Библиотечный урок "Символы России"
классный час на тему

Поздняк Ольга Петровна

Урок  "Символы России" для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_rossii.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

               Библиотечный урок «Символы России»

  Задачи разработки: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)

Цели:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны;
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней;
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
4. Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр»;
5. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма;
6. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Задачи: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)

Оборудование:
• Текст Конституции Российской Федерации.
• Проектор, экран.
• Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
• Выставка детских рисунков “Моя любимая Родина”.
• Стихи учеников данного класса о Родине.

ХОД  ВНЕКЛАССНОГО  ЗАНЯТИЯ

I. Постановка цели классного часа.
Слайд 1.
- Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации.
- Как называется страна, в которой мы живём?  Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.

- Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.
- Какие народы живут в России? Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.
- Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

(Ученики читают стихи о Родине )  (Слайд №2, 3 4)

II Символы Российской Федерации. (Слайд №5)

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб).
- Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
-Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент Владимир Путин.

Герб (Слайд №6) 

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.
В сиянии возвышенного лика,
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.
(Учитель читает стих).


На герб посмотрим: здесь орёл
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну – 
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко – 
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шел, чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. 

Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года. (Слайд №7)

Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
Он поднимается в месте пребывания главы государства.  Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
 (Слайд  №8)

А  флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем почему
У флага есть ещё цвета,
Что значат ещё цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рождения есть у флага
В середине августа.
Символы Страны родной
Помните, пожалуйста!

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. (СЛАЙД №9)

(Ученики слушают и поют 1 куплет гимна)
1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Учитель читает стих)

Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше нашей  страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок на смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном, так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!  

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
- Совсем недавно умер автор гимна С. Михалков. Давайте почтим память о нём.  Встаньте, помолчим минуту.

Конституция Российской федерации. (СЛАЙД №10)
На этом слайде вы видите Конституцию, 

- Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря?

День Конституции Российской Федерации.
- В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? 12 декабря 1993 года.- С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.
- Что такое Конституция?
Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства - Подумайте, что такое законы? Это правила, которые устанавливает государство.
- Для чего они издаются?
Учитель читает  вводную  статью к Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». (СЛАЙД №11)

Что является символом русской природы? (Слайд №12)

(ученик читает стих о берёзке)

Что является символом русской души? (Слайд №13, 14)

Назовите Столицу нашей Родины? (Слайды №15, 16)

Мы живём на Дальнем Востоке, в Амурской области.

А  знаете ли вы какой у нас герб и флаг? (Слайды №17, 18)  

Итак:

Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые главные отличительные знаки страны. Государственные символы священны, и какое – либо надругательство над ними влечет за собой ответственность в соответствии с законами страны. (Слайд №19)

Задания:

1) Раскрасить герб РФ по образцу.

2) Назвать, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати на законодательных документах).

Итог классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Домашнее задание: выучить слова гимна России, уважать и беречь родную природу и свою Родину. (Слайд №20)

 Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конкурс1. «Филлворд»

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

 

Конкурс2. «Найди праздники».

Соотнеси даты государственных праздников, и их название.

12 декабря

День Победы

12 июня

День народного единства

4 ноября

День независимости России

23 февраля

Международный женский день

9 мая

День конституции

1 мая

Праздник Весны и Труда

1 января

Новый год

8 марта

День защитника Отечества

7 января

Рождество Христово

Конкурс3."Вопрос-ответ."

1. Что такое герб? (Символ государства.)
2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.)
3. От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье.)
4. Что такое «Аз», «Буки», «Веди» и т.д.? (Буквы славянской азбуки.)
5. Что такое скипетр? (Украшенный жезл - символ власти, одна из регалий монарха.)
6. Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность.)
7. Что такое флаг? (Символ государства.)
8. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)
9. Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением.)
10. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху - символ власти, одна из регалий монарха.)
11. Какими были первые книги? (Рукописными.)
12. Закончи пословицу: «Человек без Родины, что соловей без ...» (Песни.)

- Конкурс4. «Пословицы и поговорки о Родине».

Вам надо было найти пословицы и поговорки о Родине. (Дети читают найденные пословицы и поговорки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УРОКОВ БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ

«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетич...

Библиотечные выставки

Как оформить выставку в библиотеке учебного заведения...

Информационный урок библиотечной грамотности "Наши помощники"

Библиотечный урок - информация о справочной литературе (энциклопедии, словари, справочники) как правильно и быстро пользоваться ею.для учащихся 5-6 классов....

Библиотечный час поэзии "Вытканы Есенинским стихом"

Литературно-музыкальная композиция разработана для учащихся 9-11 классов.Цель данной разработки: пробудить интерес к творчеству поэзии Сергея Есенина, развивать литературный вкус и эрудицию учащихся....

Открытый библиотечный урок

Библиотечный урок "Поэты Ставропольского края о родной природе"...

Методическая разработка библиотечного урока посвященного 250 летию Н.М. Карамзина

Данная методическая разработка библиотечного урока "" предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа - позта, писа...

Библиотечный урок "Полёт в космос"

Библиотечный урок  разработан мною по теме "Освоение космоса" для начальной школы.  Дети на уроке знакомятся с Космонавтом №1, с разными планетами, с космическим меню. Разработку урока можно...