План урока на тему: «Я, конечно, вернусь, я, конечно, спою…» Авторская песня. Владимир Высоцкий.
классный час по теме

Литвякова Лариса Сергеевна

Предварительный просмотр:

 

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Вечер о любви»

Разработка  Литвяковой Ларисы Сергеевны.

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Вечер о любви»

Разработка Литвяковой Ларисы Сергеевны.

(«Лунная соната»)

  • Легенда гласит, что данный праздник назван в честь священника Валентина, который жил в 270 году в Риме. Валентин рассердил римского императора Клавдия Второго, который запретил своим солдатам жениться, поскольку считал, что солдаты, у которых есть семьи. Плохие солдаты, ибо они стремились не воевать, а поскорее вернуться домой целыми и невредимыми. Валентин ослушался приказа Клавдия. Будучи священником, он тайно венчал влюблённых, за что и был казнён Клавдием. День его казни совпал с римским праздником в честь святых. С тех пор Валентин был причислен к лику святых.

  • В  этот  день  признаются  в  любви,  посылают  друг  другу  валентинки,   в  которых  принято  не  ставить  подписи.  Этот  день  считается  днем  влюблённых,  которые  дарят  друг  другу  небольшие  подарки.  Они  говорят, однако,  о  горячем  чувстве,  которое  иногда  трудно  выразить  словами.  Поэтому  так  много  написано  стихов.  В  разные  времена  поэты  посвящали  свои  творения  любимым,  незабываемым,  самым  прекрасным  и  дорогим.

( «Звучание  лютни»)

  • Шекспир- величайший  писатель  эпохи  Возрождения.  Он  один  из  тех  титанов,  которые  рождены  этой  эпохой,  но  по  своему  значению  он  далеко  выходит  за  её  пределы.  Его  творения  не  становятся  достоянием  прошлого,  не  покрываются  пылью  столетий;  они  не  утрачивают  живой  красоты  и  силы  воздействия  и  в  наша  дни.  В  богатом  литературном  наследии,  оставленном  нам  Шекспиром, «Сонаты»  занимают  особое  место.  Они  создавались  не  для  публики  и  даже  не  для  знатоков  поэзии ,  а  лишь  для  определенных  лиц  из  ближайшего  его  окружения.

     

  • Многие  сонеты  посвящены   прекрасному  чувству  любви,  захватывающему  человека;  тому  чувству ,которое  невозможно  потушить:

Божок  любви  под  деревом  прилег,

Швырнув  на  землю  факел  свой  горящий.

Увидев,  что  уснул  коварный  бог,

Решились  нимфы  выбежать  из  чащи.

Одна  из  них  приблизилась  к  огню;

Который  девам  бед  наделал  много,

И  в  воду  окунула  головою,

Обезоружив  дремлющего  бога.

Вода  потока  стала  горячей,

Она  лечила  многие  недуги.

И  я  ходил  купаться  в  тот  ручей,

Чтоб  излечиться  от  любви  к  подруге.

Любовь  нагрела  воду,-  но  вода

Любовь  не  охлаждала  никогда.

 

  • В  сонетах  Шекспира  появляются  и  образ  возлюбленной- идеальной  дамы  сердца.  Поэт  очень  оригинален  в  том,  как  он  преподносит  образ  женщины.  Описывая  возлюбленную, он  нарушает  по  меньшей  мере  трехвековую  традицию  европейской  лирики.

   

Прекрасным  не  считался  чёрный  цвет,

Когда  на  свете  красоту  ценили.

Но, видно,  изменился  белый  свет,-

Прекрасное  подделкой  очернили.

С  тех  пор,  как  все  природные  цвета

Искусно  подменяет  цвет  заёмный,

Последних  прав  лишилась  красота,

Слывет  она  безродной  и  бездомной.

Вот  почему  и  волосы,  и  взор

Возлюбленной  моей  чернее  ночи,-

 Как  будто  носят  траурный  убор

По  тем, кто  краской  красоту  порочит.

