Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине ОГСЭ 02. История
учебно-методическое пособие на тему

Заикина Анастасия Борисовна

В учебно-методическое пособие входит контрольная работа с вариантами заданий для самостоятельной работы,практические работы для выполнения на занятиях и вопросы к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский радиотехнический колледж»

(ГБПОУ НСО «Новосибирский радиотехнический колледж»)

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

для студентов заочного отделения

по дисциплине: ИСТОРИЯ

Специальность:

11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)

Новосибирск, 2018.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа  по истории для специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) состоит из трех частей:

1. Проблемная задача

2.Теоретическое задание

3. Тестовые задания

1. Общие положения

Цель выполнения студентом контрольной работы по истории – выработка понимания важности и значимости данного курса для формирования специалиста, вхождение в курс и его проблематику. В соответствии с целью  контрольной работы в результате ее выполнения студент должен решить следующие задачи:

  • определить место и значимость данной проблемы в истории конца XX – начала XXI вв.;
  • изучить источники, вскрыть причинно-следственные связи событий и явлений;
  • раскрыть историческое значение данной проблемы.

2. Инструкция по выполнению контрольной работы

1. Элементы, которые будут определять структуру выполнения каждого задания контрольной работы:

  • Правильное изложение фактического содержания;
  • Полнота ответа;
  • Анализ причин исторических событий;
  • Логичность изложения;
  • Аргументированность;
  • Наличие выводов.

2. Объем работы:

Объем контрольной работы не должен превышать:

  • при рукописном варианте – 16 страниц тетрадного формата или 10 страниц формата А4,при этом текст работы пишется четким разборчивым почерком на обоих сторонах листа тетрадного формата или на обоих сторонах листа формата А4;
  • при наборе студентом текста работы на компьютере – 8 страниц, при этом текст печатается на одной стороне листа бумаги А4 (шрифт Times New Roman 14,полуторный интервал, выравнивание по ширине);
  • При наличии в контрольной работе таблиц, графиков, диаграмм объем работы может превышать установленный.

3. Правила установления балльной оценки выполнения контрольных работ:

В контрольной работе 4 задания:

  1. – решить проблемную задачу;

2 – 3  – теоретические задания;

4 – тестовые задания.

Для оценки результатов контрольной работы вводится 100-балльная оценочная шкала, которая на заключительном этапе переводится в шкалу «зачтено», «не зачтено»

« Не зачтено»………….0-49 баллов;

«Зачтено»……………. 50 и более баллов.

За развернутый ответ с аргументацией на проблемную задачу дается 10 баллов.

За верный и полный ответ на теоретические задания дается 80 баллов.

Задания оцениваются по следующим критериям:

  • Правильное изложение фактического содержания – 0-16 баллов;
  • Полнота ответа – 0-6 баллов;
  • Анализ причин исторических событий – 0-14 баллов;
  • Логичность изложения – 0-10 баллов;
  • Аргументированность – 0-10 баллов;
  • Наличие выводов – 0-24 баллов.

За верный ответ на каждое тестовое задание дается 2 балла (итого 10).

В ходе проверки контрольной работы после каждого ответа преподаватель фиксирует количество набранных баллов с разбивкой по элементам для теоретического и тестового задания. Распределение баллов

4. Приложения:

Приложение 1  - Титульный лист для оформления контрольной работы

Приложение 2 – Задания для выполнения контрольной работы.

Приложение 3  - Список литературы.

Приложение 1.

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области  «Новосибирский радиотехнический колледж»

(ГБПОУ НСО «Новосибирский радиотехнический колледж»)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: История

Вариант № _________

 Выполнил: студент группы

Проверила: Заикина А.Б.

Новосибирск, 2018

Приложение 2.

Вариант 1.

  1. Решите проблемную задачу:

На мартовском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что за 1961—1988 гг. в сельское хозяйство было направлено 884 млрд. рублей капитальных вложений. За последние 10 лет энерговооруженность на селе, поставки техники, удобрений увеличились примерно в 1,6 раза. Несмотря на это, еще многие и многие колхозы, и совхозы оставались убыточными. «Сколько бы мы ни направляли средств, должного эффекта это не дает», — констатировал вскоре Съезд народных депутатов СССР.

Почему, несмотря на увеличение капиталовложений, сельское хозяйство

оставалось малоэффективным?

2. Охарактеризуйте Японию на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура.
  1. Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4. Выполните тестовые задания.

1. На какой период приходится «перестройка»?

1) 1985-1988 гг.      

2) 1986-1990 гг.      

3) 1985-1991 гг.      

4) 1986-1991 гг.

2. Членом какого объединения государств стала Россия в декабре 1991 г.?

1) Содружества Независимых Государств

2) Содружества наций

3) Союза Суверенных Государств

4) Европейского союза

  1. С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин в 90-е годы являлись:

1) участниками подписания соглашений о создании СНГ

2) министрами иностранных дел РФ

3) главами правительства РФ

4) представителями РФ в ООН

4. К политической линии В. В. Путина, провозглашенной в начале его президентства, относится:

1) курс на экономическое ускорение

2) укрепление «вертикали власти»

3) расширение полномочий местных законодательных органов

4) развитие многопартийности в РФ через увеличение числа общероссийских партий

5. Что из перечисленного характеризовало экономическое развитие России в 1992–1998 гг.?

1) увеличение объёмов внешних заимствований

2) дефицит товаров народного потребления

3) строительство Байкало-Амурской магистрали

4) сохранение командно-административной экономической системы

Вариант 2.

  1. Решите проблемную задачу:

Во время правления М.С. Горбачева (1985—1991 гг.) имели место крупнейшие события, которые, похоже, не предвиделись им: он вроде бы не добивался разгона КПСС, а она перестала существовать, он не хотел разрыва со странами Восточной Европы, а разрыв произошел, и уж он никак не замышлял стремительное отречение от президентства, а оно стало фактом и т. д.

Почему? Что это — какой-то рок?

2. Охарактеризуйте США на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура.

3. Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4. Выполните тестовые задания.

1.Определите основные черты новой внешнеполитической стратегии России:

1) восстановление отношений России с НАТО

2) поддержка Россией ООН

3) постоянное участие президента России в работе « большой восьмерки».

4) диктат и усиление влияния на СНГ.

2. Что стало одним из успехов внешней политики России периода президентства Б. Н. Ельцина?

