МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ раздела рабочей программы «История России с древнейших времен до XVII века»
методическая разработка на тему

Сабирова Наталья Михайловна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

 раздела рабочей программы

«История России с древнейших времен до XVII века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom_prepod._ts.g.docx49.29 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

 раздела рабочей программы

«История России с древнейших времен до XVII века» преподавателя Армавирского медицинского колледжа Сабировой Н.М. по теме «Образование централизованного государств»

План.

1. Россия в XV в. Усиление Московского княжества: от Ивана Калиты до Дмитрия Донского.

2. Образование централизованного государства. Иван III.

3. Россия в царствование Ивана IV (Грозного).

4 «Смутное время»  России в начале XVII века.

Литература:

История под редакцией Самыгина П.С., изд. 17-е, Ростов н/Д, Феникс, 2012г.

История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. – М.,1997. Гл. 16, 18, 19.

Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. – М.,1988. Т. 2, 3.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М.,1989.

Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – М.,1991.

Скрынников Р.Г. Царство террора. – СПб.,1992.

Платонов С.Ф. Очерки смуты в Московском государстве в ХVI -ХVII вв. – М.,1995.

Черепнин Л.В. Земские Соборы Русского государства XVI-XVII вв. – М.,1978.

Темы докладов и сообщений.

1. Внешняя политика России в XVI веке.

2. Смута – время альтернатив.

3. Сословное представительство в России в XVI – XVII вв.

3. Культура и быт Руси второй половины XIV-XVI вв.

Политические портреты: Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский.

Слайды презентаций: «Россия в период избранной рады», «Начало Смуты», «ИванIII»

Документальный фильм «Смута».

Методические рекомендации.

Изучение темы следует начать с оценки социально-экономических процессов, происходивших в XV- XVII веках в Европе и России, с  выявления общего и особенного.

Необходимо рассмотреть основные события, происходившие на Руси в период правления потомков Александра Невского (Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III,Ивана IV) . В ходе изучения темы, обучающимся  предстоит освоить следующие вопросы:

1. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении русских земель.

2. Характерные черты централизованного государства.

3. Особенности образования централизованного Российского государства.

4.Оформление государственности. Иван III.

5. Значение реформ Ивана Грозного для дальнейшей судьбы России.

6. Смута XVIIв.

При изучении данной темы, обучающиеся должны знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- основные термины и даты;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов.

Должны уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках оазного типа;

- критически анализировать историческую информацию;

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- давать краткую характеристику деятелям прошлого;

- определять историческое значение явлений и событий прошлого;

-  участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по отношению к явлениям прошлого, используя для аргументации исторические сведения.

При изложении материала темы «Образование централизованного государства вам следует обратить внимание обучающихся на особенности объединительного процесса, а именно:

- Рождение  Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей.

- Россия обретала свое место в мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством.

 - Особенность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами:

1).Протяженность и распахнутость легко доступных границ. На востоке, юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников, полукочевников и оседлых обществ.

  2).Противостояние  Золотой Орде и одновременно европейским организованным армиям с запада сильно влияло на социально – политические структуры и на организацию военного дела в России.

  3).Отчетливо проявился конфессиональный компонент международного противостояния.

 Когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиональная обособленность русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей.

  4). Российское централизованное государство стало таковым, лишь сбросив экономическую и политическую зависимость от Орды.

Обучающиеся должны;

  - обосновать причины образования централизованного государства.

Это:

- рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян);

- развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности для обеспечения свободной торговли;

-  заинтересованность крестьянства в стабилизации власти, так как княжеские усобицы разоряли крестьянские земли.

- Определять причины возвышения Московского княжества.

-Давать характеристику основных этапов образования Московского централизованного государства, а это:

- Конец XIII-первая половина XIV века - перемещение экономического центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств и борьба между ними.

- Рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.

- Вторая половина XIV- начало XV века - разгром Москвой в 60-70-е годы основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы.

- Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского гнета.

- Феодальная война второй четверти XV века - поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.

- Вторая половина XV - начало XVI  веков - подчинение Новгорода Москве.

- Завершение объединения земель вокруг Москвы и ликвидация ордынского гнета.

- Оформление государственности.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. Именно в этот период выдвигается на историческую арену Руси новое сословие: военно-служивое дворянство (помещики) в качестве социальной опоры великокняжеской власти, утверждается поместная система землевладения. При Иване III был принят Судебник (1497г.), положивший начало прикрепления крестьян к земле.

 Налаживается система органов унитарного управления. Она включала:

  1. Казну (финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела),
  2. Дворцы (управление из центра вновь присоединенными землями),
  3.  наместников, назначенных из центра правителей уезда, и др.
  4. При Иване III и Иване IV создается новая система центральных органов управления – приказы.
  5. Для решения наиболее важных государственных дел созывается особое учреждение – Земский собор, что свидетельствовало о превращении России в сословно – представительную монархию. В отличие от Западной Европы Земский собор имел только «совещательное или осведомительное значение», так и не став законодательным учреждением. Решения Земского собора становились законами лишь тогда, когда в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем.