Но  там  идет  им  черная  фата,

Что  красотою  стала  чернота.

    («Аве  Мария»)

  • В  знаменитом  сонете  130-м  перечислены  все  отличия  смуглой  возлюбленной поэта  от  женщин, воспетых  другими.

Её  глаза  на  звёзды  не  похожи,

Нельзя  уста  кораллами  назвать,

Не  белоснежна  плеч  открытых  кожа,

И  черной  проволокой  вьётся  прядь.

С дамасской  розой, алой  или  белой,

Нельзя  сравнить  оттенок  этих  щек,

А  тело  пахнет  так,  как  пахнет  тело,

Не  как  фиалки  нежный  лепесток.

Ты  не  найдешь  в  ней  совершенных  линий,

Особенного  света  на  челе,

Не  знаю  я,  как  шествуют  богини,

Но  милая  ступает  по  земле.

И  все ж она  уступит  тем  едва  ли,

Кого  в  сравненьях  пышных  облачали.

  • Горечь  и  страх  охватывает  поэта,  когда  он  задумывается  о  том,  что возлюбленная  его  может  оставить,  разлюбить:

 

  («Сонет  в  исп.  А.  Пугачёвой»).

Уж  если  ты  разлюбишь -так  теперь,

Теперь, когда  весь  мир  со  мной  в  раздоре.

Будь  самой  горькой  из  моих  потерь

Но  только  не  последьней  каплей  горя!

И  если  скорбь  дано  мне  превозмочь

Не  наноси  удара  из  засады.

Пусть  бурная  не  разрешиться  ночь

Дождливым  утром-  утром  без  отрады.

 Оставь  меня, но  не  в  последний  миг

Когда  от мелких  бед  я  ослабею.

 Оставь  сейчас,  чтоб  сразу  я  постиг,

 Что  это  горе  всех  невзгод  больнее

 Что  нет  невзгод,  а  есть  одна  беда-

 Твоей  любви  лишиться  навсегда.

  • Чувства  поэта  сложны  и  противоречивы.  Смуглянка  неудержимо  влечет  к  себе. Его  не  останавливает  даже  её  неверность.

   Мои  глаза  в  тебя  не  влюблены-

   Они  твои  пороки  видят  ясно.

   А  сердце  ни  одной  твоей  вины

   Не  видит  и  с  глазами  не  согласно.

  • Во  все  времена  любовь  была  одной  из  важнейших  тем  лирики.  И  Пушкин,   Лермонтов,  и Ахматова,  и  Гумилев,  вдохновленными  любимыми,  посвящали  им  стихи                                                                                                                                                         Федор  Иванович  Тютчев  относится  к  поэтам,чьё  творчество  является  непреходящей ценностью  нашей  литературы.  В  его  лирике  одной  из  центральных  тем  стала  тема  любви.  В  1870  году  он  написал  стихотворение,  которое  посвятил  своей  светлой  юношеской  любви,  Амалии  Лерхенфельд.

       

      («Романс  в  исполн. И.  Козловского «)

    Я  втретил  вас - и  все  былое

    В  отжившем  сердце  ожило;

    Я  вспомнил  время  золотое-

    И  сердцу  стало  так  тепло…

     Как  поздней  осени  порой

     Бывают  дни,  бывает  час,

     Когда  повеет  вдруг  весною

     И  что-то  втрепенется  в  нас.-

    Так,  весь  обвеян  дуновеньем

    Тех  лет  душевной  полноты,

     С  давно  забытым  упоеньем

     Смотрю  на  милые  черты….

     

     Как  после  вековой  разлуки

     Гляжу  на  вас,  как  бы  во сне,-

     И  вот- слышнее  стали  звуки,

     Не  умолкавшие  во  мне….

       

       

     Тут  не  одно  воспоминанье,

     Тут  жизнь  заговорила  вновь,-

     И  то  же  в  вас  очарованье,

     И  та  ж  в  душе  моей  любовь!

  • Стихи  Тютчева  явились  отражением  его  личной  жизни,  его  радостей  и  страданий.

