Формирование интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста
материал

Сэротэтто Ксения Григорьевна

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В процессе обучения учащиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность учащихся.

Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективистские, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повыше­нии активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как одно из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных качеств личности.

Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учащихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у учащихся удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение, и укрепление здоровья учащихся.

Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективистские, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повыше­нии активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как од­но из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных качеств личности.

Активность учащихся на уроке физической культуры во многом зависит от самого учителя. Существует много путей и способов повышения активности учащихся: правильная постановка задач на уроке, эмоциональное проведение урока, создание положительного социально-психологического климата на уроке, устранение ненужных пауз и т.д.

Объект исследования – физическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – средства и методы формирования интереса у младших школьников к урокам физической культуры.

Цель исследования - определить основные пути формирования интереса к урокам физической культуры у младших школьников

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

 

Гипотеза исследования – что изучение интереса младших школьников к занятиям физической культурой позволит выявить основные мотивы и пути повышения заинтересованности детей к урокам физической культуры. Это в свою очередь, должно положительно сказаться на усилении интереса младших школьников к занятиям физической культурой и спортом, их посещаемости уроков физической культуры, на улучшение физической подготовки.

Методы исследования:

1. анализ литературы.

2. педагогический эксперимент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 30.04.1016_.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Новоуренгойский многопрофильный колледж»

Формирование интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста

Выпускная квалификационная работа

Автор дипломной работы:

Сэротэтто К.Г.,

Студентка 4курса

Специальность «Физическая культура

Руководитель курсовой работы:

Букатова Н.В. преподаватель физической культуры и частных методик

Рецензент: Пригарин И.Л.

 

Новый Уренгой 2016г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРВСТА …………………………….….

1.1.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…………

1.2.Понятие мотивы и мотивация………………………………………….…

1.3 Средства формирования интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста…………………………………………..……

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………

ГЛАВА II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……

2.1 Организация исследования………………………………………………

2.2 Результаты исследования ……………………………………………….

2.3Практические рекомендации ………………………………………………..

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………

ПРИЛОЖЕНЕЕ…………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В процессе обучения учащиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность учащихся.

Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективистские, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повыше­нии активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как одно из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных качеств личности.

Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учащихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у учащихся удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение, и укрепление здоровья учащихся.

Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективистские, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повыше­нии активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как од­но из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных качеств личности.

Активность учащихся на уроке физической культуры во многом зависит от самого учителя. Существует много путей и способов повышения активности учащихся: правильная постановка задач на уроке, эмоциональное проведение урока, создание положительного социально-психологического климата на уроке, устранение ненужных пауз и т.д. 

Объект исследования – физическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – средства и методы формирования интереса у младших школьников к урокам физической культуры.

Цель исследования - определить основные пути формирования интереса к урокам физической культуры у младших школьников

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Гипотеза исследования – что изучение интереса младших школьников к занятиям физической культурой позволит выявить основные мотивы и пути повышения заинтересованности детей к урокам физической культуры. Это в свою очередь, должно положительно сказаться на усилении интереса младших школьников к занятиям физической культурой и спортом, их посещаемости уроков физической культуры, на улучшение физической подготовки.

Методы исследования: 

  1. анализ литературы.
  2. педагогический эксперимент  

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРВСТА 

1.1.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых полу чает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на дан ном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его но вые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим".

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка посте пенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника - в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют "обходными путями", к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т.д.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребе нок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и за конам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни.  Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. "Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д."

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что бы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

1.2 Понятие мотивы и мотивация.

Мотивация (от lat. «movere») - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив (лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив» - это опредмеченная потребность. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, желание утолить жажду - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель.

Система мотивации - это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда сотрудников компании, а также в привлечении талантливых специалистов и их удержании. Другими словами цели можно обозначить следующим образом: - привлечь новых сотрудников; - вовлечение в рабочий процесс и раскрытие их потенциала; - удержание талантливых сотрудников

Виды мотивации

  1. Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
  2. Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
  3. Положительная и отрицательная мотивация.

Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной.

Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

  1. Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Для определения концептуального подхода к формированию у школьников интереса к физической культуре необходимо было вначале выявить, что же такое интерес к физической культуре, а также педагогические и психологические факторы и условия, обеспечивающие успех в процессе его формирования. В результате установлено, что наше понимание интереса к физической культуре принципиально отличается от изложенной.

Интерес к физической культуре необходимо рассматривать как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационный сферы школьников.