1) отказ НАТО от расширения своего влияния в Восточной Европе

2) включение России в совещание ведущих стран мира — образование «Большой восьмёрки»

3) предотвращение агрессии НАТО против Югославии

4) вхождение России в Европейский Союз

3. В. В. Путин впервые занял пост Президента РФ в

1) 1993 г.

2) 1998 г.

3) 2000 г.

4) 2003 г.

4. Что из названного относилось к противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти в России в октябре 1993 г.?

1) штурм «Белого дома» в Москве

2) заключение двустороннего соглашения о преодолении кризиса

3) запрет деятельности КПСС

4) добровольная отставка Б. Н. Ельцина с поста Президента России

5. Что из названного относится к политике правительства Е. Т. Гайдара, проводимой в 1991-1992 гг.?

1) утверждение пятилетнего плана развития народного хозяйства

2) либерализация цен

3) установление государственной монополии в газовой и нефтяной отрасли

4) снижение инфляции в результате деноминационной денежной реформы

Вариант 3.

1. Решите проблемную задачу:

Русские стали в свое время костяком столь большого государства, как

Российская империя, исключительно благодаря своей этнической терпимости к другим народам. Но почему же в начале 90-х гг. XX в. русские не смогли выполнить такую миссию и Советский Союз распался на 15 государств в основном по национальному признаку?

2. Охарактеризуйте Германию на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3.Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4. Выполните тестовые задания.

1. Составьте хронологическую таблицу: «Основные события Перестройки».

А. 12 июня 1990г

1. Образован ГКЧП.

Б. 19 августа 1991 г.

2.Отставка Президента СССР Горбачева М.С.

В. 28 октября 1991 г

3.Ратификация Беловежских соглашений.

Г. 12 декабря 1991 г.

4. Декларация о суверенитете РСФСР.

Д. 25 декабря 1991г.

5. Образование ГКЧП.

 2. Членом какой из названных международных организаций стала Россия в 1990-е гг.?

1) НАТО

2) ООН

3) ОВД

4) Совет Европы

3. В сентябре 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ о роспуске

1) Государственной Думы

2) Совета Федерации

3) Государственного совета

4) Верховного Совета

4. Что из названного было одним из элементов политической реформы в 2000−2008 гг.?

1) возобновление деятельности Съезда народных депутатов

2) введение поста Президента РФ

3) создание Совета Федерации

4) создание федеральных округов

5. Первые годы проведения рыночных реформ (1992—1993 гг.) связаны с

1) преодолением дефицита продовольственных товаров

2) макроэкономической стабилизацией

3) развитием военно-промышленного комплекса

4) увеличением доходов большинства населения

Вариант 4.

  1. Решите проблемную задачу:

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. сбылось пророческое предсказание К. Каутского и Ю. О. Мартова относительно неизбежного крушения «советского эксперимента». В то же время они и ошиблись, считая, что «красный террор» объективно готовит буржуазную контрреволюцию. Увы, носителем этой самой контрреволюции стала не буржуазия, а сама советская номенклатура, воспитанная в «лучших ленинских традициях».

Как же так получилось, что в наше время вершители социализма сами же выступили против своего детища?

2. Охарактеризуйте Китай  на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3.Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

  1. Выполните тестовые задания.

1. Кто не входил в состав ГКЧП:

1) вице-президент Янаев Г.И.

2) министр обороны Язов Д.Т.

3) председатель Верховного совета Хасбулатов Р.И.

4) председатель КГБ Крючков В.А.

2.Что из названного характеризует внешнюю политику российского руководства в начале XXI в.?

1) постоянное участие Президента России в работе «большой восьмерки»

2) принятие Россией помощи по плану Маршалла

3) выдвижение Программы Мира

4) присоединение России к программе «Партнерство во имя мира»

3.Кто из названных лиц занимал пост Председателя Правительства РФ в 1990-е гг.?

1) Н. И. Рыжков

2) А. Н. Косыгин

3) Г. А. Явлинский

4) B. C. Черномырдин

4. Что из названного характеризует политическую жизнь РФ в начале XXI в.? 

1) укрепление «вертикали власти»

2) либерализация цен

3) коллективизация сельского хозяйства

4) однопартийная политическая система

5. Что из перечисленного было связано с проведением политики «шоковой терапии» начала 1990-х гг.?

1) введение ограничений на развитие малого бизнеса

2) сокращение расходов на культуру, здравоохранение

3) ликвидация коррупции в госаппарате

4) снижение уровня безработицы

Вариант 5.

  1. Решите проблемную задачу:

 В 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации обсуждал законопроект о поэтапном введении суда присяжных в России. На всех стадиях подготовки законопроект о суде присяжных участвовали представители Генеральной прокуратуры. Однако уже при первом чтении законопроекта в Совете Национальностей бывший в то время Генеральным прокурором России В.Степанков выступил против суда присяжных, мотивируя это ростом преступности в стране. Неужто одно другому мешало?

Может быть, при введении суда присяжных удалось бы укротить преступность гораздо быстрее? Ведь т этот счет есть прекрасный опыт демократических стран.

2. Охарактеризуйте Францию  на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура.

3.Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4. Выполните тестовые задания.

1.Определите основные черты новой внешнеполитической стратегии России:

1) восстановление отношений России с НАТО

2) поддержка Россией ООН

3) постоянное участие президента России в работе « большой восьмерки».

4) диктат и усиление влияния на СНГ.

2. Присоединение России к программе «Партнерство во имя мира» связано с установлением сотрудничества с (со)

1) НАТО

2) странами Юго-Восточной Азии

3) Китаем

4) государствами Латинской Америки

3. На выборах в Государственную Думу РФ в 1993 г. сторонники продолжения радикальных экономических реформ во главе с Е. Т. Гайдаром образовали партию

1) «Выбор России»

2) ЛДПР

3) КПРФ

4) «Наш дом — Россия»

4. Какое из перечисленных событий относится к 1993 г.? 

1) финансовый кризис в России — «дефолт»

2) первые выборы Президента РФ

3) созыв I Съезда народных депутатов

4) первые выборы в Государственную Думу РФ

5. Какое из перечисленных событий относится к 1998 г.?

1) финансовый кризис в России — дефолт

2) принятие Конституции РФ

3) избрание президентом РФ В. В. Путина

4) вооружённые столкновения сторонников президента и Верховного Совета

Вариант 6.

