Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 150415 «Сварочное производство», 151901 «Технология машиностроения»

 

Организация-разработчик:

ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

Разработчики: преподаватель  – Елена Владимировна Ладяева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

10

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

10

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

1.1. Область применения программы

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

150415 «Сварочное производство»,

151901 «Технология машиностроения»

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной

профессиональной образовательной программы: дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент  должен уметь:

·          ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,  ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

·          основные категории и понятия философии;

·          роль философии в жизни человека и общества;

·          основы философского учения о бытии;

·          сущность процесса познания;

·          основы научной, философской и религиозной картин мира;

·          об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

·          о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  48 часов;

самостоятельной работы   12 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

практические работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

 

 эссе, аналитический подбор, работа с первоисточниками, составление таблиц, схем и опорных конспектов

12

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет философии

2+ 0 с/р

2

Раздел 1.

Роль философии в жизни человека и общества

12+3 с/р

 

Тема 1

Основные категории и понятия философии

6

Тема 1.1.-1.2

Философия и мировоззрение

Содержание учебного материала

2

1

 Происхождение философии. История философии – неотъемлемая часть культуры

2

Тема 1.3.-1.4

Предмет и специфика философии

Содержание учебного материала

2

 

1

Античная философия. Философские идеи Платона и Аристотеля

2

2

Миф. Параллельная мифология

2

3

Философия Древнего Востока. Даосизм. Лао-Цзы. Конфуцианство

2

Самостоятельная работа:  1. Конспектирование первоисточника (Аристотель «О душе»)

2. Реферат «Философские взгляды Сократа»  (Парменида, Платона,  Аристотеля, Демокрита, Гераклита (на выбор)

1

 

Тема 1.5-1.6

Отношение к философии в эпоху конкретных наук

Содержание учебного материала

2

1

Философия Средневековья

2

2

Философия и религия

2

3

Человек и Бог: душа и тело, единство и противостояние

2

4

Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский)

2

Тема 1.7-1.8

Специфика философского знания

Содержание учебного материала

2

 

Понятие немецкой классической философии

 

 

2

Критическая философия И. Канта. Моральная философия И. Канта.

2

3

Философская система объективного идеализма Г. Гегеля. Законы диалектики

 

 

4

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

 

Самостоятельная работа: 1. Подготовить к анализу два мифа народов мира (на выбор)

2. Составить таблицу «Сходство и различие в философской мысли в философских школах мира»

1

 

Тема 1.9-1.10

Специфика и исторические этапы развития философской мысли в России

Содержание учебного материала

2

1

Специфика и исторические этапы развития философской мысли в России

2

2

Самобытность русской философии: религиозность, символизм, историчность

2

Тема 1.11-1.12

Материалистическое направление в русской философии

Содержание учебного материала

2

 

1

 Русские писатели в поиске философских решений (Н. Чернышевский, А.Герцен, Ф. Достоевский, Л. Толстой)

2

2

Философские идеи Вл. Соловьева, И. Ильина, Н. Бердяева

 

2

3

Марксизм в  России

2

Самостоятельная работа: 1. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской философии 19-20 вв.2. Работа с первоисточником. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской философии 19-20 вв. Бердяев « Философия свободного духа», Соловьев. «Оправдание добра»: работа с первоисточником.

1

 

Раздел 2

Основы философского учения о бытии

16+4 ср

 

Тема  2. 1-2.2

Онтология – учение о бытии

Содержание учебного материала

2

1

Философский смысл бытия

2

2

Проблема бытия – философский ответ на ослабление веры античных греков в богов Олимпа

2

Тема 2.3-2.4

Философское представление о материальности

Содержание учебного материала:

2

 

1

Понятие мышления. Понятие бытия. Виды бытия

2

2

Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры

 

2

3

Парменид: теория бытия. Тема бытия и священные книги древних иудеев

Самостоятельная работа: 1. Составить таблицу «Виды бытия»

1

 

Тема 2.5-2.6

Диалектический материализм о бытии

Содержание учебного материала

2

1

Проблема бытия в философии Нового времени

2

 

2

Диалектический материализм о бытии. Категории материи

Тема 2.7-2.8

Природа и сущность человека

Содержание учебного материала

2

2

1

Природа и сущность человека

2

Возникновение человечества

3

Многообразие определений человека в философии и науке

Самостоятельная работа: 1. Подготовить письменные ответы на вопрос.

