Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине "Конституционное право"
методическая разработка на тему

Лапанова Ольга Анатольевна

Контрольные работы по дисциплине «Конституционное право» ориентируют студентов на освоение нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы конституционного права. Для выполнения контрольных работ необходимо обратиться к рекомендованной литературе, нормативно-правовым актам, судебной практике и статистике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_dlyaz.o.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические указания и

контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине:

ОП.02 Конституционное право

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.п.н. Лапанова Ольга Анатольевна

2015 год

Методические указания для студентов заочной формы обучения  разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912  Право и организация социального обеспечения, 030000 Гуманитарные науки (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07. 2010 г. № 770, Зарегистрирован в Минюст России от 06 сентября   2010 г. N 18360)

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Краснодарского края

 «Брюховецкий аграрный колледж»

Разработчик: Лапанова О.А., к.п.н., преподаватель юридических и специальных дисциплин ГБПОУ КК «БАК», высшая категория


  1.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина  является общепрофессиональной  и относится к профессиональному циклу

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Конституционное право РФ» обучающийся должен уметь:

 - работать с законодательными и иными нормативными актами, специальной литературой,

- анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

- применить правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен знать:

- основные теоретические понятия и положения конституционного права;

- содержание Конституции РФ;

- особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;

- содержание основных законов, регулирующих конституционно-правовые отношения;

- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- избирательную систему РФ;

- систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Вариативная часть:

Обучающийся должен знать:

- содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы конституционного права;

- особые виды конституционно-правовых отношений;

- организационно-правовое положение избирательных комиссий в РФ;

- организационно-правовой статус политических партий в РФ;

- общественные объединения;

- полномочные органы,  ведающие  делами о гражданстве РФ, их компетенция;

- производство по делам о гражданстве РФ;

- самозащита прав и свобод;

- международная защита;

- деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ;

- Федеральные органы государственной власти с особым  статусом;

- Акты Президента РФ;

- Администрация Президента РФ;

- Совет Безопасности РФ;

- система (механизм) обеспечения деятельности Президента РФ;

- внутренняя организация палат. Регламенты палат;

- формы (меры) реагирования прокурора на нарушения законности;

- порядок формирования Законодательного Собрания Краснодарского края;

- структуру органов исполнительной власти Краснодарского края;

работа с учебной литературой и законодательством.

- Устав муниципального образования;

- формы прямого (непосредственного) волеизъявления населения;

- теоретические основы учредительной власти и их  правомочия изменять Конституцию РФ.

Уметь:

- приводить примеры федеральных конституционных законов и федеральных законов, являющихся источниками конституционного права;

- решение задач ссылаясь на Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;

- использовать Закон Краснодарского края О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края – администрации краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» от 24.05.12г.;

- разрабатывать презентации по теме: «Устав муниципального образования»;

- разрабатывать презентации по теме: «Формы прямого (непосредственного) волеизъявления населения»;

- использовать информационные справочно-правовые системы;

- использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

(заочная форма обучения)

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

18

в том числе:

установочные занятия

2

обзорные занятия

10

лабораторные занятия

-

практические занятия

6

аудиторные консультации

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

99

в том числе:

Домашняя контрольная работа

+

внеаудиторная самостоятельная работа (решение практических задач, подготовка рефератов, создание электронных презентаций по разделам и темам дисциплины, составление опорного конспекта, подготовка учебных проектов)

99

Итоговая аттестация в форме  экзамена


3. Перечень вопросов для самоконтроля студентов по разделам

Раздел 1 Конституционное право – ведущая отрасль российского права  

  1. Что представляет собой Конституционное право как отрасль права?
  2.  Что понимается под предметом Конституционного права?
  3.  Назовите две сферы общественных отношений, которые охватывает предмет Конституционного права.
  4.  Что является основным источником Конституционного права?
  5.  Назовите направление основных тенденций развития отрасли Конституционного права?
  6.  Перечислите институты Конституционного права.
  7.  Дайте определение Конституционное право России как ведущей отрасли права.
  8. Что понимается под системой конституционного права?
  9. Перечислите источники конституционного права.
  10.  Почему Конституция РФ – является основным источником конституционного права?
  11.  Дайте определение конституционно-правовых норм. Чем они отличаются от других отраслей права?
  12.  По каким основаниям классифицируются конституционно-правовые нормы?
  13. Что понимается под конституционно-правовыми отношением?

Раздел 2  Конституция РФ - основной закон государства

  1. Что представляет собой Конституция РФ?
  2. Что понимается под юридической Конституцией?
  3. Что понимается под фактической Конституцией?
  4. В чем отличие фактической от реальной Конституции?
  5. Перечислите функции Конституции.
  6. Какими юридическими свойствами обладает Конституция?
  7. Дайте определение понятия: Структура Конституции.
  8. Что представляет собой преамбула?
  9. Перечислите разделы и главы Конституции.
  10. Перечислите концептуальные идеи, которые прослеживаются в структуре Конституции 1993г.
  11. Каков порядок принятия Конституции РФ? Какой статьёй устанавливается?

Раздел 3 Основы конституционного строя

  1. Что представляют собой Основы Конституционного строя РФ?
  2. Каково содержание Основ Конституционного строя нашего государства?
  3. Дайте определение многопартийной системы.
  4. Какова роль политических партий в реализации власти народа в России.
  5. Что понимается под экономической основой конституционного строя РФ?
  6. Какова роль государства в экономической деятельности?
  7. Каковы конституционные гарантии экономических основ РФ?
  8. В чем суть социальной политики РФ?

Раздел 4 Основы правового статуса личности

  1. 1.Что относится к основам правового положения человека и гражданина?
  2. Перечислите принципы правового статуса личности.
  3. Перечислите конституционно-правовые основы гражданства.
  4. Дайте определение понятию «гражданства».
  5. Каковы способы приобретения и прекращения гражданства?
  6. Какие органы решают вопросы гражданства?
  7. Каков порядок решения дел о гражданстве РФ?
  8. Что такое двойное гражданство?
  9. Перечислите личные права и свободы.
  10. Перечислите политические права и свободы.
  11. Дайте понятия социально-экономическим и культурным правам и свободам граждан.

Раздел 5 Федеративное государство

  1. Перечислите принципы федеративного устройства РФ.
  2. Назовите состав субъектов РФ.
  3. Какие черты входят в конституционно-правовой статус РФ?
  4. Перечислите предметы ведения и полномочия РФ.
  5. Перечислите круг полномочий и разграничение предметов ведения взаимоотношения РФ и субъектов РФ.
  6. Каковы предметы совместного ведения РФ и ее субъектов?
  7. Какие вопросы входят в исключительное ведение субъектов РФ?
  8. Разграничьте полномочия федерации и ее субъектов.
  9. Каковы правовые основы образования новых субъектов РФ?
  10. Каковы общие принципы организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ?
  11. Перечислите круг полномочий Президента республик и главы

субъектов РФ.