  1. Решите проблемную задачу:

В условиях советской власти происходили, по существу «выборы без выбора», то есть в бюллетенях всегда имелась лишь одна кандидатура, которая и становилась «победителем» без побежденных. Тем не менее, активность избирателей была очень высокой, в выборах участвовало 100% взрослого населения. В условиях демократических преобразований в России (с конца 80-х гг. XX в.) выборы стали носить все более реальный характер, более честный и конкретный (хотя и не совсем, не всегда, не везде). И при всем при этом стал катастрофически падать общественный интерес к этому основополагающему институту демократии. В отдельных городах и областях выборы из-за неявки избирателей для голосования растягивались на годы.

Чем объяснить такой российский феномен?

2. Охарактеризуйте Великобританию   на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3.Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

  1. Выполните тестовые задания.

1.Что помогло правительству Российской Федерации повысить жизненный уровень населения:

1) модернизация промышленности

2) реформы в сельском хозяйстве

3) увеличение государственных расходов на развитие науки

4) высокие мировые цены на нефть

2. Современная Россия является членом

1) Совета Европы

2) Европейского союза

3) Лиги арабских государств

4) Лиги Наций

3.Появление, какого государственного органа связано с принятием Конституции РФ?

1) Съезда народных депутатов

2) Совета Федерации

3) Всероссийского центрального исполнительного комитета

4) Верховного Совета

4. Кто из перечисленных лиц занимал должность Председателя Правительства РФ в период президентства Б.Н. Ельцина?

1) Н. И. Рыжков

2) В. А. Зубков

3) Д. А. Медведев

4) С. В. Кириенко

5. Экономические реформы в СССР в 1985—1991 гг. были отмечены

1) сближением уровня жизни различных слоёв населения

2) усилением роли государства в промышленности

3) ростом частнопредпринимательской инициативы

4) укреплением колхозного строя в деревне

Вариант 7.

  1. Решите проблемную задачу:

При выборах в I, II, III, IV Государственную думу (1906-1912гг.) священнослужителям не возбранялось бороться за депутатские мандаты и затем участвовать в работе парламента. Не запрещалось духовенству избираться в Верховные Советы СССР и РСФСР на рубеже 80—90-х гг. Однако в 1993 г. в условиях, казалось бы, разрастающейся вширь и вглубь демократии, все усиливающегося почитания церкви духовным лицам избираться в Думу было запрещено самими церковниками. Почему?

2. Охарактеризуйте Южную Корею  на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3. Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4. Выполните тестовые задания.

1.Определите, что относится к реформам Путина В.В. по укреплению Российской государственности:

1) реформа Федерального собрания.

2) конвертируемость рубля, финансовая реформа.

3) судебная и военная реформы.

4) аграрная реформа.

2.Важным событием внешней политики Российской Федерации в 1990-е гг. является

1) подписание Хельсинкского Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) возведение Берлинской стены

3) восстановление дипломатических отношений с Югославией

4) завершение вывода российских войск из стран Центральной и Восточной Европы

3.Какая современная политическая партия России возникла позже остальных?

1) КПРФ

2) «Яблоко»

3) ЛДПР

4) «Единая Россия»

4.Какое событие произошло в годы президентства Б. Н. Ельцина?

1) провозглашение приоритетных национальных проектов

2) принятие закона об увеличении срока полномочий Государственной Думы РФ до пяти лет и Президента РФ до шести лет

3) подписание Федеративного договора

4) принятие закона о выборах в Госдуму только по спискам политических партий

5. Рыночные реформы в России 1990-х гг. были связаны с

1) формированием нового класса собственников

2) ростом крупной промышленности

3) укреплением колхозов

4) развитием военно-промышленного комплекса

Вариант 8.

  1. Решите проблемную задачу:

С середины 80-х гг. М. С. Горбачев хотел начать строить социализм «с

человеческим лицом» на основе «перестройки», оставляя при этом руководящую роль за коммунистической партией. Как известно, из этого ничего не вышло. Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы еще раньше М. С. Горбачева и тоже при руководящей роли коммунистической партии. Тем не менее, Китай добился поразительных успехов.

Почему в СССР при коммунистах реформы не пошли, а в Китае при коммунистах они продолжаются, и довольно успешно?

2. Охарактеризуйте Бразилию  на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3.Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4.Выполните тестовые задания.

1.Когда новым председателем правительства был утвержден Путин В.В.:

1) июль 1999 г.

2) август 1999 г.

3) сентябрь 1999 г.

4) октябрь 1999 г.

2.Какая из стран в период 1992−2011 гг. стала членом НАТО? 

1) Грузия

2) Австрия

3) Черногория

4) Болгария

3.Действующая Конституция РФ была принята в 

1) 1991 г.

2) 1993 г.

3) 1998 г.

4) 2000 г.

4.Первые выборы в Государственную Думу РФ состоялись в

1) 1991 г.

2) 1992 г.

3) 1993 г.

4) 1994 г.

5. Что из названного было приоритетным направлением в деятельности российского руководства в начале 90-х гг. XX в.?

1) восстановление однопартийной системы

2) сохранение единого союзного государства

3) укрепление позиций Центра в стране

4) осуществление радикальных рыночных реформ

Вариант 9.

  1. Решите проблемную задачу:

Наша Русь — Россия - СССР - Российская Федерация не раз демонстрировала свое могущество и Берлину, Парижу и Варшаве: бывали наши воины в городах этих, пели песни победные русские. Но каждый раз и во все годы нам приходилось оставлять эти города, уходить из них даже победителями без конкретной пользы российскому народу. Почему освобожденные от фашистской чумы Прага и Варшава, Бухарест и Будапешт избавились от влияния и присутствия своего спасителя? Почему многие и многие ростки российской цивилизации не привились в Византии и Финляндии, Вьетнаме и Анголе, Румынии и Афганистане ни в великокняжеские, ни в царские, ни в советские времена? Ведь, казалось бы, мощная держава оказывает многим из них бескорыстную помощь, они же рано или поздно отворачиваются от нее — и при царях, и при вождях.

2. Охарактеризуйте Швецию   на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3.Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4. Выполните тестовые задания.

1.Определите, что включала программа Ельцина о переходе России к рынку:

1) либерализация цен и торговли.

2) приватизация.

3) земельная реформа.        

4) внеэкономическое принуждение.