« Происхождение человека: теории и гипотезы возникновения»

2. Конспект-схема статьи А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»

1

 

Тема 2.9-2.10

Сущность и формы познания

Содержание учебного материала:

2

2

1

Сущность и формы познания

2

 Природа познания

3

Агностицизм, сенсуализм, рационализм

4

Субъект познания

 

Тема 2.11-2.12

Истина и ее критерии

Содержание учебного материала:

2

 

1

Понятие истины.

2

 

2

Критерии истины

Самостоятельная работа: Эссе «В споре рождается истина…»

1

Тема 2.13-2.14

Формы и методы познания

Содержание учебного материала

2

1

Формы и методы познания

2

 

2

Эмпирический и теоретический уровень познания

Тема 2.15-2.16

 Биосоциальная природа человека

 

 

 

Содержание учебного материала

2

1

Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке

2

 

2

Черты марксистского понимания человека (тезариум статей Фромма, Маркса, Энгельса)

3

Иррационалистическая европейская философия XIX века о человеке

Самостоятельная работа: конспектирование статей Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора

1

 

Раздел 3

Научная, философская и религиозная картины мира

18+5 ср

 

Тема 3.1-3.2

Мировые религии: идеи, символика, смысловая нагрузка

Содержание учебного материала

2

2

 

1

Мировые религии: идеи, символика, смысловая нагрузка

2

 Религия о смысле человеческого существования

3

Значение веры в жизни современного человека

 

4

Кризис религиозного мировоззрения

5

Религия как форма мирового единства

Тема 3.3-3.4

 

 Религия как форма мирового единства

1

Значение веры в жизни современного человека

2

 

Самостоятельная работа: Презентация «Религия как форма мирового единства»

1

 

      

Тема 3.5-3.6
Общество как условие и продукт деятельности людей

Содержание учебного материала

2

 

1

Понятие общества

2

2

Роль философии в развитии общественной мысли

2

Тема 3.7-3.8

Культура и цивилизация

Содержание учебного материала

2

 

1

Понятие культуры

2

2

Культура и цивилизация

2

 Самостоятельная работа: Подготовить тезисы:

«Проблема смысла жизни в философии второй половины 20 века (Мунье «Страх в 20 веке» Фромм «Человек для самого себя», Франкл «Человек в поисках смысла», Камю «Миф о Сизифе»)»

 

1

 

Тема 3.9-3.10

Человек в мире культуры

1

Теория происхождения культуры

2

2

2

Человек в мире культуры

 


Тема 3.11-3.12

Человек перед лицом глобальных проблем

Содержание учебного материала

2

 

1

Понятие глобализации

2

2

Глобализация: пути развития человечества

2

Самостоятельная работа: Презентация «Глобальные проблемы человечества»

1

 

Тема 3.13-3.14

Кризис современной цивилизации

3

Кризис современной цивилизации

2

2

4

Споры о будущем человечества

2

Тема 3.15-3.16

Условия формирования личности

Содержание учебного материала

2

 

1

Понятие личности

2

2

Свобода и ответственность личности

2

3

Борьба за права человека

2

Самостоятельная работа: Подготовить эссе на тему: «Проблема подлинности человеческого существования в экзистенциализме (Камю «Человек бунтующий», Сартр «Бодлер», Кьеркегор «Афоризмы, эстетика»)»

1

 

Тема 3.17-3.18

  Социальные и  этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Содержание учебного материала

2

 

1

Мировое сообщество на рубеже XX и XXI  веков

2

2

Будущее человечества с философской точки зрения: закономерность проблем

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад на тему:

«Роль философии в научном познании»

1

 

Всего:

48+12с/р

Максимальная учебная нагрузка

60

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

 

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, интерактивная доска

Раздаточный материал:

-карточки-задания по тематике разделов предмета: «Материализм и идеализм – альтернативность философских идей»,  «Миф. Идея. Образ. Символ», «Субстанция как философская категория», « Философский монизм, дуализм, плюрализм», «Материя. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время»;

- тексты тестов «Древний Восток». «Античность»,  «Поздняя античность и патристика», «Возрождение и Реформация», «Новое время и просвещение». «Немецкая классическая философия и романтизм», «Западноевропейская философия XIX – XX веков», «Бытие», «Сознание», «Человек», Познание», «Общество»;

- опорные конспекты «Мировые религии», «Человек и время», «Человек – раб», « Метод и методология науки», «Законы материалистической диалектики»;

 - тексты контрольных работ: «Исторические типы взаимодействия человека, природы и общества»

- презентации «Свобода в деятельности человека», «Молодежная субкультура», «Угроза терроризма», «7 чудес света», «Задачи России в XXI веке», «Внутренний мир человека», «Древние цивилизации», «Идея прогресса», «Социальная структура общества»

