Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка
учебно-методический материал на тему

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

    «На свете все живое должно любить»
    А.Н.Островский

     

    Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания об окружающем мире, привести примеры выбора нравственного идеала, жизненного пути и цели в поисках смысла жизни, то есть воспитать стремление к красоте, добру и правде, или вечным ценностям, может только настоящая семья, обязанности которой все чаще принимает на себя школа. Почему же наши дети, несмотря на все усилия школы, так незащищен сегодня от всякого рода «негативных влияний»? Почему институт семьи не выдерживает конкуренции со СМИ вообще и с Интернетом в частности?
    Педагогическая практика нашего коллектива учителей, солидарно работающих в одном и том же гуманитарном классе, подтверждает, что реализация системы КТС в учебной и внеучебной деятельности совместно со школьниками, особенно на этапе адаптационного периода перехода из начальной школы в основную, оптимизирует организацию исследовательской деятельности учащихся, так как позволяет: 

    • формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности как необходимой составляющей обучения в профильных (в частности, гуманитарных) классах и первоначальные умения и навыки проведения исследований;
    • реализовать механизм включения будущих гуманитариев в опытно-экспериментальную работу;
    • обеспечить широкие возможности для «трансляции» личностных, творческих качеств;
    • осуществлять деятельность по составлению прогностического сценария развития ребенка;
    • создавать оптимальные условия для координации развивающей, воспитывающей и образовательной деятельности педагога, работающего с группой (классом) детей, в рамках поставленных задач.

    Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»

    Предмет: литература'

     

    Методический комментарий к изучению произведения

    Теория литературы: Понятие о драме. Выражение авторского отношения к героям и событиям в пьесе. Понятие об отзыве.

    Основные направления изучения темы:

    Личность и судьба драматурга. 
    Противопоставление света и тепла тьме и холоду как нравственно насыщенная символика сказки «Снегурочка». 
    Столкновение добра и зла, верности в любви и холодной жестокости, мудрости и легкомыслия в пьесе.
    Близость фольклору и общечеловеческий характер произведения. Жизнь, чувства, труд древних славян, опоэтизированные А.Н.Островским. 
    Близость к природе, справедливость, искренность и цельность чувств как высшие нравственные ценности в пьесе.
    Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. Островский в Щелыкове. Выяснение читательских впечатлений школьников о пьесе и размышления о том, почему при грустном финале сказка названа «весенней».
    Развитие конфликта в пьесе. Спор Весны и Мороза в прологе о судьбе Снегурочки и царства берендеев. Противоборство «любви» и «сердечной остуды» в душе Снегурочки. 
    Сложность оценки драматургом каждого из начал (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества). Привлекательность и странность людского мира для Снегурочки. Непохожесть Снегурочки на всех «баб и девок». Снегурочка в семье бобылей. Бобыль и Бобылиха. Снегурочка и Лель. Снегурочка и купава. Выбор Мизгиря.
    Выразительное чтение диалогов и монологов героев. Мудрость царя берендеев: «На всеете все живое должно любить». «Беспечные берендеи» и высокие законы жизни, провозглашенные царем: правда, совесть, свобода чувства. 
    Выбор эпитетов для характеристики персонажей пьесы. Обряды (Масленица, свататанье) и их разыгрывание в классе. Раскрытие связи народных песен, включенных в пьесу.
    Отношение А.Н.Островского к искусству («Без песен жизнь не в радость»). Всеобщая привязанность к Лелю. Прослушивание песен Леля, написанных Чайковским для первой постановки пьесы.
    Диспут «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь и как Берендеево царство отнеслось к их гибели?» Сцена таяния Снегурочки в опере Римского-Корсакова в исполнении И.Масленниковой. Словесное рисование декораций к пьесе.

     

    Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту: не менее 30 часов совместной внеурочной деятельности учителей и учащихся в творческих группах-экспедициях.

    Цель урока: публичное представление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрытых в ходе работы по созданию спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»; публичная оценка и признание достижений учащихся учителями, родителями и гостями представления

    Задачи урока:

    • Обучающие:
      • формирование умений и навыков художественного чтения литературного текста и проникновения в его художественное пространство;
      • формирование умений и навыков по созданию сценического образа литературного персонажа;
      • формирование умений и навыков по созданию сценического пространства (декорации, реквизит, музыкальное сопровождение);
    • Развивающие:
      • формирование основных, понятийных, знаний о сценическом искусстве;
      • формирование целостного представления о литературном персонаже как сценическом образе драматического произведения;
      • формирование зрительского интереса к сценической интерпретации;
    • Воспитательные:
      • воспитание патриотических чувств, гордости за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувства ответственности за порученное дело, за собственные знания и умения, от которых зависит успех общего дела; послушания, терпимого отношения и уважения друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдения дисциплины