2.Какая из бывших советских республик в период 1992−2011 гг. стала членом НАТО?

1) Казахстан

2) Латвия

3) Молдавия

4) Азербайджан

3.Какое из перечисленных событий произошло позже остальных? 

1) финансовый кризис в России — «дефолт»

2) первые выборы Президента РФ

3) провозглашение политики «укрепления вертикали власти»

4) первые выборы в Государственную Думу РФ

4.Какой государственный орган власти противостоял Президенту РФ в ходе политического кризиса 1992-1993 гг.?

1) Государственный комитет по чрезвычайному положению

2) Высший совет народного хозяйства

3) Учредительное собрание

4) Верховный Совет

5. Широкое распространение, какого понятия в нашей стране связано с 1990-ми гг.?

1) ускорение

2) дефолт

3) космополитизм

4) гласность

Вариант 10.

  1. Решите проблемную задачу:

В ноябре 1996 г. глава правительства России В. С. Черномырдин посетил

Францию. Во время визита наиболее остро встала проблема погашения облигаций по займам, выпущенным во Франции царским правительством еще при Александре III (1882 г.) и Николае II (1914 г.). 400 000 французов имели на руках около 4000000 русских ценных бумаг. Правительства России и Франции подписали меморандум, согласно которому Россия в 4-летний срок погасит царскую задолженность в объеме 400 000 000 долларов.

Почему, когда экономика России находилась в кризисе, вдруг встал вопрос о долгах почти 120-летней и 82-летней давности? Почему за долги Александра III и Николая II должен платить Б. Н. Ельцин, ведь большевики не платили за царей — и ничего? Создав подобный прецедент, не открыла ли Россия двери для аналогичных требований другим странам, которым также задолжала царская Россия в XIX — начале XX в.?

2. Охарактеризуйте  ЮАР  на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3.Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

4.Выполните тестовые задания.

1.Когда состоялись первые выборы народных депутатов РСФСР:

1) 7 февраля 1989 года

2) 9 апреля 1990 года

3) 4 марта 1990 года

4) 14 июня 1991 года

2.Присоединение России к программе «Партнерство во имя мира» связано с установлением сотрудничества с (со)

1) НАТО

2) странами Юго-Восточной Азии

3) Китаем

4) государствами Латинской Америки

3.Какое событие произошло 31 декабря 1999 г.?

1) отставка Б. Н. Ельцина с поста Президента РФ

2) захват террористами школы в Беслане

3) создание Содружества Независимых Государств

4) начало ваучерной приватизации

4.Кто занимал должность Премьер-министра РФ во время дефолта 1998 г.?

1) С. В. Кириенко

2) С. В. Степашин

3) Е. М. Примаков

4) B. C. Черномырдин

5.Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.?

1) рост внешней задолженности

2) сокращение числа мелких предпринимателей

3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса

4) отсутствие инфляционных процессов

Вариант 11.

  1. Решите проблемную задачу:

С начала 90-х гг. XX в. в России в связи с изменением государственного строя началось бурное законотворчество на федеральном уровне и в субъектах страны. В результате в конституции и уставы некоторых республик, краев и областей были внесены положения, дублирующие общегосударственный статус и функции: — Татарстан и Башкортостан объявили себя суверенными правовыми государствами; — Тува наделила себя правом самостоятельно «принимать решения по вопросам войны и мира»; — Карелия вменила себе право самостоятельно проводить внешнюю политику; — президенты и представительные органы некоторых республик зарезервировали за собой право самостоятельно вводить на своей территории чрезвычайное положение и т. д.

Почему так произошло? Могут ли внутри государства существовать еще суверенные государства? (С кем Тува может воевать или заключать мир?)

2. Охарактеризуйте Индию  на рубеже XX – XXI вв. по следующему плану:

  • Национальные символы.
  • Столица.
  • Политический строй.
  • Территориально – государственное устройство.
  • Политическое развитие.
  • Экономическое развитие.
  • Социальное развитие.
  • Культура

3. Выберите и охарактеризуйте современного политического деятеля любого государства  с 1991-2015 гг. 

Дайте оценку его деятельности. В характеристике обязательно укажите: государство, чем известен выбранный политический деятель, что полезного сделал для страны, мира.

  1. Выполните тестовые задания.

1. Определите, в чем состоит значение перестройки в жизни Советского общества:

1) Заложила основы становления рыночных отношений

2) Усилился партийный диктат в духовной жизни общества

3) Были созданы предпосылки для перехода к демократии

4) Началось возрождение многопартийности

2.Членом какого объединения государств стала Россия в декабре 1991 г.?

1) Содружества Независимых Государств

2) Содружества наций

3) Союза Суверенных Государств

4) Европейского союза

3.Кто из руководителей Правительства Российской Федерации занимал этот пост раньше остальных? 

1) Е. Т. Гайдар

2) В. С. Черномырдин

3) Е. М. Примаков

4) С. В. Кириенко

4.Что было осуществлено в России в начале 2000-х гг.?

1) создана Государственная Дума РФ

2) создан Государственный Совет РФ

3) введена многопартийность

4) проведена либерализация цен

5. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992—1993 гг.) были отмечены:

1) преодолением дефицита продовольственных товаров

2) макроэкономической стабилизацией

3) развитием военно-промышленного комплекса

4) увеличением доходов большинства населения

Приложение 3

  Список литературы

1. Данилов А.А. История России XX в. М.,2005.

2. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России XX- XXI вв. М.,2011.

3. Россия и мир в XX- XXI вв. 11кл./ Под ред. Алексашкиной Л.Н. М., 2013.

4.Историчесике личности// http://www.ote4estvo.ru/praviteli-xx-veka/

5. http://historylinks.ru



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1

Тема: Перестройка в СССР

ЦЕЛИ:

  1. Проанализировать причины, этапы и сущность перестройки.
  2. Сформировать представление о причинах и сущности дезинтеграционных процессов в СССР и странах Восточной Европы.
  3. Рассмотреть основные события, произошедшие в период перестройки.
  4. Охарактеризовать исторический портрет М.С. Горбачева.
  5. Развивать навыки работы с различными типами исторических источников, сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Задание:

Подготовить доклады по следующим темам:

  1. Исторический портрет М.С. Горбачева.
  2. Причины реформ М.С. Горбачева.
  3. Этапы перестройки.
  4. Содержание перестройки.
  5. Движущие силы. Готовность общества к переменам.
  6. Изменения в правовой и государственной системе.
  7. Советская культура в годы перестройки. Новые ориентиры. Литература. Наука. Роль СМИ.
  8. «Новое мышление». СССР в системе международных отношений в 80 – 90-е годы ХХ века. Сближение с США и Западной Европой.
  9.  Бархатные революции. Распад социалистического лагеря.
  10.  Окончание «холодной войны». Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Список литературы:

  1. Алексашкина Л.Н. и др. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс. М.,  2010.
  2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История. - М., 2011.
  3. Дайнес В. О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. - М., 2008.