- Усилилось положение дворянства в административном аппарате на местах (губная реформа).

- Было создано постоянное военное войско (к концу XVI в. до 25 тысяч стрельцов).

- В 1555-1556 гг. отменены кормления. Вместо прежнего «кормленичного дохода» населения платило теперь «кормленичный откуп». Суд и административная власть сосредоточивались в руках губных и земских старост, которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей и осуществлять сыск и следствие по особо важным государственным делам.

Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно представительной монархии.

   

Великий князь, государь

à Царь всея Руси

Боярская дума

Земский собор

Постоянные участники

Выбираемые или назначаемые участники

Боярская дума

Церковный собор

Приказы

Приказы (первые функциональные органы государственной власти) Первое письменное упоминание относится к 1512 г. К началу царствования Ивана IV — существовало уже около 20

Наместники

конец XV - начало XVIв.

Воеводы, губные старосты,

земские старосты

II пол. XVIв.

       Особое внимание следует уделить пониманию и оценки аграрному перевороту Ивана Грозного, суть которого заключается в перераспределение земель от бояр в пользу дворянства.

В 1565 г. из государственного земельного  фонда были выделены обширные территории, куда вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно - княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая половина страны (государев удел - опричнина).

В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владения выведены в другие районы, главным образом окраинные, где они получили земли на основе поместного права. В старых районах земли отдавались опричникам.

В результате аграрного переворота произошло:

 – ослабление крупного феодально - вотчинного землевладения и ликвидация его независимости от центральной власти;

 - утверждение помещичьего землевладения и связанного с ним дворянства, поддерживающего государственную власть.

Эти преобразования Иван Грозный провел  с невероятной жестокостью. Бесчинства опричников столкнулись с различными формами сопротивления во всех слоях великорусского общества, оставив след в знаменитой переписке царя с князем А. Курбским и в открытом обличении опричнины митрополитом Филиппом (Федором Колычевым).

Вам предстоит обратить внимание обучающихся на основные задачи и направления внешней политики России периода централизации.

Восточное направление.

- Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств.

- Вхождение башкирских земель в состав Российского государства.

- Присоединение Сибири к России. Поход Ермака.

Западное направление.

- Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война.

- Разгром Ливонского ордена. Включение в войну Литвы, Польши, Швеции.

- Образование Речи Посполитой. Взятие Стефаном Баторием Полоцка и Великих Лук.

- Оборона Пскова. Ям - Запольское перемирие. Плюсское перемирие.

Южное направление.

- Освоение Дикого поля и отношения с Крымским ханством.

Отношения с другими государствами Европы и Азии.

Изучению данной темы поможет знакомство с соответствующими главами из «Истории государства Российского» (М. изд-во "Книжная палата", 1991;

«Портрет в историческом интерьере. Государь всея Руси Иван III: его дела и время». « Портрет в историческом интерьере. Иван Грозный: судьба и время».

Предложить обучающимся ответить на вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте основные этапы в истории образования Российского государства.

2. Каковы основные вехи в борьбе за независимость русского народа от ордынского гнета?

3. Какие реформы были произведены в первый период правления Ивана Грозного?

4. Какие внешнеполитические задачи были решены в эпоху царствования Ивана

Грозного?

5. Какую концепцию государственного устройства пытался претворить в жизнь Иван Грозный?

6. Что такое "опричнина"? Какова цель и каковы итоги?

Основные выводы по предложенной теме.

  1. Установление сильной единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств и уделов, окончательное свержение ордынского гнета, переход от оборонительной внешней политики к наступательной, соответствовали не только достигнутому к тому времени экономическому и военному потенциалу России, но и отвечали чаяниям большинства населения.
  2. Острота проблемы выживания способствовала консолидации нации и возрастанию престижа Российского государства.
  3. В русском государстве боролись  две концепции государственного устройства:

1). Боярско - дворянский взгляд опирался на традиционные представления  о социальной иерархии, в соответствии с которыми  между  великим князем   холопами  должно существовать известное количество ступеней, занимаемых аристократией, принимающей участие в управлении государством. В условиях централизации государственный аппарат  также нуждается в иерархии должностей.

 2).Вторая концепция распределения власти восходила к византийским традициям, а также к идеям, сложившимся в северо-восточных княжествах в годы ордынского владычества. Самые могущественные, знатные и богатые люди, достигшие высших должностей в государстве, оставались совершенно бесправными и незащищенными законом по отношению к царю, который мог произвольно лишить их имущества, чина и жизни. Вы можете предложить обучающимся ответить на вопросы:

- Согласны ли вы с тем, что централизация в России законсервировала средневековый тип отношений в обществе, не создавая твердых юридических оснований прав и обязанностей личности?

- Что установились отношения подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе (западный институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон, которые обе были связаны взаимными правами и обязательствами). 

Московские князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин был лишь холопом князя.

Равное бесправие всех членов общества перед лицом монарха роднило Россию с восточными деспотиями.