  1. Виды органов законодательной власти субъектов РФ.
  2. Какие органы исполнительной власти субъектов РФ.
  3. Перечислите органы судебной власти субъектов РФ.

Раздел 6 Органы государственной власти в РФ

  1. Что понимается под Конституционно-правовым статусом Президента РФ.
  2. Каков порядок выборов и вступления в должность Президента РФ.
  3. Перечислите конституционные полномочия Президента РФ.
  4. Как происходит выдвижение кандидатов в Президенты РФ?
  5. Каковы требования к кандидату на пост Президента РФ?
  6. Перечислите функции Президента как главы государства.
  7. Каковы полномочия Президента РФ в сфере внешней политики, обороны и безопасности?
  8. Какой правовой статус Федерального Собрания РФ?
  9. Распределите полномочия между палатами Федерального Собрания РФ.
  10.  Каков порядок формирования Федерального Собрания РФ?
  11. Что входит в специальные компетенции Совета Федерации?
  12.  Перечислите комитеты и комиссии Совета Федерации.
  13.  Перечислите акты палат парламента.
  14.  Каково взаимодействие парламента с Президентом и Правительством?
  15.  Как происходит формирование Государственной Думы?
  16.  Перечислите комитеты и комиссии Государственной Думы?
  17.  Что входит в круг полномочий Государственной Думы?
  18.  Каковы конституционные основания роспуска Государственной Думы?
  19.  Какова правовая основа деятельности депутатов?
  20.  Каков порядок формирования и состав Правительства РФ?
  21.  Какое место исполнительной власти в системе федеральных органов государственной власти?
  22.  Перечислите полномочия Председателя Правительства?
  23.  Перечислите полномочия Правительства?
  24.  В каком случае происходит досрочное сложение полномочий Правительства РФ?
  25.  Чем постановления Правительства РФ отличаются от его распоряжения?
  26.  Какова нормативная база построения системы федеральных органов исполнительной власти?
  27.  Какие существуют ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства РФ?
  28.  Каким образом Правительство РФ участвует в законодательной деятельности?
  29.  Дайте характеристику судебной системе РФ.
  30.  Перечислите принципы правосудия РФ.
  31.  Каковы основы правового статуса судей.
  32.  Каков порядок назначения судей.
  33.  Перечислите гарантии независимости судей.
  34.  Каковы основные направления деятельности прокуратуры.
  35.  Перечислите систему органов прокуратуры.
  36.  Назовите принципы Конституционного судопроизводства.
  37.  Каков статус судей Конституционного Суда?
  38.  Значение, юридическая сила и порядок исполнения решения  
  39.  Конституционного Суда РФ.
  40.  Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
  41.  Перечислите  органы  законодательной  власти  субъектов РФ.
  42.  Каков  состав,  порядок  формирования,  компетенция,  организация работы органов  законодательной  власти  субъектов РФ.
  43.  Раскройте статус депутатов  представительных органов  субъектов РФ.
  44.  Дайте характеристику органы  исполнительной  власти  субъектов РФ.        
  45.  Каков круг полномочий  главы  администрации  субъекта РФ: правовой  статус, компетенция.
  46.  Раскройте структуру высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края ссылаясь на Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края – администрации краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» от 24.05.12г.

Раздел 7 Местное самоуправление

  1. Дайте  понятие  «местное самоуправление».
  2. Каковы основы местного самоуправления?
  3. Перечислите круг полномочий органов местного самоуправления.
  4. Каковы принципы организации и деятельности органов местного самоуправления?
  5. Какие вопросы, согласно Конституции РФ, находятся в ведении местного самоуправления?
  6. Какие формы осуществления местного самоуправления Вы знаете?
  7. Какова система органов местного самоуправления?
  8. Что составляет муниципальную собственность?
  9. В чем проявляется связь местного самоуправления с государственным управлением?
  10.  Каковы гарантии местного самоуправления?
  11.  Перечислите виды муниципальных образований.
  12.  Что составляет структуру местного самоуправления.
  13.  Перечислите компетенции местного самоуправления как юридического лица.

 

Раздел 8. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

  1. Каков порядок   изменение состава РФ и наименований субъектов РФ.
  2. Как вносятся поправки к Конституции РФ? Что понимается под поправкой к Конституции?
  3. Каковы требования к предложению о поправке к Конституции РФ?
  4. Как принимаются предложения о поправке к Конституции РФ?

4. Методические указания по выполнению контрольной работы.

Контрольная работа – одна из форм самостоятельной творческой работы студентов-заочников над усвоением и изложением изученного материала.

По предмету «Конституционное право» выполняется одна домашняя контрольная работа, в которую включены 3 теоретических вопроса и 2 практических задач. Вариант контрольной работы определяется по предпоследней и последней цифре шифра студента.

При написании домашней контрольной работы может быть использована как основная, так и дополнительная литература.

После ее подбора и изучения материала студент должен приступить к раскрытию содержания каждого вопроса.

В контрольной работе должны быть пронумерованы страницы и оставлены поля для замечаний рецензента. Объем домашней контрольной работы должен быть в пределах школьной тетради (12-18 листов).

На обложке работы студент указывает свою фамилию, имя, отчество, специальность, курс; наименование дисциплины и домашний адрес. В начале текста пишутся номера, и название вопросов. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы.


последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,40,

55

2,41,

56

3,42,

57

4,47,

58

5,48,

59

6,49,

36

7,18,

60

8,33,

59

9,42,

58

10,25,

57

зада

ча

1,16

2,15

3.16

4,17

5,18

6,19

7.20

8,21

9,22

10,23

1

11,43,

61

12,44,

62

13,46,

63

14,46,

64

15,56, 65

16,55,

66

17,49,

67

18,5,

68

19,47, 70

20,46,

56

зада

ча

11,24

12,25

13,26

14,27

15,28

16,29

17,30

18,31

19,32

20,33

2

21,44,

54

22,45,

63

23,43,

66

10,24,

42

25,41,

58

14,26,

40

27,39,

49

28,38,

52

29,53,

69

22,30,

54

зада

ча

21,34

22,35

23,36

24,37

25,38

26,39

27,40

40,1

39,2

38,3

3

1,31,

56

32,12,

58

33,13,

53

16,34,

64

17.35,

65

8,36,

68

18,37,

43

20,38,

53

9,22,

41

15,39,

58

зада

ча

14,37

13,36

12,35

11,34

10,33

9,32

8,31

7,30

6,29

11,28

4

14.41,

51

16,42,

53

2,42,

54

12,43,

55

13,44,

56

4,45,

57

5,47,

58

6.48,

59

7,49,

60

35,50,

61

задача

5,27

4,34

3.25

2,40

11,29

10,22

11,36

12,37

13,35

14,21

5

36,55,

67

37,45,

66

38,56,

61

4,21,

34

9,55,

65

10,32,

54

11,4,

59

12,31,

46

14,56,

63

13,26,

55

зада

ча

17,15

16,41

15,16

14,61

13,62

12,63

11,64

10,65

9,66

8,67

6

1,21,

60

2,50,

67

3,34,

59

4,42,

58

5,22,

57

6,34,

56

7,35,

55

8,27,

54

9,23,

53

10,29,

56

зада

ча

22,31

11,40

5,26

4,27

3,28

2,29

1,30

10,31

11,32

12.33

7

11,49,

63

12,48,

64

13,47,

65

14,46,

66

15,45, 67

14,44,

68

3,27,

54

18,42,

69

19,41,

55

20,40,

56

зада

ча

13,34

14,35

15,36

37,42

17,38

18,39

19,40

1,20

2,21

3,22

8

21,39,

44

22,45,

57

23,46,

55

24,47,

56

4,25,

67

26,46,

58

27,47, 69

28,50,

69

29,33,

54

11,30,

53

зада

ча

4,23

5,24

6,25

43,26

44,27

9,28

10,29

11,30

12,31

13,32

9

21,31,

52

12,32,

53

13,33,

54

34,50,

69

14,35,

49

10,36,

70

10,37,

61

14.38,

62

17,39,

56

5,40,

59

зада

ча

14,33

15,34

16,35

17,36

45,37

19,38

20,39

21,40

1,44

10,37

 

Вопросы

для контрольной работы по дисциплине

 «Конституционное право»

1. Конституционно-правовые отношения.

2. Структура и организация деятельности Констуционного Суда РФ.

3. Прекращение гражданства РФ.

4. Понятие конституционно

5. Конституционное право России, как отрасль права.

6. Конституционные основы местного самоуправления.

7. Содержание социальной политики РФ.

8. Понятие избирательного права избирательной системы.

9. Юридические свойства Конституции.

10. Виды законов, особенности процедуры их принятия.

11. Экономическая основа конституционного строя РФ.

Формы собственности.

12. Конституционно-прававой статус Президента РФ

13. Порядок пересмотра Конституции РФ.

14. Понятие Конституционно-прававого статуса РФ.

15. Структура Конституции РФ.

16. Состав, порядок формирования Правительства РФ.

17. Понятие гражданства.

18. Особенности субъектов РФ.

19. Принципы гражданства РФ.

20. Понятие конституционно-правового статуса субъектов РФ.

21. Основания и порядок приобретения гражданства РФ.

22. Принципы конституционно-правового статуса РФ.

23. Место Конституционного права в системе права.

24. Порядок назначения на должность судьи Конституционного суда. Статус судьи Конституционного Суда.

25. Система Конституционного права.

26. Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ.

27. Полномочия Генерального прокурора РФ. Требования предъявляемые прокурорам и следователям прокуратуры.

28. Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ.

29. Понятие и система органов прокуратуры РФ.

30. Субъекты законодательной инициативы. Особенности законодательного процесса.

31. Понятие Конституции РФ.

32. Система органов прокуратуры РФ.

33. Сущность и функции Конституции РФ.

34. Основные характеристики светского государства РФ.

35. Предмет Конституционного права.

36. Понятие и сущность местного самоуправления.

37. Источники Конституционного права РФ.

38. Полномочия Конституционного Суда РФ.

39. Виды Конституционно-правовых норм.

40. Юридические свойства Конституции РФ.

41. Понятие избирательного права и избирательной системы.

42. Правительство РФ.

43. Конституционные гарантии экономических основ.

44. Принцы участия граждан РФ в выборах.

45. Конституционные закрепления сущности Российского государства: суверенное, демократическое, федеративное,  правовое, социальное, светское.

46. Порядок избрания, состав и компетенция Государственной Думы.

47. Социальная основа Конституционного строя РФ.

48. Совет Федерации РФ.

49. Судебная система РФ.

50. Конституционные основы духовной жизни общества.

51. Конституционные полномочия Президента РФ.

52. Конституционное развитие России.

53. Структура Федерального Собрания.

54. Организация законодательной и исполнительной власти РФ.

55. Конституция РФ – основной источник Конституционного права России.

56. Полномочия местного самоуправления.

57. Полномочия Правительства РФ.

58. Общие понятия и стадии законодательного процесса.

59.Основные обязанности граждан.

60. Классификация норм конституционного права.

61. Основные характеристики демократического государства.

62. Политические права граждан.

63.Понятие конституционного строя РФ.

64. Социально-экономические права граждан РФ.

65. Предметы совместной ведения РФ и субъектов РФ.

66. Личные права и свободы граждан.

67. Источники Конституционного права.

68. Система государственных органов власти РФ.

69. Предметы ведения Российской Федерации.

70. Основные признаки и принципы правового государства.


 Задачи по дисциплине «Конституционное право»

Задача 1

ООО “Лопух” и ЗАО “Тромбон” получили разрешение от Администрации Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности.

Одновременно против ЗАО “Тромбон” и Администрации Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета “Медный всадник” выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частно-правового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права?

Задача 2

В уставе Владимирской области указано, что губернатор области является государственным служащим, причем его статус определяется законодательством о государственной службе и трудовым законодательством. Однако ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” относит государственные должности, прямо предусмотренные уставами субъектов Российской Федерации, к категории “А”, а лиц, которые замещают эти должности, не относит к государственным служащим.

Закон о “Об основах государственной службы Российской Федерации” имеет приоритет перед иными законодательными актами, регулирующими вопросы государственной службы. Трудовое законодательство регулирует правовой статус лиц, работающих по трудовому договору (контракту), тогда как полномочия губернатора возникают на основании его избрания и в соответствии с действующими законодательными актами.

Можно ли распространять гарантии и ограничения, предусмотренные для государственным служащих, на губернатора Владимирской области? В какой части его статус регулируется законодательством о труде?

Какие элементы статуса (права, обязанности и ограничения) губернатора регулируются государственным, а какие – административным и трудовым правом? Какой отрасли права и к какой отрасли законодательства относится указанная норма Устава?

Задача 3

На основании статьи 135 ГПК Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А.Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со статьями 23-27 ГПК. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст.118). Следовательно – делает вывод Синевин – компетенция суда (подсудность) должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК неправомерен.

В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относится к предмету регулирования конституционного права и федерального конституционного закона, а в какой части - к предмету процессуального законодательства?

Задача 4

Гражданин Абелев Н.К. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака “Остановка запрещена”. Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Абелев посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное статьей 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством.

В случае передачи дела в суд какое решение следует вынести?

Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного?

Задача 5

Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег.

Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности?

Задача 6

Договором между кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российская Федерации Василием Николаевичем Штыбиковым и типографией газеты “На страже Родины” был заключен гражданско-правовой договор об издании агитационных материалов. В изданных листовках не были указаны необходимые данные в соответствии с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Избирательная комиссия потребовала от кандидата прекратить распространение и пригрозила привлечь его к ответственности по статье 5.12 КоАП РФ – “Изготовление и распространение анонимных агитационных материалов”. На это кандидат В.Н. Штыбиков заявил, что договор он заключал не как кандидат, а как обычный гражданин; что ответственность должен не нести не он, а типография, поскольку именно типография не выполнила необходимые требования закона.

Кто является сторонами в данном правоотношении, кто и какую должен нести ответственность? Определите объект конституционно-правовых (в данном случае – избирательно-правовых отношений)?

Задача 7

Прокурор г. Задрынска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации “Свидетелей Иеговы”, разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по статье 148 Уголовного кодекса РФ - “Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести”.

Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция не раскрывает понятия “права на свободу совести” и не дает определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации “Свидетели Иеговы”, не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, а следовательно в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.

Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем специфика такого элемента конституционно-правовой нормы, как санкция? Обладают ли нормы Конституции свойствами прямого действия?

Задача 8

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливавшая смешанную несвязанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Одна из сторон утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы, следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в Конституции отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет и не может быть. Другая возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на соответствие норме, не регулирующей конкретное правоотношение, норме-принципу, определяя её правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан специальный орган – орган конституционной юстиции.

В чем особенности метода конституционного регулирования? Чем отличаются нормы конституционного права от норм других отраслей? Позиция какой стороны вам представляется более правильной и почему?

Задача 9

Ирак. 2003 год. Оккупационные власти и их сторонники предлагают населению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 года. Предлагается исключить из Конституции руководящую роль партии Баас, провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ одни высказывают мнение, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Иране, Сирии), необходимо установить в Конституции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка - исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и сунны.

Какие функции должна выполнять Конституция? В чем состоит правовая, идеологическая и социальная функции Конституции?

Задача 10

Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.

Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?

Задача 11

В время подготовки проекта Конституции Российской Федерации в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции могут вноситься конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях – Указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает изменения конституционного текста даже путем принятия обычных федеральных законов, и тем более - указов Президента. Отстаивая свою идею, авторы проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть сверхгибкие, тем более, что в этом существует практическая потребность.

В окончательном тексте Конституции возможность изменения с помощью обычных федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов Президента, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 28 ноября 1995 года №15-П, сведена к дополнению названий субъектов РФ в статье 65 Конституции. Тем самым предмет спора сохранился.

Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Каким образом отличаются конституции по порядку их принятия? Какая позиция в приведенном споре Вам представляется более обоснованной?

Задача 12

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела заявление Ениклеевой А.В. о признании недействительным Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в котором разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате была признана недействительной ст. 1 Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции либо закона, а также признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона.

В чем состоит принцип прямого действия Конституции? Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции? В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию непосредственно?

Задача 13

Штат Майями в 2006 году вышел из состава Соединенных Штатов Америки, образовав независимое суверенное государство. В качестве Конституции был использован текст Конституции США без внесенных в него поправок. Одновременно республика Майями присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При обращении граждан с жалобами суды республики решали дела ссылаясь на Конвенцию. Однако Ассоциация международного права заявила, что в республике действует фиктивная Конституция.

Может ли Конституция носит фиктивный характер? Является ли в данной ситуации Конституция Майями фиктивной конституцией?

Задача 14

 

Во время проведения выставки коллекций государственного Эрмитажа в соборе Дома Инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице Российской Империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже – выставки коллекций Санкт-Петербургского музея истории города, для обеспечения требований к Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 годах.

Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, – правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?

Задача 15

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII был регламентирован порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Указанное постановление Президиума ВС СССР в настоящее время не отменено, предмет его регулирования лишь частично урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации. Гражданин Шулер Н.С. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод некоторыми нормами указанного Постановления.

Конституционный Суд отказал в приеме жалобы, сославшись на то, что в Конституционный Суд по жалобам граждан рассматривает конституционность только законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Какое место в системе правовых актов СССР и РФ занимает Постановление Президиума ВС СССР, и каким образом можно обжаловать содержание его норм в рамках современной судебной системы РФ?

Является ли РФ правопреемницей правовых актов СССР? Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России?

Если указанное Постановление Президиума ВС СССР будет признано не соответствующим Конституции РФ, то каким актом оно может быть отменено или изменено? Требуется (достаточно) принятие Постановления Правительства, Указа Президента или Федерального закона?

Задача 16

В ноябре 1997 года Министерство имущества Российской Федерации потребовало от Профсоюза работников народного образования возвратить числящийся на его балансе стадион “Двигатель” в г. Самаре, поскольку имущество профсоюзных организаций являлось по Конституции СССР социалистической собственностью, а значит в настоящее время оно является государственной собственностью.

Возражая на это требование, профсоюзная организация заявила, что имущество профсоюзов являлось не государственной, а общественной собственностью в СССР, следовательно, теперь оно должно считаться собственностью соответствующих юридических лиц, т.е. частной собственностью. Кроме того, в условиях деления единой государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов РФ неясно, кому следует передать стадион – Самарской области или Российской Федерации.

Спор был передан на рассмотрение областного суда.

Какие формы собственности признавались в соответствии с Конституцией СССР 1977 года? Каким образом происходило оформление собственности в 1990-е годы? Какое решение должен вынести суд?

Задача 17

Гражданин Седюкин А.М., служащий Административного комитета Санкт-Петербурга, обратился в Смольнинский федеральный районный суд с требованием о предоставлении ему ежегодного отпуска в июне месяце в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 года №1116 было утверждено положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было предусмотрено, что при предоставлении рабочим и служащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, ежегодных отпусков администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приурочивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении. Однако на его требование о предоставлении отпуска отдел кадров Административного комитета ответил ему отказом.

Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации источниками трудового права могут быть Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковым не относится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнительной власти, а было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете Народных Депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей правовой форме.

Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей? Опишите систему органов государственной власти в СССР. Каким статусом обладал Совет Министров СССР – Правительство СССР?

Как следует решить дело в настоящее время?

Задача 18

В Конституционный Суд РФ обратилось Законодательное Собрание республики Коми с запросом, в котором оспаривало непосредственное вхождение Коми-пермяцкого автономного округа в состав РФ. По мнению заявителя, автономный округ в составе РСФСР не был субъектом федерации, следовательно не имел государственно-правового, а имел лишь административно-территориальный статус и не мог участвовать в подписании Федеративного договора. Российская Федерация как федеративное государство установлена не Конституцией, а Федеративным договором (Конституция содержит ссылки на его нормы). Конституция лишь воспроизводит нормы Федеративного договора, не придавая им дополнительной юридической силы.

Какова была схема организации РСФСР как федеративной республики? Федеративное устройство российского государства носит договорный или конституционный характер? Какое решение следует принять суду?

Задача 19

После вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” прокурор Санкт-Петербурга обратился в Администрацию города с требованием создать высший исполнительный орган власти, так как ситуация, когда все отраслевые органы исполнительной власти являются структурными подразделениями Администрации, противоречит указанному Федеральному закону.

Администрация Санкт-Петербурга посчитала требование прокурора необоснованным, поскольку (1) во время принятия Закона Санкт-Петербурга “О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга” подобные требования в законодательстве отсутствовали, (2) Конституция РФ относит вопрос о системе органов государственной власти субъектов к их собственной компетенции, а указанный Федеральный закон противоречит конституционным принципам федерализма, (3) в 1996 году между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией был заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий, где указанный вопрос не был урегулирован.

Каковы основные этапы развития современного российского федерализма? Каким образом положения Конституции РФ о федеративном устройстве российского государства развивались в 1993-2002 годах? Регламентируется ли структура органов государственной власти субъектов в настоящее время федеральным законодательством?

Действует ли договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Санкт-Петербургом? Какова судьба договорного способа регулирования распределения предметов ведения между федерацией и субъектами? Какое федеральное законодательство ограничивает применение этого способа?

Оцените доводы Администрации Санкт-Петербурга.

Задача 20

Гражданин К.Б. Зелюкин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом “О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Основанием послужил отказ Прокопьевского федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы, Останину Н.А., избранную по Прокопьевскому избирательному округу №91, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы указанного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федерации установлен свободный, а не императивный мандат.

Оспаривая данное положение в Конституционном Суде, К.Б. Зелюкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в статье 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через представителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвыборной программой. Государственная Дума и Президент в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соответствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознаваемых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности.

Каково юридическое содержание принципа народного суверенитета (статья 3 Конституции РФ)? Какое решение должен принять Конституционный Суд?

Задача 21

Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин Семенов Ж.Л. обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом Федеральной службы охраны было указано, что право по “недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты” предоставлено этому органу в соответствии в положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона “О государственной охране” от 27 мая 1996 года №57-ФЗ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства.

Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан.

Как следует решить дело?

Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы “Основы конституционного строя” и в частности статье 2 той же Конституции РФ?

Задача 22

Типография “На страже Родины” обратилась к прокурору г. Москвы с требованием принять меры к устранению нарушений Конституции и Федеральных законов, выразившиеся в следующем. По мнению типографии, установленный законом порядок лицензирования деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, равно как и лицензирование любой другой деятельности, не соответствует конституционному принципу свободы экономической деятельности. Установленный порядок лицензирования фактически означает нарушение принципа поддержки конкуренции и поощряет монополию государственных предприятий, в частности, Госзнака, для которых получение лицензии упрощается, поскольку помощь им осуществляет вышестоящий государственный орган.

В чем состоит принцип свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции? Соответствует ли этому принципу установленный в настоящее время в законодательстве порядок лицензирования отдельных видов деятельности? Необходимо ли государственным предприятиям получать лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности? Вправе ли государство как властный субъект осуществлять экономическую (в том числе предпринимательскую) деятельность?

Задача 23

Гражданин К.В. Ансумов оспаривает принятое Муниципальным Советом Муниципального образования “Всеволожский район” решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района. К.В. Ансумов считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции не являются государственными органами, а значит и органами власти. Право на осуществление местного самоуправления - это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей (более 80%) даже не принимает участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.

Какова правовая природа органов местного самоуправления и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления?

Обоснована ли позиция К.В. Ансумова? Приведите аргументы.

Задача 24

Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология – это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей.

Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия? Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу?

Задача 25

В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества юных Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона.

Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.

Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы “воинственная религия”.

Какое решение должен принять прокурор?

Задача 26

В 2003 год на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 года должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.

Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства? Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?

Задача 27

11 ноября 1999 года Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике. В жалобе он просил признать бездействие Центральной избирательной комиссии РФ по обеспечению законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике неправомерным и отменить решение органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики о проведении выборов в Чеченской Республике 19 декабря 1999 г. до устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению конституционных гарантий избирательных прав граждан.

В жалобе Уполномоченного также было указано, что подготовка и проведение каких бы то ни было выборов на территории Чеченской Республики грубо и в массовом порядке нарушает основные конституционные права граждан, действующее законодательство и Конституцию Российской Федерации, поскольку там существуют незаконные вооруженные формирования, отсутствуют постоянно действующие легитимные органы власти и местного самоуправления, в ряде мест существует комендантский час, действуют иные ограничения прав и свобод граждан, что делает невозможным соблюдение необходимых условий для свободного волеизъявления граждан и осуществление ими своих избирательных прав. Центральная избирательная комиссия, вопреки требованиям Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", не реагирует на имеющиеся грубые нарушения избирательных прав граждан Чеченской Республики, что делает сами выборы в данной республике незаконными.

Какое решение должен вынести суд? Какие права подлежат ограничению? Какие меры могут предприниматься по ограничению прав граждан, в каких целях и какими правовыми средствами? В чем специфика права, гарантированного российским гражданам статьей 32 Конституции РФ?

Задача 28

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащейся в постановлении законодательного органа власти субъекта Российской Федерации нормы, предусматривающей указание во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства в Российской Федерации согласно п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Представитель Законодательного Собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обеспечения конституционного права граждан этого субъекта Российской Федерации.

Какое решение должен принять суд?

Задача 29

Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в головных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин – такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со статьей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к гражданству РФ и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные правила Конституции не противоречат.

Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, например, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточного основания считать, что конституционные права мусульманок нарушены.

Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет?

Задача 30

Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента РФ Правовым управлением Администрации Президента была проведена правовая экспертиза программы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности, право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации.

Оцените доводы, приведенные в заключении.

Задача 31

24 октября 2011 года, во время захвата заложников группой чеченских боевиков в помещении театрального центра на Дубровке в Москве, один из террористов позвонил на радио “Эхо Москвы”. Его диалог с журналистами радиостанции был передан в эфир. В связи с этим против журналистов было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей пособничество террористам, так как преступникам фактически была предоставлена возможность обращения к широкой публике.

Каково содержание действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности? Правомерно ли в данном случае ограничение свободы слова и средств массовой иформации?

Задача 32

.

Зимой 2011 года четверо граждан войдя в музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, где проходила выставка “Осторожно, религия!”, разбили и залили краской представленные там экспонаты. На выставке были представлены на обозрение такие предметы, как щит с логотипом “Кока-колы” и исполненной по-английски надписью “Сие есть кровь моя”, икону Спасителя с дырками для лица и рук, где каждый посетитель мог сфотографироваться и т.д.. В связи с расследованием данного события четверо жителей Москвы, которым было предъявлено обвинение в хулиганстве, заявили, что экспонаты выставки оскорбляют их религиозные чувства.

Со своей стороны, устроители выставки потребовали компенсации морального вреда, ссылаясь на гарантированные Конституцией РФ свободу творчества и свободу совести, включая право исповедовать любую религию и не исповедовать никакой. По их мнению, экспонаты представляют собой произведения искусства, которые нельзя оценивать с точки зрения религиозной, учитывая эволюцию приемов и методов искусства. Например, канонические стандартов иконописи не сохранялись неизменными на протяжении истории развития христианства.

Каково содержание конституционных прав на свободу творчества и права на свободу совести? В каких пределах возможно осуществление прав? Решите дело.

Задача 33

Летом 2011 года в Государственной Думе прошло расширенное заседание межфракционного депутатского объединения “в поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России”, объединяющего “традиционные” религиозные общины: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Эти конфессии, по мнению создателей объединения, имеют право голоса в государстве, поскольку всем им более 1000 лет. На первом же заседании объединение рекомендовало Государственной Думе принять изменения в Земельный кодекс, по которым земля под храмами передавалась бы безвозмездно и в бессрочную собственность указанным конфессиям. Рекомендовано также к принятию было введение в школах предмета “Основы религиозной культуры” в рамках общего просвещения.

Нарушают ли указанные действия право на свободу совести? Приведите аргументы.

Задача 34

Прокурор города Москвы обратился в суд с требованием признать незаконными установку на выходе со станций Московской железной дороги турникетов для контроля оплаты проезда. По мнению прокурора, указанные требования нарушают права граждан, гарантированные Конституции: обязывают покупать билеты тех, кто встречает поезд и не собирается никуда ехать, кроме того, пассажиром, строго говоря, является гражданин, который едет в поезде, а не тот, кто идет по платформе. Выйдя из вагона, гражданин становится пешеходом, и ограничивать свободу его передвижения неправомерно.

МЖД представила возражения, в которых утверждала, что железная дорога несет ответственность за граждан, находящихся на ее территории (не только в поездах, но и на станциях), и, соответственно, имеет право регламентировать правила поведения этих граждан. Кроме того, новая редакция закона “О железнодорожном транспорте” расширяет понятие пассажира до любого человека, находящегося на платформе. Прокурор эту норму также посчитал не соответствующей Конституции.

Нарушены ли в данном случае требования Конституции РФ? Дайте правовую оценку аргументам сторон.

Задача 35

В марте 2011 года прокурор Мурманской области обратился в областной суд с заявлением о признании недействительными некоторых пунктов Правил аккредитации представителей средств массовой информации при Правительстве Мурманской области. По мнению прокурора, многие из них, хотя и не нарушают формально требованиях Закона РФ “О средствах массовой информации”, но противоречат смыслу аккредитации, содержанию прав журналистов и не соответствуют роли СМИ в современном демократическом обществе. К таким нормам относятся: (1) требование об обязательном указании в заявке на аккредитацию псевдонима журналиста; (2)обязательное предоставление документов о болезни либо иной уважительной причины отсутствия постоянно аккредитованного журналиста в случае замены его временным; (3) возможность аннулирования аккредитации в случае неосвещения им деятельности исполнительного органа власти в течение трех месяцев; (4) установление срока приема заявок на аккредитацию с 1 по 30 ноября; (5) право аккредитованных журналистов проходить в нерабочее время, а также в выходные и праздничные дни в здание органов исполнительной власти только на основании разрешения вице-губернатора области.

Каким образом в действующем законодательстве регулируется деятельность СМИ, каково содержание этого регулирования? Что такое аккредитация? Какое место в системе правовых актов занимают Правила аккредитации? Соответствуют ли приведенные выше Правила аккредитации Правительства Мурманской области действующему законодательству? Мотивируйте ответ.

Задача 36

Заместитель председателя Совета судей России в своем выступлении перед журналистами заявила, что необходимо ограничить доступ журналистов к судебной информации в ходе судебного разбирательства до вынесения решения. Представители СМИ нередко освещают позицию только одного из участников процесса, заранее делая его правым или виноватым, нарушая тем самым равноправие сторон и косвенно оказывая давление на суд. С одной стороны, нужно не допускать необоснованных разоблачений в глазах общественности, с другой стороны, выяснение и разъяснение - это долг средств массовой информации. С одной стороны, существует презумпция невиновности, а с другой стороны - запрет цензуры и свобода прессы, в том числе и свободное мнение журналиста.

Дайте оценку возможным позициям по этому вопросу и приведите необходимые аргументы.

Задача 37

Во время проведения избирательной кампании по выборам в Государственную Думу по одномандатному округу в Иркутской области местные газеты опубликовали заметку об одном из кандидатов в депутаты, в которой было указано, что за 15 лет до начала избирательной кампании этот гражданин был освобожден от прохождения срочной военной службы по призыву в связи с диагнозом “олигофрения”. Подав иск в суд, несостоявшийся кандидат утверждал, что без его разрешения были распространены сведения о его личной жизни. Журналисты, не отрицая этого, заявили, что это было сделано с целью защиты общественных интересов. В обоснование своих требований кандидат ссылался на статью 23 Конституции и на соответствующие нормы Гражданского кодекса, а журналисты - на практику применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом по правам человека, в том числе на практику толкования и применения статьи о защите частной жизни. Позиция Европейского суда заключается в установлении гораздо большей степени вмешательства СМИ в жизнь политических деятелей, чем прочих граждан, с целью охраны общественных интересов.

Возможно ли положить в основу судебного решения практику Европейского суда по правам человека? Какое место занимают эти решения в правовой системе России? Дайте правовую оценку доводам сторон по существу дела.

Задача 38

В областной газете в репортаже о конкурсе красоты была размещена фотография конкурсантки, курившей сидя на подоконнике в коридоре Дома культуры, где проходил конкурс. Героиня снимка посчитала это вмешательством в свою частную жизнь и обратилась с иском в газете, ссылаясь, помимо положений Конституции РФ (статья 23), на положения Гражданского кодекса о защите права лица на собственное изображение.

Отвечая на иск, юристы газеты заявили, что нахождение человека в общественном месте, свободном для доступа других лиц, не может быть отнесено к сфере его частной жизни и следовательно никаких разрешений на съемку не требуется.

Какое решение должен вынести суд?

Изменится ли Ваше мнение, если речь идет не о публикации изображения в газете, а об оформлении кадрами из кинофильма “Белое солнце пустыни” с изображениями актера, сыгравшего роль красноармейца Сухова, небольшого ресторана в Москве? Имеет ли правовое значение отсутствие согласия изображенного лица?

Задача 39

Компания "THI Ltd." обратилась в Конституционный Суд РФ с требованием признать не соответствующим Конституции РФ некоторые положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которыми в конкурсную массу имущества должника (банкрота) не включается жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. По мнению заявителя, исключение того или иного имущества должника из конкурсной массы и передача его муниципальному образованию отражается в конечном счете на полноте удовлетворения требований кредитора, лишая его части причитающихся ему денежных средств, что означает, по существу, принудительное отчуждение частной собственности без предварительного и равноценного возмещения, а это противоречит требованиям статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В возражениях было указано, что нельзя рассматривать правила о банкротстве как предоставляющие право на получение полной и безусловной компенсации, поскольку при определенных фактических обстоятельствах учет публичных интересов, связанных с обеспечением социальной справедливости, может обуславливать выплату меньшего размера возмещения.

На основании каких норм Конституции РФ возможен учет публичных интересов в данной ситуации? Выскажите свою позицию по делу и приведите её обоснование.

Задача 40

Гражданин Мещеряков А.Н. обратился в Конституционный суд РФ с требованием признать не соответствующим Конституции РФ Федеральный закон “Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва” в той части, где этот закон предусматривает приписку избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках (около 380 тысяч), к одномандатным избирательным округам Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. По мнению заявителя, такая схема не обеспечивает представительства в Федеральном Собрании интересов российских граждан, проживающих за рубежом, и ущемляет их конституционное право, предусмотренное статьей 32 Конституции РФ. Их права были бы обеспечены, если бы был создан специальный одномандатный избирательный округ.

Дайте правовую оценку позиции заявителя.

Задача 41

Авиакомпания “Сибирские авиалинии” установила новые тарифы на перевозки для тех пассажиров, кто из-за габаритов своего тела не в состоянии сесть в стандартное самолетное кресло (застегнуть себя стандартным ремнем безопасности и опустить подлокотники). Они должны оплатить поездку по двойному тарифу. В обоснование нововведения руководство компании привело более полутора тысяч случаев жалоб пассажиров, что соседи-толстяки буквально сидят на них во время полета.

Через несколько недель в городской суд г. Новосибирска поступила жалоба от клиента компании, с которого потребовали двойную плату. Истец заявил, что изобретена новая форма дискриминации - в зависимости от размеров талии, что не соответствует статье 19 Конституции РФ.

Имеет ли место действительная дискриминация? Решите дело.

Задача 42

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. широкую огласку получили судебные процессы над Александром Никитиным и Григорием Пасько. Оба, в прошлом военные морские офицеры, работавшие журналистами обвинялись, по сути дела, в одном – в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Соответствующая информация содержалась в публикациях, посвященных загрязнению окружающей среды. Александр Никитин в конце концов был оправдан (из-за отсутствия формального законодательного запрета на разглашение государственной тайны), тогда как Григория Пасько признали виновным. Исчерпав, по их мнению, все средства внутригосударственной защиты (приговор был окончательно подтвержден решением военной коллегии Верховного суда РФ), адвокаты Г.Пасько подготовили жалобу в Европейский суд по правам человека, ссылаясь на следующие нарушения норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

1. Для оценки того, содержали ли подготовленные журналистом публикации сведения, составляющие государственную тайну, прокуратурой и судом был использован Приказ Министерства обороны РФ от 10 августа 1996 года №055, который не опубликован для всеобщего сведения и сам составляет государственную тайну. Закон “О государственной тайне” в определенной ситуации позволяет засекречивать такие документы, но возможно ли уголовное преследование на основании секретного документа, учитывая положения статьи 15 Конституции РФ?

Для оценки того, содержались ли в действиях Пасько признаки состава преступления, были использованы его рукописные заметки (единственный доказанный эпизод), сделанные им на собрании офицеров флота. На этом собрании никто из выступавших не заявлял, что сообщаемые им сведения секретны, а доступ представителей прессы на собрание не был ограничен. Кроме того, суд принял во внимание то обстоятельство, что материалы были опубликованы в японской прессе, а поскольку РФ и Япония после второй мировой войны не подписывали мирный договор, формально наши страны находятся в состоянии войны.

2. Несмотря на установленные судом нарушения, допущенные при обыске в квартире Пасько, суд не нашел оснований для признания не имеющими юридической силы протоколов обысков в части изъятия у Пасько рукописных записей, поскольку процессуальные нарушения не повлияли на объективность вывода о принадлежности этих записей Пасько.

3. Особенности правового статуса военнослужащих не оправдывают в правовом смысле ограничений на свободу выражения и свободу слова, обеспечиваемые нормами Конституции РФ. Информация о состоянии окружающей природной среды имеет особое значение для общества, следовательно, в общественных интересах эта информация не должна ограничиваться в распространении. Обстоятельства, связанные с охраной государственной тайны, целями обороны страны и безопасности государства, являются менее значимыми и менее приоритетными и потому не могут быть основанием для ограничения свободы информации.

Дайте правовую оценку изложенным аргументам. Что, по Вашему мнению, является исчерпанием внутригосударственных средств защиты прав, в результате чего появляется право на обращение в международные суды? Возможно ли уголовное преследование на основании содержания секретных нормативных актов? В чем состоит процессуальная гарантия, предусмотренная частью 2 статьи 50 Конституции РФ? Каково содержание правового регулированиях особых режимов информации (в частности, государственной тайны)? Каково соотношение правового регулирования охраны государственной тайны и свободы прессы?

Задача 43

Гражданин Кузнецов Л.А., работник государственного учреждения “Психоневрологический интернат №3”, финансируемого за счет средств федерального бюджета, в течение 6 месяцев не получал заработную плату. Невыплату зарплаты администрация учреждения мотивировала отсутствием необходимого финансирования. Кузнецов обратился в Европейский суд по правам человека. Ссылаясь на правовую позицию суда, выраженную в деле “Бурдов против России” (жалоба №59498/00), он утверждал, что невыплата денежных средств является нарушением его права собственности, поскольку эти средства он разумно рассчитывал получить. Кузнецов просил, помимо взыскания задолженности, компенсировать моральный вред, причиненный задержкой зарплаты и, как следствие, отсутствием средств к существованию. Кроме того, заявитель полагал, что государство не обеспечивает его конституционное право на получение равного вознаграждения за равный труд по сравнению с работниками учреждений внебюджетной сферы.