Под мотивацией занятий физической культурой следует понимать смысл занятий, мотивы, цели, эмоции. При этом мотив должен рассматриваться как направленность ученика на отдельные стороны таких занятий: учебно-познавательные мотивы, результативные, мотивы благополучия быть здоровым. Смысл занятий физической культурой определяется личностным значением таких занятий.

Цели - промежуточные этапы на пути реализации мотивов.

Мотивацию следует различать как внутреннюю и внешнюю по отношению к школьникам. Активный интерес к физической культуре формируется лишь в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, то есть, являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию.

Успешная реализация таких мотивов и целей вызывают у школьников вдохновение достигнутым успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, с товарищами по классу во время занятий и так далее.

Важным фактором воспитания повышающим надёжность спортивной деятельности, является формирование у занимающихся спортом стойких интересов, убеждений (мотиваций) [47]. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях экспериментально доказано, что мотивы связанные со спортивной деятельностью стимулируют моторную, интеллектуальную и волевую активность человека, способствует поддержанию высокого уровня работоспособности и достижению высокого спортивного мастерства. В этом смысле мотивируемый человек более эффективно реализует любое дело, а главное, он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил.

Формирование мотиваций - длительный педагогический процесс, который начинается с раннего детства в семье более целенаправленно продолжается в школе и окончательно сформировывается в зрелом возрасте.

Школьный фактор (коллектив) является мощным в формировании интересов детей к занятиям физическими упражнениями и спортом. Под коллективным и согласованным воздействием классного руководителя, учителя физической культуры и тренера в спортивной секции имеется реальная возможность коррекции в воспитании личности школьников и привитие им навыков и правил здорового образа жизни.

Зная основные факторы воздействия на процесс формирования мотивации школьников, мы сможем больше детей приобщить к активной двигательной деятельности. Большое значение в спортивной деятельности имеют мотивы (мотив, от французского - побуждение к деятельности).

Если цель определяет то, к чему человек стремится, чего он хочет достичь, то мотивы в волевом действии выступают как осознанные переживания, стимулирующие его на преодоление различных по характеру трудностей [55].

По мнению Пуни А.У. , мотивы, связанные с двигательной деятельностью стимулируют моторную, интеллектуальную, волевую активность способствуя достижения высокого результата. Мотивы, которые влияют на физическую деятельность ребёнка, часто отличаются от мотивов взрослого [41]. Необходимо обратить внимание, что такие мотивировки, как, например, совет других, учителей, тренеров, приказ родителей и так далее, следует рассматривать, как интуитивные факторы непосредственного внешнего влияния, которые не могут быть устойчивыми регуляторами в самостоятельной деятельности.

В раннем детстве мотивации требуют постоянного подтверждения и управления со стороны близких людей, педагогов, учителей физической культуры. Различают несколько стадий формирования мотиваций. Некоторые учёные выделили два направления в изучении мотивации. Первое изучает причины, по которым люди предпочитают один вид деятельности другому, влияние различных мотивов, ценностей и потребностей. Во втором направлении делается попытка объяснить, почему люди работают с различной степенью интенсивностью .

В детском возрасте мотивы занятий физической культурой и спортом могут быть выражены следующими причинами:

1)        Причины начала занятий физической культурой и спортом.

- внутренние убеждённости;

- пассивные причины;

- принудительные причины.

2)        Причины, поддерживающие интерес к занятиям физической культурой на начальном этапе.

- повышение мастерства;

- потребность в общении;

- двигательная потребность ].

На формирование мотиваций у детей оказывает большое влияние различные противоречия, столкновения конфликты между различными субъектами.

Субъектами конфликтов в количестве могут быть различные лидеры.

Формирование мотиваций детей происходит под непосредственным влиянием родителей школьного коллектива и спортивных секций

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения


Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об уровне сформированности интереса младших школьников к урокам физической культуры:

1)младший школьный возраст является сенситивным к началу многоступенчатого процесса формирования интереса к физической культуре;

 2) поддержание интереса и целеустремленности у младших школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями;

3)формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников должно опираться на учет индивидуальных особенностей занимающихся;

4) стимулирующий эффект оценки по предмету «физическая культура» проявляется, если она объективна, всестороння, дифференцирована и индивидуально обоснована;

5) формирование интереса к урокам физической культуры у младших школьников представляется значимым, так как сформированность интереса позволяет получать необходимую физическую нагрузку, преодолевать отрицательные проявления гиподинамии и предупреждать умственное переутомление путем систематического выполнения физических упражнений; 6)

уровень сформированности интереса к физической культуре у младших школьников, посещающих внеклассные спортивные мероприятия выше, чем у остальных учащихся начальной школы, не посещающих спортивные кружки.