Технические средства обучения: телевизор,DVD, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровая видеокамера

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

(ОИ) Основные источники:

1.Лешкевич Т. Г., Катаева О.В. Основы философии, -М., 2013

2.В.П. Кохановский, Т.П. Матяш. Основы философии (СПО)- 2008

(ДИ) Дополнительные источники:

1. Бердяев Н. Философия свободного духа. М, 2009

2. Блинников Л. Великие философы. Словарь-справочник. М, 2008

3. Большаков А., Грехнев В., Добрынина В. Основы философских знаний. М, 2009

4. Великие мыслители Древнего мира - М, 2008.

5. Ветхий Завет – М. Благовест, 2010

6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М, 2007

7.Гете. Учение о цвете –М., 2007

8. Громов М., Козлов Н. Русская философская мысль 10-17 веков. М, 2007

9. Ильин Н. Путь к очевидности. М, 2008

10. Камю А. Человек бунтующий. М, 2009

11. Конспект лекций Я. С. Яскевич. Философия (СПО), 2008

12. Зеленов Л.А., Владимиров А.  Основы философии. М, 2009

13. Люшер М. Цветовой тест – М., 2009

14. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М, 2006

15. Мир философии. Книга для чтения. М, 2009. Ф. Бэкон.  «О достоинстве и приумножении наук»;   Р. Декарт.  «Рассуждение о методе»;  Б. Спиноза.  «Этика»;  Ж.-Ж. Руссо.  «Письма о морали»;   Д. Дидро.  «Разрозненные мысли»

16. Мифы Древней Греции – М., 2010

17.Набоков В.В.Другие берега – М., 2010

18. Параллельная мифология. Сборник – М., 2008

19. Платон. Парменид _ М., 2007

20. Проблема человека в западной философии. Хрестоматия. М. 2008

21. Философский энциклопедический словарь. М, 2009

 

(ИР) Интернет ресурсы

htt://www.twirpx.com/files/humanitarian/phylosofy/sources/ (первоисточники)

filo-lecture.ru

filosofia-totl.narod.ru

nibiryukov.narod.ru…russian…osnovy_filosofii.htm

knigka.info2007/

gnesin.rumediateka…uchebnye…osnovy_filosofii…

mirknig.comknigi/nauka…osnovy-filosofii.html

artprojekt.rureferats/humanities/fl_gu_m_…

works.tarefer.ru91/100568/index.html

StudFiles.ruЛогика…/view150253.html

PlatonaNet.org.uaload…filosofii…osnovy_filosofii…

koob.ruchanyshev/kurs_lektcii_po…filosofii

freebooks.net.ua2096-osnovy-filosofii.-kurs…

dcp.sovserv.ruebook/2010/09/04…osnovy_filosofii

studyspace.ru…filosofiya/osnovyi-filosofii…dlya

enborisov.narod.ruraboti/phil2.htm

auportal.ruchelovec/fl/fl_gu_m_234.php

ronl.rufilosofiya/10679.htm

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

В результате  изучения  обязательной части цикла  обучающийся должен уметь:

·         ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста:

ü  Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Тема бытия и священные книги древних иудеев. Проблема бытия в философии Нового времени

ü  Сущность и формы познания. Природа познания. Агностицизм. Субъект познания. Истина и ее критерии. Сенсуализм. Рационализм. Формы и методы познания. Эмпирический и теоретический уровень познания

ü  Ценности. Религия как феномен культуры. Мировые религии: идеи, символика, смысловая нагрузка. Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Кризис религиозного мировоззрения. Религия как форма мирового единства. Шкала ценностей (абсолютные и личностные).

 

Тестирование, решение задач, анализ ситуаций, составление схем и алгоритмов, работа с первоисточником (конспектирование, анализ философского текста, выполнение докладов), выполнение контрольных работ

 

Практическая работа

знать:

·         основные категории и понятия философии:

ü  «Методы философии (метафизика, диалектика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика)»;

 

Текущий контроль в форме:

- устный  (фронтальный) опрос

-составлен глоссарий по терминологии предмета;

- разработана и составлена  таблицы « Методы философии

(метафизика, диалектика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика)»;

-проведены тесты «Древний Восток». «Античность» 

Рубежный контроль в форме:

- тест в виде вопросов на знание терминологии раздела

Промежуточный контроль в форме:

-экзамен

·         роль философии в жизни человека и общества:

