Электронные образовательные ресурсы
методическая разработка по теме

Изотова Елена Валентиновна

Доклад для выступления на педагогическом семинаре "Электронные образовательные ресурсы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnye_obrazovatelnye_resursy.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Анапский колледж сферы услуг»

доклад  для  выступления

на  педагогическом  семинаре

Электронные

образовательные

ресурсы

разработала:

Изотова Елена Валентиновна

2012

«Электронные образовательные ресурсы»

Понятие  ЭОР  (электронный образовательный ресурс) подразумевает некое образовательное содержание,  облеченное в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства, представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса..

Классификация ЭОР
Можно классифицировать ЭОР по  следующим направлениям:

  • по технологии создания
  • текстографические ресурсы –  отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они  имеют существенные отличия в навигации по тексту
  • мультимедиа ЭОР -  ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания. Принципиальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  • по среде распространения и использования
  • Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет
  • Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать,  инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета
  • ресурсы для «электронных досок»
  • по содержанию
  • учебники
  • рабочие тетради
  • лабораторные работы
  • электронные справочники и словари
  • викторины
  • по принципу реализации
  • мультимедиа-ресурсы
  • презентационные ресурсы
  • системы обучения
  • по составляющим входящего в них содержания
  • лекционные ресурсы
  • практические ресурсы
  • ресурсы-имитаторы (тренажеры)
  • контрольно-измерительные материалы

Требования к ЭОР

  • Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

получение информации;

практические занятия;

аттестация (контроль учебных достижений).

  • Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
  • Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Недостатки  ЭОР

Во-первых выразительные возможности экрана часто не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью, она обуславливается заданным изначально учебным целеполаганием и директивно структурированным содержанием. 

Во-вторых, способы предъявления учебной информации, как правило, ограничиваются большими текстами, в которые иногда включаются фрагменты анимации или аудиотекста. При чтении текста возникают значительные трудности, связанные с неудачным соотношением цвета фона и цвета шрифта, его размером и гарнитурой. Визуальная информация слабо связана с предъявляемыми текстами, хотя по замыслу авторов, должна служить иллюстративным материалом. Звуковой ряд, сопровождающий фрагменты анимации, полностью повторяет визуальный и не организует наблюдение учащихся за событиями, происходящими на экране. 

В-третьих, обучающие программы работают в активном режиме, а интерактивные возможности современной компьютерной техники не используются. Ученик не получает помощи ни при изучении нового материала, ни при выявлении недостатков в полученных знаниях. В некоторых случаях дается реакция на неправильный ответ на контрольный вопрос в виде недовольного лица или звука.

Авторы не учитывают необходимость создания “ситуации успеха” при работе с программой и поэтому не предоставляют повторной попытки ответа. 
Серьезным, недостатком учебных CD-дисков является необходимость изучения правил работы с программами (недружественный интерфейс). Обучающемуся приходится думать не только над предложенной учебной информацией, но и над тем, по какой экранной кнопке и как нужно щелкнуть. Это создает дополнительный барьер в работе с обучающей программой.

Зачастую в электронных образовательных ресурсах также встречаются фактические ошибки.

Научно-педагогические требования к ЭОР.

  1. По назначению электронные образовательные ресурсы должны служить формированию у учащихся систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
  2. Желательно включение в ЭОР разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.
  3. Содержание ЭОР должно включать научно достоверную информацию, в нашем случае полностью соответствовать материалу учебника. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучающихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
  4. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев преподавателя. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.
  5. Информация должна преподноситься в живой эмоциональной форме. Однако, недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.
  6. При создании пособия должны соблюдаться гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления обучающихся. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах, а слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять увеличением кегля.
  7. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Оптимальная длина строки составляет 40 – 42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие “держать” строку. Недопустимо использование для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.
  8. На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются белый-синий, черный-желтый, зеленый-белый, черный-белый.
  9. Компьютер как средство обучения не может быть объектом изучения. Поэтому интерфейс программы должен быть интуитивным и не требовать специального обучения работе с программой. Представляется рациональным использование стандартного интерфейса программ для Windows. При этом следует стремиться к максимальному использованию стандартных меню и кнопок на панелях инструментов, по возможности сохраняя их расположение на экране.
  10. Для выделения в текстах наиболее важных частей можно использовать полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания. Для смысловых выделений не следует использовать подчеркивание, которым по умолчанию выделяются гиперссылки.
  11. Отбор учебного материала должен обеспечивать комплементарность диска с учебником, входящим в состав УМК и являющимся системообразующим в нем.
  12. В максимальной мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием. Это следует учитывать не только при разработке контрольных заданий, но и при подготовке сообщаемой учебной информации.