Практическая работа № 2.

Тема: Россия в 1991-1999 гг.

Цели:

  1. Проанализировать политическое развитие России с 1991-1999 гг.;
  2. Проанализировать экономическое развитие России с 1991-1999 гг.;
  3. Рассмотреть социальную сферу в период с 1991-1999 гг.

Задания:

  1. Проанализируйте политические реформы, проводившиеся в России с 1991 -1999 гг.
  2. Охарактеризуйте политическую систему  РФ, сложившуюся после 1991г.:

- Президент;

- Правительство;

- Судебная власть;

- Местное самоуправление;

-  Центр и регионы.

  1. Проанализируйте экономические  реформы, проводившиеся в России с 1991 -1999 гг.
  2. Проанализируйте демографические проблемы России в 90-е гг. XX вв.
  3. В чем причины неблагополучного положения России в социальной сфере в 90-е гг.?
  4. Что изменилось в повседневной жизни россиян после распада СССР (положительные и отрицательные изменения)?

 

Литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX в. М.,2000.

Практическая работа № 3.

Тема: Российская Федерация в 2000-е годы.

Цели:

  1. Рассмотреть основные события истории РФ в 2000-е годы.
  2. Проанализировать реформы, проводимые в РФ в начале XXI в.

Вопросы:

     1. Когда Б. Н. Ельцин ушел в отставку?
     2. Когда В. В. Путин стал Президентом РФ?
     3. Заполните таблицу:  

Реформы начала 2000-х гг.

Дата, название реформы

Суть реформы

Итоги и значение реформы

Вывод:


   
4. Каковы были итоги парламентских выборов 2003, 2007, 2011 гг.
    5. Назовите причины избрания В.В. Путина в 2012 г. Президентом РФ.

    6. Назовите основные направления внешней политики РФ.

    7. Проанализируйте перспективы развития РФ.

Приложение к практической работе №3

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2000 Г.

31 декабря 1999 г. президент РФ Б. Н. Ельцин заявил о намерении уйти в отставку до истечения срока своих полномочий. Назначенный ранее председателем правительства В. В. Путин после отставки Ельцина стал исполняющим обязанности Президента РФ до внеочередных выборов. Он не был напрямую связан с непопулярными у россиян либерально-радикальными реформами 1990-х гг.; принимал власть из рук Президента, что служило определенной гарантией сохранения взятого российским руководством курса преобразований. Путин ассоциировался с образом молодого, образованного, самостоятельно мыслящего политика, патриота, сторонника возрождения и укрепления российской государственности. В своих предвыборных выступлениях он говорил о необходимости укрепления власти, сохранении территориальной целостности, восстановлении позиций России на международной арене. Основным соперником В. В. Путина на выборах стал Г. А. Зюганов, лидер КПРФ. В марте 2000 г. на президентских выборах Путин получил 53 % голосов избирателей, Зюганов - 29, 2 %.

С первым президентством В. В. Путина связывают процесс укрепления государственных институтов, выстраивания вертикали власти. Приоритетными задачами являлись для президента усиление роли федерального центра на местах, совершенствование федеративных отношений, экономическая стабилизация, создание единого законодательного пространства России.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ.

Укреплению роли федерального центра способствовала реформа федеральных округов (2000 г.), направленная на  создание вертикали власти и формирование новой президентской "команды" на местах. Были учреждены семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, главами которых назначались полномочные представители Президента РФ. 

В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, одной из двух палат парламента. Отныне членами Совета Федерации становятся не губернаторы, как прежде, а представители, определенные органами исполнительной и законодательной власти субъекта федерации соответственно. В том же году при президенте РФ появился новый совещательный орган - Государственный совет, в которой вошли все губернаторы и руководители субъектов Федерации. Губернаторы по новому закону могли избираться не более чем на два срока.

Произошло разграничение полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением (децентрализация властных полномочий). Значительная часть функций в сфере социально-экономического развития была возложена на местную и региональную власти, призванные решать насущные проблемы на местном уровне.

Черту под дискуссиями о государственной символике подвели принятые Государственной Думой законы 2000 г. о национальных символах России - государственном флаге, гербе и гимне страны. Идея неразрывности истории Отечества нашла отражение в отдельных элементах символики царской России и Советского Союза, соединенных в новых символах.  

В начавшемся процессе совершенствования российской многопартийной системы важным шагом стало принятие в 2001 г. закона "О политических партиях". Под контроль были поставлены вопросы финансирования деятельности партий, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Закон определил, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 г. — сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 г. — 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории РФ.

Принятые меры позволили в первые годы президентства В. В. Путина отчасти стабилизировать политическую систему. Проведенные административные реформы способствовали укрупнению регионов, сократили бюрократический аппарат федеральных служащих, позволили поставить региональную исполнительную власть под контроль правительства.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Для разработки программы экономического реформирования страны был сформирован Центр стратегических разработок. Составленная им программа предполагала снижение государственного вмешательства в экономику, налогового бремени и государственных расходов, выравнивание условий конкуренции. Намечались реформы в социальной сфере: жилищно-коммунальном хозяйстве, пенсионном обеспечении, здравоохранении, образовании, трудовых отношениях и др.

По инициативе президента была осуществлена в 2001 г. налоговая реформа.  Введен 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Общее число налогов сократилось в 3,6 раза (с 54 до 15). За период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35% до 27,5%. Реформа  стимулировала экономический рост и повысила уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом.

http://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/27854/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0.gif

                              

Принципы налоговой реформы

1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс. Налоговая реформа улучшила ситуацию с поступлением налогов в бюджет. 90% расходов бюджета стали покрываться за счет регулярных налоговых поступлений, чего ранее не наблюдалось. С 2002 г. бюджет страны стал профицитным.