ü  философские направления (гуманизм, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, агностицизм, атеизм, материализм, идеализм);

 

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях по пройденной теме;

-тестирование на знание философских направлений (гуманизм, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, агностицизм, атеизм, материализм, идеализм);

«Поздняя античность и патристика», «Возрождение и Реформация», «Новое время и просвещение». «Немецкая классическая философия и романтизм», «Западноевропейская философия XIX – XX веков»,

- проведено конспектирование первоисточника (на выбор обучающегося):

Аристотель «О душе»; Ф. Бэкон «О достоинстве и приумножении наук»; Р Декарт «Рассуждение о  методе»; Б. Спиноза «Этика»; Ж.-Ж. Руссо «Письма о морали»; Д.Дидро «Разрозненные мысли»; Гете «Учение о цвете»; 

-  разработана и составлена таблица «Философские школы: направление, направленность философствования, примерная хронология, представители»;

- разработана и составлена таблица «Символика цвета»;

Рубежный контроль в форме:

- тест в виде вопросов по основным темам

Промежуточный контроль в форме:

- экзамен

 

·         основы философского учения о бытии:

ü  классификация высказываний философов об обществе и человеке как структурном звене общественных отношений

Текущий контроль в форме:

- разработана и составлена таблица «Философы об обществе» с классификацией высказываний философов об обществе и человеке как структурном звене общественных отношений; тестирование по тематике раздела;

-разработан и составлен алгоритм «Философия бытия»;

- тест «Метафизика, онтология, диалектика»;

Рубежный контроль в форме:

- письменная работа по вопросам раздела

Промежуточный контроль в форме:

экзамен

·         сущность процесса познания:

ü  научное и ненаучное познание;

ü  самопознание;

ü  типология мировоззрения (обыденное, религиозное, научное, атеистическое, общественное);

 

 

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях;

-обучающийся самостоятельно решает  философские задачи на определение законов материалистической диалектики и методов познания;

Рубежный контроль в форме:

- проведена работа с первоисточником в виде оформления тезисов статей (на выбор) Мунье «Страх в 20 веке»; Фромм «Человек для самого себя»; Франкл «Человек в поисках смысла»; Камю «Миф о Сизифе»

Промежуточный контроль:

- экзамен

·         основы научной, философской и религиозной картин мира:

ü  схематическое отражение свободы и рабства человека в концепции бессмертия;

ü  идеология мировой религии(буддизм, христианство, ислам)

 

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос по тематике раздела;

- продумана, разработана и составлена «Шкала ценностей личности» в соответствии с полученными на занятии сведениями и личными приоритетами обучающегося,

-  составлено схематическое отражение свободы и рабства человека в концепции бессмертия;

- разработан и составлен алгоритм основополагающих идей мировых религий (буддизм, христианство, ислам)

Рубежный контроль в форме:

- разработана и составлена таблица «Сравнительная характеристика научной, философской, религиозной картин мира»,

Промежуточный контроль в форме:

-экзамен

·         об  условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:

ü  понятие личности;

ü  понятие свободы ( философское, психологическое, юридическое, политическое значение);

ü  понятие рабства (историческое, философское);

ü  понятие духовная культура.

 

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях;

- тестирование

-участие в  беседе «Теории возникновения человека» с использованием полученных на занятиях сведений, научных изысканий видных деятелей науки и личных воззрений  на данный вопрос

- разработан и составлен алгоритм «Человек – индивид – личность»

Рубежный контроль в форме:

Подготовлены доклады по освещению философских идей русских мыслителей «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской философии 19-20 веков» (И.Ильин «Путь к очевидности», Вл. Соловьев «Исторические дела философии», Н. Бердяев «Кто такой философ и что такое философия?»), защита и обсуждение докладов проведены на уроке

Промежуточный контроль в форме:

- экзамен

·         о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий:

ü  Глобальные проблемы человечества» с привлечением уже имеющихся знаний по данной тематике, а также собственной  точки зрения.