Оценка эффективности результата использования ресурсов.

два основных аспекта:

  • оценку процесса обучения
  • оценку конечного результата этого же обучения.
    Оценку процесса обучения можно произвести, протестировав учащихся.

Оценку конечного результата произвести намного сложнее. На сегодняшний день можно выделить несколько оценочных методик, как отечественных, так и зарубежных ученых. К примеру, одной из популярных из них на сегодняшний день является модель Киркпатрика. Главная особенность заключается в многоуровневости по усложнению методов оценки.
Первый уровень — реакция участников, проводится оценка реакции обучающихся на процесс самого обучения. Проверяется сразу после обучения (как правило, в форме анкетирования обучаемых) и осуществляется в форме обратной связи между обучаемыми и педагогом. Определяется, приносит ли удовольствие сам учебный процесс или обучаемые испытывают дискомфорт. Выясняется и определяется практическая польза от обучения. Оценивается качество подачи материала и сама организация учебного процесса. 
Второй уровень — уровень знаний, проводится измерение усвоения учебного материала. Проверяется путем тестирования до, во время и после обучения при помощи ролевых игр, тестов и пр. Метод по своему специфичен тем, что контролируются не только теоретические знания, но и показатели активности участников, их способность к усвоению преподаваемого материала, а также компетентность самого педагога. 
Третий уровень — применение знаний, проводится анализ поведенческих изменений. Это довольно сложный момент, так как обучающиеся не сразу будут использовать свои знания, применительно к жизненным ситуациям, но возможны способы моделирования таковых, именно с целью проверки эффективности обучения. Главной целью моделирования является определение того, как обучаемые используют на практике новые навыки и знания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ - «Белый список».

 Федеральные образовательные ресурсы

Федеральные органы управления образованием, образовательные программы и проекты учреждения

 Федеральные информационно-образовательные порталы

 Региональные образовательные ресурсы

Сайты региональных органов управления образованием

 Региональные информационно-образовательные порталы

 Проекты «Образование» и «Информатизация системы образования» в регионах Российской Федерации

Образовательная пресса

 Средства массовой информации образовательной направленности

 Издательства учебной литературы

Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады

 Конференции, выставки

 Конкурсы, олимпиады

 Инструментальные программные средства

 Энциклопедии, словари, справочники, каталоги

Ресурсы для администрации и методистов образовательных учреждений

Ресурсы для дистанционных форм обучения

Информационная поддержка Единого государственного экзамена

Ресурсы для абитуриентов

Ресурсы по предметам образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс - электронная версия конспектов уроков в разделе "Виды транспорта и сферы и применения"

Электронный конспект.http://cs610926.vk.me/u147071118/docs/c5d90ab31563/Vidy_transporta_i_sfery_ikh_primenenia.pptx?extra=897R6IDOLWFq215GF0k7PVW3jPCOTG1GUlvEfF89EckPsf4iuqYvDeXOfWGryTmcVJYoVB1SSkxYU...

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе

Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

В работе преподавателя часто приходится обращатся к опыту других людей. Для этого я использую совершенно разные электронные образовательные ресурсы....

Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Цель: повысить эффективность образовательного процесса, разнообразить формы и методы проводимых уроков, для подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к про...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)...