Особеннсоти проведения инклюзивных уроков по физической культуре у слабовидящих детей младшего школьного возраста
статья

Инклюзивный урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnyy_urok_fk.docx154.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мы рассмотрели структуру урока физической культуры и выделили следующие его аспекты:

- Составные части урока (вводная, подготовительная, основная, заключительная);

- Содержательная сторона урока;

- Материально-техническое обеспечение урока (инвентарь);

- Дозирование физических нагрузок на уроке;

- Показания и противоказания к выполнению двигательныхдейсвтий

- Постановка задач;

- Методы организации деятельности занимающихся на уроке;

- Способы оценки деятельности учащихся на уроке;

        В инклюзивном уроке по физической культуре сохраняются вышеперечисленные аспекты и к ним добавляются дополтинельные требования, о которых мы напишем дальше.

Состанвые части урока

        Инклюзивный урок по физической культуре разделён на четыре составные части:вводная (3-4 минуты);подготовительная (10-15 минут); основная (15-18 минут) - изучение новых двигательных действий. Более высокая физическая нагрузка приходится на вторую половину основной части, так как она должна возрастать постепенно. В основной части идет обучение одному двигательному действию, а также повторяется материал прошлого урока;заключительная (5 минут) - упражнения на расслабление и дыхание.

        Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

Содержательная сторона урока

        В содержание вводной части входят:

  1. Начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока).

        В инклюзивном уроке по физической культуре целесообразнее в начале урока производить построение не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные, на левом - менее. Такое построение удобно для учителя тем, что он может контролировать физическую нагрузку каждого обучающегося.

        Построение можно организовать следующим образом:

  • Сначала строится шеренга здоровых, а за ними шеренга слабовидящих детей. Такое построение можно организовывать не только традиционно на боковой линии. К примеру, можно построить детей на средней линии. При выполнении упражнений в подготовительной части, здоровые и слабовидящие дети могут работать на противоположных сторонах зала. Всё будет зависеть от цели педагога.
  • Построение через одного: здоровый - слабовидящий и т.д.

        Сообщение задач урока. Если здоровый ребёнок может беспрепятственно понять слова педагога, то слабовидящий ребёнок нуждается в более медленной форме приема информации. При сообщении задач урока, педагог должен не только говорить медленнее, но и ставить задачиболее четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Такой подход связан с тем, что у слабовидящих детей нарушено словесно-логическое мышление.

        Расположение учителя по отношению к детям.Если здоровым детям не принципиально, где будет стоять педагог, потому что нормально видящие глаза здоровых детей обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения, то для слабовидящих детей это играет достаточно важную роль. Педагогу, работающему в инклюзивном классе, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна, потому что у слабовидящих детей нарушено светоощущение. Светоощущение - способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость.Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь. В этом случае дети пользуются темными очками. Такому ребенку следует предложить место для занятий физкультурой в теневой части зала, спортивной площадки или стать спиной к солнцу (источнику света). Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного освещения. Освещенность спортивного зала (помещения) на инклюзивных уроках физической культуры должна быть намного выше, чем в классических уроках (источник - Шапкова). В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

  1. Наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и выполнение дыхательных упражнений.

        Частота сердечных сокращений человека (пульс) - это количество ударов сердца в минуту.

        В начале каждого урока всегда проверяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Те, у кого частота сердечных сокращений выше 80 уд/мин. встают на левый фланг. Такой контроль за состоянием учащихся предотвращает возможность перенагрузки в последующих частях урока.

        Кратковременное действие умеренных мер гипоксии стимулирует аэробный обмен в большинстве органов и тканей, делая организм более выносливым. В крови повышается количество эритроцитов и увеличивается объем легких.Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, выработать плавный, экономный выдох.

        Таким образом, второстепенной целью дыхательных упражнений в вводной части будет являться нормализация ритма дыхания, чтобы частота сердечных сокращений понизилась до 80 уд/мин. В таком случае все дети будут полноценно готовы к предстоящей нагрузке.

        Итак, можно сделать вывод, что вводная часть урока, в которой мы занимаемся начальной организацией класса и выполнением дыхательныхупражнених идет нам на пользу в дальнешей организации урока.         Существенной особенностью данной части является построение детей по степени физической подготовленности и измерение их частосты сердечных сокращений.Следовательно, преимущества данной части урока будут состоять в возможности педагога чётко регулировать уровень физической нагрузки занимающихся.

        В содержание подготовительной части входит:

  1. Различные варианты ходьбы, бега.

        Перед выполнением общеразвивающих упражнений следует размять большие группы мышц с помощью ходьбы и бега.

        В ходьбе нет никакх особенностей.

        Как показала практика проведения инклюзивных уроков физической культуры, здоровым и слабовидящим детям трудно бегать по кругу вместе. Причина тому - слабая физическая подготовка последних. В таком случае есть три выхода:

  • Постоянно проговоривать методические указания, косающиеся скорости бега (малоэффективно).
  • Задать скорость бега направляющему. Желательно поставить вперед слабовидящего ребёнка, физическое развитие которого на низком уровне. Таким образом можно будет решить сразу две задачи: придать направляющему уверенности в своих силах и дать ему почувствовать, что он бежит первый; также дети будут вынуждены придерживаться темпа направляющего.
  • Время от времени самому принимать участие в беге. Как только преподаватель видит, что темп детей привышает указанный, а методические указания не помогают, преподаватель может встать направляющим и таким образом регулировать темп.