Был принят ряд законов по поддержке малого и среднего предпринимательства. С 2000 г. стали регулярно разрабатываться и уточняться программные документы социально-экономической политики на один и на три года. В 2002 г. было положено начало процессу среднесрочного бюджетного планирования.

В декабре 2001 г. был принят закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно закону, депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство осуществляло планирование и общее руководство процессом приватизации, президент формировал перечень стратегических предприятий и определял возможность их приватизации. Шло поэтапное разгосударствление ряда отраслей экономики. Продолжилось формирование крупных монополий в газовой и нефтяной отраслях, электроэнергетике.

Земельный кодекс (2001 г.) и Федеральный закон "Об обороте земе ль сельскохозяйственного назначения" (2002 г.) должны были решить проблему формирования земельных отношений. 

Высокие мировые цены на нефть в 2000-х гг. позволили правительству рассчитаться с международными кредитными организациями и решить ряд социальных задач. К концу 2003 г. внешний долг России сократился примерно на 15%. Увеличился приток в экономику страны иностранного капитала  с 11 млрд долл. в 2000 г. до 120 млрд долл. в 2007 г. 

Был проведен ряд важных социально-экономических реформ: пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), реформы трудовых отношений. Для повышения уровня жизни увеличивались пенсии по старости, инвалидности, размер минимальной оплаты бюджетников. В 2,5 раза выросли реальные доходы и пенсии. Но их размер оставался еще на достаточно низком уровне. В 2 раза в 2000-2004 гг. сократилась безработица. В бюджете 2002 г. было предусмотрено превышение расходов на образование над затратами на оборону.

В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию президент Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ с целью обеспечения стабильности экономического развития страны. 1 января 2004 г. Стабилизационный фонд был сформирован.

Произошли изменения в экономическом положении страны. С 2000 г. в России наблюдается экономический подъем. В 2000-2004 гг. экономика России вышла на устойчивую траекторию развития - в среднем 4-6% прироста ВВП в год.  Страна вышла из полосы затяжного финансового кризиса и прекратила внешние заимствования. Тремя важными итогами деятельности нового руководства  в 2000-2004 гг. стали: 1) укрепление государственной власти; 2) макроэкономическая стабилизация; 3) наметившаяся консолидация политической элиты на федеральном и региональном уровне.

Вместе с тем новому руководству страны не удалось решить такие экономические проблемы, как создание в стране эффективного малого бизнеса и среднего класса, механизма перелива капиталов из сырьевых, экспортно-ориентированных отраслей в секторы, работающие на удовлетворение внутреннего спроса. Сохранилась зависимость от экспорта сырья и полуфабрикатов. О сохранении черт переходной экономики свидетельствовали: неразвитый рынок труда; низкая заработная плата; неравенство в оплате труда и низкая его производительность; сохранение практики выплат "черных зарплат"; перекос в оплате труда в частном и государственном секторах.

В 2001 и 2002 гг., когда в стране был собран огромный урожай зерновых, потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров от перепроизводства и падения цен на зерно. Были проведены в 2001-2003 гг. государственные закупочные интервенции, которые позволили урегулировать рынок зерна. Однако сохранялись трудности с экспортом: квоты ЕС на экспорт, проблемы с портовой инфраструктурой, несоответствие национальных стандартов качества зерна международным. Для решения этих проблем были сокращены неадресные дотации сельскому хозяйству, появилось льготное кредитование, увеличились поставки техники селу по лизингу. 

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2003 Г.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу четвёртого созыва. 5%-ый барьер при пропорциональных выборах половины депутатов преодолели "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Родина". Партия "Единая Россия" была образована 1 декабря 2001 г. в форме объединения политических движений "Единство" и "Отечество — Вся Россия". В 2001 г. депутатская группа "Народный депутат оформилась в Народную партию Российской Федерации (НПРФ). Левая национально-консервативная партия "Родина" возникла в 2003 г. накануне выборов. 223 места в Думе получила "Единая Россия", 52 - КПРФ, 37 - "Родина", 36 - ЛДПР, 17 -  НПРФ. Не получили мест в Думе либералы: СПС и "Яблоко". Возглавил Думу Б. В. Грызлов, председатель Высшего совета партии "Единая Россия".

Государственная дума четвертого созыва рассмотрела 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов. Во многих случаях были разработаны принципиально новые законы.

НОВЫЙ (ВТОРОЙ) СРОК ПРЕЗИДЕНТСТВА В. В. ПУТИНА

В марте 2004 г. на состоявшихся очередных выборах В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. Он одержал убедительную победу (71,3% голосов) в первом туре. Поскольку итоги кампании были предсказуемы, впервые на президентских выборах КПРФ не выставила своего лидера Г. А. Зюганова. 

Правительство возглавил М. Е. Фрадков, получивший задачу удвоения ВВП. Для исправления "сырьевого крена" в развитии российской экономики Президент подчеркнул важность прогресса в отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Правительство активизировало усилия в инновационной области. Особое внимание стало уделяться развитию нанотехнологий, которые в президентском послании Федеральному собранию в 2007 г. В. В. Путин обозначил в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития науки и техники.В 2007 г. Российская корпорация нанотехнологий была создана специальным Федеральным законом. К 2011 г. при ее участии было открыто 30 новых производств, в которых применялись новые технологии. 

Наметился новый подход к социальным  проблемам. В 2005 г. по инициативе президента РФ началось осуществление четырех приоритетных национальных проектов: "Здоровье", "Образование", "Жилье" и "Развитие АПК". В президентском послании Федеральному собранию в 2006 г. Путин объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличение детских пособий, введение "материнского капитала". Итогом принятых мер стал демографический подъем. В 2007 г. в России родилось на 145 тыс. детей, или на 10%, больше, чем в 2005 г. В 2008 г. президент отметил, что национальные проекты более эффективны, чем другие государственные программы. Позитивный характер носили перемены в области науки, образования и здравоохранения (осуществлен ряд программ по оснащению медицинских учреждений новейшим современным оборудованием и др.), увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно наиболее перспективных направлений.

Была разработана и получила реализацию Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", предусматривающая строительство 4 тыс. новых спортивных объектов, особенно в малых городах и селах. 

