Применение активных технологий в образовательном процессе
статья на тему

Статья о АМО технологии и использовании данной технологии на учебной дисциплине " История".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья33.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей.

Д. Пойя

 Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, принимать решения и брать ответственность, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь выстраивать эффективные коммуникации. В преподавании социально – экономических дисциплин истории, обществознания и философии требуются новые подходы. Формы и методы обучения, так как именно данный цикл дисциплин   формирует процесс познания, критического мышления с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека. Для их решения требуются не только новые педагогические технологии, но и эффективная интеграция форм организации образовательного процесса.

Выбранная технология, должна быть направлена на построение ситуации успешности через проявление личного интереса, построение диалога, формирование навыков самостоятельной работы в парах, группах или сменных группах с различными источниками информации. Методы активного обучения позволяют решить поставленные задачи на различных этапах образовательного процесса, например при формировании понятийного поля, профессиональных умений, закреплении, контроле.

К активным и интерактивным методам обучения относится огромное количество форм и методов организации образовательного пространства и процесса обучения.

Использование активных методов обучения на различных этапах занятий по учебной дисциплине «История» представлено в таблице ниже.

Наименование

метода

Дидактическая цель

Задача педагога

Формируемая общая компетентность

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг)

организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Задача педагога - не критиковать, дать возможность высказать свое мнение, хоть и неправильное.

умение находить решения из проблемных ситуаций.

«Круглый стол»

закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Задача преподавателя – наблюдение и помощь, не мешать вести дискуссию.

Анализ конкретных ситуаций (case-study)

развивает способность к анализу нестандартных жизненных и производственных задач, проявление личного интереса к ситуации

Задача педагога- научить обучающих анализировать информацию выявлять ключевые проблемы

Проблемное обучение

процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить студента  к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают, расширяют свои познания отдельной науки

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)

в режиме беседы, диалога

направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Это обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы.

Выбирая ту или иную форму проведения занятия,  преподаватель руководствуется своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму занятия, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы: вовлечь студентов в процесс самообразования, в полной мере учесть возрастные и личностные особенности.

Хочется отметить, что применение активных методов обучения способствуют формированию коллективных и командных форм работы, интеллектуальной, аналитической деятельности студентов, что обеспечивает более прочное усвоение знаний. повышению уровня мотивации, самоуправления, развитие творческих и коммуникативных способностей.

Произошедшие изменения в обществе представляют собой переход от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь, следовательно, в данном контексте наиболее эффективными представляется обучение через деятельностный подход, проектные методы и кейс-стади.

Набор форм и методов для организации процесса обучения, может быть различный для разных этапов или фаз занятия, это напрямую зависит от целей и задач. Например, при изучении темы «Ликвидация СССР и образование СНГ» может иметь следующий вид по технологии АМО.

Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия (учебного занятия)»

Метод «Смайлики», используется с целью выяснения настроения студентов; создать благоприятный эмоциональный настрой.

Метод «Пусть говорят», цель: самостоятельно погружение и формирование понятийного поля, сформулировать цель занятия через обсуждения вопроса. « Как вы понимаете что такое ликвидация?» Обсуждение должно проходить четко, быстро на этот этап занятия не должно уйти много времени. Этот метод позволяет динамично начать занятие, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу.

Метод «Дерево ожиданий». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Студентам раздаются заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Студентам предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения данной темы и чего опасаются. Свои ожидания студентам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все студенты прикрепят выбранный вариант к деревьям, преподаватель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений.

 

Фаза 2 «Работа над темой»

Метод «Мозговой штурм», чаще всего применяется для представления нового материала, его структурирования оживление внимания студентов. При организации рабочего места потребуется маркеры, лист ватмана в центре, которого указано название темы «Ликвидация СССР и образование СНГ». Остальное пространство листа, при помощи маркеров разного цвета, разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

Педагог вписывает название первого сектора, которое соответствует рассматриваемому вопросу или проблеме, например «Распад СССР». Студентам предлагается обдумать, о каких аспектах темы, далее пойдет речь. Затем педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются ключевые слова- « ГКЧП, причины путча. последствия» (очень важно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов т.к. это помогает упорядочить знание по теме). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, преподаватель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. В заключение может быть показана презентация по теме.

Метод «Автобусная остановка», применяется для организации обсуждения и анализа работы в  группах, для этого потребуются листы большого формата, фломастеры. Перед каждой группой ставится проблемный вопрос по теме занятия. Каждая группа следует по маршруту, который представляет собой вариант плана действий и совершает остановки, которые соответствуют вопросам по теме, например

1 остановка – распад СССР – это неизбежность или…,

2 остановка – в распаде страны виновата власть или конкретные политики,

3-остановка - что потеряли и приобрели с распадом СССР

Каждая группа на «Автобусной остановке» записывает на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия

Метод «Дерево ожиданий» Цель - оправдались ли ожидания и опасения, высказанные в начале занятия. Используется для подведения итогов по занятию.

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока . Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока.   Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов.

Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном   использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка  взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО.

Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей. Понятно, что на первых порах, особенно, когда педагог владеет небольшим количество АМО, трудно подобрать ко всем этапам урока активные методы, которые бы образовывали слаженный ансамбль и выдавали "нагора" великолепное произведение. Однако, по мере нарастания опыта, каждый педагог, использующий технологию АМО, должен стремиться к такому результату, в том числе, за счет разработки собственных методов или адаптации известных АМО.

Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Для обеспечения качественных результатов внедрения АМО необходима соответствующая подготовка учителя, которая позволит осуществлять данную технологию системно, в течение всего цикла обучения, на каждом уроке.

Необходимо отметить еще один важный момент. Начиная работать с активными методами, педагоги нередко увлекаются их внешней стороной. Да прелесть активных методов обучения в том, что в них хороша и внешняя сторона и внутреннее содержание. Внешне АМО необычны, используют игру, все обучающиеся вовлечены, активно работают, все довольны, создается праздничная атмосфера всеобщего действа, у всех участников приподнятое настроение. Это здорово, это есть в активных методах и это, несомненно, способствует появлению тех позитивных эффектов, которые свойственны технологии АМО. Но этим АМО не ограничиваются и педагог должен хорошо понимать внутреннее содержание и суть активных методов обучения.

Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.   

В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

Хочется отметить, что активные методы обучения способствуют в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний.

Хочется отметить, что проведение учебных занятий социально – экономических дисциплин с использованием активных методов повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и находит эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами, охватывают все виды аудиторных занятий со студентами.

Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Создают условия для формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков.

Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Список литературы

     1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Моск                  ва , 1991

2. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного    обучения. Минск,  2003.

3. Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.

4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. Москва, 1991

5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва, 2004.

6. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 1991

7. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва, 1991

8. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. Москва, 2000

9. www.pedsovet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных технологий в образовательном процессе

В этом материале говорится о применении АМО технологии в образовании и на учебной дисциплине "История"....

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...

ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...

Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...

Применение игровых технологий в образовательном процессе

Включение игровых технологий в урочную и внеурочную деятельность позволяет преодолеть «барьер» перед занятиями математикой, поверить в свои силы. Игра создает ситуацию успеха. В играх, осо...

статья на тему " Применение новых технологий в образовательном процессе"

В данной статье рассмотрены виды новых технологий применяемые при организации образовательной деятельности.  Также представлен профессиональный опыт  преподавателя специальных дисциплин...

Применение групповой технологии в образовательном процессе

}Основное назначение производственного обучения - подготовить обучающихся - будущих классифицированных рабочих- по вар, кондитер к непосредственной деятельности по избранной профессии, сформулировать ...