Его  стихи,  посвященные  женщинам,  которых  он  любил,  обогатило  русскую  поэзию  бессмертными  стихами.  Особое  место  занимают  строки,  посвященные  Елене  Александровне  

Денисьевой,  сокурснице  его  дочери  по  Смольному  институту.

  • «Денисьевский  цикл»  как  « роман  в  стихах»  раскрывает  мысль  поэта  о  том,  что  любовь,  чувство,  страсть,  личность  человека  так  зависимы  от  общества,  от  мнения  окружающих!

Любовь  становится  трагедией,  поэтом   его  « роман  в  стихах»  сразу  же  начинается  с  очень  высокой,  трагической  ноты.

О,  как  убийственно  мы  любим,

Как  в  буйной  слепоте  страстей

Мы  то  всего  вернее  губим,

Что  сердцу  нашему  милей!

      (   «Хочу  у  зеркала,  где  муть…..»)

  • Его  стихи  звучат  как  исповедь, они  исполнены  трагизма,  боли,  горечи  лирического

героя.

Не  говори:  меня  он,  как  и  прежде,  любит,

Мной,  как  и  прежде,  дорожит…

О  нет!  Он  жизнь  мою  бесчеловечно  губит,

Хоть  вижу,  нож  в  руке  его  дрожит.

То  в  гневе,  то  в  слезах,  толкуя,  негодуя,

Увлечена,  в  душе  уязвлена,

Я  стражду,  не  живу….им,  им  одним  живу  я-

Но  эта  жизнь!...О,  как  горька  она!

Он  мерит  воздух  мне  так  бережно  и  скудно…

Не  мерят  так  и  лютому  врагу…

Ох,  я  дышу  еще  болезненно  и  трудно,

Могу  дышать,  но  жить  уж  не  могу.

    (Романс: «Не  обещайте  деве  юной…»)

  • Любовь  для  поэта - и  «блаженство»,  и  «безнадежность», и  напряженное  чувство,

несущее  человеку  счастье.

       (Романс  Свиридова « Последняя  любовь»).

 

  • По  известному  высказыванию  Пушкина,  вдохновение  «  есть  расположение

души  к  живейшему  принятию  впечатлений,  следственно к  быстрому  соображению

понятий,  что  и  способствует  объяснению  оных». Марина  Цветаева  была  последователем  

Пушкина  в  своей  поэзии.  Вдохновение - та  внутренняя  сила,  которая  и  нас, читателей, заражает волнением художника, заставляет сопереживать ему, воспринимать стихи с безоглядным доверием.

     Невозможно представить себе героинь цветаевской лирики вне любви, что означало бы для неё вне жизни.

       « Вчера  ещё  в  глаза  глядел»,  под  Прелюдию  Шопена.

  • Любовь  никогда  не  становится  для  лирической  героини  безмятежной  усладой.

В  любви  она  утверждает  своё  право  на  поступок.  Она  решительна  и  

бескомпромиссна:

         (Романс  «Очарована,  околдована…»)

Я  тебя  отвоюю  у  всех  земель,  у  всех  небес,

Оттого  что  лес- моя  колыбель,  и  могила- лес.

Оттого  что  я  на  земле  стою- лишь  одной  ногой,

Оттого  что  я  о  тебе  спою- как  никто  другой.

Я  тебя  отвоюю  у  всех  времен,  у  всех  ночей,

У  всех  золотых  знамен,  у  всех  мечей,

Я  ключи  закину  и  псов  прогоню  с  крыльца-

Оттого  что  в  земной  ночи  я  вернее  пса.

Я  тебя  отвоюю  у  всех  других- у  той  одной,

Ты  не  будешь  ничей  жених,я- ничьей  женой,

И  в  последнем  споре  возьму  тебя- замолчи!-

У  того,  с  которым  Иаков  стоял  в  ночи.

