Итоговая работа
методическая разработка на тему

Андреева Людмила Георгиевна

Данная работа может быть использована как итоговая работа или как один из вариантов дифференцированного зачета по учебной дисциплине "Русский язык и култьтура речи" для студентов Ii курса среднеспециальных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа студента _____________________________________________________ группы _________________

Итоговая работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» (дифференцированный зачет)

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1. Заполните таблицу, обращая внимание на произношение сочетания ЧН. Проверьте себя по словарю.

/шн/

вариантное произношение

              /чн/ и /шн/

/чн/

        

Калачный, ключница, нарочно, двоечник, горничный, девичник, полуночник, прачечная, пустячный, лавочный, сказочный, сливочный, яичница, булочная, молочный, нарочно, горячечный, беспечный, ячневый, скворечник, сердечный, встречный, поточный, дачный, мелочный, Фоминична, Кузьминична, скучно, подсвечник, очечник, беспорядочный, будничный, взяточник, войлочный, бутылочный.

Задание 2. Расставьте ударение в словах:

Агрономия, алфавит, апартаменты, аргумент, аристократия, баловать, баржа, бюрократия, вероисповедание, визит, временщик, газопровод, генезис, деспотия, дипломатия, договор, еретик, иконопись, индустрия, каталог, квартал, корысть, кремень, кулинария, ломоть, медикаменты, некролог, облегчить, паралич, партер, петля, приговор, призыв, приобретение, псевдоним, рекрут, ремень, ржаветь, свекла, соболезнование, статуя, столяр, таможня, тяжба, факсимиле, фарфор, феномен, фетиш, ханжество, христианин, цемент, цыган, щавель, экскурс, эксперт.

Задание 3. Расставьте ударение в грамматических формах слов: брать – брал – брала – брали, взять – взял – взяла – взяли, внять – внял – вняла – вняло – вняли, гнать – гнал – гнала – гнало – гнали, дать – дал – дала – дало – дали, занять – занял – заняла – заняло – заняли, начать – начал – начала – начало – начали, нанять – нанял – наняла – наняло – наняли, понять – понял – поняла – поняло – поняли.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

Задание 1. Составьте предложения со следующими синонимами.

Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.

Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клеймить, пригвождать к позорному столбу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.

Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.

Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, воспламениться.

Дуться, гневаться, сердиться, беситься, выходить из себя, рвать и метать, разъяриться, доходить до белого каления.

Презираю, не люблю, питаю отвращение, ненавижу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.

Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).

Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препят-ствие).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. В данных предложениях произведите лексические замены, употребив вместо неудачно исполь-зованных слов синонимы. За справками обращайтесь к толковым словарям и словарям синонимов.

Мимолетное нахождение денежных средств в банке усложняет документацию. Не секрет, что молодые учи-теля ощущают большие затруднения в работе с родителями. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи. Инженеры соорудили линейный ускоритель. Кровля выполнена плохо. За последние пять лет в селах Ростовской области было воздвигнуто около трехсот домов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (плани-ровка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожа-рища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, боль-шое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, ре-шительность) его поступка удивила всех.

Задание 6. В приведенных словосочетаниях назовите многозначные слова и слова-омонимы.

Система воспитания – водопроводная система; рассыпаться в комплиментах – звезды рассыпались по небу; диетическое питание – питание от сети; поле брани – наслушался брани; шаг колонн – чеканный шаг; очки от солнца – командные очки; свежая рубашка – свежий номер газеты; серп луны – серп и молот.

Многозначные: _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Омонимы: ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Отметьте в предложениях неудачное использование омонимов и многозначных слов, вызвавших неясность высказывания.

1. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 2. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 3. Вечер, посвященный русскому язы-ку, будет проведен в субботу утром. 4. За один учебный год мы потеряли шесть студентов. 5. Специалиста можно подобрать на производстве.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Укажите речевые ошибки, возникающие вследствие неправильного использования устаревших слов.

