Доклад « Использование метода «Джигсоу» как один из методов интерактивного обучения на уроках»
материал
Применение различных новых технологий на уроках учебной практики приносмят отличные результаты, они вовлекают обучающихся в образовательный процесс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Магаданской области
Магаданское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса и технологий»
ДОКЛАД НА ТЕМУ
« Использование метода «Джигсоу» как один из методов интерактивного обучения на уроках»
Подготовила мастер п/о
Родионова Ю.С.
Магадан
2024г
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДЖИГСО КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
В мире все больше распространяются демократические процессы, поэтому становится очевидным тот факт, что молодые люди более чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативное мнение и принимать правильные решения. Поэтому время требует от преподавателей качественного изменения мотивации у студентов к обучению. Не всегда преподавателей и студентов удовлетворяет традиционный подход к обучению, когда педагог, пропуская содержание урока через себя, невольно навязывает студентам те или иные умения и навыки.
Сейчас важно научить студентов самостоятельно добывать знания, преподаватель должен идти не со знаниями к студентам, а с студентами к знаниям, т. е необходимо педагогика сотрудничества. Создать условия, при которых студенты могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать, дает возможность технология «Метод Джигсо».
Этот метод так же называют групповой пазл или метод мозаики (нем. Gruppenpuzzle, англ. Jigsaw technique), по сути это дидактический метод групповой работы. Данный метод был разработан в 1971 году американским психологом Эллиотом Аронсоном. При использовании данного метода возникает позитивная зависимость обучающихся друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе. Эта технология ориентирована на групповую работу обучащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Предусматривает применение полученных знаний в совместной и индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения.
Метод « Джигсо» предназначен для того, чтобы студенты помогали друг другу обучаться. При использовании данного метода преподаватель выступает в роли организатора и консультанта.
Рассмотрим этапы работы студентов, применяя метод «Джигсоу»:
1этап: Все студенты делится на группы. Каждая группа получает одинаковое задание, в котором предлагается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Тема разбивается на вопросы. Участники группы определяют, кто какую часть задания готовит, т.е определённый аспект, который изучается им наиболее интенсивно. Таким образом, в каждой группе существует лишь один «эксперт» по заданному аспекту проблемы. На этом этапе каждая группа получает общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» самостоятельно углубляются в определённые её аспекты.
При изучении студенты могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры.
2 этап: Дальнейшая работа строится по следующей схеме:
1. Общение экспертов. Студенты, ответственные за конкретный вопрос, встречаются с «коллегами» из других групп, получившими точно такое же задание, обмениваются известной информацией по изучаемому вопросу.
2. Поиск и анализ информации. На этом этапе все работают индивидуально, самостоятельно собирая и анализируя информацию. Задача – познакомиться с вопросом, изучить материал, чтобы достичь «экспертного» уровня в этой области.
3. Тренировка экспертов. На этом этапе эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу, подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются возникшие на первом этапе изучения проблемы вопросы. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать содержание этого учебного материала другим обучащимся, не посвящённым в данный конкретный аспект проблемы.
4. Взаимообучение в группе. Каждый из экспертов возвращается в свою группу и проводит презентацию. Его задача – за минимальное время научить участников группы тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался.
На этом этапе студенты учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них.
3 этап: Проверка знаний.
На этом этапе преподаватель проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым членом группы. Контроль может происходить в любой известной форме и обеспечивает добросовестность работы «экспертов». Обычным способом проверки знаний является выборочный опрос или контрольный срез, при этом результаты работы участников группы могут суммироваться и группа-победитель награждается дополнительными отметками.
4 этап: Анализ работы (рефлексия).
На заключительном этапе работы студенты обсуждают работу своих групп в целом, отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, всё ли было понятно и т.п.). Так же команды оценивают представителей других команд.
Подобная работа на уроках формирует умение самостоятельно собирать и анализировать информацию, сочетать индивидуальную работу с коллективной. Эксперт, выступая в своей группе в роли обучающего, должен очень хорошо знать представляемую тему и уметь её объяснить другим. Осознание того факта, что успех группы зависит от успеха каждого, развивает чувство ответственности, с одной стороны, и взаимопомощи – с другой.
По своей сути метод достаточно прост в применении, но существуют барьеры в его применении, такие как: сам метод требует достаточно большого объема времени, у студентов нет навыков самостоятельной работы, недостаточно развитая речь, существует необъективное оценивание при взаимооценке и самооценке.
Чтобы преодолеть все барьеры в самостоятельном получении знаний студентами необходимо: внедрять и постоянно использовать обучение через диалог, преподавателю необходимо научиться самому и научить студентов рационально использовать время на занятии, видеть индивидуальность каждого студента, использовать критерии при оценивании.
Использованная литература:
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2006.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2019.
- Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2017.
- Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2018.
- Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. – Сумы: СумДПУ, 2019.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»
В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Образовательный процесс в нашем техникуме предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирование познавательных интересов и способност...

Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...

доклад "Использование кейс метода на уроках производственного обучения"
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Для достижения новых результатов в образовании необходимо использовать новые ...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии...
Использование интерактивных методов обучения на уроке английского языка
В статье описываются интерактивные методы бучения, используемые на уроках английского языка...