Возражая на жалобу Кузнецова, представитель Российской Федерации утверждал, что упомянутая правовая позиция в данном случае неприменима, так как в деле Бурдова требования были прежде юридически реализованы с помощью судебного решения, тогда как в данном случае речь идет об общем праве на получение зарплаты. Отрицая право на получение компенсации морального вреда, представитель РФ ссылался на действующее национальное законодательство, которое не признает наличия морального вреда при нарушении имущественных прав, за исключением указанных в законе.

О какой правовой позиции идет речь? Применима ли она в данном случае? В чем отличие роли государства в обеспечении политических и личных прав и свобод, с одной стороны, и социально-экономических – с другой? Какое решение должен принять суд по жалобе Кузнецова?

Задача 44

По просьбе родственников осужденных Уполномоченный по правам человека Миронов О.О. хотел ознакомиться с условиями содержания осужденных в колонии строго режима №41 вблизи Уссурийска. Однако администрация колонии отказала в доступе в помещения, где содержатся осужденные, ссылаясь на отсутствие необходимой в соответствии с положениями УПК письменной жалобы с изложением конкретных фактов нарушения закона, поскольку именно такие факты могут быть основанием для проверки. Ссылка на ФКЗ об Уполномоченном по правам человека, по мнению Администрации, не состоятельна, так как норма УПК более специальная и устанавливает порядок реализации Уполномоченным принадлежащих ему прав.

В чем состоят основные функции Уполномоченного по правам человека? Каковы права Уполномоченного по правам человека, в том числе процессуальные гарантии, обеспечивающие выполнение им возложенных на него задач?

Задача 45

В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации упоминалось о злоупотреблениях и превышении должностных полномочий служащими Сахалинской областной администрации. Основываясь на этой информации, группа граждан обратилась в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту указанных злоупотреблений. Прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, уведомив об этом главу областной администрации. Через 1,5 месяца глава администрации обратился в суд с иском против группы граждан, которые просили прокурора о возбуждении дела, требуя защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также возмещения морального вреда, так как решения суда, подтверждающего виновность служащих, не выносилось.

Какое решение должен принять суд? Можно ли привлечь к участию в судебном разбирательстве самого Уполномоченного по правам человека в РФ? Каковы юридические последствия изложения в докладе Уполномоченного по правам человека о нарушениях прав граждан?

Изменится ли решение задачи, если в суд обратятся уволенные на том же основании служащие администрации, ссылаясь на недоказанность своей вины в решении суда и требуя восстановить их на работе?


Основные источники:

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48г.

2.        Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.

3.        Конституция РФ 1993г.

4.        Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята 12.06.90г.

5.        Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91г.

6.        Федеральный закон от 04.03.98г. №33 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»

7.        Федеральный закон от 12.06.2002г. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в ред. от 04.06.2014 № 146-ФЗ)

8.        Федеральный конституционный закон от 28.06.2004г. №5 «О референдуме РФ» (в ред. от 24.04.2008 № 1-ФКЗ)

9.        Федеральный закон от 19.05.95г. №82 «Об общественных объединениях» (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

10.         Федеральный закон от 11.07.2001г. №95 «О политических партиях» (в ред. от 07.05.2013 № 102-ФЗ)

11.         Федеральный закон от 31.05.2002г. №62 «О гражданстве РФ» (в ред. от 20.04.2014 № 72-ФЗ)

12.         Закон РФ  от 19.02.93г. №4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ)

13.         Закон РФ от 19.02.93г. №4530-1   «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ)

14.         Федеральный закон от 25.07.2002г. №115   «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (в ред. от 28.06.2009г.).

15.         Закон РФ от 25.06.93г. №5242-1  «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в ред. от 28.12.2013 № 387-ФЗ)

16.         Федеральный закон от 15.08.96г. №114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (в ред. от 04.06.2014 № 145-ФЗ.).

17.         Федеральный конституционный закон от 26.02.97г. №1  «Об Уполномоченном по правам человека» (в ред. от 28.12.2010 № 8-ФКЗ)

18.         Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №1 «О государственном флаге РФ» (в ред. от 08.11.2008г.).

19.         Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №2 «О государственном гербе РФ» (в ред. от 23.07.2013 № 4-ФКЗ)

20.         Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №3 «О государственном гимне РФ» (в ред. от 22.03.2001 № 2-ФКЗ)

21.         Федеральный конституционный закон от 17.12.2001г. № 6    «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» (в ред. от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

22.        Федеральный закон от 18.05.2005г. №51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (в ред. от 02.04.2014 № 51-ФЗ)

23.         Федеральный закон от 08.05.94г. №3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (в ред. от 02.12.2013 № 350-ФЗ)

24.         Федеральный конституционный закон от 31.12.96г. №1 «О судебной системе РФ» (в ред. от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

25.        Федеральный закон от 17.01.92г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (в ред. от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

26.         Федеральный закон от 06.10.99г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

27.         Федеральный закон от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

28.         Указ Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010 № 773)

29.         Указ Президента РФ от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 30.09.2013 № 742)

30.         Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325. 28.12.2013 № 964)

31.         Положение о Государственном Совете РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 09.04.2014. №1602.

32.         Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 03.12.2013 № 878)

     

Перечень рекомендуемых учебных изданий

Основные источники:

1.        Козлова Е.И. Конституционное право. Учебник для средних профессиональных учебных заведений/ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – 5-е издание переработанное и дополненное, Москва, 2013. С.592

2.        Меньшов В.Л. Конституционное право России/ В.Л. Меньшов - М: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2013.С.208

3.        Смоленский М.Б. Алексеева М.В. Конституционное право. Учебник для бакалавров. Ростов-на-Дону «Феникс», 2013. С.541

Дополнительные источники:

     1. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник/ М.В. Баглай.- 8-е изд., изм. и доп.  М.: НОРМА, 2009.С.816

     2. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник/ В.Е.Чиркин. – 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрист, 2009. С.496

Информационные справочно-правовые системы:

«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru 
  2. http://www.google.ru 
  3. http://ru.wikipedia.org 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения

Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обученияспециальность 030912 «Право и организация социального обеспечения...

МДК 01.01 Право социального обеспечения Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

МДК 01.01   Право социального обеспеченияМетодические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспече...

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕССМетодические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обученияспециальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине: ОП.01 Теория государства и права

Методическая разработка по учебной дисциплине ОП 01 Теория государства и права включает в себя паспорт программы,структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы учебной дисципл...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения МДК 02.02.по специальности 38.02.06 Финансы

Методические указания и контрольные задания для студентов  заочной формы обучения МДК 02.02.по специальности 38.02.06 Финансы...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (английский) специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» разработаны на основе Федерального государственного образовательн...