    Функции учителя во время хода урока

    Организовать и настроить учащихся на публичное выступление (вся организационно-подготовительная работа с учащимися для зрителей, пришедших на спектакль, остается «за кадром» и не освещается во время урока); занять почетное место в первом ряду зрительного зала и внимательно следить за ходом событий на сцене – играть роль почитателя юных талантов, – чтобы впоследствии оценить каждого по достоинству (спектакль рассчитан на малый зрительный зал – обычный учебный кабинет, оформленный, как театральный зрительный зал; сцена – подиум в классе; рекреация перед входом в «зал» – как театральное фойе, включая стенды-отчеты по экспедициям (см. ниже).

     

    Организационная структура урока

    1 этап (15-20 мин до звонка на урок): встреча гостей перед зрительным залом, в фойе (раздаются программа и входные билеты на спектакль); гости знакомятся со стендами-отчетами (фотоочерки о ходе работы над спектаклем, включая отчеты по экспедициям), а также с афишей; гости проходят в зрительный зал и занимают свои места согласно билетам; в это время за кулисами – последние приготовления артистов к премьере; звучит звонок на урок-премьеру.

    2 этап (3-4 мин.): ведущие – пять человек – торжественно открывают представление и презентуют творческий проект 5 «А» класса 

    3 этап (4-5 мин.): презентация проекта в виде слайд-шоу (в сопровождении музыки П.И.Чайковского).

    4 этап (25-30 мин.): сценическая интерпретация отдельных сцен поэтической сказки-пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».

    5 этап (1,5-2 мин.): завершающее слово артистов – одна из учащихся читает наизусть стихотворение Роберта Рождественского «Все начинается с любви».

    6 этап (5-10 мин.): девушки в народных костюмах приглашаю гостей в импровизированный в фойе буфет, где можно полакомиться русскими блинами с медом и горячим чаем – в знак торжества Солнца, символа весны, жизни, любви.

    7 этап (5-10 мин.): публичное поздравление артистов с премьерой (добрые благодарственные слова учителей, родителей и других гостей школьного театра «ОКСЮМОРОН»)

    Домашнее задание: письменный отзыв об участии в проекте.

    Общая продолжительность урока-премьеры – 45-60 мин.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx376.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка

    Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

    •                 

    «На свете все живое должно любить»

    А.Н.Островский

    Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания об окружающем мире, привести примеры выбора нравственного идеала, жизненного пути и цели в поисках смысла жизни, то есть воспитать стремление к красоте, добру и правде, или вечным ценностям, может только настоящая семья, обязанности которой все чаще принимает на себя школа. Почему же наши дети, несмотря на все усилия школы, так незащищен сегодня от всякого рода «негативных влияний»? Почему институт семьи не выдерживает конкуренции со СМИ вообще и с Интернетом в частности?

    Педагогическая практика нашего коллектива учителей, солидарно работающих в одном и том же гуманитарном классе, подтверждает, что реализация системы КТС в учебной и внеучебной деятельности совместно со школьниками, особенно на этапе адаптационного периода перехода из начальной школы в основную, оптимизирует организацию исследовательской деятельности учащихся, так как позволяет: 

    • формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности как необходимой составляющей обучения в профильных (в частности, гуманитарных) классах и первоначальные умения и навыки проведения исследований;
    • реализовать механизм включения будущих гуманитариев в опытно-экспериментальную работу;
    • обеспечить широкие возможности для «трансляции» личностных, творческих качеств;
    • осуществлять деятельность по составлению прогностического сценария развития ребенка;
    • создавать оптимальные условия для координации развивающей, воспитывающей и образовательной деятельности педагога, работающего с группой (классом) детей, в рамках поставленных задач.

    Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»

    Предмет: литература'

    Методический комментарий к изучению произведения

    Теория литературы: Понятие о драме. Выражение авторского отношения к героям и событиям в пьесе. Понятие об отзыве.

    Основные направления изучения темы:

    Личность и судьба драматурга. 

    Противопоставление света и тепла тьме и холоду как нравственно насыщенная символика сказки «Снегурочка». 

    Столкновение добра и зла, верности в любви и холодной жестокости, мудрости и легкомыслия в пьесе.

    Близость фольклору и общечеловеческий характер произведения. Жизнь, чувства, труд древних славян, опоэтизированные А.Н.Островским. 

    Близость к природе, справедливость, искренность и цельность чувств как высшие нравственные ценности в пьесе.

    Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. Островский в Щелыкове. Выяснение читательских впечатлений школьников о пьесе и размышления о том, почему при грустном финале сказка названа «весенней».