Интерес к урокам физической культуры у учащихся младшего школьного возраста можно сформировать только в том случае, если: 1) учебно-воспитательный процесс будет строиться с учетом возрастных особенностей; 2) формирование интереса к урокам физической культуры будет опираться на личностно-ориентированный подход; 3) в учебно-воспитательном процессе будут активно использоваться творческие задания, способствующие комплексному формированию интереса к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ им. героя РФ В.П. Шарпатова с учащимися 3- 4 классов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.На констатирующем этапе было проведено предварительное анкетирование у учащихся 4 классов.

Автором разработана анкета по выявлению мотивации, в которой были отражены следующие мотивы занятий физической культуры:

  1. Потому, что урок проходит весело
  2. Стать сильными и умелыми
  3. Нравиться играть на уроке физической культуры
  4. Чтобы быть здоровыми
  5. Получаю хорошее настроение
  6. Нравиться соревноваться друг с другом
  7. Быть похожим на кого-нибудь
  8. Стать красивыми и стройными
  9. Потому, что хороший учитель
  10. Потому, что воспитывает силу воли

2.На формирующем этапе осуществлялось повышение интереса к занятиям физической культурой младших школьников через использование на занятиях подвижных игр

  1. На контрольном этапе было проведено повторное анкетирование.

2.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под мотивацией занятий физической культурой следует понимать смысл занятий, мотивы, цели, эмоции.

При этом мотив должен рассматриваться как направленность ученика на отдельные стороны таких занятий, познавательные мотивы, результативные, мотивы благополучия быть здоровым. Смысл занятий физической культурой определяется личностным значением таких занятий.

Для определения мотивов, влияющих на развитие интереса к занятиям физической культурой, автором  проведено  анкетирование. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Мотивы занятий физической культурой учащихся младших классов (в %%)

№ пп

Мотивы

Классы

X

3А (п=23)

4А (п=28)

1.

Потому, что урок проходит весело

43

39

46

2.

Стать сильными и умелыми

65

57

55

3.

Нравиться играть на уроке физической культуры

21

25

27

4.

Чтобы быть здоровыми

60

57

55

5.

Получаю хорошее настроение

21

32

26

6.

Нравиться соревноваться друг с другом

17

21

18

7.

Быть похожим на кого-нибудь

13

10

10

8.

Стать красивыми и стройными

39

28

34

9.

Потому, что хороший преподаватель

7

10

9

10.

Потому, что воспитывает силу воли

14

21

16

Анализируя полученный материал, можно выделить следующие стороны проявления интереса младших школьников к занятиям физической культуры.

Младшие школьники понимают, что в первую очередь, занимаясь физической культурой, можно укрепить здоровье, стать сильными и умелыми.

Понимание и осмысление этих ценностей на уроках физической культуры идут через игры детей. Игры детей очень разнообразны. В них ярко проявляется дух соревнования и важна роль, которую исполняет ребёнок. Игровые элементы присущи и самой учебной деятельности, от чего она становится более привлекательной и насыщенной. Игры, как в дошкольном, так и в младшем школьном часто чередуется с посильным трудом и даже сливается с ним, полезное и приятное срастается незаметно и прочно. Поэтому на одном из ведущих мест учащиеся младших классов выбрали ответ: "Урок проходит весело". Всё это является особым пластом как возрастной, так и просто субкультуры младшего школьного возраста.

В Большой советской энциклопедии термин "Интерес" определяется как отношение личности к предмету, как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному.

Содержание и характер интереса человека связаны со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, которыми он владеет.

Таблица 2. Показатели интереса учащихся 1-4 классов к учебным предметам (в %%)

Предметы

Классы

Х

3А (п=23)

4А (п=28)

1

Чтение

17

7

11

2

Математика

30

40

40

3

Иностранный язык

7

7

7

4

Изобразительное искусство

4

4

5

5

Физическая культура

21

17

18

6

Русский язык

9

10

8

7

Хореография

4

4

3

8

Музыка

4

4

3

9

Природоведение

0

0

1

10

Труды

4

7

4

Анализ средних значений свидетельствует о наиболее высоком интересе у учащихся 3-4 классов по значимости к учебным предметам: математика - 40%; физическая культура -18%; чтение- 11%; и т.д.

При поступлении в школу изменяется система взаимоотношений с окружающими ребёнка людьми. Укрепляется новая внутренняя позиция. Дети начинают понимать относительность нравственных норм, и это проявляется в суждениях детей. Значительно расширяется кругозор ребёнка. Конечно, он получает уже научные знания о мире и процессах, в нём происходящих. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области технических и естественных наук, а также те знания, которые приобретены ребёнком в общении (в частности на уроках физической культуры).

Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного образования.

