Внеклассное мероприятие "Толерантность и мы"
классный час на тему

Суменкова Анжела Михайловна

Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и   правам других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_tolerantnost_i_my.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

              Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

«Хабаровский промышленно-экономический техникум »

ОТКРЫТОЕ  ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»

Хабаровск

2014

Внеклассное открытое мероприятие

по теме: «Толерантность и мы»

   

Цели: Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).

            Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Задачи: 

  1. Образовательные:

Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и     правам других людей.

  1. Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

  1. Развивающие:

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Оборудование:

  • презентация, мультимедиа;
  • раздаточный материл (бумага, ручки).

Ход урока:

  1. Вступление.

Слайд 1-2-3 (звучит минусовка песни «Гимн дружбы)

Преподаватель

Здравствуйте!

Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.

Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

  1. Объявление темы урока.

            Слайды 4

Преподаватель -  И так, как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о ТОЛЕРАНТНОСТИ (сообщается тема, цели и задачи)

Но прежде, чем мы перейдем к обсуждению этой темы, я предлагаю вам ответить на вопросы  вводной  анкеты. (Обсуждение результатов анкетирования.) 

Слайды 5 (анкета)

Слайд 6

Преподаватель - Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение?

Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня.

III. Постановка проблемы.

 Сообщение студента (Ф.И.О.)

 Слайды 7

Сейчас на Земле насчитывается около 3000 народов. Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран.

 Слайды 8

В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.

Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:

Слайд 9

  1. Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.
  2. Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп.
  3. Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан.
  4. Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.

Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

  1. История толерантности.

Преподаватель - А сейчас я вас попрошу ответить на вопросы анкеты «Что ты знаешь про толерантность?» (приложение 2)

Слайды 10,11,12.

Преподаватель-  А сейчас  (Ф.И.О. студента) нам расскажет об истории толерантности

Слайд 13.

    Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.

Слайды 14,15.

     Более 70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем терпимости...

  1. Введение и объяснение понятия толерантность.

Слайды 16

Преподаватель- Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово «толерантность». Что же оно обозначает?

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Давайте с вами посмотрим, что же означает слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»  в мире

Слайд 17.

  1. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений.
  2. Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
  3. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
  4. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
  5. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
  6. В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к студентам:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?

  Преподаватель – Давайте с вами определим, какими  критериями обладает толерантность. Об этом нам расскажет (Ф.И.О. студента)

Слайды 18-22

Критерии толерантности:

  1. равноправие  (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  2. взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
  3. равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  4. сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  5. охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества           людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
  6. возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
  7. свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
  8. сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.

Преподаватель- В разных сферах деятельности ЧЕЛОВЕКА понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» имеет свое значение. Итак,

Слайд 23

В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.

  • В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.
  • В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. Уважение к чужим обычаям и нравам.

  1. Работа с понятием толерантность.

Преподаватель – А сейчас, давайте все вместе проведем буквенный анализ слова толерантность.

Слайд 24

  • Т – терпение.
  • О – ответственность.
  • Л – любовь, любезность.
  • Е – единство, единомыслие.
  • Р – равенство, развитие, радость.
  • А  – альтруизм (способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека).
  • Н – независимость, надежность, нравственность.
  • Т – товарищество.
  • Н – неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.
  • О – оптимизм, общение.
  • С – справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.
  • Т – терпимость.
  • Ь – чуткость.

VII. Фронтальная беседа. Преподаватель.

Преподаватель - А сейчас  (Ф.И.О. студента)  расскажет нам о том, как  проявляется   не толерантность. 

 

 Слайды 25-28

Проявление  не толерантности:

  1. игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  2. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  3. негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);  
  4. этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
  5.  поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту   или иную группу);
  6.  преследования, запугивания, угрозы;
  7.  расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  8. ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
  9. национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  10. фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
  11. эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения,    безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
  12. осквернение религиозных или культурных символов;
  13. религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
  14. изгнание (официальное или насильственное).

 Вопросы к студентам:

  1. Какие из этих понятий проявляются у вас?
  2. Если да, то будете ли вы стараться искоренить их у себя?

Преподаватель -  Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

 Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

 В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Война в Сирии, теракт в Буйнакске, конфликты в Таиланде ...)

 Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана,Украины…. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам.

 Почему происходят войны? (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.)

 Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? (Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.)

Преподаватель – Давайте послушаем жизненную историю про осла и волка, о которой нам расскажет  (Ф.И.О. студента)

Слайд 29. 

Мы постепенно превращаемся не в зверей, а намного хуже их. Тому подтверждение эта жизненная история про осла и волка…,

В горах на севере Албании в городе Patok, был пойман волк и помещен в загон. Для прокорма люди решили дать ему старого осла, котоpый был использован в течение многих лет его владельцами, и стал ненужным. И тогда животные, заключенные в один загон, сделали неожиданное… Волк посмотрел в глаза ослу, и бедный старый осел сделал то же самое, и они стали друзьями. Потому что в мире, где господствуют жестокость, алчность и эгоизм людей, понятия «жертва» и «хищник» становятся бессмысленными, и прекрасная дружба может возникнуть между двумя душами, жертвами одного и того же зла — человека, которому всё труднее понять утраченные благородные чувства. Нет на Земле более жестокого животного, чем человек…

Слайд 30,31

Мы должны проявлять милосердие?

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

VIII. Тестирование.

Преподаватель - А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. (приложение3)

Слайды 31-35.

IX. Обобщение.

Слайд 36-37

Преподаватель - Группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Преподаватель - Давайте послушаем  китайскую притчу «Ладная семья», которую нам расскажет (Ф.И.О. студента).


Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Преподаватель - Как вы поняли эту притчу?

X. Итог урока.

Слайды 38

Преподаватель- Государства – члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный июль.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.

Наши пожелания друг другу (слайд 39)

Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Слайд 40 ( звучит песня «Гимн Дружбы»)

Преподаватель -Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Методическая разработка по внеклассному воспитательному мероприятию тема «Дружба, любовь» Направление нравственность

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 18-20 лет. Проводится в форме игры "Любовь с первого взгляда". Так же здесь рассматриваются вопросы не только о любви, но и о дружбе...

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...