В 2005 г. была сформирована Общественная палата. Она осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений. Палата является органом общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В модернизации экономики правительство придавало большое значение развитию предприятий военно-промышленного комплекса, в котором был сосредоточен высокоинтеллектуальный потенциал. Ведущие вертолетостроительные компании объединили в "Оборонпром", подконтрольный "Рособоронэкспорту".

Правительство начало пересмотр избыточных социальных обязательств. В 2005 г. была проведена монетизация льгот вместо их натурализации. Реализация этой социальной реформы вызвала протесты россиян. Потеряли темп начатые реформы жилищно-коммунального хозяйства, естественных монополий (теплосетей, железных дорог, электросетей и пр.), банковской и правоохранительной систем. Серьезную опасность представляла проблема технологической отсталости экономики, износа основных фондов в промышленности. Оборудование в базовых отраслях промышленности выработало свой ресурс, поэтому возросли угрозы техногенных катастроф.

Не утратила остроты проблема терроризма. 1 сентября 2004 г. террористы захватили школу в североосетинском городе Беслан. Большинство заложников были освобождены в ходе штурма, однако в результате теракта погибли 333 человека, из них 186 детей, свыше 800 человек получили ранения.

Важной заслугой президента стало окончание войны на Северном Кавказе. В Чечне состоялись демократические выборы парламента и президента, была принята Конституция республики. 

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2007 Г.

2 декабря 2007 г. состоялись выборы в Государственную думу пятого созыва. За год до выборов в результате объединения партии "Родина", Российской партии Жизни и Российской партии пенсионеров была образована партия "Справедливая Россия" (лидер — С. Миронов). Согласно итогам выборов, в Думу прошли партии "Единая Россия" ( 64 %), КПРФ (11,6 %), ЛДПР (8,1 %), "Справедливая Россия" ( 7,7 %). Во фракцию "Единая Россия" вошло 315 депутатов, КПРФ — 57, ЛДПР — 40, "Справедливая Россия" — 38. На первом заседании думы ее председателем был избран Б. В. Грызлов.

РОССИЯ В 2008-2012 ГГ.

В декабре 2007 г. кандидатом в Президенты РФ от партии "Единая Россия" на предстоящих в 2008 г. очередных президентских выборах по инициативе В. В. Путина был выдвинут Дмитрий Анатольевич Медведев, первый заместитель председателя Правительства РФ, куратор приоритетных национальных проектов. 2 марта 2008 г. в ходе президентских выборов он был избран на пост Президента РФ, набрав в первом туре 70, 28 % голосов. 

Вступая в должность президента, Д. А. Медведев заявил, что считает своей приоритетной задачей  дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей. Он подписал ряд законов и указов, напрямую касающихся социальной сферы: Федеральный закон, предусматривающий обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны до мая 2010 г., Указ "О мерах по развитию жилищного строительства" и др.

Президентство Д. А. Медведева начиналось в условиях разразившегося мирового финансового кризиса 2008 г., который оказал негативное влияние на российскую экономику. Наличие значительного внешнего долга отечественных компаний способствовало развитию кризиса. На начало октября 2008 г. он достигал в совокупности 527 млрд долл. Вторым негативным фактором, стимулировавшим кризис, стало резкое падение в середине июля 2008 г. цен на нефть. В октябре 2008 г. нефть марки Urals упала ниже 70 долл. за баррель  (исходя из этого уровня был рассчитан бездефицитный бюджет РФ на 2009 г.).

В сентябре-октябре 2008 г. правительство России приняло первые антикризисные меры. Поддержка крупнейших банков и корпораций осуществлялись по двум каналам: во-первых, за счет предоставления ликвидности в виде кредитов и, во-вторых, прямых финансовых вливаний в банковскую систему. Расходы бюджета на эти меры превысили 3% ВВП. Оперативные шаги правительства, возглавленного В. В. Путиным, позволили добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения.

8 ноября 2008 г. был утвержден подготовленный в соответствии с поручением президента Д. А. Медведева "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". 19 июня 2009 г. он подписал новую антикризисную программу, приоритетными направлениями которой являлись меры по выполнению социальных обязательств государства перед гражданами страны, государственной поддержке промышленности и финансовой системы, развитию инноваций. В 2010 г. на антикризисную поддержку российских регионов  было выделено более 1 трлн руб. Принятые меры способствовали стабилизации хозяйственных процессов. 30 декабря 2009 г. глава правительства отметил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.

По итогам 2010 г. по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран "Большой восьмерки", отстав только от Японии. Мировой экономический кризис стал для России серьезным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути.

Вызовом президенту Медведеву стал расцвет коррупции на всех уровнях власти и управления. Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 30 сентября 2008 г., он был вынужден констатировать, что "Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе". Другой проблемой являлась беззащитность людей, падение жизненного уровня.

Осенью 2009 г. в статье "Россия, вперед!" президент провозгласил курс на "модернизацию", подразумевавший более широкое политическое содержание, нежели модернизация только сферы экономики. 

 К числу основных преобразований, проведенных в период президентства Д. А. Медведева, относится изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы. 30 декабря 2008 г. полномочия Президента были продлены до шести лет, Государственной Думы - до пяти лет. В Конституцию было введено новое положение о ежегодных отчетах Правительства о результатах своей деятельности перед парламентом.

В 2010 г. был образован новый (восьмой) Северо-Кавказский федеральный округ, выделенный из состава Южного федерального округа.  7 февраля 2011 г. президент подписал Федеральный закон "О полиции", который вступил в действие с 1 марта. Большинство из названных преобразований вызвали дискуссии в российском обществе и внутри политической элиты. Так, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 г., 63% россиян считали, что переименование милиции в полицию ничего не изменит.

24 сентября 2011 г. на съезде "Единой России" было объявлено, что на президентских выборах в 2012 г. свою кандидатуру на пост Президента РФ выставит В. В. Путин. Правительство в случае победы Путина должен был возглавить действующий Президент Д. А. Медведев. Тогда же Д. А. Медведев принял предложение возглавить партию "Единая Россия" на предстоящих в декабре парламентских выборах.

4 декабря 2011 г. состоялись выборы в Государственную Думу шестого созыва. Был установлен новый 7 % барьер, появилась возможность голосовать против всех. Голосование проходило по пропорциональной системе по единому федеральному округу. В Думу прошло 4 партии:"Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР. Фракция «Единой России» сократилась с 315 депутатов (2007 г.) до 238 (2011 г.), но сохранила парламентское большинство. Остальные партии усилили свои позиции. 