Но  пока  тебе  не  скрещу  на  груди  персты-

О  проклятие!- у  тебя  остаешься- ты:

Два  крыла  твои,  нацеленные  в  эфир;

Оттого  что  мир- твоя  колыбель,  и  могила- мир!

           (  Верди  «  Весна» ).

  • Предчувствие  любви,  ожидание  её,  разочарование  в  любимом,  ревность,  боль  разлуки-все  эти  состояния  цветаевской  героини  запечатлены  в  многочисленных  нюансах  ее  лирики.  Любовь  может  быть  тиха,  трепетна,  благоговейна,  нежна- и  безоглядна,  стихийна.При  этом  она  всегда  внутренне  драматична.

Юная  героиня  с  особой  остротой  ощущает  изменчивость,  пленительность  каждого  мига,  желание  остаться  в  памяти  любимого  человека:

Пусть  я  лишь  стих  в  твоем  альбоме,

Едва  поющий  ,  как  родник…

Пусть  так.  Но  вот  в  полуистоме

Ты  над  страничкою  поник…

Ты  вспомнишь  всё…Ты  сдержишь  крик.

-Пусть  я  лишь  стих  в  твоем  альбоме!

  • Движение  одного  человеческого  сердца  к  другому  есть  естественная  часть  бытия,  непреложный  жизненный  закон.  Цветаевская  героиня  убеждена,  что  чувства  обладают  огромной  силой,  им  могут  быть  подвластны  расстояние  и  время:

Никто  ничего  не  отнял-

Мне  сладостно,  что  мы  врозь!

Целую  вас  через  сотни

Разъединяющих  верст.

Я  знаю:  наш  дар- неравен.

Мой  голос  впервые- тих.

Что  вам,  молодой  Державин,

Мой  невоспитанный  стих!

Нежней  и  бесповоротней

Никто  не  глядел  нам  вслед…

Целую  вас- через  сотни

Разъединяющих  лет.

  • Трагическое  звучание  приобретает  у  Цветаевой  тема  несостоявшейся  любви.

          «Мне  нравится,  что  Вы  больны  не  мной».

Главная  тема  в  её  лирике  «разминование»  душ,  невстреча.  Два  человека,  предназначенных  друг  другу,  вынуждены  расстаться.  Их  может  разлучить  многое- обстоятельства,  люди- время,  невозможность  понимания,  недостаток  чуткости,  несовпадение  устремлений:

 

Любовь!  Любовь!  И  в  судоргах,  гробе

Насторожусь -  прельщусь -  смущусь -  рванусь,

О  милая! -  Ни  в  гробовом  сугробе,

Ни  в  облачном  с  тобою  не  прощусь.

И  не  на  то  мне  пара  крыл  прекрасных

Дана,  чтоб  на  сердце  держать  пуды

Спеленутых,  безглазых  и  безгласных

Я  не  умножу  жалкой  свободы.

Нет,  выпростаю  руки!-  Стан  упругий

Единым  взмахом  из  твоих  пелен

Смерть- выбью!  Версту  на  тысячу  в  округе

Растоплены  снега  и  лес  спален.

И  если  все  ж  - плеча, крыла,  колена

Сжав - на  погост  дала  себя  увесть,-

То  лишь  за  тем,  чтобы  смеясь  над  тленом,

Стихом  восстать- иль розаном  расцвесть!

  • Она  хочет ,  чтобы  её  помнили  и  любили  не  только  при  жизни.

                   (Или  запись  А.  Пугачевой)

«  Уж  сколько  их  упало  в  эту  бездну,

Разверстую  вдали!

Настанет  день,  когда  и  я исчезну

С  поверхности  земли.

Застынет  все,  что  пело  и  боролось,

Сияло  и  рвалось:

И  зелень  глаз  моих,  и  нежный  голос,

И  золото  волос.

И  будет  жизнь  с  её  насущным  хлебом,

С  забывчивостью  дня.

И  будет  все - как  будто  бы  под  небом

И  не  было  меня!

К  вам  всем – что  мне,  ни  в  чем  не  знавшей  меры,

Чужие  и  свои?! –

Я  обращаюсь  с  требованьем  веры

И  с  просьбой  о  любви.

