Методика организации уроков по дисциплинам общеобразовательного цикла с ориентацией на изучение народной культуры и традиций
статья на тему

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Российский колледж традиционной культуры» создана необходимая материальная база обучения, установлены постоянные деловые контакты с учеными и руководителями научно-методических центров прикладного искусства, разработаны авторские учебные программы. В этих программах важную роль играет гуманистическая составляющая духовно-нравственного становления будущего специалиста – преодоление жестокости человека к человеку, к природе, экстремизма духа и действия, технократического мышления. Одним из способов, формирующих такие качества, является гуманитарное образование и, в частности, изучение отечественной истории. Изучение в соответствующих разделах такого курса истории, традиций, современного состояния отечественной народной культуры не только помогает воспитанию гражданской, гуманистически ориентированной личности, способной к критическому мышлению, признающей самоценность личности, ее единство с миром людей, природой, воспитанной в духе мира, сострадания всему живому, но и заставляет учащихся задуматься над проблемами, имеющими для них ценностно-смысловое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaev_statya.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации уроков

по дисциплинам общеобразовательного цикла

с ориентацией на изучение народной культуры и традиций

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Российский колледж традиционной культуры» создана необходимая материальная база обучения, установлены постоянные деловые контакты с учеными и руководителями научно-методических центров прикладного искусства, разработаны авторские учебные программы. В этих программах важную роль играет гуманистическая составляющая духовно-нравственного становления будущего специалиста – преодоление жестокости человека к человеку, к природе, экстремизма духа  и действия, технократического мышления. Одним из способов, формирующих такие качества, является гуманитарное образование и, в частности, изучение отечественной истории. Изучение в соответствующих разделах такого курса истории, традиций, современного состояния отечественной народной культуры не только помогает воспитанию гражданской, гуманистически ориентированной личности, способной к критическому мышлению, признающей самоценность личности, ее единство с миром людей, природой, воспитанной в духе мира, сострадания всему живому, но и заставляет учащихся задуматься над проблемами, имеющими для них ценностно-смысловое содержание. Например:

1. Какое место в твоей жизни занимает учеба?

2. Стоит ли учиться?

3. Каким будет твой профессиональный путь?

4. Как твоя профессиональная деятельность и твоя жизненная позиция помогут России преодолеть кризис?

В результате осмысления этих проблем и ответов на них у студентов формируются ассоциации с современным состоянием общества, его запросами и системой ценностей.

В итоге происходит процесс социализации студентов, сочетания их личных мотивов и проблем с вопросами, актуальными для всего российского общества, и приобщения к ним. Одновременно решаются задачи патриотического и нравственного воспитания.

Существуют различные пути реализации вышеуказанной задачи. Например, на уроках истории в колледже используется педагогическая технология, основанная на задачном подходе, когда изучаемый материал представляется в виде системы разноуровневых личностно ориентированных задач, различным образом связанных с жизненно смысловой сферой студента.

Например, используются предметные вопросы, включающие фактический материал изучаемой темы с косвенным указанием на его связи с гуманистическо-ценностной сферой.  Студентам задается вопрос: «Назовите имена выдающихся мастеров хохломского, палехского, гжельского, жостовского направлений в народном искусстве России. Чем они прославились в истории отечественных народных промыслов?»

На уроках используются и конструктивные задачи, т.е. направленные на поиск способов приобщения студентов к данной области культуры, что связано с переходом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную.

Для лучшего усвоения учебного материала проводится теоретическая конференция по одной из изучаемых тем: «Роль и значение народного искусства в культуре российского общества на рубеже XIX – ХХ веков». Кроме того, студентам предлагается подготовить ряд рефератов с последующим обсуждением. Примерный перечень тем:»Специфика создания и сохранения памятников деревянного зодчества на Севере и Северо-Западе России»; «Памятники народной архитектуры как часть национального культурного и архитектурного наследия» и другие.

В процессе обсуждения названных тем у студентов формируется целостное представление об изучаемом периоде отечественной истории и культуры, потому что усвоение учебного материала происходит на двух уровнях познания: чувственном (ощущение и восприятие) и рациональном (интеллект).

Преимуществом такого подхода, сочетающего эмоции и интеллект, является то, что гуманизированная историческая информация, избавленная от мировоззренческо-оценочных перекосов, насыщенная подлинно человеческим содержанием, обогащенная философско-историческими и философско-нравственными аспектами осмысления человеческого бытия, более эффективно воздействует на формирование историзма мышления студента и на гуманизацию его ценностной ориентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОДП. 11 ИНФОРМАТИКА И ИКТ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОДП. 11 ИНФОРМАТИКА И ИКТ  (ФГОС) для профессий социально-экономического профиля...

«Народная культура и традиции»

Тематическая неделя: «Народная культура и традиции»Тематическая неделя: «Народная культура и традиции» Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уваж...

«Народная культура и традиции»

Тематическая неделя: «Народная культура и традиции»Тематическая неделя: «Народная культура и традиции» Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уваж...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС

Данный материал поможет преподавателям дисцислин общеобразовательного цикла, работающим в системе СПО, грамотно составить основной документ УМК...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.

23.01.2020 г.      Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума.  Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...

Примерный план образовательной работы с детьми 1,5 – 3 лет, Тема: «Народная культура и традиции» (по образовательным областям).

Примерный план образовательной работыс детьми 1,5 – 3лет Тема: «Народная культура и традиции»Программное содержание:Ознакомление детей с предметами быта, их названиями, предназначени...