Таблица 3. Показатели значимости урока физической культуры младших школьников (в %%)

Для выявления значимости урока физической культуры младших школьников, мы провели опрос. На вопрос: "Любите ли вы физическую культуру?" были получены следующие результаты: из 50 опрошенных ребят выявили заинтересованность в физической культуре - 90%,

На вопрос: "Уроки физической культуры помогают вам в укреплении здоровья", учащиеся 3-4 классов ответили "Да" - 79%; "Нет"-9%; "Не знаю"-12%.

Был предложен вопрос "Родители занимаются спортом?", получили следующие результаты: "Да" - 24%; "Нет" - 55%; "Не знаю"-21%.

Анализ средних значений свидетельствует, что у младших школьников заинтересованность в занятиях различными видами спорта такова: на первое место учащиеся поставили такой вид спорта как плавание - 30%, затем футбол и единоборства - 12%; лыжи - 11%; хоккей – 10%; и т.д.

Таблица 4. Заинтересованность учащихся младших классов в занятиях различными видами спорта (в %%)

Вид спорта

Классы

Х

3А (п=23)

4А (п=28)

1

Футбол

12

10

12

2

Плавание

28

29

30

3

Лёгкая атлетика

8

7

6

4

Хоккей

11

8

10

5

Гимнастика

8

7

7

6

Баскетбол

7

11

6

7

Волейбол

0

4

3

8

Лыжи

12

10

11

9

Теннис

0

4

3

10

Единоборства

14

10

12

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что те виды спорта, которые отметили младшие школьники (плавание, единоборства, лыжи, а также футбол), достаточно хорошо культивируются в школе, где проводилось анкетирование. Наверно поэтому младшие школьники выбрали эти виды спорта при анкетировании, или может ещё и потому, что ученики сами занимаются в тех видах спорта, которые они выбрали в анкете.

В процессе эксперимента автором была разработана программа педагогических воздействий, для повышения уровня интереса младших школьников к занятиям физической культурой и спортом. В эту программу входили: спортивные мероприятия, направленные для повышения интересов к физической культуре младших школьников, подвижные игры на уроках, занимательные конкурсы, викторины. Были проведены беседы как лекционного, так и семинарского занятий на тему: "Физическая культура и спорт в России", "Спорт и здоровье" и т.д., в общей сложности, проведено более 15 бесед. Помогли школе в разработке программы по физкультурно-педагогическому просвещению в этой области. Ниже предложена часть программы, для повышения интереса младших школьников к занятиям физической культурой. Подвижные игры на уроке физической культуры.

Игры и развлечения - непременные спутники жизни детей. Особое место среди подвижных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребёнку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнёру или бросать его в цель.

Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребёнка.

  1. Поймай мяч.

Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 3-4 метров и перебрасывают мяч. Третий ученик встаёт между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удаётся, он меняется местами с учеником, бросившим мяч последним.

Перед броском дети могут выполнять дополнительные движения, вести мяч на месте или в движении, бросать его вверх, вниз, и т.д.

  1. У кого меньше мячей.

Дети образуют две равные команды. Каждая из которых берёт по несколько мячей и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130 - 150 см. После сигнала учителя игроки перебрасывают мячи на площадку противника. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго свистка находится меньше мячей.

  1. Мяч водящему.

Ученики делятся на 4 - 5 групп, каждая образует свой круг. В центре круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков группы (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, которая меньше количество раз уронит мяч или быстрее закончит игру.

  1. За мяч.

Ученики образуют несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, между которыми расстояние 2-3 метра. Игрок, стоящий первым в одной из колонн, - водящий. После сигнала он передаёт мяч первому игроку из второй колонны, а сам бежит в конец этой колонны. Участник, получивший мяч, также передаёт его игроку противоположной колонны, и занимает место в конце этого ряда.

Игра продолжается, пока все игроки вернутся на свои места, а мяч окажется у водящего.

  1. Займи свободный кружок.

Все дети, за исключением водящего, становятся в кружки (или обручи) диаметром 50 см, начерченные на земле в разных местах на расстоянии 1,5-2 метра один от другого. Находящиеся в кружках перебрасывают мяч друг другу в разных направлениях. Водящий находится между игроками и старается поймать мяч на лету или коснуться его рукой. Когда водящему удаётся это сделать, учитель даёт свисток. По свистку игроки меняются местами, водящий в это время старается встать в один из кружков. Кто не успеет занять место в кружке, становится водящим. Игра продолжается... Число водящих и количество мячей может быть различным, в зависимости от умения детей бросать и ловить мяч.

Формирование положительного отношения младших школьников к физической культуре, как одному из ведущих видов деятельности учащихся - одна из важнейших задач воспитания детей.