В процессе изучения рекомендованной литературы надо,   вскрыть  предпосылки «смутного времени», его хронологические рамки и последствия, оценить действия  основных участников Смуты и попытки русского общества преодолеть политический кризис. Выяснить, какое значение имел внешнеполитический фактор в общественном противостоянии, какое влияние оказали Смута, социально-культурный кризис на национальное самосознание народа.

Закрепить полученные знания помогут тесты.

ТЕСТЫ

РОССИЯ В XIY- XYII в.в.

1.Кто был первым московским царем?

  1. Даниил Александрович
  2. Иван Калита
  3. Иван Грозный

2.Какое событие произошло раньше других?

  1. Битва на Калке
  2. Введение Юрьева дня
  3. Принятие Русью христианства
  4. Ливонская война

3.Кто был московским царем раньше остальных

  1. Василий Шуйский
  2. Михаил Романов
  3. Борис Годунов
  4. Алексей Тишайший

4.Что являлось одной из причин возвышения Московского княжества?

1. Создание московского стрелецкого полка                3. Введение патриаршества

2. Поддержка православной церкви                        4. Поддержка Новгорода

5.Что из названного относится к причинам поражения России в Ливонской войне?

  1. Медный бунт
  2. Пресечение династии Рюриковичей
  3. Политика опричнины
  4. Строительство засечных черт

6. Какое из указанных событий произошло в 15 (XY) веке?

  1. Начало книгопечатания на Руси
  2. Строительство Софийского собора в Новгороде
  3. Стояние на Угре
  4. Принятие соборного Уложения

7.Что из названного относилось к причинам политической раздробленности Руси?

  1. Стремление удельных князей к независимости от Киева
  2. Установление власти Золотой Орды над Русью
  3. Распространение языческих верований
  4. Установление вечевого порядка

8.Что из перечисленного ниже относится к предпосылкам объединения русских княжеств в 14-15 (XIY-XY)в.в?

  1. Необходимость освобождения от золотоордынского ига
  2. Соперничество Орды и Твери
  3. Реформы Избранной Рады
  4. Начало деятельности Земских соборов

9. Как на Руси в 16в. назывался способ содержания должностных лиц за счет местного населения?

  1. Опричнина
  2. Ростовщичество
  3. Земщина
  4. Кормление

10. Какое из названных событий произошло при Иване III?

  1. Был созван первый Земский собор
  2. Появилось стрелецкое  войско
  3. Был издан Судебник
  4. Западная Сибирь вошла в состав Российского государства.

11. Что из названного относится к последствиям Ливонской войны (1558-1583г.г.)?

  1. Хозяйственное разорение северо-западных земель
  2. Присоединение к Московскому государству Курляндии и Литвы.
  3. Потеря Московским государством Новгорода и Пскова
  4. Получение выхода в Балтийское море.

12.Кто в период Смуты обратился с призывом к своим землякам – нижегородцам приступить к организации второго ополчения и стал одним из его руководителей?

  1. Борис Годунов
  2. Андрей Курбский
  3. Козьма Минин
  4. Протопоп Аввакум

13. Что из названного было одним из итогов внешней политики Ивана Грозного?

  1. Вхождение в состав России Крыма
  2. Вхождение в состав России левобережной Украины
  3. Получение выхода в Балтийское море
  4. Расширение границ на восток

14.К причинам падения Избранной Рады относится:

  1. Присоединение Сибири
  2. Соляной бунт
  3. Крестьянская война Болотникова
  4. Стремление Ивана Грозного к единоличному  правлению

15.Семибоярщина в итоге привела Созыву второго ополчения

  1. Созыву второго ополчения
  2. Поражению в Ливонской войне
  3. Поражению восставших под предводительством Болотникова
  4. Началу Смоленской войны

16. 17 век в истории России называют

  1. Золотым
  2. Серебряным
  3. Бунташным
  4. Веком дворцовых переворотов

17.Что из названного стало следствием реформ Избранной Рады?

  1. Появление выборных губных старост
  2. Уничтожение опричнины
  3. Ослабление власти боярских группировок
  4. Завоевание выхода в Балтийское море.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ПОМОЩЬ ДЛЯ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ .Методические рекомендации по разработке рабочих программ.

В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разра-ботке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональ-ной образовательной программы по профе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации по составлению рабочей программыучебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС (ОПОП ПКРС –основная профессиональная образовательная программа подготовки квали...

История России с древних времен до наших дней

по предмету  «История России с древних времен до наших дней»Дата проведения:  21.03.2016 г.Тема урока: «Политика Н.С.Хрущева».Цели урока: образовательная:  раскрыть значение ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....

Методическая разработка к олимпиаде по Истории России, тема:"Древняя Русь IX-XIII веков"

Методическая разработка к олимпиаде по истории России по теме:"Древняя Русь 9-13 в.в" разработана для студентов СПО 1 курса,изучающих общеобразовательную дисциплину история и имеющих интерес...

Методическая разработка урока - викторины по истории по теме: "История России с древнейших времён до XVII века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Методические рекомендации урока по истории на тему «История России с древнейших времён до XVII века» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с у...

Рабочая программа История России 99 кл , 99 ч

Программа к учебнику Торкунова, 3 ч в нед...