И  в  день, и  в  ночь,  и  письменно,  и  устно:

За  правду  да  и  нет,

За  то,  что  мне  так  часто – слишком  грустно

И  только  двадцать  лет.

За  то,  что  мне  прямая  неизбежность –

Прощение  обид,

За  всю  мою  безудержную  нежность

И  слишком  гордый  вид.

За  быстроту  стремительных  событий,

За  правду,  за  игру…

-  Послушайте! – Ещё  меня  любите

За  то,  что  я  умру.

  • Теперь  у  нас  стало  одним  праздником  больше,  хотя  на  Руси  был  свой  праздник  влюбленных.  Он  отмечался  8  июля  и  был  связан  с  легендарной  историей  любви  Петра  и  Февронии.

      Они  любили  друг  друга  до  смерти  и….после. Приняв монашеский  постриг  с  именами,  Давид  и  Ефросинья,  супруги  завещали  положить  их  в  одном  гробу,  заранее  приготовив  гробницу  с  тонкой  перегородкой.  Скончались  они  в  одно  мгновение  8  июля  по  новому  стилю,  но  в  нарушение  завещания  их  положили  в  разных  гробах  и  разных  зарытых  храмах.  На  следующий  день  они  оказались  в  одной  гробнице.  Снова  люди  пытались  разлучить  их,  но  на  утро  тела  супругов  опять  были  вместе.

 Зерна  доброты  в  нас  заронены.

Память  о  былом  призови –

Повесть  о  Петре  и  Февронии,

Повесть  о  прекрасной  любви

Можно  загрустить,  опечалиться,

Но  душа  не  может  молчать.

Песня  о  любви  не  кончается,

Песня  продолжает  звучать!

                 (Музыка)..

 



Предварительный просмотр:

План урока на тему:

«Я, конечно, вернусь, я, конечно, спою…»

Авторская песня. Владимир Высоцкий.

Цели:

  •  показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны, значение творчества Высоцкого;
  • научить учащихся понимать замысел песни через её интертекстуальность;
  • развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» вопросов бытия;
  • воспитание чувства собственного достоинства, внутренней свободы и независимости, гуманного отношения к людям.

Методические приёмы: рассказ учителя, прослушивание песен, комментирование, частичный                            

                                               анализ.

Оборудование: портреты, сборники авторских песен, записи песен, компьютерная презентация.

Ход урока.

Я согласен бегать в табуне,

Но не под седлом и без узды.

                   В.Высоцкий

  1. Слово учителя.

   Поэтический «бум» времени оттепели, всплеск интереса к поэзии, к лирике нашёл выражение и в явлении так называемой авторской песни.

   Это явление станет главным объектом на нашем уроке. Объявление темы урока.

Наши цели: выяснить, что такое авторская песня, каковы её особенности на примере творчества В.Высоцкого.

  • Почему именно этого поэта?  (привязать к профессии)

  Итак, авторская песня. Название это условно.

  • Как вы думаете, что оно означает? (Творчество поющих поэтов, сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя, аккомпаниатора).

Доминантой в авторской песне является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому стихотворная сторона принадлежит области художественной литературы.

  1. Сообщение учащегося о жанре авторской песни. (прилагается)

  1. Учитель.  Поэтов, которые пишут и исполняют песни, называют иностранным кельтским словом «бард».

Одним из известнейших бардов нашего времени является Владимир Семёнович Высоцкий       (1938 – 1980).  Оставляя автографы подросткам, он обычно писал: «Вырасти сильным, умным и добрым». Такова и его поэзия: редко кто с таким гневом и презрением говорил бы о лжи, фальши, демагогии, как Высоцкий.

И в то же время его стихи – это гимн мужеству, порядочности, доброте, дружбе. Для  самого Высоцкого авторская песня была очень важна.

   Высоцкий: «Для меня авторская песня – это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят; рассказать им о том, что меня скребёт по нервам, рвёт душу и так далее – в надежде, что их беспокоит то же самое».