1. Решено было упростить конструкцию карданного вала нижеследующим способом. 2. Инженер по труду и зарплате Иванова поведала о причинах потерь рабочего времени. 3. Практиканты, обла-ченные в средства защиты, приступили к работе. 4. В драматическом театре работают талантливые комедианты.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Объясните происхождение приведенных фразеологизмов с помощью фразеологического сло-варя.

Глас вопиющего в пустыне; от аз до ять; ахиллесова пята; бить баклуши; отставной козы барабанщик; вави-лонское столпотворение; коломенская верста; водить за нос; вывести на чистую воду; пошла писать губер-ния; лить колокола; дым коромыслом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10. Укажите случаи речевой недостаточности или избыточности, исправьте предложения.

1. Мы хотим принять участие в соревнованиях, в которых будут соревноваться и зарубежные спортсмены. 2. Я беду предчувствую заранее. 3. Переходите улицу только по пешеходным переходам. 4. Награды вруча-ли при широкой аудитории людей. 5. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема. 6. Следует вновь возобновить встречи с интересными людьми города. 7. Молодежь впервые де-бютировала на сцене старейшего театра. 8. Все меньше и меньше остается у природы неразгаданных зага-док. 9. Движущий лейтмотив произведения. 10. Ставится упор на более глубокое изучение предметов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Укажите речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствован-ных слов. Исправьте предложения. Пользуйтесь словарем иностранных слов.

1. Он считался гурманом рыбных блюд. 2. Студенты-заочники ограничены лимитом времени. 3. Этот внеш-ний антураж вскоре перестаешь замечать. 4. Шансы у обоих спортсменов обоюдные. 5. Древние наши горо-да явились цитаделью русского национального зодчества. 6. Нарушители подвергаются различным санк-цииям воздействия. 7. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены на высоком художественном уровне. 8. Каждая ваза уникальна, единственна в своем роде.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 12. Из слов в скобках выберите нужный вариант. С помощью "Толкового словаря русского языка" и "Словаря иностранных слов" установите смысловое и стилистическое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки (разнородны, гетеро-генны).     3. (Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более ра-зительно. 4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), то есть они лучше (передают, трансфор-мируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества.

Задание 13. Составьте контексты к каждому из приведенных ниже слов.

1. Индустрия – промышленность. 2. Ситуация – обстановка. 3. Локальный – местный. 4. Директива – указа-ние. 5. Симптом – признак. 6. Вояж – поездка. 7. Литера – буква. 8. Увертюра – вступление.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

Задание 1. От указанных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Рог – …, остров – …, потрох – …, век – …, адрес – …, веер – …, вексель – …, вензель – …, ворох – …, шулер – …, доктор – …, профессор – …, штемпель – …, жемчуг – …, цензор – …, ректор – …, фактор – …, лоцман – …, колокол – …, погреб – …, егерь – …, череп – …, трактор – …, прожектор – …, соус – …, сорт – …, снайпер – …, сторож – …, склад – …, скатерть – …, шофер – …, слог – …, швеллер – …, стопор – …, блюдце – …, табель – …, брат – …, трюфель – …, директор – …, авиаконструктор – …, бульдозер – …, хутор – …, бухгалтер – …, ветер – …, штабель – …, возраст – …, волос – …, шомпол – …, выбор – …, порох – …, выговор – …, округ – …, гроб – …, закром – …, джемпер – …, жемчуг – …, компрессор – …, купол – …, почерк –…, невод – …, свитер – …, борт – …, отпуск – …, сектор – …, якорь – …, договор – …, буфер – …, желоб – …, клевер – ….

Задание 2. Вместо точек вставьте окончания.

1. В этот знойный день можно было свободно дышать только в прохладном уголк… тенистого сада. 2. С развитием общественного питания много сделано для того, чтобы наши женщины не погрязли в домашнем быт…. 3. Полузамерзшие воробьи искали корм в снег…. 4. Дожди размыли глинистую дорогу, и теперь са-поги вязнут в грунт….   5. Из-за перегруженности в работе я был этим летом в отпуск… только две недели. 6. В цех… поражали порядок и чистота, как будто мы находились в лаборатории.  7. Специалисты нашли много целебных свойств в мед…. 8. Большая бронзовая люстра висела посередине потолка на массивном крюк…. 9. Раздавалось громкое мычанье коровы в хлев…. 10. Рыбаки переночевали на мыс…, а на рассвете ушли в открытое море. 11. Надпись на гроб… грустно повествовала о преждевременно оборвавшейся жиз-ни. 12. В дым…, вылетавшем из трубы, временами проносились сверкающие искры. 13. В набитом пищей зоб… попугая мог оказаться исчезнувший алмаз. 14. Повальные болезни в нашем кра… составляют редкое исключение. 15. Скачки происходили на большом круг… эллиптической формы.

Задание 3. Вместо точек поставьте подходящие буквы, мотивируйте свой выбор вариантного окончания.

1. Прохожий купил в киоске пачку табак… и коробку спичек. 2. В компот положили много изюм… и чер-нослив….  3. Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося  ча….  4. Больной принял таблетку пирамидон… и выпил ложку бром…. 5. Столько этого крик… и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. 6. Всадники быстро промчались и скрылись из вид…. 7. Отбо… нет от разных заманчивых предложений. 8. Иные судят обо всем с наскок…. 9. Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр…. 10. Труд-но представить себе, сколько доход… получит наше предприятие. 11. Во все магазины навезли превос-ходного виноград…. 12. Уступите ему смех… ради. 13. Эх, хорошо, поддать пар…!  14. За ночь навалило снег…, так что не пройти от дома к калитке.

Задание 4. Вместо точек вставьте, где нужно, окончания; мотивируйте выбор вариантов.

1. Сад занимал площадь свыше пяти гектар…. 2. Поставлен новый электросчетчик на 10 ампер…. 3. На курсе учатся несколько якут… и туркмен…. 4. В домашней обстановке в простой гимнастерке без погон…, молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5. В галантерейном магазине имеется большой выбор чул…к…   и  нос…к….

Задание 5. Из данного перечня слов выпишите существительные множественного числа в родительном па-деже а) с нулевой флексией, б)  – с окончанием -ов, в)  – слова, имеющие обе формы.

Абрикосы, -ов; авары, -ар; алеуты, -ов и -ут; ананасы, -ов; апельсины,   -ов и -ин (разг.); баклажаны, -ан; бананы, -ов; башкиры, -ир; брюки, -юк; бубны, -ен; валенки, -ок; виски, -ов и -ок (разг.); высадки, -ок, -ов; высевки,   -ок; гектары, -ов, гектар (разг.); граммы, -ов (письм.) и грамм (разг.); гранаты, -ат; грузины, -ин; гусары, -ар; джинсы, -ов; каникулы, -ул; кеды, кед; киргизы, -ов; консервы, -ов; коррективы, -ов; лимоны, -ов; макароны, -он; мандарины, -ов и -ин (разг.); манжеты, -ет; микроны, -он; миллиграммы, -амм; монголы, -ов; носки, -ов и -ок (разг.); панталоны, -он; канаты, -ов; папуасы,   -ов; партизаны, -ан; патиссоны, -ов и -он (разг.); патроны, -ов, -он; рельсы,     -ов и рельс (разг.); сапоги, -ог; солдаты, -ат; таджики, -ов; цыгане, -ан; черкесы, -ов; чулки, -ок; шампиньоны, -ов и –он; шпроты, шпрот; якуты, -ов.

а) ___________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Слова в скобках употребите в форме краткого причастия, руководствуясь в определении рода сложносоставных слов данными таблицей.

1. Платье-костюм (сшить). 2. Лекция-показ (назначить). 3. Встреча-банкет (провести). 4. Ракета-носитель (вывести). 5. Плащ-накидка (купить). 6. Роман-газета (получить). 7. Штаб-квартира (освободить).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

Задание 1. Раскрывая скобки, выберите падежную форму.

1. Никогда еще он не ощущал так горестно (своя беззащитность)_____________________________________.  2. До вас никто еще (этот браслет) ________________________________не надевал. 3. Здесь (шум) ________

не любят.  4. (Печаль) ___________________в ее словах Самгин не слышал. 5. (Веселье)_________________ я не ищу. 6. (Шило) _________________в мешке не утаишь. 7. Он не отвергнул тогда с презрением (эти сто рублей) _____________________________________. 8. Он давно не видел (Ольга) _______________. 9. Жен-щина не может не понять (музыка) _________________________. 10. Не рой другому (яма) ______________. 11. (Отрезанный ломоть) _________________________________________к хлебу не приставишь.

Задание 2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Мать сильно беспокоилась за сына. 2. Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить новую войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира. 3. К концу года вы должны будете отчитаться о проделанной работе. 4. И он настойчиво, с непоколебимой уверенностью в правду своих пророчеств… го-ворил ей сказки о будущем. 5. Он вслух порицал поэта в его легкомыслии. 6. Я уж не стыдился ни своего незнания, ни его превосходства передо мною.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Определите правильный вариант согласования сказуемого с подлежащим.

1. Ряд студентов (выступили, выступило) на конференции. 2. На совете директоров (было рассмотрено, бы-ли рассмотрены) много важных вопросов. 3. Двое мальчиков удивленно (переглянулось, переглянулись). 4. Несколько человек (остановились, остановилось). 5. Немало тревожных сообщений (прозвучало, прозвуча-ли) по радио. 6. Все восемь дач (были построены, было построено) по индивидуальным проектам. 7. Боль-шинство студентов (находятся, находится) на практике. 8. Лишь пятеро человек из группы (ездили, ездило) в экспедицию.

Задание 4. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные – не-равных) части. 3. (Первые – первых) два места поделили югославский гроссмейстер и чехословацкий мас-тер. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон). 5. И первая, и вторая (поло-вина – половины) встречи прошл… в исключительно быстром темпе. 6.Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета – факультетов). 7. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами). 8. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях). 9. В книге описывается разгром первого и второго (похода – походов) Антанты.

Задание 5. Уточните высказывание, изменив порядок слов.

1. Брат часто вспоминал водителя, ловко управляющего машиной, с одной рукой. 2. Закончив соревнование, Василий продолжал начатую постройку им яхты с его помощником. 3. Жонглер бросает вертящуюся булаву правой рукой, которая летит через весь зал. 4. У мечети заржала кобылица, голубая лазурь которой сияла на солнце. 5. Перевод точно отражает содержание оригинала без искажений.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ РАБОТА по курсу «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде»

На сегодняшний день научиться можно всему, было бы желание. Но искусно овладеть тем или иным видом деятельности - дано не каждому. Слова, закрепленные в речи, стали одним из действенных способов дост...

Итоговая работа-отчет: Сообщение о результатах внедрения материала по курсу: «Стратегия речевого поведения в англоязычной среде».

Итоговая работа в форме отчета о результатах внедрения материала по пройденному курсу повышения квалификации: " Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"....

Итоговая работа по теме: Мировое хозяйство, география, 10 классы

Данная работа является очень эффективной в проверке знаний по блоку тем: "Мировое хозяйство" в изучении социальной и экономической географии мира и проверяет уровень подготовки учащихся старших (10-11...

пример курсовой итоговой работы

представленна примерная курсовая работа по модулю "ремонт автотранспорта"...

пример курсовой итоговой работы

представленна примерная курсовая работа по модулю "ремонт автотранспорта"...

Итоговая работа по "Общей биологии"

Заданиядля дифференцированного зачета по биологии в СПО (1 курс). Для  общеобразовательных дисциплин (биология)....