 

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос по вопросам на занятиях;

- тестирование

Рубежный контроль в форме:

Участие обучающихся в дискуссии по предложенной теме «Глобальные проблемы человечества» с привлечением уже имеющихся знаний по данной тематике, а также собственной  точки зрения

Промежуточный контроль в форме:

- экзамен

Разработчики:        

 ГАПОУ СО  «СТПТиАС»                      преподаватель                                Ладяева Е.В.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_filosofii_121-122124_126_gr.docx71.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

150415 «Сварочное производство»

151901 «Технология машиностроения»

Саратов, 2013


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО): 

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

150415 «Сварочное производство»,

151901 «Технология машиностроения»

Организация-разработчик:

ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

Разработчики: преподаватель  – Елена Владимировна Ладяева


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1.1. Область применения программы

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

150415 «Сварочное производство»,

151901 «Технология машиностроения»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной

профессиональной образовательной программы: дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент  должен уметь:

  •  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,  ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  •  основные категории и понятия философии;
  •  роль философии в жизни человека и общества;
  •  основы философского учения о бытии;
  •  сущность процесса познания;
  •  основы научной, философской и религиозной картин мира;
  •  об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  •  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  48 часов;

самостоятельной работы   12 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

 эссе, аналитический подбор, работа с первоисточниками, составление таблиц, схем и опорных конспектов

12


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет философии

2+ 0 с/р

2

Раздел 1.

Роль философии в жизни человека и общества

12+3 с/р

Тема 1

Основные категории и понятия философии

6

Тема 1.1.-1.2

Философия и мировоззрение

Содержание учебного материала

2

1

 Происхождение философии. История философии – неотъемлемая часть культуры

2

Тема 1.3.-1.4

Предмет и специфика философии

Содержание учебного материала

2

1

Античная философия. Философские идеи Платона и Аристотеля

2

2

Миф. Параллельная мифология

2

3

Философия Древнего Востока. Даосизм. Лао-Цзы. Конфуцианство

2

Самостоятельная работа:  1. Конспектирование первоисточника (Аристотель «О душе»)

2. Реферат «Философские взгляды Сократа»  (Парменида, Платона,  Аристотеля, Демокрита, Гераклита (на выбор)

1

Тема 1.5-1.6

Отношение к философии в эпоху конкретных наук

Содержание учебного материала

2

1

Философия Средневековья

2

2

Философия и религия

2

3

Человек и Бог: душа и тело, единство и противостояние

2

4

Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский)

2

Тема 1.7-1.8

Специфика философского знания

Содержание учебного материала

2

Понятие немецкой классической философии

2

Критическая философия И. Канта. Моральная философия И. Канта.

2

3

Философская система объективного идеализма Г. Гегеля. Законы диалектики

4

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Самостоятельная работа: 1. Подготовить к анализу два мифа народов мира (на выбор)

2. Составить таблицу «Сходство и различие в философской мысли в философских школах мира»

1

Тема 1.9-1.10

Специфика и исторические этапы развития философской мысли в России

Содержание учебного материала

2

1

Специфика и исторические этапы развития философской мысли в России

2

2

Самобытность русской философии: религиозность, символизм, историчность

2

Тема 1.11-1.12

Материалистическое направление в русской философии

Содержание учебного материала

2

1

 Русские писатели в поиске философских решений (Н. Чернышевский, А.Герцен, Ф. Достоевский, Л. Толстой)

2

2

Философские идеи Вл. Соловьева, И. Ильина, Н. Бердяева

2

3

Марксизм в  России

2

Самостоятельная работа: 1. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской философии 19-20 вв.2. Работа с первоисточником. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской философии 19-20 вв. Бердяев « Философия свободного духа», Соловьев. «Оправдание добра»: работа с первоисточником.

1

Раздел 2

Основы философского учения о бытии

16+4 ср

Тема  2. 1-2.2

Онтология – учение о бытии

Содержание учебного материала

2

1

Философский смысл бытия

2

2

Проблема бытия – философский ответ на ослабление веры античных греков в богов Олимпа

2

Тема 2.3-2.4

Философское представление о материальности

Содержание учебного материала:

2

1

Понятие мышления. Понятие бытия. Виды бытия

2

2

Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры

2

3

Парменид: теория бытия. Тема бытия и священные книги древних иудеев

Самостоятельная работа: 1. Составить таблицу «Виды бытия»

1

Тема 2.5-2.6

Диалектический материализм о бытии

Содержание учебного материала

2

1

Проблема бытия в философии Нового времени

2

2

Диалектический материализм о бытии. Категории материи

Тема 2.7-2.8

Природа и сущность человека

Содержание учебного материала

2

2

1

Природа и сущность человека

2

Возникновение человечества

3

Многообразие определений человека в философии и науке

Самостоятельная работа: 1. Подготовить письменные ответы на вопрос.

« Происхождение человека: теории и гипотезы возникновения»

2. Конспект-схема статьи А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»

1

Тема 2.9-2.10

Сущность и формы познания

Содержание учебного материала:

2

2

1

Сущность и формы познания

2

 Природа познания

3

Агностицизм, сенсуализм, рационализм

4

Субъект познания

Тема 2.11-2.12

Истина и ее критерии

Содержание учебного материала:

2

1

Понятие истины.