   В.Высоцкий не только большой поэт. Он был замечательным актёром, композитором и певцом. Не всегда он имел возможность выступить перед публикой, но когда это удавалось – он был счастлив, он пел, полностью отдаваясь своему творчеству.

  1. Сообщение учащегося о творчестве Высоцкого (прилагается).
  2. Учитель. Каждая песня Высоцкого – это моноспектакль, в котором он был и драматургом, и режиссёром, и исполнителем. Предоставим слово самому поэту.

Звучит песня «Я не люблю» (текст в хрестоматии стр.419)

  • Почему песня так называется?
  • С какой целью автор использует анафору в своём стихотворении?
  • Против чего он выступает?
  • Так о чём же эта песня?

( О ненависти поэта к лживой лести, штампованной фразе, непримиримости к бездарности, нечестности; о желании быть с людьми; о невозможности компромисса со злом ложью, насилием, которые так глубоко коренятся в окружающей действительности.)

В своём творчестве поэт выступает гениальным и очень русским философом, выразившим, как никто ранее, менталитет русского народа, показавшего, что сделала из русского человека советская власть.

Слушаем песню «Бег иноходца».

  • Какой второй, тайный смысл содержится в песне, повествующей о конских бегах?

           (он содержится уже в названии – иной, другой, не такой, как все)

  • В каких строчках поэтом осмысливается  собственная судьба и творчество?

(Об этом он говорит в строчках эпиграфа; они не случайно стали эпиграфом к нашему уроку – в них выражена эстетическая и гражданская концепция автора).

Как все глубоко мыслящие поэты, Владимир Высоцкий не обошёл вниманием военную тему. Уже в начале творчества он пишет такие песни, как: «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «Сыновья уходят в бой» и др. Послушаем одну из них.

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

  • Как воспринимает поэт войну?

(Автор не сторонний наблюдатель, а участник событий. Всё, что произошло, касается его, ему больно, будто это он потерял друга, будто это он сам остался лежать на поле боя)

Как мы уже отмечали, диапазон его песен очень широк. Всё, что его окружало, кто его окружал, давали поэту пищу для стихов. Для него важно было всё, а особенно человеческие взаимоотношения – дружба, любовь, взаимовыручка. Этому посвящено много его песен. Вот одна из них.

Слушаем песню «Песня о друге».

  • Каким предстаёт в этой песне Высоцкий?

(Это человек, который ценит дружбу, который сам умеет быть настоящим другом. В этой песне он хочет показать, какого человека можно назвать настоящим другом, а какой не имеет права так называться).

  1. Заключение.

   Стихи Высоцкого не допускались на страницы газет и журналов, за всю его жизнь в СССР вышли лишь несколько пластинок-миньонов (по 3-4 песни в каждой). Он не являлся членом творческих союзов и поэтому не имел официального статуса литератора или композитора. Многочисленные выступления поэта перед публикой носили обычно полулегальный характер и часто оборачивались неприятностями для их организаторов. Хотя во многих его песнях мы можем услышать грустные ноты, тоску, сарказм, однако он не был пессимистом. Всё его творчество  - это поиски новой жизни, нового пути творчества, оптимизма.

   Официальное признание поэта состоялось лишь в эпоху «перестройки». В 1987 году ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1989 году был открыт центр-музей В.С.Высоцкого. В русской поэзии 20 века Высоцкий по праву занял высокое место.

   В каждой строке  Высоцкого звучит вера в будущее молодёжи, его талант. А сейчас вместе с поэтом делаем зарядку!

Звучит песня «Утренняя гимнастика», проводим физпаузу.

  1. Итоги.

   Итак, мы познакомились с понятием авторской песни на примере творчества В.Высоцкого. Я надеюсь, что вы узнали что-то новое о поэте и композиторе, что-то вас заинтересовало, и, может быть, вы продолжите самостоятельное знакомства с творчеством этого и других поэтов, посвятивших себя авторской песне.

