Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине "Стилистика и культура речи"
учебно-методическое пособие на тему

Любич Ольга Александровна

Учебно-методическое пособие содержит тематический план дисциплины, содержание дисциплины, методические указания к выполнению работы, варианты контрольных работ, вопросы к зачёту и список литературы для подготовки к зачёту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_dlya_yuristov.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Камчатский индустриальный техникум»

Учебно-методическое пособие

по дисциплине

«Стилистика и культура речи»

для специальности

030912 «Право и организация социального обеспечения»

заочное отделение

Вилючинск

2012


Одобрена            

предметной (цикловой) комиссией                              

«_____»___________20___г.                                        

Председатель___________                              

Составитель  Любич О.А.                                                        

                                                             

                 

Составлена в соответствии  с Государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

                                                                                          по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

                                                                                         

Заместитель директора                                 по учебно-методической                                                                                                                                                                  работе_____________


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Тематический план дисциплины

3. Содержание дисциплины

4. Методические указания к выполнению контрольной работы

5. Варианты контрольных работ

6. Вопросы к зачёту

7. Список основной литературы для изучения и выполнения контрольной работы


1.  Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для подготовки студентов по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

По государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования дисциплина входит в вариативную часть профессиональной образовательной программы, входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  • правильно употреблять элементы системы русского языка при продуцировании в речи и правильно интерпретировать при понимании речи;
  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочёты в устной и письменной речи;
  • строить монологические  диалогические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
  • владеть навыками публичного вытсупления.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • различия между языком и речью;
  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • аспекты культуры речи;
  • нормы русского литературного языка;
  • специфику употребления стилей речи;
  • правила продуцирования текстов разных жанров;
  • особенности построения ораторской речи.

Программа рассчитана на 105 часа и предполагает проведение 10 аудиторных часов.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических - и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи.

Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний студентов, тематики анализируемых текстов.

Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис, будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг.

Тематический план состоит из «Введения» и 12 разделов: «Понятие культуры речи», «Стилистика», «Функциональные стили русского языка», «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Лексическая стилистика», «Грамматическая стилистика», «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи», «Разговорный стиль речи», «Стиль художественной литературы», «Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи», «Основы ораторского искусства».

В разделах программы четыре рубрики: в первой дается содержание учебного материала, во второй представлены требования к знаниям, в третьей - к умениям по данному разделу.

В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы и на проведение практических работ.

Содержательной основой занятий по данному курсу явится обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвленной системой практической работы по применению лингвистических знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности.

Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы):

  • язык и речь; основные единицы языка и речи; монолог и диалог, устная и письменная формы речи;
  • понятие о литературном языке, его книжной и разговорной разновидностях; основные типы норм литературного языка и качества хорошей литературной речи; основные словари русского языка;
  • фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические ошибки и недочеты; лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в построении выразительной речи; лексические и фразеологические ошибки;
  • состав слова; способы словообразования; стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки; части речи: самостоятельные и служебные; стилистика частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи; основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение; предложения простые и сложные; актуальное членение предложений; выразительные возможности русского синтаксиса;
  • русская орфография и пунктуация в аспекте нормы и речевой выразительности;
  • текст и его структура; описание, повествование, рассуждение; стили литературного языка; жанры деловой и учебно-научной речи.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030912

«Право и социальная организация социального обеспечения»

Наименование разделов и тем

Количество часов при заочной форме обучения

Всего

Лекции

Количество часов на самостоятельную работу студентов

105

10

95

1

Введение. Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм.

1

5

2

Раздел 1. Понятие культуры речи

3

1.1 Социальные аспекты культуры речи

5

4

1.2 Основные качества хорошей речи

1

5

5

Раздел 2. Стилистика

6

2.1 Основные понятия и категории стилистики

5

7

2.2 Стилистика текста

5

8

Раздел 3. Функциональные стили русского языка

9

3.1 Классификация функциональных стилей.

1

5

10

3.2 Основные жанры стилей речи.

5

11

Раздел 4. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Лексическая стилистика.

12

4.1 Орфоэпия отдельных слов. Произносительные варианты.

1

2

13

4.2 Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте.

1

3

14

Раздел 5. Грамматическая стилистика.