Ведущими объективными показателями, отражающими отношение школьников к физической культуре, являлись дисциплинированность и активность; результативность деятельности, определяющая уровень развития физических качеств и физической подготовки. Объективные проявления отношения школьников младших классов находили своё выражение в мотивации, самооценки, уверенности.

Важной психологической особенностью учащихся с активно-положительным отношением к физической культуре было стремление к успеху, к результату, к лидерству, как в игровых ситуациях, так и в обычных условиях учебной деятельности.

Удовлетворить эту потребность в личном престиже младшие школьники с успехом могли на уроках физической культуры, которые в изобилии включали элементы сравнения, соперничества и стимулы активности. На вопрос: "Что же нравится в физической культуре?", дети отвечали: "Что уроки интересные, можно побегать, попрыгать"; "Что заставляет приходить на урок?" - во-первых, желание посоревноваться с другими, стремление выделиться.

Учащиеся младших классов с активной позиции на уроках физической культуры проявляли ярко выраженную настойчивость при выполнении упражнений до "отказа".

Активно-положительное отношение к физической культуре со всеми составляющими его компонентами личности, мотивацией, самооценкой, уверенностью, активно формировались при включении младших школьников в различные виды общей и полезной деятельности. Именно в коллективной деятельности раскрывается индивидуальность человека, формируется личность. По окончании педагогического эксперимента, мы проводили повторное анкетирование младших школьников (1-4 класс).

Для определения мотивов, влияющих на развитие интереса к занятиям физической культурой, мы проводили анкетирование, посредством которого выявили следующее: мотивы занятий физической культурой у учащихся; значимость урока физической культуры для учащихся, наряду с другими предметами учебного плана; причины заинтересованности детей в занятиях физической культурой; взаимосвязь интереса к физической • культуре с занятиями спортом родителями; показатели информационных предпочтений младших школьников.

Таблица 5

Мотивы занятий физической культурой у учащихся 3-4 классов (в %%)

Мотивы

Классы

X

3А (п=23)

4А (п=28)

1 . Потому, что урок проходит весело

43

50

47

2. Стать сильными и умелыми

60

57

65

3. Нравиться играть на уроке физической культуры

21

32

24

4. Чтобы быть здоровыми

85

64

74

5. Получаю хорошее настроение

13

17

13

6. Нравится соревноваться друг с другом

17

17

14

7. Быть похожим на кого-нибудь

8

4

5

8. Стать красивыми и стройными

34

35

35

9. Потому, что хороший преподаватель

8

10

8

10. Потому, что воспитывает силу воли

14

17

18

Анализируя полученный материал, можно выделить следующие стороны проявления интереса младших школьников к физической культуре.

При сравнении материалов первого и повторного анкетирования выяснилось, что ведущие мотивы сохранили преобладание над другими, в частности: "Чтобы быть здоровыми" - с 58% увеличилось до 74%; "Стать сильными и умелыми" – с 58% - 65%; "Потому что, урок проходит весело" - с 46% до 47%; "Стать красивыми и стройными" - с 33% до 35%.

Для выявления рейтинга физической культуры среди других школьных предметов, мы провели опрос школьников и получили следующие результаты (Таблица 7). Анализ средних значений свидетельствует, что учащиеся 1-4 классов поставили на первое место предмет "Математика" -47%; затем "Физическая культура" - 20%; и "Чтение" - 11%.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что физическая культура занимает одно из лидирующих мест по значимости в учебном плане (при сравнении первого и повторного анкетирования результат был практически одинаков: с 18% увеличен до 20%). Можно выделить следующие стороны проявления интереса младших школьников к физической культуре, осознание значения занятий спортом и наличие связанных с ним положительных эмоциональных переживаний, наличие идеала спортсмена, любимого вида спорта и активного действенного отношения к нему. Тот факт, что младшие школьники на первое место поставили предмет "Математика" можно объяснить достаточно просто: например, у учителя имеются собственные методики преподавания этого предмета (неординарные подходы), которые в свою очередь не доставляют трудностей детям при изучении нового материала. Поэтому дети проявляют большой интерес к данному предмету.

Таблица 6. Распределение интересов учащихся 3-4 классов  к учебным предметам (в %%)

Предметы

Классы

X

3А (п=23)

4А (п=28)

Место (%%)

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Чтение

13

13

17

7

14

14

11

14

15

Математика

40

13

8

28

14

14

47

14

12

Иностранный язык

4

8

13

10

7

10

4

11

9

Изобразительное искусство

0

8

8

3

10

3

2

9

8

Физическая культура

26

13

21

17

14

17

20

16

18

Русский язык

13

17

8

14

10

7

9

14

7

Хореография

4

8

4

10

7

7

4

7

6

Музыка

0

4

13

4

7

10

1

4

9

Природоведение

0

4

0

0

10

4

0

4

4

Труды

0

12

8

7

7

14

2

7

12

Таблица 7. Показатели значимости урока физической культуры

младших школьников 3-4 классов в (%%).

Причины

Классы

X

3А (п=23)

4А (п=28)

Да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

да

Любишь ли ты физическую культуру?

91

9

0

96

4

0

97

Уроки физической культуры помогают тебе в укреплении здоровья?

78

9

13

75

7

18

81

Твои родители занимаются спортом?

26

60

14

28

40

32

35

Для выявления значимости урока физической культуры младших школьников мы провели анкетирование (Таблица 7).

На вопрос: "Любите ли вы физическую культуру?", мы получили следующие результаты: из 50 опрошенных выявили заинтересованность в физической культуре 97% оппонентов, что на 7% больше чем в предыдущем опросе.

На вопрос: "Уроки физической культуры помогают вам в укреплении здоровья?", учащиеся 1-4 классов ответили: "Да" -81% (что на 2% больше предыдущего показателя); "Нет" - 4%; "Не знаю"- 15%.

Также был предложен вопрос: "Родители занимаются спортом?" Получили следующие результаты: "Да" - 35% (что на 11% больше предыдущего показателя)  "Нет" - 43% "Не знаю" -22%.

Анализ показывает, что в тех классах, где большинство родителей занимаются спортом, дети проявляют больший интерес к физической культуре и понимают её значимость для здоровья человека

Таблица 8 . Заинтересованность учащихся 3-4 классов

в занятиях различными видами спорта (в %%).

Вид спорта

Классы

X

3а (п=23)

4а (п=28)

Место (%%)

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Футбол

17

17

8

11

21

11

12

21

8

Плавание

33

13

13

25

11

8

33

11

9

Лёгкая атлетика

4

8

8

7

7

4

4

8

7

Хоккей

8

8

4

11

4

11

10

6

11

Гимнастика

4

13

17

9

11

7

4

6

12

Баскетбол

0

4

8

4

7

16

2

6

11

Волейбол

4

0

4

4

0

4

2

5

6

Лыжи

20

21

21

16

25

21

14

22

19

Теннис

0

0

4

4

7

4

3

6

6

Единоборства

10

16

13

9

7

14

16

9

11

Для изучения интереса учащихся к различным видам спорта, автор проводили анкетирование, посредством которого выявили заинтересованность учащихся (3-4 класс) в занятиях различными видами спорта.

Анализ средних значений свидетельствует, что у младших школьников заинтересованность в занятиях различными видами спорта такова: на первое место учащиеся поставили: Плавание - 33% (при первом анкетировании этот результат был равен 30%); Единоборства – 16% (было -12%); Лыжи - 14% (было 11%); Футбол -12% (было 12%).

Данные повторного анкетирования (на основе первоначального) дают возможность подтвердить наши выводы о предпочтении младшими школьниками тех или иных видов спорта (см. анализ Таблицы 4).

2.3 Практические рекомендации

Повышение образовательного компонента урока физической культуры с усилением информационной значимости физического воспитания для здоровья человека.

Повышение эмоционального фона урока физической культуры, что возможно на основе использования игрового метода, разнообразия учебного материала и создание благоприятной психологической атмосферы на уроке (музыка, доброта учителя).

На уроках физической культуры и в самостоятельной физкультурной деятельности использование занятий физическими упражнениями и видами спорта по интересам.

Организовывать совместные занятия физической культурой детей и их родителей.

Заинтересовывать детей чтением литературой и просмотром телевизионных передач о физической культуре и спорту, с помощью увеличения времени отводимого на данную тематику.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ им. героя РФ В.П. Шарпатова с учащимися 3- 4 классов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.На констатирующем этапе было проведено предварительное анкетирование у учащихся 4 классов.

Анализируя полученный материал, можно выделить следующие стороны проявления интереса младших школьников к занятиям физической культуры.

Младшие школьники понимают, что в первую очередь, занимаясь физической культурой, можно укрепить здоровье, стать сильными и умелыми.

Понимание и осмысление этих ценностей на уроках физической культуры идут через игры детей 

При этом мотив должен рассматриваться как направленность ученика на отдельные стороны таких занятий, познавательные мотивы, результативные, мотивы благополучия быть здоровым. Смысл занятий физической культурой определяется личностным значением таких занятий.