Сообщение учащегося о жанре авторской песни.

   Жанр авторской песни – уникальное явление русской культуры. Оно практически не имеет аналогов в других культурах. Конечно,  поют  все  народы,  но  специфика  нашего жанра  состоит  в  его  особой,  акцентированной  роли  слова,  в  тесной  связи  с  поэтической  традицией.

   Эта  песня  как  жанр  оформилась  в  60-годах  20-века,  когда  автор  стал  выступать  как  яркая  творческая  индивидуальность.  Именно  в этот  период  возникла  потребность  к  неформальной  песне  взамен  звучащих  по  радио  бодрых  песнопений.  Истоки  жанра авторской  песни  теряются  где-то  в  фольклоре:  это  и  дворовая,  и  блатная  песня, и  романс,  фабричная  песня  20-х  годов,  солдатская  песня  ВОВ.  По  жанру  авторская  песня  -  это  песня-новелла  с  острым  столкновением  идей, характеров, с неожиданным финалом.

   Этот жанр стал общественным движением 60-90-х годов 20 века, существует он и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес  официальной советской песне чуть не вся страна пела «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, духу свободы; песни обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городецкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и др.Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костров, в походах, в неформальной обстановке.

   Авторская песня обращена к каждому, поэтому её интимность не противоречит массовости.  Широкое распространение авторской песни сделало её образцы поистине народными – авторов часто не помнили, несколько изменялся текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.

Сообщение о творчестве Высоцкого.

   Интерес  к  авторской  песне  у  Высоцкого  пробудился  после  знакомства  с  творчеством  Булата  Окуджавы,  которого  Владимир  Семенович  считал  своим  учителем .  Позже  он  напишет: « Песню  о  Правде  и  Лжи»,  посвященную  Окуджаве.  Свои  первые  песни  Высоцкий  начал  писать  в  начале 60-х  годов.  Это  были  песни  в  стиле «  дворовой  романтики».  Отражая  присущий  интеллигенции  того  времени  интерес  к  уличному  и  лагерному  фольклору,  эти  песни  в  то  же  время  содержат  оригинальную  авторскую  интерпретацию  тематики,  запрещенную  для  советской  культуры.

    Если  Окуджава  прежде  всего  романтик,  утонченный,  аристократичный,  то  ирония  Высоцкого  тяготеет  к  анекдоту,  к  бытовой  сатире.

     Его  песни  значительно  разнообразнее  по  тематике.  Они  отражают  жизнь  криминальной  среды  и  жизнь  спорта,  это  военные  и  сказочные  песни,  бытовая  сатира  и  аллегорические  рассказы.

      Как и всякий  талант,  Высоцкий  отвечал  потребностям  общества  и  времени.  Он  написал  портрет  эпохи. «  Я  пишу  о  нашем  времени,  в  котором  есть  много  юмора  и  много  недостатков»,- говорил  поэт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока по теме:"Электромагнитная индукция"

Материал для учащихся профессиональных училищ, обучающихся на профессию "электрогазосварщик". Раскрывается суть явления, его практическое применение. Урок требует технического оснащения кабинета. Для ...

План урока по теме "Holidays and Traditions in Great Britain."

План урока по теме "Holidays and Traditions in Great Britain."ТИП УРОКА: итоговый по теме “ Holidays and Traditions in Great Britain. Неопределенные местоимения some, any, no”Задачи урока:образователь...

План урока по теме "Оформление причесок"

Отражает взаимосвязь смежных дисциплин...

план урока на тему« Создание и редактирование графических объектов с помощью программ для обработки растровой и векторной графики»

На уроке обучающиеся учатся демонстрировать эффективность применения игровой технологии...

план урока по теме "Обработка низа рукава"

Рассматривается два варианта обработки низа рукава в женской легкой одежде: швом вподгибку с закрытым срезом и притачной замкнутой манжетой....

План урока по теме 5.4 Разработка бизнес-плана дисциплина Основы экономики

Приводится технологическая карта к практическому занятию....