Оглашение результатов выборов в Государственную Думу вызвало массовые протесты, под влиянием которых федеральную власть признала необходимость внесения изменений в существующую политическую систему. Было заявлено о необходимости восстановления прямых выборов глав регионов, демократизации партийной системы, упрощения процедуры регистрации политических партий, расширения прав Государственной Думы в вопросах формирования правительства.

4 марта 2012 г. состоялись выборы президента России. В. В. Путин победил в первом туре, собрав более 63% голосов избирателей. За Г. А. Зюганова проголосовало более 17% избирателей, М. Д. Прохорова - более 7%, В. В. Жириновского - более 6%, С. М. Миронова - более 3 %.

Накануне инаугурации В. В. Путина действующий президент Д. А. Медведев подписал Федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. 7 мая 2012 г. В. В. Путин вступил в должность Президента России. Д. А. Медведев возглавил Правительство РФ. 

Важной проблемой для президента Путина стало отсутствие в стране устойчивого национального консенсуса относительно базовых ценностей. Гетерогенность (разнородность) современного российского общества обусловливает  неустойчивый характер достигнутой стабилизации, за которой может последовать новый период нестабильности.

Отсутствие концептуально обоснованной национально-государственной идеи мешает осознанию направления и стратегии развития общества, выработке путей его дальнейшего реформирования. Важным представляется развитие гражданского общества в России, достижение и сохранение гражданского согласия, наличие консенсуса по основополагающим вопросам модернизации российского общества.

Внешняя политика России

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене. В 2000 г. были приняты три важнейших документа. Во-первых, "Концепция национальной безопасности", которая определяла наиболее серьезные угрозы интересам России. Во-вторых, "Военная доктрина", развивающая положения применительно к оборонительному строительству. В-третьих, "Концепция внешней политики", являющаяся базовым документом внешнеполитической деятельности страны.
     Главной идей внешнеполитической деятельности России стала разновекторная политика поддержания связей с разными государствами, на всех континентах. Продолжался процесс налаживания конструктивного диалога с такими странами, как США и государствами Европы. Важное место во внешнеполитической деятельности нашей страны отводилось азиатским партнерам. В.В. Путин за период с 2000-2002 гг. посетил Китай, Индию, Японию, Вьетнам и другие страны. Кроме этого продолжалось сотрудничество с международными организациями: "большая восьмерка", НАТО, ОБСЕ, МВФ.
     Определяющее значение во внешней политики РФ имело тесное сотрудничество со странами СНГ. На постсоветском пространстве наметилась тенденция сближения бывших республик СССР, прежде всего в экономической сфере. Тем не менее, создание союзного государства Россия-Беларусь из-за противоречий между сторонами отложено до неопределенного срока. 
     После террористических актов в США 11 сентября 2001 г. произошло резкое изменение геополитической ситуации в мире. РФ стала одним из участников борьбы с международным терроризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информации в борьбе с терроризмом. Россия сыграла важную роль в формировании новой системы международной безопасности.

Практическая работа № 4.

Тема: Интеграционные процессы конца XX–начала XXI вв.

 

Цели:  

  1.  сформировать представление об интеграционных процессах;
  2. проанализировать социально-экономические, политические, внешнеполитические процессы, происходящие в мире в конце ХХ начале ХХI вв.

 

  

Задания:

1. Подготовить доклады на тему: ( на выбор)

  1. ОНН
  2. СНГ
  3. Совет Европы
  4. ЕС
  5. ВТО
  6.  Евразийское экономическое сообщество
  7. Таможенный союз

План доклада:

  1. Дата создания.
  2. Страны, входящие в организацию
  3. Основные направления деятельности.
  4. Результаты деятельности.

2. Обрисуйте перспективы дальнейшего развития интеграции между странами Запада.

      



Предварительный просмотр:

Министерство образования   Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение   Новосибирской области «Новосибирский радиотехнический колледж»

СОГЛАСОВАНО

Цикловая комиссия  ОУД, ОГСЭ, МОЕН дисциплин

Председатель цикловой комиссии

_______ М.М.Жданова

Протокол №____

"____"_____________2018 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

  ______ Симкина Л.Е.

"___"__________2018 г.

                                       

Перечень теоретических вопросов и практических заданий к экзамену по дисциплине: «История»

Разработал:

 преподаватель истории Заикина Анастасия Борисовна

 

Специальность: 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)

Группы:  11ТОР-338.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельность;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Вопросы:

  1. Перестройка в СССР и распад советского лагеря.
  2. Распад СССР.
  3. Особенности развития стран Азии в конце XX - начале XXI вв.
  4. Африка в конце XX – начале XXI вв.
  5. Страны Латинской Америки в конце XX - начале XXI вв.
  6. США на рубеже тысячелетий.
  7. Страны Западной Европы в конце XX – начале XXI вв.
  8. Страны Восточной Европы в конце XX – начале XXI вв.
  9. Страны Северной Европы в конце XX – начале XXI вв.
  10.  Страны Южной Европы в конце XX – начале XXI вв.
  11. Интеграционные процессы конца  XX – начала XXI вв.
  12. Россия в 1991-1999 гг.
  13. Российская Федерация в 2000-е годы.
  14. Локальные и региональные конфликты современности.
  15. Научно-технический прогресс.
  16. Современная культура.
  17. Мир в XXI в. Международные отношения в современном мире
  18. Место Российской Федерации в современном мире.

/А.Б. Заикина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине "Стилистика и культура речи"

Учебно-методическое пособие содержит тематический план дисциплины, содержание дисциплины, методические указания к выполнению работы, варианты контрольных работ, вопросы к зачёту и список литературы дл...

Методическое пособие для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования по предмету "Охрана труда"

Данное методическое пособие представляет материал для организации учебных действий студентов по изучению тем дисциплины и выполнению контрольной работы. Методическое пособие рекомендовано для студенто...

Учебно-методическое пособие для ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ( для студентов заочного отделения )

В учебно-методическом пособии четко прописаны требования к ответам на вопросы, описаны требования к оформлению работы для студентов заочного отделения технических специальностей среднего специального ...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине "Современные системы питания"

Контрольная работа является обязательной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта сред...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (1 курс 1 семестр)

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт  автомобильн...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине Инженерная графика для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине Инженерная графика для специальности23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт...