"Повышение мотивации учащихся к обучению на уроках истории через игру как средство интерактивного обучения"
статья по теме

Максимова Мария Владимировна

В помощь преподавателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maks.m.igra_kak_metod_obucheniya_statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации учащихся к обучению на уроках истории через игру как средство интерактивного обучения

Мария Владимировна Максимова, преподаватель общеобразовательных и

 общегуманитарных дисциплин, ОГОАУ СПО ГКСКТиИ, город Томск

В настоящее время остро стоит проблема повышенной психо-эмоциональной нагрузки на учеников. Применение игровых форм обучения способствует снижению информационного давления на учащихся. В процессе игры ребенок незаметно для себя овладевает учебным материалом. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

 Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями,  являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение  и применяется в системе профессиональной подготовки обучающихся.

Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета.

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у учащегося мотивации к данному виду деятельности. Познавательная деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты в том случае, если у ученика имеются сильные и глубокие мотивы  с  желанием действовать активно, преодолевать затруднения, продвигаясь к намеченной цели; если сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.

   Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Одним из ведущих методов является использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.

  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения чему-либо, и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде, и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

  Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение   направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.  

Возьмем в качестве примера урок истории. Берётся самый обычный вид игры: класс делится на две подгруппы. Одна подгруппа придумывает и задаёт  вопросы по изучаемой теме второй подгруппе, затем они меняются местами. За правильно сформулированный вопрос и верный ответ присуждается  по одному баллу. Здесь важно отметить, что правильно сформулированный вопрос тоже не менее важен¸ чем ответ. В ходе этой игры проявляется состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках  истории и усиливает желание изучать данный предмет.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственный усилий учащихся, создания обстановки радости на занятиях. Примером может служить ролевая игра по теме «Северная война». Ученики делятся на группы, по странам – Россия, Швеция, Турция, Саксония и др. От каждой группы два участника отвечают за дипломатические и военные действия. Группа самостоятельно готовит изобразительный материал – настенные или настольные планы сражений, в которых отмечают место действия, используя изображения кораблей и пушек. Цель игры – создать у учащихся полноценную картину хода военных действий, показать, как в ходе войны создавалась российская армия. Нет необходимости добиваться полной точности в воссоздании событий, главное – вовлечь учеников в активное участие в процессе.

Помимо проведения ролевых игр, также включаю проведение тематической викторины, ввожу элементы мозгового штурма.

Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность без излишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками и в то же время они содержат большой обучающий потенциал.

В игровой деятельности, в процессе достижения  общей цели, активизируется мыслительная деятельность обучающихся, устремлённая  на решение познавательных задач урока. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания обучающегося. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

  Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации.

Таким образом, формирование познавательного интереса школьников, повышение их мотивации  к изучению истории будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

Список литературы

  1. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты / В.Г. Богин. - М.,2002.
  2. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории / Е.Е.Вяземский. - М., 2003.
  3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязаннос...

• Урок – игра с элементами интерактивного обучения.

Урок накопления профессиональных компетенций обучающихся...

Игра «Магический квадрат». Производственное обучение.Тема урока: Рубка.

Тема урока: "Рубка". Игра «Магический квадрат» проводится на этапе актуализации знаний.Дидактическое обеспечение: мультимедиа система....

Доклад: «Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения на уроках по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»

Используемая литератураСелевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование»...

«Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения на уроках математики»

Hазвивающее обучение - это обучение, которое целенаправленно обеспечивает развитие и активно использует его для усвоения знаний, умений и навыков. Развивающее обучение отдает приоритет развивающей фун...

Организация работы с одаренными детьми для повышения мотивации учащихся на уроках эвенского языка и литературы как сохранение традиционной культуры народа.

Статья "Организация  работы  с одаренными детьми  для повышения мотивации учащихся  на уроках  эвенского языка  и литературы  как сохранение традиционной ...