Практическая работа " Интерпретация поэтического текста"
методическая разработка на тему

Практические занятия по литературе помогают курсантам сопрокоснуться с  текстом и глубже понять и почувствовать пережитое лирическим героем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_po_literature.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2 «Интерпретация поэтического текста А.А.Фета

 « Шепот, робкое дыханье».

Цель: совершенствование читательской компетенции  при  анализе стихотворения А. Фета.

 Задачи:

 -познакомиться  с основными чертами творческой манеры поэта – импрессиониста А.Фета,

 -развивать навыки анализа поэтического текста,

- воспитывать  в себе эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Критерии оценки. Если вы выполнили правильно 1.2.3.задание,  то вы получаете « 3», если выполнили 5 заданий, то получаете « 4»,а правильное выполнение 6 заданий оценивается « 5».

Задание 1. Внимательно прочитайте текс ниже. Запишите ответ на вопрос.

 Перечислите,  какие  признаки импрессионизма  характерны для поэзии?

  Стихотворение написано в конце 40-х годов. Впервые напечатано в журнале «Москвитянин» в 1850 году, во втором номере.

Из всех ранних стихотворений Фета «Шепот, робкое дыханье...» самое необычное и нетрадиционное, можно считать центральным в творчестве поэта. Самым фетовским стихотворением: своеобразным поэтическим кредо.  

 Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...»  называют импрессионистской.

Импрессионизм как художественное направление впервые возник в искусстве живописи, во Франции. Его представителями были художники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар. Импрессионизм происходит от французского слова, означающего: впечатление. В искусстве, так названном, предметы рисуются не в полном их объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то необычной стороны — рисуются так, как они представляются художнику при особенном, индивидуальном взгляде на них.

     Параллельно импрессионизму в живописи возникло нечто подобное и в литературе, в поэзии. Как в западной, так и в русской. Одним из первых «импрессионистов» в русской поэзии и стал Фет.

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии — это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти «обрывки», взятые вместе, вместе воспринятые, образуют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину. Получается приблизительно так, как это описано Львом Толстым: «Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь — и в общем получается цельное впечатление».

Интерпретация – истолкование,  раскрытие, смысла, содержания чего – нибудь.

( Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегова)

 Задание 2. Внимательно прочтите стихотворение «Шепот, робкое дыханье...».  Перечислите обрывки явлений, запечатленных  в стихотворении,  которые складываются в единую картину.

Запишите ответ, подтверждая примерами из текста.

Шепот,   робкое   дыханье,

Трели   соловья,

Серебро   и   колыханье

Сонного   ручья,

Свет   ночной,   ночные   тени,

Тени   без   конца,

Ряд   волшебных   изменений

Милого   лица,

В   дымных   тучках   пурпур   розы,

Отблеск   янтаря,

И лобзания, и слезы,

И   заря,   заря!

Примеры записи. При чтении стихотворения перед нами возникает картина……., которая складывается из отдельных явлений:……

Задание 3. Синтаксис стихотворения необычен: в нём  нет ни одной точки и действия выражены не глагольными формами, а ….. Перечислите, какие части речи выступают в роли глаголов.

Задание 4. Определите типы предложений по наличию главных членов, входящих  состав стихотворения.

Двусоставные предложения – это предложения, в состав которых входят подлежащее и сказуемое.

 Односоставные – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым или подлежащим.

 Если главный член в односоставном предложении выражен глагольными формами, то предложения делятся на односоставные : определено – личные, неопределенно – личные, безличные.

Односоставные предложения называются назывными, если главный член выражен подлежащим.

Пример записи. Стихотворение построено только на одних ….   предложениях., …….. выступают в роли глаголов. Это создает картину……

 Задание 5. Прочтите  текст ниже . Как вы считаете, в контексте стихотворения   И заря, заря... — звучат  выделено?  Почему Фет интонационно выделяет последнюю строчку? И заря, заря... является явлением природы или выражением чувства? ( какого?)

В стихотворении Фета нет ни одной точки. Оно может восприниматься как цепочка односоставных номинативных предложений. Это предполагает, что они – единый ряд образов не цельного, но одного впечатления, настроения, чувства. Такое впечатление и чувство в итоге не завершено, на что указывает восклицательный знак и многоточие в конце предложения.

Любовь даётся намёками и потому  нельзя воспринимать как земное, плотское чувство. Это духовная любовь, на что указывает и финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения — И заря, заря... — звучат не в ряду других, а выделено. Заря — это не очередное явление, а сильная метафора и сильная концовка. В контексте стихотворения заря — высшее выражение …….

Задание 6. Вставьте пропущенные слова в текст, анализируя предварительную работу с поэтическим текстом.

      «Шепот, робкое дыханье...». - стихотворение из числа ранних — лирическая пьеса

  Это стихотворение подлинно … Оно было новым поэтическим словом,  как для русской литературы, так и для самого Фета. Превосходно передает поэт  ….. Его стихи проникнуты …..

настроением,  чувством ….. Он необычайно тонко раскрывает ….. человеческих переживаний. Фет умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже … движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Рефлексия. Закончите предложения

На уроке я узнал ...

На уроке я научился ...

Я могу себя похвалить за ...

...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с поэтическим текстом в распевании для младшего хора

Учимся петь хором грамотно и выразительно!...

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "СнегурочкаПреподаватель: Иутинская Галина Ивановна«На свете все живое должно любить»А.Н.Островский Смы...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Методическая разработка "Методика работы с поэтическим текстом на уроке французского языка"

Данная методическая разработка представляет методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроке французского языка. В ней приведены конкретные виды упражнений со стихотворением на уроке для обучающи...

Интерпретация прецедентных текстов в английской литературе при переводе на русский язык

Книга играет немаловажную роль в жизни человека как источник информации: лингвистической и культурной. Автор не только рассказывает историю, но и ведет межкультурный диалог с читателем с помощью таког...

Практическая работа по теме "Набор текста"

Практическая работа по теме "Набор текста". Была подготовлена для детей, принятых на обучение после окончания школ 8 вида....

Практическая работа №1. Основы работы в текстовом процессоре. Ввод текста и форматирование шрифтов.

Содержит теоретический материал с практическими заданиями на тему "Основы работы в текстовом процессоре. Ввод текста и форматирование шрифтов....