15

5.1 Употребление форм самостоятельных и служебных частей речи

2

16

5.2 Использование синтаксических единиц

3

20

Раздел 6. Научный стиль речи

1

21

6.1 Лингвистические особенности научного стиля речи

5

22

6.2 Структурно-тематическая организация научного текста

5

23

Раздел 7. Официально-деловой стиль речи.

24

7.1 Общая характеристика официально-делового стиля речи

1

5

7.2 Жанры деловой и речи. Правила оформления документов.

5

Раздел 8. Публицистический стиль речи.

8.1 Основные черты публицистического стиля речи.

1

5

8.2 Формы функционирования стиля: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

5

Раздел 9. Разговорный стиль речи

9.1Специфические черты разговорного стиля речи.

1

2

9.2 Речевой этикет

1

3

Раздел 10. Стиль художественной литературы.

10.1 Признаки стиля художественной литературы.

2

10.2 Общая характеристика подстилей: прозаический, поэтический, драматургический

3

Раздел 11. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи.

11.1 Текст, признаки текста. Правила построения текста.

2

11.2 Типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика.

3

Раздел 12. Основы ораторского искусства.

12.1 Риторика

2

12.2 Подготовка к выступлению

3

Всего часов по дисциплине  105  


3.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение 

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы.

Словари русского языка.

Требования к знаниям: знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).

Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи.

Раздел 1. Понятие культуры речи.

 Социальные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический), качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Требования к знаниям: знать особенности построения речевых высказываний с учётом качеств хорошей речи.

Требования к умениям: уметь анализировать речевые высказывания с точки зрения соответствия аспектам культуры речи и качествам речи.

Раздел 2. Стилистика

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое.

Требования к знаниям: иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Требования к умениям: различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи.

Раздел 3. Функциональные стили русского языка

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

Жанры деловой и учебно-научной речи.

Требования к знаниям: знать основные стилевые черты функциональных стилей русского языка.

Требования к умениям: создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Раздел 4. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Лексическая стилистика.

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

Слово, его лексическое значение.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

Требования к знаниям: знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; знать лексические и фразеологические единицы языка.

Требования к умениям: владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями; владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям.

Раздел 5. Грамматическая стилистика.

Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова.

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Требования к знаниям: знать самостоятельные и служебные части речи; знать синтаксический строй предложений.

Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте; различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

Раздел 6. Научный стиль речи.

Лингвистические особенности научного стиля речи.

Структурно-тематическая организация научного текста.

Требования к знаниям: знать лингвистические особенности научного стиля речи: отвлечённость, абстрактность, обобщённость, точность, однозначность, понятийность, определённость, безэмоциональность, логичность); знать лексико-фразеологические, синтаксические особенности научного стиля речи.

Требования к умениям: уметь составлять тексты научно-учебного подстиля речи.

Раздел 7. Официально-деловой стиль речи. 

Общая характеристика официально-делового стиля речи.

Жанры деловой и речи. Правила оформления документов.

Требования к знаниям: знать правила оформления документов; особенности документов разных типов и структуры.

Требования к умениям: уметь составлять резюме, характеристику, заявление и другие документы.

Раздел 8. Публицистический стиль речи.

Основные черты публицистического стиля речи.

Формы функционирования стиля: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Требования к знаниям: знать особенности публицистического стиля, его письменные и устные жанры.

Требования к умениям: уметь составлять текст публичного выступления, текст рекламы, собственной презентации.

Раздел 9. Разговорный стиль речи

Специфические черты разговорного стиля речи.

Речевой этикет.

Требования к знаниям: знать средства разговорного стиля на фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом.

Требования к умениям: уметь составлять высказывание в соответствии с этикетной ситуацией.

Раздел 10. Стиль художественной литературы. 

Признаки стиля художественной литературы.

Общая характеристика подстилей: прозаический, поэтический, драматургический

Требования к знаниям: знать признаки художественного стиля, его подстилей.

Требования к умениям: уметь анализировать текст художественного произведения.

Раздел 11. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи. 

Текст, признаки текста. Правила построения текста.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика.

Требования к знаниям: знать признаки текста, правила его построения.

Требования к умениям: уметь проводить лингвостилистический анализ текста.

Раздел 12. Основы ораторского искусства.

Риторика.

Подготовка к выступлению.

Требования к знаниям: знать виды публичной речи (академическая, судебная, духовная, социально-бытовая); знать особенности развития риторических традиций в античности и в России; принципы и законы современной риторики.

