могут делать до 21 тысячи шагов в сутки.

Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, возятся друг с другом и иногда дерутся.

 Однако, ведущей  деятельностью в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность.

Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Постепенно мотивация учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка есть уже завоеванная общественная позиция ему нечего достигать.

В  младшем школьном возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения.

Ребенок становится самостоятельным,  стараясь сам выбирать, как ему поступать в определенных ситуациях.

В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.

Именно в формировании средствами   физической культуры познавательного мышления , самостоятельности и ответственности и заключается основная задача учителя на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, в нашем случае плавания

Рабочая программа к курсу составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Плавание – жизненно необходимый навык, одно их оптимальных средств закаливания и общего оздоровления организма, а так же  и  один из самых популярных видов спорта.

Рассматривая оздоровительный (закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.) и рекреационный эффект занятий плаванием, необходимо отметить, что  данный эффект обусловлен    следующим фактом- вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

        В свою очередь, плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц.

        Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.

        Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

        Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

        Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она включает в себя  три  направления: образовательное,  оздоровительное и воспитательное:

  1. Образовательное - последовательно-параллельное разучивание подготовительных и подводящих упражнений по освоению с водой и технике плавания  способами кроль на груди и кроль на спине.
  2.  Оздоровительное – используя физические свойства воды и явление «гидроневесомости» осуществлять профилактику и корректировку заболеваний опорно-двигательного аппарата, осуществлять   общее закаливание и  оздоровление организма, а также способствовать развитию двигательных качеств.
  3.  Воспитательное -   используя средства и методические приемы обучения двигательным действиям, развивать личностные качества занимающихся, осуществлять профилактику всех форм зависимости и  девиантного поведения, способствовать формированию культуры отношений к своему здоровью и общей познавательной  активности, а так же  адаптацию к успешной школьной деятельности.

        Цель рабочей программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать  средства  физической культуры, в т.ч. плавания  для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

           Возрастная группа

        Программа разработана для учащихся образовательных организаций в возрасте 7-8 лет не имеющих базовой плавательной подготовки.

        Объем часов, отпущенных на занятие, продолжительность одного занятия

 Продолжительность каждого этапа программы рассчитана   на 33 часа в год,    (одно) занятие в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.

В конце обучения обучающиеся должны:

  •  иметь преставление о значении занятий физической культурой и спортом;
  • иметь преставление о значении влияния закаливания на организм человека, о средствах закаливания;
  •  адекватно (критично) оценивать собственные плавательные возможности;
  • УМЕТЬ осуществлять необходимые гигиенические процедуры;
  • УМЕТЬ преодолевать дистанцию не менее 10 метров в мелком бассейне, ПРИ ПЕРЕВОДЕ В ГЛУБОКИЙ бассейн свободно и долго лежать на груди, на спине без опоры и ИЗМЕНЯТЬ положение тела произвольно (навыки самоспасения на воде).

Таким образом процесс социализации обучающихся и дальнейшая школьная деятельность – проходят успешно! Обучая плаванию – совершенствуем самостоятельность!

Кизилова И.В.

Матвеев А.В.

Матигорова А.Н.

Золотарева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста

Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1.     Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Особеннсоти проведения инклюзивных уроков по физической культуре у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Инклюзивный урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач...

Порядок организации взаимодействия слабовидящих детей и их здоровых сверстников младшего школьного возраста в рамках инклюзивного урока по физической культуре

В методической разработке представлены схемы организации инклюзивных уроков по физической культуре. В этих схемах присутствует следующие обозначения: В- вместе (предполагается совместная работа здоров...

Формирование интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом моло...