Главные вкладки

    Статья:
    Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

    Золина Наталья Анатольевна

    На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информационной базы учебного процесса, оптимальное насыщение автоматизированными системами, исследование на основе компьютерной техники. Государственная программа предусматривает необходимость создания и внедрения новых учебных технологий, основной задачей которой, является использование информационных технологий обучения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО.

    Золина Наталья Анатольевна

    КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

    На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно-воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информационной базы учебного процесса, оптимальное насыщение автоматизированными системами, исследования на основе компьютерной техники. Государственная программа предусматривает необходимость создания и внедрения новых учебных технологий, основной задачей которой, является использование информационных технологий обучения.

    В литературе понятия инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре «инновация» рассматривается как новшество. Так, Р. Н. Юсуфбекова инновацию определяет как содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.

    Наиболее полное определение инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.

    Итак, инновации - это разработка нового содержания и новых методов обучения. Это разработка новых технологий управления развития среднего профессионального учреждения. Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

    Инновационные технологии быстро вошли во все области нашей жизни. В связи с этим возникает насущная необходимость использования компьютерной техники при изучении многих дисциплин учебного курса. Ведь ежедневно меняется экологическая ситуация в мире, законодательство, природа, погода. Поэтому и возникает необходимость внедрения новшеств в организацию образовательного процесса СПО.

    Проблемы педагогической инноватики постоянно привлекают внимание современных исследователей

    Под инновационными информационно-коммуникационными технологиями обучения понимают новые, оригинальные технологии (методы, средства, способы) создания, передачи и сохранения учебных материалов, других информационных ресурсов образовательного назначения. А также технологии организации и сопровождения учебного процесса (традиционного, электронного, дистанционного, мобильного) с помощью телекоммуникационной связи и компьютерных сетей, целенаправленно, систематически и последовательно внедряются в образовательную практику студентов.

    На сегодняшний день в системе образования особенно актуальным является внедрение инновационных методов обучения, которое осуществляется по следующим направлениям:

    1.  Демократизация образовательного процесса;

    2.  Обеспечение автономии студентов в обучении;

    3. Существенное изменение роли преподавателя в учебном процессе;

    4. Внедрение так называемого кооперативного обучения;

    5. Индивидуализация образовательного процесса;

    6.  Информатизации образовательного процесса;

    7. Интенсификация образовательного процесса и максимальная активизация студентов в нем;

    8. Использование проблемного подхода к обучению;

    9. Совершенствование системы контроля (в том числе тестового контроля) знаний, навыков и умений, приобретенных студентами.

    Информация, представленная в учебнике, превращается в старую еще во время издания учебника. Сама собой появляется проблема черпания новых сведений и информации. Изучение отдельных дисциплин или отдельных тем с использованием инновационных технологий, компьютерной техники и свежей информации, взятой из сети Internet, - один из способов оптимизации и разнообразие учебно-воспитательного процесса.

    Одним из таких методов, который приобретает особое распространение в учебных заведениях СПО, является метод учебных проектов - самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая), что подразумевает совокупность определенных действий; подготовки документов, текстов с целью решения некоторой проблемы с получением конечного результата практически важного для участников проекта (если это теоретическая проблема, то предлагается конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению).

    Данный метод предусматривает гуманизацию, демократизацию и реализацию внедрения индивидуализации учебного процесса; способствует интеллектуальному развитию обучающихся; критического мышления;выработке исследовательских, творческих, познавательных навыков; практических навыков при использовании полученной информации; в повышении профессионального уровня.

    Как известно, использование инновационных технологий можно дифференцировать с помощью проблемного обучения.

    Для успешного применения проблемного обучения является одним из важных условий является владение обучающимися главными эвристическими методами науки: обобщением, анализом и синтезом, аналогии и т.д.Обобщение является результатом анализа, который выделяет суть, и синтеза.

    Решение всякой задачи делается с помощью анализа ее условий через соотношение с ее требованиями, поэтому нуждается в какой-то степени обобщения объектов, входящих в условие задачи с существенными признаками. Перенос решения в новых условиях является показателем обобщения решения большей проблемы. Умение использовать обобщения в процессе решения задач усиливает эффективность занятия. Задача, которая получила обобщенное решение высокого порядка, решена не только для частного случая, а практически для всех принципиально однородных случаев. А также обобщение решения проблемной темы помогает в освоении профессии.

