В ПОМОЩЬ ДЛЯ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ .Методические рекомендации по разработке рабочих программ.
методическая разработка на тему

Фазлыев Фаиль Наилович

В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разра-

ботке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональ-

ной образовательной программы по профессиям среднего профессионального образова-

ния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по разработке рабочих программ

учебной и производственной практики ОПОП СПО

В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разра-

ботке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональ-

ной образовательной программы по профессиям среднего профессионального образова-

ния.

В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ.

Методические рекомендации адресованы руководителям, методистам, педагогическим

работникам образовательных учреждений начального профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Вы-

пускник образовательного учреждения начального профессионального образования дол-

жен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекват-

но реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный резуль-

тат.

Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных

государственных образовательных стандартов начального профессионального образова-

ния.

Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной

профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию

федеральных государственных образовательных стандартов начального профессиональ-

ного образования (ФГОС НПО).

Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, свя-

занных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных

единиц основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых обра-

зовательными учреждениями начального профессионального образования. В них раскры-

та структура, содержание и методика проектирования программ учебной и производст-

венной практик, показаны подходы к разработке каждого раздела программы.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С введением ФГОС НПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основ-

ных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производ-

ственной практикам.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении начального профессио-

нального образования утверждѐнному постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008

г. N 521, в образовательном учреждении начального профессионального образования ус-

танавливаются такие виды учебных занятий, как учебная практика (производственное

обучение) и производственная практика.

С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и произ-

водственной практик обучающихся образовательных учреждений НПО Министерством

образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение об

учебной (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, ос-

ваивающих основные профессиональные образовательные программы начального про-

фессионального образования» (Приказ МОН РФ № 674 от 26.11.2009).

Настоящее Положение распространяется на все образовательные учреждения, реализую-

щие ОПОП НПО в соответствии с ФГОС НПО, определяет порядок организации и прове-

дения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики

обучающихся, осваивающих ОПОП НПО.

Практика является обязательным разделом ОПОП и представляет собой вид учебных за-

нятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компе-

тенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентриро-

ванно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятия-

ми, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обуче-

ния в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии.

Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответ-

ствии с учебным планом ОПОП НПО.

Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учрежде-

нием по каждому виду практики.

Целью учебной практики является:

- приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.

Задачами учебной практики (производственного обучения) являются:

- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов,

характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освое-

ния ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии;

- закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных

умений обучающихся.

Учебная практика проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных по-

лигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения и

может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организаци-

ей и образовательным учреждением.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавате-

лями профессионального цикла.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является зачет

или дифференцированный зачет.

Целью производственной практики является:

- формирование общих и профессиональных компетенций;

- комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по

профессии начального профессионального образования, заложенных в ФГОС НПО.

Задачами производственной практики являются:

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практиче-

ской деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- освоение современных производственных процессов, технологий;

- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных

организационно-правовых форм.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых

договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обу-

чающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю

подготовки обучающихся.

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТ-

ВЕННОЙ ПРАКТИК

Структура программ учебной и производственной практик разрабатывается в соответст-

вии с рекомендациями Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

2.1. Структура рабочей программы учебной практикиРабочая программа учебной практики содержит:

- титульный лист;

- паспорт программы учебной практики;

- тематический план и содержание учебной практики;

- условия реализации учебной практики;

- контроль и оценка результатов освоения учебной практики;

- приложение: перечень учебно-производственных работ.

Титульный лист содержит:

- наименование образовательного учреждения;

- наименование программы (Рабочая программа учебной практики);

- наименование профессии;

- год разработки программы.

Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании методиче-

ской цикловой комиссии и рекомендована ею, утверждена заместителем директора обра-

зовательного учреждения по учебно-производственной работе. Поэтому на оборотной

стороне титульного листа располагают грифы рекомендации и утверждения, а также ука-

зывают авторов-разработчиков программы и рецензентов

Паспорт программы содержит несколько пунктов

1. Область применения программы.

2. Цели и задачи учебной практики.

Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по ви-

дам профессиональной деятельности.

3. Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики - определяет-

ся образовательным учреждением.

Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы , где

указываются наименование профессионального модуля, номер и наименование темы

учебной практики, содержание учебного материала, объѐм часов на изучение тем.

Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ,

определѐнных в программах профессиональных модулей ОПОП.

Третий раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики»

включает в себя следующие пункты:

1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских,

лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств).

2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомендуемых изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения

занятий, особенности организации учебной практики).

Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики отражается в чет-

вѐртом разделе программы (приложение № 5), осуществляется мастером производствен-

ного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий,

а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий. Формы и методы кон-

троля определяются образовательным учреждением.

В приложение к программе учебной практики необходимо включить перечень учебно-

производственных работ.

При разработке перечня учебно-производственных работ для подготовки рабочих по оп-

ределенному виду профессиональной деятельности необходимо учесть следующие усло-

вия:

- изготовление деталей (изделий) должно включать комплексно-объединенные приемы, предусмотренные изучаемыми темами;

- изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых приемов к сложным;

- максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность;

- комплексные работы должны состоять из деталей, охватывающих максимальное число

изученных до этого операций.

Перечень учебно-производственных работ разрабатывается с учѐтом получаемого уровня

квалификации по профессии.

2.2. Структура рабочей программы производственной практики

Производственная практика является заключительной составной частью процесса подго-

товки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом

по профессии.

Программа производственной практики содержит:

1. Титульный лист

2. Паспорт программы

3. Тематический план и содержание производственной практики

4. Условия реализации программы производственной практики

- общие требования к организации производственной практики (описываются условия

проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства прак-

тикой);

- характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику:

5. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осу-

ществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального

цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производст-

венных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением.

Рекомендуемая литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры го-

сударственного образовательного стандарта».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предостав-

ления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государ-

ственной политики в области профессионального образования».

4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г N 1015 «Об утверждении правил

участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики

в области профессионального образования».

5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального

образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

6. Федеральный государственный стандарт по профессии.

7. Приказ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального

профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009

г. N 15083).

8. Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной

практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные про-

граммы начального профессионального образования (Утверждено приказом Министерст-

ва образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 674).

9. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей на-

чального профессионального и среднего профессионального образования на основе Феде-

ральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и

среднего профессионального образования (Утв. Директором Департамента государствен-

ной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства

образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.).10. Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Фор-

ма доступа – http://www.consultant.ru

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и

служащих (ЕКСДРСС);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тариф-

ных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация по разработке рабочей програме дисциплины

Методические рекомендации по разработке рабочей програме дисциплины...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ раздела рабочей программы «История России с древнейших времен до XVII века»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ  раздела рабочей программы«История России с древнейших времен до XVII века»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации по составлению рабочей программыучебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС (ОПОП ПКРС –основная профессиональная образовательная программа подготовки квали...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....

Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по учебной дисциплине (профессиональному модулю)

Использование рабочих тетрадей в учебном процессе способствует: качественному усвоению учебного материала; приобретению и закреплению практических умений и навыков; формированию у обучающихся навыков ...

Статья: "Роль мастера производственного обучения в процессе формирования современного рабочего"

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими...

Индивидуальная работа мастера производственного обучения по профессии 13249 «Кухонный рабочий» на 2021-2022 год.

Индивидуальная  работа мастера направлена на развитие познавательного интереса в процессе обучения и дальнейшего трудоустройства. Среда лаборатории «Организации складского хозяйства»,...