Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).
статья

Кизилова Ирина Валерьевна

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности.

 Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они очень подвижны и, по данным  А.Г. Сухарева, могут делать до 21 тысячи шагов в сутки.

Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, возятся друг с другом и иногда дерутся.

 Однако, ведущей  деятельностью в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность.

Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Постепенно мотивация учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка есть уже завоеванная общественная позиция ему нечего достигать.

В  младшем школьном возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения.

Ребенок становится самостоятельным,  стараясь сам выбирать, как ему поступать в определенных ситуациях.

В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.

Именно в формировании средствами   физической культуры познавательного мышления , самостоятельности и ответственности и заключается основная задача учителя на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, в нашем случае плавания

Рабочая программа к курсу составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Плавание – жизненно необходимый навык, одно их оптимальных средств закаливания и общего оздоровления организма, а так же  и  один из самых популярных видов спорта.

Рассматривая оздоровительный (закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.) и рекреационный эффект занятий плаванием, необходимо отметить, что  данный эффект обусловлен    следующим фактом- вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

        В свою очередь, плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц.

        Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.

        Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

        Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

        Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она включает в себя  три  направления: образовательное,  оздоровительное и воспитательное:

  1. Образовательное - последовательно-параллельное разучивание подготовительных и подводящих упражнений по освоению с водой и технике плавания  способами кроль на груди и кроль на спине.
  2.  Оздоровительное – используя физические свойства воды и явление «гидроневесомости» осуществлять профилактику и корректировку заболеваний опорно-двигательного аппарата, осуществлять   общее закаливание и  оздоровление организма, а также способствовать развитию двигательных качеств.
  3.  Воспитательное -   используя средства и методические приемы обучения двигательным действиям, развивать личностные качества занимающихся, осуществлять профилактику всех форм зависимости и  девиантного поведения, способствовать формированию культуры отношений к своему здоровью и общей познавательной  активности, а так же  адаптацию к успешной школьной деятельности.

        Цель рабочей программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать  средства  физической культуры, в т.ч. плавания  для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

           Возрастная группа

        Программа разработана для учащихся образовательных организаций в возрасте 7-8 лет не имеющих базовой плавательной подготовки.

        Объем часов, отпущенных на занятие, продолжительность одного занятия

 Продолжительность каждого этапа программы рассчитана   на 33 часа в год,    (одно) занятие в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.

В конце обучения обучающиеся должны:

  •  иметь преставление о значении занятий физической культурой и спортом;
  • иметь преставление о значении влияния закаливания на организм человека, о средствах закаливания;
  •  адекватно (критично) оценивать собственные плавательные возможности;
  • УМЕТЬ осуществлять необходимые гигиенические процедуры;
  • УМЕТЬ преодолевать дистанцию не менее 10 метров в мелком бассейне, ПРИ ПЕРЕВОДЕ В ГЛУБОКИЙ бассейн свободно и долго лежать на груди, на спине без опоры и ИЗМЕНЯТЬ положение тела произвольно (навыки самоспасения на воде).

Таким образом процесс социализации обучающихся и дальнейшая школьная деятельность – проходят успешно! Обучая плаванию – совершенствуем самостоятельность!

Кизилова И.В.

Матвеев А.В.

Матигорова А.Н.

Золотарева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста

Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1.     Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Особеннсоти проведения инклюзивных уроков по физической культуре у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Инклюзивный урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...