Главные вкладки

    Библиотечный урок "Символы России"
    классный час на тему

    Поздняк Ольга Петровна

    Урок  "Символы России" для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл simvoly_rossii.docx29.22 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Библиотечный урок «Символы России»

      Задачи разработки: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)

    Цели:
    1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны;
    2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней;
    3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
    4. Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр»;
    5. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма;
    6. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

    Задачи: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)

    Оборудование:
    • Текст Конституции Российской Федерации.
    • Проектор, экран.
    • Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
    • Выставка детских рисунков “Моя любимая Родина”.
    • Стихи учеников данного класса о Родине.

    ХОД  ВНЕКЛАССНОГО  ЗАНЯТИЯ

    I. Постановка цели классного часа.
    Слайд 1.
    - Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации.
    - Как называется страна, в которой мы живём?  Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.

    - Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.
    - Какие народы живут в России? Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.
    - Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

    (Ученики читают стихи о Родине )  (Слайд №2, 3 4)

    II Символы Российской Федерации. (Слайд №5)

    Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
    - Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб).
    - Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
    -Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент Владимир Путин.

    Герб (Слайд №6) 

    "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

    Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
    С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).
    Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. Упал снаряд, и совершилось чудо:

    На опаленной порохом стене
    Возник в дыму неведомо откуда
    Святой Георгий на лихом коне.
    От сотрясенья обнажилась фреска,
    Упала штукатурка поздних лет, -
    И он возник торжественно и дерзко,
    Как древний знак сражений и побед.
    В сиянии возвышенного лика,
    Простер десницу грозную свою.
    И острая карающая пика
    Пронзила ядовитую змею.
    (Учитель читает стих).


    На герб посмотрим: здесь орёл
    Да не простой – двуглавый,
    Символизирует страну – 
    Могучий, величавый.
    В Европе с Азией страна
    Раскинулась широко – 
    Меж океанов и морей,
    От запада к востоку.
    Вот и взирает птица-царь
    В две стороны внимательно:

    В порядке ль всё, не шел, чтоб враг,
    Следит он обязательно.
    В руках держава, скипетр есть,
    Над главами короны.
    И всадник на коне верхом,
    И змей, копьём сражённый.

    Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. 

    Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года. (Слайд №7)

    Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
    Он поднимается в месте пребывания главы государства.  Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
     (Слайд  №8)

    А  флаг России – триколор,
    Полотнище в три цвета.
    В нём яркой красной полосой
    Страна наша воспета.
    В России так заведено,
    Что любят красный цвет давно.
    Не зря ведь названы у нас
    И площадь Красной и изба,
    А также девица красна,
    Ведь красный – это красота.
    И цвет крови, и цвет жизни,
    И цвет верности Отчизне.
    Продолжим экскурс в старину,
    Тогда узнаем почему
    У флага есть ещё цвета,
    Что значат ещё цвета два.
    Синий – Украины цвет,
    Белый – Белоруссии.
    Народы их объединились,
    Чтобы жить в согласии.
    День рождения есть у флага
    В середине августа.
    Символы Страны родной
    Помните, пожалуйста!

    Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. (СЛАЙД №9)

    (Ученики слушают и поют 1 куплет гимна)
    1-й куплет:
    Россия — священная наша держава,
    Россия — любимая наша страна.
    Могучая воля, великая слава —
    Твое достоянье на все времена!

    Припев:
    Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    (Учитель читает стих)

    Что такое гимн вообще?
    Песня главная в стране!
    В гимне российском есть такие слова:
    «Россия – любимая наша страна».
    Россией гордимся, России верны,
    И нет на свете лучше нашей  страны.
    Слова написал те Сергей Михалков,
    Понятен и близок на смысл этих слов.
    А Александров ноты сложил,
    Работу над гимном, так завершил.
    Гимн слушаем стоя и молча всегда:
    Его нам включают в момент торжества!  

    - Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
    - Совсем недавно умер автор гимна С. Михалков. Давайте почтим память о нём.  Встаньте, помолчим минуту.

    Конституция Российской федерации. (СЛАЙД №10)
    На этом слайде вы видите Конституцию, 

    - Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря?

    День Конституции Российской Федерации.
    - В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? 12 декабря 1993 года.- С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.
    - Что такое Конституция?
    Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства - Подумайте, что такое законы? Это правила, которые устанавливает государство.
    - Для чего они издаются?
    Учитель читает  вводную  статью к Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». (СЛАЙД №11)

    Что является символом русской природы? (Слайд №12)

    (ученик читает стих о берёзке)

    Что является символом русской души? (Слайд №13, 14)

    Назовите Столицу нашей Родины? (Слайды №15, 16)

    Мы живём на Дальнем Востоке, в Амурской области.

    А  знаете ли вы какой у нас герб и флаг? (Слайды №17, 18)  

    Итак:

    Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые главные отличительные знаки страны. Государственные символы священны, и какое – либо надругательство над ними влечет за собой ответственность в соответствии с законами страны. (Слайд №19)

    Задания:

    1) Раскрасить герб РФ по образцу.

    2) Назвать, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати на законодательных документах).

    Итог классного часа.
    - О чем мы говорили?
    - Что нового сегодня узнали?
    - О каких символах государства вспомнили?
    - Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
    - Все ли равны перед основным законом РФ?
    - Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
    Домашнее задание: выучить слова гимна России, уважать и беречь родную природу и свою Родину. (Слайд №20)

     Берегите Россию – нет России другой.
    Берегите её тишину и покой,
    Это небо и солнце, этот хлеб на столе
    И родное оконце в позабытом селе…
    Берегите Россию, без неё нам не жить.
    Берегите её, чтобы вечно ей быть
    Нашей правдой и силой,
    Всею нашей судьбой.
    Берегите Россию – нет России другой!

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Конкурс1. «Филлворд»

    Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

    О

    Н

    С

    Т

    И

    Т

    Я

    К

    С

    Ф

    Л

    А

    У

    Ц

    Г

    Е

    Р

    Б

    Г

    Я

    И

    Р

    П

    Г

    С

    Е

    Л

    С

    Е

    Р

    И

    О

    Р

    И

    Т

    З

    О

    М

    Н

    А

    Ц

    О

    И

    Д

    Е

    Н

    Т

    И

    Л

     

    Конкурс2. «Найди праздники».

    Соотнеси даты государственных праздников, и их название.

    12 декабря

    День Победы

    12 июня

    День народного единства

    4 ноября

    День независимости России

    23 февраля

    Международный женский день

    9 мая

    День конституции

    1 мая

    Праздник Весны и Труда

    1 января

    Новый год

    8 марта

    День защитника Отечества

    7 января

    Рождество Христово

    Конкурс3."Вопрос-ответ."

    1. Что такое герб? (Символ государства.)
    2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.)
    3. От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье.)
    4. Что такое «Аз», «Буки», «Веди» и т.д.? (Буквы славянской азбуки.)
    5. Что такое скипетр? (Украшенный жезл - символ власти, одна из регалий монарха.)
    6. Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность.)
    7. Что такое флаг? (Символ государства.)
    8. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)
    9. Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением.)
    10. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху - символ власти, одна из регалий монарха.)
    11. Какими были первые книги? (Рукописными.)
    12. Закончи пословицу: «Человек без Родины, что соловей без ...» (Песни.)

    - Конкурс4. «Пословицы и поговорки о Родине».

    Вам надо было найти пословицы и поговорки о Родине. (Дети читают найденные пословицы и поговорки.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА УРОКОВ БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ

    «Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетич...

    Библиотечные выставки

    Как оформить выставку в библиотеке учебного заведения...

    Информационный урок библиотечной грамотности "Наши помощники"

    Библиотечный урок - информация о справочной литературе (энциклопедии, словари, справочники) как правильно и быстро пользоваться ею.для учащихся 5-6 классов....

    Библиотечный час поэзии "Вытканы Есенинским стихом"

    Литературно-музыкальная композиция разработана для учащихся 9-11 классов.Цель данной разработки: пробудить интерес к творчеству поэзии Сергея Есенина, развивать литературный вкус и эрудицию учащихся....

    Открытый библиотечный урок

    Библиотечный урок "Поэты Ставропольского края о родной природе"...

    Методическая разработка библиотечного урока посвященного 250 летию Н.М. Карамзина

    Данная методическая разработка библиотечного урока "" предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа - позта, писа...

    Библиотечный урок "Полёт в космос"

    Библиотечный урок  разработан мною по теме "Освоение космоса" для начальной школы.  Дети на уроке знакомятся с Космонавтом №1, с разными планетами, с космическим меню. Разработку урока можно...