Рабочая программа дисциплины " Основы философии"
рабочая программа на тему

Самофал Ирина Валентиновна

Может использоваться для студентов системы СПО всех пециальностей. Соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_osnovy_filosofii.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

260103  «ТЕХНОЛОГИЯ ХЛЕБА, КОНДИТЕРСКИХ И МАКАРОННЫХ

               ИЗДЕЛИЙ»

260101  «ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА»

151031  «МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОМЫШ-

               ЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

230111  «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»

030912  «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО    ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

080114  «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

100801  «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ »

080201  «МЕНЕДЖМЕНТ

 2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины «Основы философии» для образовательных учреждений, реализующих программы СПО

Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Бутурлиновский механико-  

                                                                             технологический колледж»

Разработчик:   Самофал И. В.. – преподаватель ФГОУ СПО БМТК


 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

1.1. Область применения программы.

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

34

     контрольные работы

6

     курсовая работа (проект)                не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

    Подготовка практикоориентированных работ проектного характера

    домашняя работа

18

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы философии»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история

36

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

1

репродуктивный

2

Предмет и определение философии.

1

Практические занятия  «Предмет и определение философии»

2

Контрольная работа

-

        Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

2

репродуктивный

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

1

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

1

Практические занятия:

 «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы

 «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание

«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» -  устное задание

1

1

1

Контрольная работа «Особенности античной философии»

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»;

творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»

2

2

Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.

1

репродуктивный

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

1

Практические занятия:

«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» - тестовое задание

«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем

2

2

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв (3-4 – по выбору учащихся)

«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?»

1

1

1

        Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала

1

1

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

репродуктивный        

2

Особенности русской философии. Русская идея.

Практические занятия:

 «Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание

«Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем

2

1

Контрольная работа «Обосновать характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма»

1

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

30

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

1

репродуктивный

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

1

Практические занятия

Этапы философии

Методы философии

1

1

Контрольная работа «Методы философии и ее внутреннее строение»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты»

3

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

1

1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

продуктивный

2

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Практические занятия

Работа с философским словарем

Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин

1

2

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»

3

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

1

1

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

продуктивный

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

Практические занятия:

Значение этики

Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии

 Философия о глобальных проблемах современности

1

1

1

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с текстами Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

 подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»

3

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

1

1

продуктивный

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Практические занятия:

Сравнение философии с другими отраслями культуры

Сопоставление  личности философа и его философской системы (любое время)

2

2

Контрольная работа «Содержание основных разделов философии»

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни»

3

Примерная тематика курсовой работы (проекта)                       не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)                            не предусмотрено

Всего:

66

                Тематика самостоятельной работы определяется тематикой учебного занятия.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

Дополнительные источники:

Дополнительная  учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.

2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы контроля обучения:

 домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

Рабочая программа дисциплины "Основы материаловедения"

Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ" разработана в соотвествии с ФГОС по профессии НПО 08.01.08 (270802.10)Мастер отделочных строительных работ.по профессиям ОК-01694ОКПР №19727...

Рабочая программа дисциплины: "Основы материаловедения"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупнённой группы 080000 «Техника и технология строительства» по профессии среднего...

Рабочая программа дисциплины "Основы философии"

Предназначена для изучения  дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы...

Методическая разработка. Рабочая программа дисциплины "Основы философии"

Рабочая программа дисциплины "Основы философии", цикл ОГСЭ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.05 Флористика...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...