Требования к умениям: уметь подготовить публичное выступление; уметь подготовить и провести дискуссию.

 


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения изучают дисциплину, в основном, самостоятельно. Обзорные  лекции рассматривают лишь наиболее важные вопросы по темам, которые предусмотрены программой.

При изучении дисциплины рекомендуется вести конспект лекций, который впоследствии поможет при написании контрольной работы и подготовке к зачёту.

Контрольная работа является обязательной. В ней подробно должны быть раскрыты основные вопросы темы.

Контрольная работа предусматривает 5 вариантов, каждый вариант содержит два теоретических вопроса и практические задания. Номер варианта соответствует начальной букве фамилии студента.  

Контрольная работа выполняется в отдельной ученической тетради объемом 18 листов (текст рукописный, разборчивым почерком, с двух сторон листа). Также текст работы может быть компьютерный, объемом 8-10 страниц, выполненный на одной стороне листа формата А -4 (из расчета на одной странице 29 - 30 строк, в строке 62 - 64 знака, включая пробелы между словами). Размеры полей: левое - 30 мм, правое – 15 мм, верхнее — 20 мм, нижнее - 20 мм. Размер шрифта — 14 через 1,5 интервала. В работе по центру нижнего поля проставляются страницы. 

На первой странице указывается номер контрольной работы и вопросы, на последней – список использованной литературы.

Контрольная работа с левой стороны должна быть скреплена.

Если работа не соответствует требованиям, предъявляемым к контрольной работе, она возвращается на доработку.

Студенты, не выполнившие контрольную работу, к зачёту не допускаются.

Требования к оформлению контрольной работы:

  1. на титульном листе необходимо указать:
  • дисциплину, специальность, шифр студента, Ф.И.О.;
  • номер варианта  контрольной работы;
  1. Содержание работы:
  • теоретические вопросы;
  • практические задания;
  1. в конце контрольной работы указывается список литературы, использованной для написания контрольной работы.

Работа должна выполняться строго по предписанному варианту. В противном случае она не рецензируется и возвращается без проверки.

варианта

Начальная буква

фамилии

1

А, Е, Л, Р, Х, Э

2

Б, Ж, М, С, Ц, Ю

3

В, З, Н, Т, Ч, Я

4

Г, И, О, У, Ш

5

Д, К, П, Ф, Щ


ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

1.  Публицистический стиль. Устные и письменные жанры публицистики.

2. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

3. Выполните задания:

а. Найдите стилистические, речевые ошибки, запишите исправленный вариант:

1) Ответ по заявлению был получен немедленно.

2) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

3) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

4) Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

5) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны его переделать.

б. Просклоняйте, записывая числительные словами.

422 000 километров

 967 туристов.

в. Поставьте ударения в словах:

Звонит, свекла, исповедание, исчерпать, каталог, каучук, квартал.

г. Дайте определения следующим понятиям:

тропы, функциональный стиль, эпитет, синонимы.


Вариант 2

1. Функциональные стили современного русского языка.

2. Нормы словоупотребления, произношения, ударения. Нормы в морфологии и синтаксисе.

3. Выполните задания

а. Исправьте речевые ошибки:

  1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
  2. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
  3. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.
  4. Не надо делать разниц в отношении к сильным и слабым учащимся.
  5. На завтрак я пью черное кофе без сахара.

б) Просклоняйте, записывая числительные словами.

1976 студентов,

895 писем.

 

в. Поставьте ударения в словах

Алфавит, дефис, кедровый, кухонный, наотмашь, столяр, углубить, хвоя, договор

г. Дайте определения следующим понятиям:

аллегория, арго, гипербола, канцеляризмы.


Вариант 3.

1. Официально-деловой стиль речи.

2. Лексические ошибки.

3. Выполните задания.

а. В приведенных предложениях устраните плеоназмы и тавтологические сочетания.

1) Судя по тем находкам, которые они уже нашли, есть доказательства в пользу этой гипотезы.

2) Ежегодно всего один раз в год проводятся студенческие научные конференции.

3) На операцию считывания машина затрачивает 5 секунд времени.

4) Судьба этих людей похожа одна на другую, как две капли воды.

5) Досрочно и с большим перевыполнением выполнены сельхозработы.

