Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).
статья
Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).
Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности.
Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они очень подвижны и, по данным А.Г. Сухарева, могут делать до 21 тысячи шагов в сутки.
Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, возятся друг с другом и иногда дерутся.
Однако, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Постепенно мотивация учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка есть уже завоеванная общественная позиция ему нечего достигать.
В младшем школьном возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения.
Ребенок становится самостоятельным, стараясь сам выбирать, как ему поступать в определенных ситуациях.
В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.
Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.
Именно в формировании средствами физической культуры познавательного мышления , самостоятельности и ответственности и заключается основная задача учителя на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, в нашем случае плавания
Рабочая программа к курсу составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Плавание – жизненно необходимый навык, одно их оптимальных средств закаливания и общего оздоровления организма, а так же и один из самых популярных видов спорта.
Рассматривая оздоровительный (закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.) и рекреационный эффект занятий плаванием, необходимо отметить, что данный эффект обусловлен следующим фактом- вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.
Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.
В свою очередь, плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц.
Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.
Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.
Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она включает в себя три направления: образовательное, оздоровительное и воспитательное:
- Образовательное - последовательно-параллельное разучивание подготовительных и подводящих упражнений по освоению с водой и технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине.
- Оздоровительное – используя физические свойства воды и явление «гидроневесомости» осуществлять профилактику и корректировку заболеваний опорно-двигательного аппарата, осуществлять общее закаливание и оздоровление организма, а также способствовать развитию двигательных качеств.
- Воспитательное - используя средства и методические приемы обучения двигательным действиям, развивать личностные качества занимающихся, осуществлять профилактику всех форм зависимости и девиантного поведения, способствовать формированию культуры отношений к своему здоровью и общей познавательной активности, а так же адаптацию к успешной школьной деятельности.
Цель рабочей программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать средства физической культуры, в т.ч. плавания для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Возрастная группа
Программа разработана для учащихся образовательных организаций в возрасте 7-8 лет не имеющих базовой плавательной подготовки.
Объем часов, отпущенных на занятие, продолжительность одного занятия
Продолжительность каждого этапа программы рассчитана на 33 часа в год, (одно) занятие в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.
В конце обучения обучающиеся должны:
- иметь преставление о значении занятий физической культурой и спортом;
- иметь преставление о значении влияния закаливания на организм человека, о средствах закаливания;
- адекватно (критично) оценивать собственные плавательные возможности;
- УМЕТЬ осуществлять необходимые гигиенические процедуры;
- УМЕТЬ преодолевать дистанцию не менее 10 метров в мелком бассейне, ПРИ ПЕРЕВОДЕ В ГЛУБОКИЙ бассейн свободно и долго лежать на груди, на спине без опоры и ИЗМЕНЯТЬ положение тела произвольно (навыки самоспасения на воде).
Таким образом процесс социализации обучающихся и дальнейшая школьная деятельность – проходят успешно! Обучая плаванию – совершенствуем самостоятельность!
Кизилова И.В.
Матвеев А.В.
Матигорова А.Н.
Золотарева Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-614486-1427865592.jpg)
Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста
Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1. Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-631557-1460374585.jpg)
Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/21/picture-87067.jpg)
Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"
В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Особеннсоти проведения инклюзивных уроков по физической культуре у слабовидящих детей младшего школьного возраста
Инклюзивный урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/10/picture-1487694-1712762893.jpg)
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/10/picture-1487694-1712762893.jpg)
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...