    Развитие конфликта в пьесе. Спор Весны и Мороза в прологе о судьбе Снегурочки и царства берендеев. Противоборство «любви» и «сердечной остуды» в душе Снегурочки. 

    Сложность оценки драматургом каждого из начал (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества). Привлекательность и странность людского мира для Снегурочки. Непохожесть Снегурочки на всех «баб и девок». Снегурочка в семье бобылей. Бобыль и Бобылиха. Снегурочка и Лель. Снегурочка и купава. Выбор Мизгиря.

    Выразительное чтение диалогов и монологов героев. Мудрость царя берендеев: «На всеете все живое должно любить». «Беспечные берендеи» и высокие законы жизни, провозглашенные царем: правда, совесть, свобода чувства. 

    Выбор эпитетов для характеристики персонажей пьесы. Обряды (Масленица, свататанье) и их разыгрывание в классе. Раскрытие связи народных песен, включенных в пьесу.

    Отношение А.Н.Островского к искусству («Без песен жизнь не в радость»). Всеобщая привязанность к Лелю. Прослушивание песен Леля, написанных Чайковским для первой постановки пьесы.

    Диспут «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь и как Берендеево царство отнеслось к их гибели?» Сцена таяния Снегурочки в опере Римского-Корсакова в исполнении И.Масленниковой. Словесное рисование декораций к пьесе.

    Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту: не менее 30 часов совместной внеурочной деятельности учителей и учащихся в творческих группах-экспедициях.

    Цель урока: публичное представление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрытых в ходе работы по созданию спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»; публичная оценка и признание достижений учащихся учителями, родителями и гостями представления

    Задачи урока:

    • Обучающие:
    • формирование умений и навыков художественного чтения литературного текста и проникновения в его художественное пространство;
    • формирование умений и навыков по созданию сценического образа литературного персонажа;
    • формирование умений и навыков по созданию сценического пространства (декорации, реквизит, музыкальное сопровождение);
    • Развивающие:
    • формирование основных, понятийных, знаний о сценическом искусстве;
    • формирование целостного представления о литературном персонаже как сценическом образе драматического произведения;
    • формирование зрительского интереса к сценической интерпретации;
    • Воспитательные:
    • воспитание патриотических чувств, гордости за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувства ответственности за порученное дело, за собственные знания и умения, от которых зависит успех общего дела; послушания, терпимого отношения и уважения друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдения дисциплины

    Функции учителя во время хода урока

    Организовать и настроить учащихся на публичное выступление (вся организационно-подготовительная работа с учащимися для зрителей, пришедших на спектакль, остается «за кадром» и не освещается во время урока); занять почетное место в первом ряду зрительного зала и внимательно следить за ходом событий на сцене – играть роль почитателя юных талантов, – чтобы впоследствии оценить каждого по достоинству (спектакль рассчитан на малый зрительный зал – обычный учебный кабинет, оформленный, как театральный зрительный зал; сцена – подиум в классе; рекреация перед входом в «зал» – как театральное фойе, включая стенды-отчеты по экспедициям (см. ниже).

    Организационная структура урока

    1 этап (15-20 мин до звонка на урок): встреча гостей перед зрительным залом, в фойе (раздаются программа и входные билеты на спектакль); гости знакомятся со стендами-отчетами (фотоочерки о ходе работы над спектаклем, включая отчеты по экспедициям), а также с афишей; гости проходят в зрительный зал и занимают свои места согласно билетам; в это время за кулисами – последние приготовления артистов к премьере; звучит звонок на урок-премьеру.

    2 этап (3-4 мин.): ведущие – пять человек – торжественно открывают представление и презентуют творческий проект 5 «А» класса 

    3 этап (4-5 мин.): презентация проекта в виде слайд-шоу (в сопровождении музыки П.И.Чайковского).

    4 этап (25-30 мин.): сценическая интерпретация отдельных сцен поэтической сказки-пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».

    5 этап (1,5-2 мин.): завершающее слово артистов – одна из учащихся читает наизусть стихотворение Роберта Рождественского «Все начинается с любви».

    6 этап (5-10 мин.): девушки в народных костюмах приглашаю гостей в импровизированный в фойе буфет, где можно полакомиться русскими блинами с медом и горячим чаем – в знак торжества Солнца, символа весны, жизни, любви.

    7 этап (5-10 мин.): публичное поздравление артистов с премьерой (добрые благодарственные слова учителей, родителей и других гостей школьного театра «ОКСЮМОРОН»)

    Домашнее задание: письменный отзыв об участии в проекте.

    Общая продолжительность урока-премьеры – 45-60 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

    Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

    Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

    Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

    Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

    Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

    Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

    Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

    Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

    Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...