Методическая разработка урока - викторины по праву
методическая разработка по теме

Данный материал может быть использован преподавателями права при проведении повторительно - обобщительного урока по теме: "Закон РФ " О защите прав потребителей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-viktorina_2.docx82.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КЛИНЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка урока – викторины по праву

Для специальностей:

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

100701 Коммерция (по отраслям)

Социально-экономический профиль

                                                                                      Преподаватель:

                                                                                         Вержбицкая С.С.

                                       

                                             

                                               

                                           Клинцы  2014

Тема урока: Закон РФ «О защите прав потребителей»

    Тип урока: Урок - обобщение

    Вид урок: Урок-викторина

Цель урока:

1.Систематизация и обобщение материала по Закону « О защите прав потребителей».

2.Формирование общеучебных умений и навыков:

-учебно-коммуникативные (развитие устной речи, умения работать в группе);

-учебно-информационные (умение работать с законом и подзаконными актами, защищать права потребителя в государственных органах);

-учебно-интеллектуальные (умение анализировать фактический материал, обобщать, делать выводы).

 3. Воспитание правовой культуры, уважения к российским законам.

Методы: игровой, стимулирующий деятельность студентов.

Материальное обеспечение: Закон РФ «О защите прав потребителей», дидактический материал к конкурсам «Поэтический», «Заполни схему», «Ситуации», плакаты.

 Литература:

Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ « О защите прав потребителей»

Время проведения: 45 минут

План урока

  1. Организационный момент

Объявление цели, темы и правил проведения викторины.

Оценка конкурсов по балльной системе.

2. Викторина

Конкурс 1 «Разминка»

Конкурс 2 «Ты - мне, я – тебе»

Конкурс 3 «Конкурс капитанов»

Конкурс 4 «Качай свои права, потребитель!»

Конкурс 5» Поэтический»

Конкурс 6 «Заполни схему»

Конкурс 7 «Ситуации»

Конкурс 8 «Домашнее задание»

3. Подведение итогов.

Объявление победителей, вручение призов.

Условия проведения  конкурсов

  1. Конкурс « Разминка»

Каждой команде задается по 5 вопросов. Ответ должен быть моментальным, его может дать любой член команды.

                      Вопросы

                        Ответы

1) Верно ли, что импортные стиральные порошки лучше российских?

Импортные стиральные порошки красиво упакованы, приятно пахнут, не пылят, а значит, в меньшей степени могут вызвать аллергию. Мнение специалиста: они отличаются друг от друга только рекламой. Качество стирки не зависит от торговой марки.  

2) По каким показателям можно отличить искусственную кожу?

При соприкосновении с кожей ладонь запотевает, не пропускает влагу; нога запотевает, обувь не разнашивается и не принимает форму ноги, плохо поддается формовке, при носке появляются складки.

3) Что значит старый чай?

Возраст с момента уборки превышает год-два, настой темно-коричневый, иногда мутный: вкус – горьковатый и затхлый; аромат – древесный, говорят  «пахнет сеном»

4) Какую колбасу вы выберите: изготовленную на основе технических условий или в соответствии с ГОСТ?

За качество колбасы, изготовленной по техническим условиям, отвечает мясокомбинат, а по ГОСТУ – государство.

5) Назовите штрих - коды Китая и Польши.

Китая – 690, Польши - 590

Вопросы

Ответы

  1. В центре лечебного питания изобрели исцеляющий хлеб. Как  Вы думаете, из чего он сделан?

Из цельного пшеничного зерна, предварительно пророщенного.

  1. 2) Как определить качество меда?

 Чтобы определить, есть ли в продукте мука или крахмал, капните в ложечку каплю йода. Если стал синеть, значит, они в нем есть.

Если капнуть уксусной эссенции и мед зашипит - в него добавили мел.

Если добавить к продукту небольшое количество ляписа и появится белый осадок, в меде есть сахар.

3) Какими продуктами и добавками ароматизируют чай?

Травами, сухими фруктами, эфирными маслами фруктов, эссенциями (искусственные ароматизаторы)

4) Приведите пример недобросовестной рекламы.

Одним из ярких примеров  недобросовестной рекламы являлась наружная реклама сухариков «Кириешки». Суть рекламы – плакат, на белом фоне которого находились засохшие хлебные корки и кожура от банана или от апельсина, а слоган гласил: «Настоящие сухарики корочками не назовут». Данное заявление порочило честь, достоинство и деловую репутацию конкурента «3 корочки» и было снято с мест распространения буквально через месяц.

5) Назовите фрукт, который используется в диетологии как снижающий массу тела?

Ананас

  1. Конкурс «Ты - мне, я – тебе»

Командам дано домашнее задание подготовить по 5 вопросов по  правам  потребителей. Члены команды по очереди задают по 1 вопросу участникам другой команды. За правильный ответ команда получает один балл. Если ответ был неправильным или ответ не дан, то баллы получает задающая вопрос команда. В случае подсказки с команды снимаются баллы. Начинает команда, получившая в 1 конкурсе большее количество баллов.

 

  1. Конкурс капитанов

Капитаны  поочередно называют термины, используемые в Законе « О защите прав потребителей». Выигрывает тот, кто вспомнит больше терминов. Команда получает 3 балла.