Повышение эмоционального фона урока физической культуры, что возможно на основе использования игрового метода, разнообразия учебного материала и создание благоприятной психологической атмосферы на уроке (музыка, доброта учителя).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения


Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об уровне сформированности интереса младших школьников к урокам физической культуры: 1)младший школьный возраст является сенситивным к началу многоступенчатого процесса формирования интереса к физической культуре; 2) поддержание интереса и целеустремленности у младших школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями; 3)формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников должно опираться на учет индивидуальных особенностей занимающихся; 4) стимулирующий эффект оценки по предмету «физическая культура» проявляется, если она объективна, всестороння, дифференцирована и индивидуально обоснована; 5) формирование интереса к урокам физической культуры у младших школьников представляется значимым, так как сформированность интереса позволяет получать необходимую физическую нагрузку, преодолевать отрицательные проявления гиподинамии и предупреждать умственное переутомление путем систематического выполнения физических упражнений; 6) уровень сформированности интереса к физической культуре у младших школьников, посещающих внеклассные спортивные мероприятия выше, чем у остальных учащихся начальной школы, не посещающих спортивные кружки.

Интерес к урокам физической культуры у учащихся младшего школьного возраста можно сформировать только в том случае, если: 1) учебно-воспитательный процесс будет строиться с учетом возрастных особенностей; 2) формирование интереса к урокам физической культуры будет опираться на личностно-ориентированный подход; 3) в учебно-воспитательном процессе будут активно использоваться творческие задания, способствующие комплексному формированию интереса к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста.

Здоровье – бесценное состояние не только отдельного человека, но и всего общества. Это феномен человеческой жизни, который в значительной степени определяется условиями ее организации, то есть образом жизни.

Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и сохранять здоровье человека. Тем не менее, необходимо выделить такие факторы образа жизни как двигательная активность, индивидуальный двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит здоровье, гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, и по особенностям которого можно судить о мотивационно-ценностных особенностях, направленности личности, о ее жизненных установках. Помимо влияния на физическое состояние человека физические упражнения способствуют совершенствованию психических свойств, формированию характера человека.

Одной из особенностей современного образа жизни является прогрессирующая тенденция к уменьшению объема двигательной активности и снижению мышечных затрат в сочетании с нервно-психическими перезагрузками. Нет более эффективного физиологического метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная (физическая) деятельность. Посредством тренировки она совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление функций различных органов и систем, а также уровня трудоспособности человека. Именно физические упражнения являются наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям среды.

К сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Данная ситуация обусловлена и такой причиной, как не сформированность мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов. Техникум должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом.

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ им. героя РФ В.П. Шарпатова с учащимися 3- 4 классов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.На констатирующем этапе было проведено предварительное анкетирование у учащихся 4 классов.

Анализируя полученный материал, можно выделить следующие стороны проявления интереса младших школьников к занятиям физической культуры.

Младшие школьники понимают, что в первую очередь, занимаясь физической культурой, можно укрепить здоровье, стать сильными и умелыми.

Понимание и осмысление этих ценностей на уроках физической культуры идут через игры детей

При этом мотив должен рассматриваться как направленность ученика на отдельные стороны таких занятий, познавательные мотивы, результативные, мотивы благополучия быть здоровым. Смысл занятий физической культурой определяется личностным значением таких занятий.

Повышение эмоционального фона урока физической культуры, что возможно на основе использования игрового метода, разнообразия учебного материала и создание благоприятной психологической атмосферы на уроке (музыка, доброта учителя).

Для определения мотивов, влияющих на развитие интереса к занятиям физической культурой, автором  проведено  анкетирование. Данные представлены в таблице 1.

Анализ средних значений свидетельствует о наиболее высоком интересе у учащихся 3-4 классов по значимости к учебным предметам: математика - 40%; физическая культура -18%; чтение- 11%; и т.д.

Для изучения интереса учащихся к различным видам спорта, автор проводили анкетирование, посредством которого выявили заинтересованность учащихся (3-4 класс) в занятиях различными видами спорта.

Анализ средних значений свидетельствует, что у младших школьников заинтересованность в занятиях различными видами спорта такова: на первое место учащиеся поставили: Плавание - 33% (при первом анкетировании этот результат был равен 30%); Единоборства – 16% (было -12%); Лыжи - 14% (было 11%); Футбол -12% (было 12%).

Данные повторного анкетирования (на основе первоначального) дают возможность подтвердить наши выводы о предпочтении младшими школьниками тех или иных видов спорта (см. анализ Таблицы 4).

Повышение образовательного компонента урока физической культуры с усилением информационной значимости физического воспитания для здоровья человека.

Список использованной литературы

1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. - М.: Академия, 2009.

2. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Физическая культура и здоровье в 3 классе. - М.: ТетраСистемс, 2007.

3. Горбунов А.Ю., Макаренко В.Г. Содержание и структура физической культуры личности младшего школьника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 10. - С.51-59.

4. Иваний И.В. Технология интеграции физического и духовного личностного развития младшего школьника способами физической культуры // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 2. - С.35-41.

5. Кудрявцев М.Д., Швалева Т.А. Развитие самостоятельности младших школьников на уроках физической культуры // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.65-69.

6. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.

7. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. - М.: Эксмо, 2009.

8. Лущик И.В., Прохорова И.В., Дзержинский Г.А. Пути повышения образовательного эффекта уроков физической культуры с младшими школьниками подготовительной медицинской группы // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 11. - С.64.

9. Матвеев А.П., Малыхина М.В. Физическая культура.1 класс. Методические рекомендации по основам преподавания. - М.: Дрофа, 2009.

10. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.

11. Попова В.В. Физическая культура в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

12. Савко Е.С. Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - № 5. - С.66-70.

13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2008.

14. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

15. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - М.: Академия, 2009.

16  Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. – М. : Новое время. – 2009. – № 7. – 120 с.

17. Бальсевич, В. К. Физическая культура : молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры [Текст] / Под ред. В. К. Бальсевич. – М. : Новое время. – 2008. – № 4. – 198 с.

18. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория [Текст] // Теория и практика физической культуры / М. В. Выдрин. – М. : Новое время. – 2007. – №5. – 139 с.

19. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия. – 2009. – 160 с.

20. Давыдова, Л. И. Настроение [Текст] / Л.И. Давыдова. – М. : Начальная школа. –2004. – №7. – С. 187.

21. Дуркин, П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ [Текст] / П.К. Дуркин. – М. : Физическая культура в школе. –2009. – №2. – С. 206.

22. Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре [Текст] : Автореф. дисс. д-ра наук / П. К. Дуркин // Архангельск : Трикста. – 2007. – С. 43.

23. Лебедева, Н. Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников [Текст] / Н. Т. Лебедева. – Минск : ФИЗО. – 2009. –249 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Значимость урока физической культуры для учащихся, наряду с другими предметами учебного плана

Выберите три наиболее любимых предмета и расставьте в квадратиках (напротив любимых предметов) их в порядке возрастания:

Предметы:

Чтение

Математика

Иностранный язык

Изобразительное искусство

Физическая культура

Русский язык

Хореография

Музыка

Природоведение

Труд


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мотивы занятий физической культурой

Почему Вам нравится физическая культура? Выберете три варианта ответа.

Мотивы:

  1. Потому что урок проходит весело и интересно.
  2. Чтобы стать сильными и умелыми.
  3. Потому что нравиться играть на уроке физической культуры.
  4. Чтобы быть здоровыми.
  5. Потому что получаю хорошее настроение.
  6. Потому что нравится соревноваться друг с другом.
  7. Потому что хочу быть похожим на кого-нибудь.
  8. Чтобы стать красивыми и стройными.
  9. Потому что хорошая учительница физической культуры.
  10. Потому что воспитывает силу воли.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Причины заинтересованности младших школьников  в занятиях физической культурой.

Любишь ли Ты физическую культуру?

Да

Нет

Как Ты считаешь, уроки физической культуры помогают Тебе в укреплении здоровья?

Да

Не знаю

Нет

Два раза Ты приходишь на урок физической культуры. Какую цель Ты преследуешь?

Хочу быть сильным (ой)

Боюсь получить плохую оценку

Нравится играть

Мне интересно

Твои родители занимаются спортом?

Да

Не знаю

Нет

На уроках физической культуры часто приходиться выполнять сложные упражнения. Помогаешь ли Ты своему товарищу?

Да

Нет

В процессе учёбы случается такое, что Ты не пришёл на урок. Какое чувство Ты испытываешь?

Очень переживаю

Мне всё равно

Боюсь серьёзного разговора с учителем

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Заинтересованность учащихся младших классов в занятиях различными видами спорта

Выберите три наиболее любимых вида спорта и расставьте в квадратиках (напротив любимых предметов) их в порядке возрастания:

Виды спорта

Футбол

Плавание

Лёгкая атлетика

Хоккей

Гимнастика

Баскетбол

Волейбол

Лыжи

Теннис

Восточные единоборства

Размещено на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Игровые методы адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста

Статья посвящается влиянию игровых методов адаптивного физического воспитания для детй младшего школьного возраста...

Особеннсоти проведения инклюзивных уроков по физической культуре у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Инклюзивный урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...