        Выше мы рассмотрели совместый вариант выполнения бега. Второй вариант предполагает бег слабовидящих и здоровых детей отдельно друг от друга на противополжных сторонах зала. В этом случае педагогу будет легче регулировать нагрузку занимающихся, так как у занимающихся будет намного меньше пространства, чтобы разгоняться. Им придется вынуждено регулировать скорость своего бега.

        Мы считаем, что для бега в подготовительной части урока подходит второй вариант, так как слабовидящим детям рекомендовано чередовать бег с ходьбой, чего невозможно сделать в общем строе.

  1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

        При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возрастаи физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8:

а) после предварительного показа и объяснения преподавателя;

б) одновременно с показом и объяснением преподавателя;

в) только по показу;

г) только по объяснению.

        Из этого списка для инлюзивного урока физической культуры подходит первый вариант -после предварительного показа и объяснения преподавателя. Связано это с тем, что слабовидящие дети медленнее воспринимают поступаемуюинформацию, и перед выполнением упражнения им нужно иметь зрительный образ. К тому же в этом варианте сочетаются сразу два канала восприятия информации - зрительный и слухой, что помогает слабовидящему ребёнку получить наиболее полную картину о предстоящем упражнении.

        Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений.

Для взаимодействия здоровых и слабовидящих детей рационально использовать все способы, кроме поточного (причина написана в его описании). Но в каждом способе связь детей будет выражана по-разному: в одном случае - прямая, в другом - косвенная. Рассмотрим все способы поподробнее.

        Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.

        В инклюзивном уроке физической культуры такой способ будет являться самым оптимальным, так как нужно учитывать, что утомление у слабовидящих детей наступает быстрее, чем у нормально видящих, поэтому для них важен отдых между упражнениями. Также паузы можно заполнить дыхательными упражнениями, чтобы восстановить дыхание.

        Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего.

        В инклюзивном уроке физической культуры такой способ является менее эффективным, потому что педагогу будет труднее регулировать двигательную деятельность обучающихся. Дети начнут уставать быстрее, что приведет к резкому утомлению перед основной частью урока.

        Выполнение упражнений в парах.

        Общеразвивающие упражнения в парах применяются для развития силы, гибкости, быстроты, ловкости, координации движений, формирования правильной осанки. Общеразвивающие упражнения в парах очень эмоциональны и повышают интерес к занятиям.

Характер упражнений в парах:

  • Одновременное выполнение упражнения.
  • Поочередное выполнение упражнения.
  • Попеременное выполнение упражнения.

Методические указания по организации общеразвивающих упражнений в парах:

  • Подобрать партнеров (здоровый и слабовидящих ребёнок) по полу с относительно одинаковой физической подготовленностью, весом и ростом.
  • Определить номер партнеров (№1 выполняет основные действия, №2 - второстепенные).
  • Рационально разместить занимающихся с увеличением интервала и дистанции, чтобы не мешать другим парам (рекомендуется удобное расположение по кругу, диагонали или шеренгами).
  • Точно и понятно объяснить упражнение с показом. Как писалось ранее, педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно,чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать время на обдумывание. Исходя из того, что слабовидящие дети имеют низкий уровень зрения, мешающий им увидеть действия педагога, рекомендуется объяснить это здоровым детям и сказать, чтобы они помогали слабовидящим детям принимать правильное исходное положение.
  • Согласовать движения с нужным темпом.
  • Преимущество этого способа состоит в том, что такая организация деятельности обучающихся решает сразу две задачи: повышение интереса к выполнению физических упражнений, и прямое взаимодействие слабовидящих и здоровых детей, что помогает первым не чувствовать себя изолированно от коллектива.

Выполнение упражненийпо одному.

При выполнении общеразвивающих упражнений по одному, рекомендуется ставить обучающихся через одного - здоровый/слабовидящий. В таком случае слабовидящие дети, которые плохо видят в очках, могут смотреть на рядом стоящих здоровых партнеров, чтобы брать с них пример при правильном выполнении упражнений.

        Итак, можно сделать вывод, что подготвительную часть занятия в инклюзивном уроке физической культуры можно организовывать в тесной связи здоровых и слабовидящих детей, так и выполнять все упражнения раздельно, на разных частях зала. Исходя из главной особенности инклюзивного урока физической культуры - взаимодействие здоровых и слабовидящих детей, мы рекомендуем придерживаться первого варианта.        В заключение подчеркнём следующее: затруднения в организации деятельности обучающихся в подготовительной части вызывает только бег из-за слишкой большой разницы в уровне физической подготовки детей, а в остальном организация деятельности обучающихся проблем не вызывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Методическое пособие по коррекции плоскостопия у слабовидящих детей младшего школьного возраста в домашних условиях

Уважаемые родители, вы держите в руках пособие, направленное на коррекцию плоскостопия у слабовидящих детей в домашних условиях. Оно было разработано с учетом индивидуальных особенностей данной катего...

Игровые методы адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста

Статья посвящается влиянию игровых методов адаптивного физического воспитания для детй младшего школьного возраста...

Порядок организации взаимодействия слабовидящих детей и их здоровых сверстников младшего школьного возраста в рамках инклюзивного урока по физической культуре

В методической разработке представлены схемы организации инклюзивных уроков по физической культуре. В этих схемах присутствует следующие обозначения: В- вместе (предполагается совместная работа здоров...

Формирование интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом моло...