    Значительное количество основных методических инноваций в математике, физике, химии и др. общеобразовательных предметах,сегодня, в современном мире, обрела тесную связь с применением интерактивных методов обучения. Организация интерактивного обучения предполагает довольно часто использование наглядных примеров и демонстрации определенных процессов, практически невозможно (или занимает много времени на подготовку - построение на доске фигуры) без использованиядемонстрационного экрана. Именно демонстрация процесса решения задачи (процесс построения графика, определение экстремумов, пересечение трехмерных фигур, анимационное отображение процессов построения) упростит восприятие обучающимися материала и приведет к лучшему усвоению, а также освободит учителя от рутинной работы по построению сложных фигур и т.д. Что требует минимального дополнительного времени, и повышает качество знаний студентов. Интерактивное обучение, при правильном применении, делает возможным резко увеличить процент усвоения материала, поскольку запоминание происходит не только из-за «зазубривание» определений и формул но и в значительной степени благодаря зрительной памяти и использовании аналогий с окружающими вещами, жизненными ситуациями и окружающим миром.

    Одной из важных функций учителя является эффективное управление процессом развития обучающихся. Чтобы осуществлять такое руководство, преподаватель должен иметь объективную информацию относительно уровня учебных достижений студентов. Использование современных информационных технологий, в частности персонального компьютера, позволяет интенсифицировать процесс оценивания знаний обучающихся, сделать его более систематическим, оперативным.

    Для организации и применения информационных технологий в обучении необходимо наличие в учебном заведении программного обеспечения учебного назначения. На сегодняшний день существует достаточно большое количество программного продукта, который может быть использован учителем в учебной деятельности. Это такие средства, например, как:

    -онлай-олимпиады, которые можно использовать на самостоятельных, лабораторных и практических занятиях;

    - Программа генерации и проведения тестов на уроках ощеобразовательных и профессиональных дисциплинах;

    - Программа разработки презентаций;

    - Разнообразные пакеты компьютерных программ для создания презентаций (MicrosoftPowerPoint), пакет динамической геометрии DG, контрольно-диагностической системы Test-Wоrd.

    Внедрение инновационных методов не только важный путь нейтрализации перегрузки студентов, это и важный аспект использования еще не раскрытых, но потенциальных внутренних ресурсов личности, которые проявляют себя в сотрудничестве друг с другом.

    Вопреки народной пословице "Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить его напиться», учитель должен не только привести студента к источнику знаний, но и организовать работу так, чтобы обучающийся захотел сам взять эти знания. А для этого преподаватель должен иметь опережающий характер, то есть быть нацелен на будущее, на решение проблем нового века, развитие творческих способностей студентов, формирование у них новых способов мышления и действий.

    Итак, для выполнения поставленной цели необходимо вовлечение студента в активный познавательный процесс, обеспечение свободного доступа к информации, проведение совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

    Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками.

    Как сказал известный педагог К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится сам, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»

    Таким образом, для достижения высокого профессионального уровня и качества выпускника среднего специального учебного заведения активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов, в содержании образования, технологии, организации, системе управления.

    Используемая литература:

    1. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. - М. : Мастерство, 2012. - 272 с.
    2. Инновации в образовании : сб. науч. тр. - М. : АПК и ПРО, 2013.- 207 с.
    3. Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. - М. : Изд. факс Новый учебник, 2014. - 353 с.
    4. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. - СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, 2014. - 160 с.
    5. Питюков, В. Ю. Современные педагогические технологии / В. Ю. Питюков. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Гном и Д, 2011.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

    В данной работе  раскрываются педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающего....

    Применение активных технологий в образовательном процессе

    В этом материале говорится о применении АМО технологии в образовании и на учебной дисциплине "История"....

    Применение активных технологий в образовательном процессе

    Статья о АМО технологии и использовании данной технологии на учебной дисциплине " История"....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

    Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

    Применение инновационных технологий в образовательном процессе

    В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...

    ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

    Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО»

    Приоритетные направления, характерные для системы образования в РоссийскойФедерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными спец...