1. Потребитель

Режим работы

2. Исполнитель

Разумный срок

3. Изготовитель

Договор купли-продажи

4. Продавец

Уплата неустойки

5. Недостаток

Имущественная ответственность

6. Существенный недостаток

Моральный вред

7.Качество товара (работы, услуги)

Судебная защита

8. Срок службы

Устранение недостатка

9. Срок годности

Расчеты с потребителем

10. Гарантийный срок

Уменьшение покупной цены

11. Потребительское просвещение

Дистанционный способ продажи

12. Обмен товара

Срок выполнения работы

13. Возмещение ущерба

Нарушение сроков

14. Безопасность товара

Экспертиза качества

15. Информация о товаре (работе, услуге)

Твердая смета

16. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

Приблизительная смета

17. Достоверная информация

Общественная организация потребителей

4. Конкурс «Качай свои права, потребитель!»

Студентам предлагается за 10 минут ответить на максимальное количество вопросов, охватывающих все четыре раздела Закона РФ. Этот конкурс проводится в виде фронтального опроса, проверяющего знания каждого студента.

Учитывается время, точность ответов, количество правильных ответов. За каждый правильный ответ – 2 балла.

Вопросы на применение Закона РФ « О защите прав потребителей»

1. Кто считается потребителем?

2. Какие есть права у потребителя?

3.На какие товары устанавливается срок годности?

4. Права потребителя при продаже ему товара ненадлежащего качества.

5. Может ли покупательница обменять не подошедшую по фасону блузку?

    1.Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы.

    2.Какую несет ответственность исполнитель в случае нарушения установленных         сроков выполнения работы?

3.В какой срок  должны быть устранены недостатки работы?

4.Заказчик заключил с ателье договор на пошив брюк из своего материала. В результате аварии отопительной системы материал был испорчен. Что делать заказчику?

5.Какие органы осуществляют защиту прав потребителей?

Ответы на вопросы по применению Закона « О защите прав потребителей» 

1.Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Права потребителя:

- право на удовлетворение основных нужд;

- право на информированность;

- право на потребительское просвещение;

-право выбора;

-право быть выслушанным;

-право на безопасность;

-право на возмещение;

    -право на здоровую окружающую среду.

    3. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

     4.  Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

-  потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

 По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

    5.  Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

    1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

 - безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

  - возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков    выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

   2. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) потребитель по своему выбору вправе:

- назначить исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

   3.Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

    4. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

     5.Федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и его территориальные органы, органы местного самоуправления и общественные организации.

5. Конкурс поэтический.

Командам даются листы бумаги с началом стихотворения, которое надо дописать.

На выполнение задания дается 5 минут.

1. Наташа с мамой как-то раз

    Купили платье в магазине «Фея»

    Какой фасон, какой атлас…

2. У пенсионерки Ивановой

    Утюг сломался почти новый

    Она в ремонт его сдала…

Конкурс оценивается по 5-балльной системе.

6. Конкурс « Заполни схему»

Вставить пропуски в схему «Как вернуть деньги за бракованный товар?»

       Ответы:

1. вернуть деньги.

2. экспертиза показала, что товар испорчен по Вашей вине.

3. иск в суд.

За правильно заполненную схему команда получает 3 балла.

7. Конкурс «Ситуации»

 Решить ситуационные задачи, которые требуют коллективной выработки ответов. Время на обсуждение – 3 минуты.

Ситуация №1

Самойлова купила набор мебели (стенку). После сборки оказалось, что мебель с дефектом – в одном месте глубокие царапины. В магазине Самойловой предлагают поменять стенку или вернуть обратно деньги, но модель стенки ее устраивает и производить замену очень хлопотно, к тому же нет гарантии, что новая стенка будет без недостатков. Однако оставлять купленную стенку обидно - деньги за нее заплачены немалые. Как Вы посоветуете поступить Самойловой?

Ситуация №2

Мишиной коллега по работе предложила купить у  нее абсолютно новую блузку, которую ей муж привез из командировки в подарок, да ошибся размером. Мишина купила блузку, но рассмотрев хорошо ее дома, увидела, что вещь бракованная. Продавец же, коллега по работе, забрать некачественную вещь отказывается. Применяются ли к таким отношениям нормы Закона «О защите прав потребителей»?

Ответы:

Ситуация №1

В соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» Самойлова вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

Ситуация №2

Сторонами договора купли-продажи является продавец и покупатель. По Закону « О защите прав потребителей» продавец - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Коллега Мишиной продавцом не является и, следовательно, к таким отношениям нормы Закона «О защите прав потребителей» не применяются.

За правильное решение каждой ситуации – 3 балла.

8. Конкурс «Домашнее задание»

Командам было дано  задание подготовить рекламу товара, включая информацию и его демонстрацию. Для оценки учитывается актуальность темы, соответствие содержания требованиям законов « О рекламе», «О защите прав потребителей», оригинальность, оформление и защита.

За домашнее задание – 5 баллов.

В конце игры жюри определяет итоговую оценку, команду-победительницу и оценки отдельным участникам игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»

    Урок разработан для студентов по профессии  "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...

Методическая разработка урока по дисциплине "Право" на тему "Право в системе социального регулирования"

Урок позволяет учащимся познакомиться с существующими социальными нормами; формирует знания  о понятиях: «социальная норма», «право»;  развивает умение проводить сравнительный анализ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ВИКТОРИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИГРА». ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Овладение профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями обучающиеся должны приобретать на занятиях теоретического обучения  ипроизводственного обучения. Расска...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока-викторины для обучающихся I курса « ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИИ-ШТУКАТУР ».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока-викториныдля обучающихся I курса « ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИИ-ШТУКАТУР »....

Методическая разработка урока - викторины по истории по теме: "История России с древнейших времён до XVII века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Методические рекомендации урока по истории на тему «История России с древнейших времён до XVII века» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с у...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...