2

2

Критерии истины

Самостоятельная работа: Эссе «В споре рождается истина…»

1

Тема 2.13-2.14

Формы и методы познания

Содержание учебного материала

2

1

Формы и методы познания

2

2

Эмпирический и теоретический уровень познания

Тема 2.15-2.16

 Биосоциальная природа человека

Содержание учебного материала

2

1

Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке

2

2

Черты марксистского понимания человека (тезариум статей Фромма, Маркса, Энгельса)

3

Иррационалистическая европейская философия XIX века о человеке

Самостоятельная работа: конспектирование статей Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора

1

Раздел 3

Научная, философская и религиозная картины мира

18+5 ср

Тема 3.1-3.2

Мировые религии: идеи, символика, смысловая нагрузка

Содержание учебного материала

2

2

1

Мировые религии: идеи, символика, смысловая нагрузка

2

 Религия о смысле человеческого существования

3

Значение веры в жизни современного человека

4

Кризис религиозного мировоззрения

5

Религия как форма мирового единства

Тема 3.3-3.4

 Религия как форма мирового единства

1

Значение веры в жизни современного человека

2

Самостоятельная работа: Презентация «Религия как форма мирового единства»

1

Тема 3.5-3.6
Общество как условие и продукт деятельности людей

Содержание учебного материала

2

1

Понятие общества

2

2

Роль философии в развитии общественной мысли

2

Тема 3.7-3.8

Культура и цивилизация

Содержание учебного материала

2

1

Понятие культуры

2

2

Культура и цивилизация

2

 Самостоятельная работа: Подготовить тезисы:

«Проблема смысла жизни в философии второй половины 20 века (Мунье «Страх в 20 веке» Фромм «Человек для самого себя», Франкл «Человек в поисках смысла», Камю «Миф о Сизифе»)»

1

Тема 3.9-3.10

Человек в мире культуры

1

Теория происхождения культуры

2

2

2

Человек в мире культуры

Тема 3.11-3.12

Человек перед лицом глобальных проблем

Содержание учебного материала

2

1

Понятие глобализации

2

2

Глобализация: пути развития человечества

2

Самостоятельная работа: Презентация «Глобальные проблемы человечества»

1

Тема 3.13-3.14

Кризис современной цивилизации

3

Кризис современной цивилизации

2

2

4

Споры о будущем человечества

2

Тема 3.15-3.16

Условия формирования личности

Содержание учебного материала

2

1

Понятие личности

2

2

Свобода и ответственность личности

2

3

Борьба за права человека

2

Самостоятельная работа: Подготовить эссе на тему: «Проблема подлинности человеческого существования в экзистенциализме (Камю «Человек бунтующий», Сартр «Бодлер», Кьеркегор «Афоризмы, эстетика»)»

1

Тема 3.17-3.18

  Социальные и  этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Содержание учебного материала

2

1

Мировое сообщество на рубеже XX и XXI  веков

2

2

Будущее человечества с философской точки зрения: закономерность проблем

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад на тему:

«Роль философии в научном познании»

1

Всего:

48+12с/р

Максимальная учебная нагрузка

60

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, интерактивная доска

Раздаточный материал:

-карточки-задания по тематике разделов предмета: «Материализм и идеализм – альтернативность философских идей»,  «Миф. Идея. Образ. Символ», «Субстанция как философская категория», « Философский монизм, дуализм, плюрализм», «Материя. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время»;

- тексты тестов «Древний Восток». «Античность»,  «Поздняя античность и патристика», «Возрождение и Реформация», «Новое время и просвещение». «Немецкая классическая философия и романтизм», «Западноевропейская философия XIX – XX веков», «Бытие», «Сознание», «Человек», Познание», «Общество»;

- опорные конспекты «Мировые религии», «Человек и время», «Человек – раб», « Метод и методология науки», «Законы материалистической диалектики»;

 - тексты контрольных работ: «Исторические типы взаимодействия человека, природы и общества»

- презентации «Свобода в деятельности человека», «Молодежная субкультура», «Угроза терроризма», «7 чудес света», «Задачи России в XXI веке», «Внутренний мир человека», «Древние цивилизации», «Идея прогресса», «Социальная структура общества»

Технические средства обучения: телевизор,DVD, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровая видеокамера

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

(ОИ) Основные источники:

1.Лешкевич Т. Г., Катаева О.В. Основы философии, -М., 2013

2.В.П. Кохановский, Т.П. Матяш. Основы философии (СПО)- 2008

(ДИ) Дополнительные источники:

1. Бердяев Н. Философия свободного духа. М, 2009

2. Блинников Л. Великие философы. Словарь-справочник. М, 2008

3. Большаков А., Грехнев В., Добрынина В. Основы философских знаний. М, 2009

4. Великие мыслители Древнего мира - М, 2008.

5. Ветхий Завет – М. Благовест, 2010

6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М, 2007

7.Гете. Учение о цвете –М., 2007

8. Громов М., Козлов Н. Русская философская мысль 10-17 веков. М, 2007

9. Ильин Н. Путь к очевидности. М, 2008

10. Камю А. Человек бунтующий. М, 2009

11. Конспект лекций Я. С. Яскевич. Философия (СПО), 2008

12. Зеленов Л.А., Владимиров А.  Основы философии. М, 2009

13. Люшер М. Цветовой тест – М., 2009

14. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М, 2006

15. Мир философии. Книга для чтения. М, 2009. Ф. Бэкон.  «О достоинстве и приумножении наук»;   Р. Декарт.  «Рассуждение о методе»;  Б. Спиноза.  «Этика»;  Ж.-Ж. Руссо.  «Письма о морали»;   Д. Дидро.  «Разрозненные мысли»

16. Мифы Древней Греции – М., 2010

17.Набоков В.В.Другие берега – М., 2010

18. Параллельная мифология. Сборник – М., 2008

19. Платон. Парменид _ М., 2007

20. Проблема человека в западной философии. Хрестоматия. М. 2008

21. Философский энциклопедический словарь. М, 2009

(ИР) Интернет ресурсы

htt://www.twirpx.com/files/humanitarian/phylosofy/sources/ (первоисточники)

filo-lecture.ru

filosofia-totl.narod.ru

nibiryukov.narod.ru › …russian…osnovy_filosofii.htm

knigka.info › 2007/

gnesin.ru › mediateka…uchebnye…osnovy_filosofii…

mirknig.com › knigi/nauka…osnovy-filosofii.html

artprojekt.ru › referats/humanities/fl_gu_m_…

works.tarefer.ru › 91/100568/index.html

StudFiles.ruЛогика…/view150253.html

PlatonaNet.org.ua › load…filosofii…osnovy_filosofii…

koob.ru › chanyshev/kurs_lektcii_po…filosofii

freebooks.net.ua › 2096-osnovy-filosofii.-kurs…

dcp.sovserv.ru › ebook/2010/09/04…osnovy_filosofii

studyspace.ru › …filosofiya/osnovyi-filosofii…dlya

enborisov.narod.ru › raboti/phil2.htm

auportal.ru › chelovec/fl/fl_gu_m_234.php

ronl.ru › filosofiya/10679.htm


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

В результате  изучения  обязательной части цикла  обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста:
  • Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. Тема бытия и священные книги древних иудеев. Проблема бытия в философии Нового времени
  • Сущность и формы познания. Природа познания. Агностицизм. Субъект познания. Истина и ее критерии. Сенсуализм. Рационализм. Формы и методы познания. Эмпирический и теоретический уровень познания
  • Ценности. Религия как феномен культуры. Мировые религии: идеи, символика, смысловая нагрузка. Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Кризис религиозного мировоззрения. Религия как форма мирового единства. Шкала ценностей (абсолютные и личностные).

Тестирование, решение задач, анализ ситуаций, составление схем и алгоритмов, работа с первоисточником (конспектирование, анализ философского текста, выполнение докладов), выполнение контрольных работ

Практическая работа

знать:

  • основные категории и понятия философии:
  • «Методы философии (метафизика, диалектика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика)»;

Текущий контроль в форме:

- устный  (фронтальный) опрос

-составлен глоссарий по терминологии предмета;

- разработана и составлена  таблицы « Методы философии

(метафизика, диалектика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика)»;

-проведены тесты «Древний Восток». «Античность»  

Рубежный контроль в форме:

- тест в виде вопросов на знание терминологии раздела

Промежуточный контроль в форме:

-экзамен

  • роль философии в жизни человека и общества:
  • философские направления (гуманизм, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, агностицизм, атеизм, материализм, идеализм);

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях по пройденной теме;

-тестирование на знание философских направлений (гуманизм, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, агностицизм, атеизм, материализм, идеализм);

«Поздняя античность и патристика», «Возрождение и Реформация», «Новое время и просвещение». «Немецкая классическая философия и романтизм», «Западноевропейская философия XIX – XX веков»,

- проведено конспектирование первоисточника (на выбор обучающегося):

Аристотель «О душе»; Ф. Бэкон «О достоинстве и приумножении наук»; Р Декарт «Рассуждение о  методе»; Б. Спиноза «Этика»; Ж.-Ж. Руссо «Письма о морали»; Д.Дидро «Разрозненные мысли»; Гете «Учение о цвете»;  

-  разработана и составлена таблица «Философские школы: направление, направленность философствования, примерная хронология, представители»;

- разработана и составлена таблица «Символика цвета»;

Рубежный контроль в форме:

- тест в виде вопросов по основным темам

Промежуточный контроль в форме:

- экзамен

  • основы философского учения о бытии:
  • классификация высказываний философов об обществе и человеке как структурном звене общественных отношений

Текущий контроль в форме:

- разработана и составлена таблица «Философы об обществе» с классификацией высказываний философов об обществе и человеке как структурном звене общественных отношений; тестирование по тематике раздела;

-разработан и составлен алгоритм «Философия бытия»;

- тест «Метафизика, онтология, диалектика»;

Рубежный контроль в форме:

- письменная работа по вопросам раздела

Промежуточный контроль в форме:

экзамен

  • сущность процесса познания:
  • научное и ненаучное познание;
  • самопознание;
  • типология мировоззрения (обыденное, религиозное, научное, атеистическое, общественное);

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях;

-обучающийся самостоятельно решает  философские задачи на определение законов материалистической диалектики и методов познания;

Рубежный контроль в форме:

- проведена работа с первоисточником в виде оформления тезисов статей (на выбор) Мунье «Страх в 20 веке»; Фромм «Человек для самого себя»; Франкл «Человек в поисках смысла»; Камю «Миф о Сизифе»

Промежуточный контроль:

- экзамен

  • основы научной, философской и религиозной картин мира:
  • схематическое отражение свободы и рабства человека в концепции бессмертия;
  • идеология мировой религии(буддизм, христианство, ислам)

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос по тематике раздела;

- продумана, разработана и составлена «Шкала ценностей личности» в соответствии с полученными на занятии сведениями и личными приоритетами обучающегося,

-  составлено схематическое отражение свободы и рабства человека в концепции бессмертия;

- разработан и составлен алгоритм основополагающих идей мировых религий (буддизм, христианство, ислам)

Рубежный контроль в форме:

- разработана и составлена таблица «Сравнительная характеристика научной, философской, религиозной картин мира»,

Промежуточный контроль в форме:

-экзамен

  • об  условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:
  • понятие личности;
  • понятие свободы ( философское, психологическое, юридическое, политическое значение);
  • понятие рабства (историческое, философское);
  • понятие духовная культура.

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях;

- тестирование

-участие в  беседе «Теории возникновения человека» с использованием полученных на занятиях сведений, научных изысканий видных деятелей науки и личных воззрений  на данный вопрос

- разработан и составлен алгоритм «Человек – индивид – личность»

Рубежный контроль в форме:

Подготовлены доклады по освещению философских идей русских мыслителей «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской философии 19-20 веков» (И.Ильин «Путь к очевидности», Вл. Соловьев «Исторические дела философии», Н. Бердяев «Кто такой философ и что такое философия?»), защита и обсуждение докладов проведены на уроке

Промежуточный контроль в форме:

- экзамен

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий:
  • Глобальные проблемы человечества» с привлечением уже имеющихся знаний по данной тематике, а также собственной  точки зрения.

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос по вопросам на занятиях;

- тестирование

Рубежный контроль в форме:

Участие обучающихся в дискуссии по предложенной теме «Глобальные проблемы человечества» с привлечением уже имеющихся знаний по данной тематике, а также собственной  точки зрения

Промежуточный контроль в форме:

- экзамен

Разработчики:         

 ГБОУ СО СПО «СТПТиАС»                  преподаватель                         Ладяева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по философии (авторский материал)

Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....

Рабочая программа по философии

Программа учебной дисциплины «Основы философии»  предназначена  для  изучения философии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образователь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...

Рабочая программа дисциплины "Основы философии"

Предназначена для изучения  дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы...

Рабочая программа дисциплины " Основы философии"

Может использоваться для студентов системы СПО всех пециальностей. Соответствует ФГОС....

Методическая разработка. Рабочая программа дисциплины "Основы философии"

Рабочая программа дисциплины "Основы философии", цикл ОГСЭ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.05 Флористика...