б. Просклоняйте, записывая числительные словами.

789 000 километров.

167 рублей

в. Поставьте ударения в словах:

Обеспечение, маркетинг, путепровод, ракурс, рекрут, каталог.

г. Дайте определения следующим понятиям:

инверсия, жаргон, антонимы, аллюзия.


Вариант 4.

1. Разговорный стиль. Жаргон.

2. Основные лексические и орфографические ошибки, возникающие при составлении служебного документа. Композиция текста документа.

3. Выполните задания.

а. Найдите и исправьте ошибки в предложениях:

1) Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака.

2) На вверенной вам территории необходимо возвести баню для жителей села.

3) Пишите ваши инициалы полностью.

4) Усманходжаев осужден за дачу и брачу взяток.

5) Умерщвление произошло по причине утонутия.

б. Просклоняйте, записывая числительные словами:

874 рубля;

1975 книг.

в. Поставьте ударение в словах:

Алфавит, цепочка, маркетинг, клише, звонишь, избалованный, изобретение, обеспечение, средства.

г. Дайте определения следующим понятиям:

речевой этикет, полисемия, каламбур.


Вариант 5.

1. Особенности научного стиля речи.

2. Культура речи. Речь и этикет. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

3. Выполните задания:

а. Исправьте ошибки.

1) Взгляд Печорина пылал огненным пламенем.

2) Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

3) Глухов учинил разбой сервиза.

4) Когда наступила зима, его демобилизовали на фронт.

5) Своим преступлением Иванов подорвал орган МВД.

б. Просклоняйте, записывая числительные словами:

2950 человек.

673 ученика.

в. Поставьте ударения в словах: 

баловать, апартеид, апостроф, арест, асимметрия, баловать, втридорога, завидно.

г. Дайте определения следующим понятиям:

Эвфемизм, речевой штамп, фигуры речи, слоган.


6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

  1. Культура речи, её задачи.
  2. Языковая норма.
  3. Понятие и признаки литературного языка.
  4. Речь правильная и речь хорошая.
  5. Речевой этикет. Этикетные жанры русского языка.
  6. Телефонный этикет.
  7. Фонетика и орфоэпия. Акцентологические нормы.
  8. Лексические и фразеологические нормы.
  9. Основные типы словарей русского языка.
  10. Морфологические нормы.
  11. Синтаксические нормы.
  12. Функциональные стили русского литературного языка.
  13. Научный стиль. Его жанры и особенности.
  14. Официально-деловой стиль. Его жанры и особенности.
  15. Публицистический стиль. Его жанры и особенности.
  16. Особенности устной публичной речи
  17. Художественный стиль. Его жанры и особенности.
  18. Разговорный стиль русского литературного языка.


7. СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

И ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
  2. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. - СПб., 2000.
  3. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
  4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. -М., 1986.
  5. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. - М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
  2. Культура русской речи. Учебник для вузов / Л.К. Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М.: НОРМА, 2000. – 560 с.
  3. Нецветаева Н.В. Русский язык. От фонетики до синтаксиса. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 220 с.
  4. Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.И. Русский язык и культура речи: учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 256с.
  5. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: Высш. школа, 1988. – 239 с.
  6. Русский язык и культура речи: учебник / В.Д.Черняк. – СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2006. – 368 с.
  7. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.
  8. Русский язык и культура речи: Учебник / О.Я. Гойхмана. – М.: Инфра-М, 2006. – 237 с.
  9. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие и задания для домашней контрольной работы по учебной дисциплине "Математика" для студентов заочного отделения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт».

Данное методическое пособие содержит примерный тематический план учебной дисциплины, общие рекомендации по выполнению контрольной работы, краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения кон...

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения...

Методическое пособие для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования по предмету "Охрана труда"

Данное методическое пособие представляет материал для организации учебных действий студентов по изучению тем дисциплины и выполнению контрольной работы. Методическое пособие рекомендовано для студенто...

Учебно-методическое пособие для ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ( для студентов заочного отделения )

В учебно-методическом пособии четко прописаны требования к ответам на вопросы, описаны требования к оформлению работы для студентов заочного отделения технических специальностей среднего специального ...

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине ОГСЭ 02. История

В учебно-методическое пособие входит контрольная работа с вариантами заданий для самостоятельной работы,практические работы для выполнения на занятиях и вопросы к экзамену....