Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    ПРОГРАММА УРОКОВ БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ

    Огрызкова Лариса Евгеньевна

    «Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bibl._uroki._programma.doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                    УТВЕРЖДЕНА

    На заседании Координационного совета

    МОУ «Средняя школа № 3»

                                                                                                                .. . .. . 2011г. протокол №

    ПРОГРАММА УРОКОВ  

    БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ   И ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ЗНАНИЯ  ШКОЛЬНИКАМ

    педагог- библиотекарь Огрызкова Л.Е.

    Программа  библиотечно – библиографических и информационных знаний

    для учащихся 1- 10 классов

    Структура программы

    1.   Пояснительная записка

    2.   Цели уроков

    3.   Задачи уроков

    4.   Контроль

    5.   Содержание программы

    6.   Примерное тематическое планирование.

    7.   Требование к уровню подготовки учащихся

    8.   Список используемой литературы

    Пояснительная записка

    Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на  обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.  

    Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.

    Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.

     

    Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.

    Вторая часть программы для 5 – 8 классов  продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует           подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации.  Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.

    «Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.

    Цели

    Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

    Задачи


    1.     Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
    2.     Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
    3.    Пропаганда ценности чтения и книги.

    Формы контроля:  тестирование, самостоятельное библиографическое разыскание,  час вопросов и ответов, творческие задания.

    Форма занятий:  беседы, диспут, лекция, практические занятия, урок – презентация.

     На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.

    Контроль качества образования: конкурсы между командами, тестирование, изготовление книжки-малышки, закладки, написание отзыва, и т.д.

    Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.

    Содержание программы:

    В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.

    Примерное тематическое планирование

    Тема

    Содержание темы

    Использование ИКТ

    Часы

                      1 класс

    Первое посещение библиотеки. Экскурсия

    Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»

    Видео ролик

    1

    Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой

    Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»

    Слайд - презентация

    1

    Посвящение в читатели. Утренник

    Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты

    1

    3

           2 класс

    1

    Знакомство с библиотекой. Экскурсия

    Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.

    1

    2

    Строение книги. Элементы книги

    Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.

    Слайд - презентация

    1

    3

    Газеты и журналы для детей

    Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.

    1

    4

    «Угадай книгу» викторина

    В виде игры

    1

    4

      3 класс

    1

    Структура книги.

    Иллюстрации в книге

    Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник»,  «художник-анималист»

    Слайд -презентация

    1

    2

    Выбор книг в библиотеке

    Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители

    Слайд - презентация

    1

    3

    Твои первые словари и энциклопедии

    Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними

    1

    3

    4 класс

    1

    Справочная литература

    Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями

    1

    2

    Научно-познавательная литература для младших школьников

    Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.

    1

    3

    «Путешествие в мир мультимедиа»

    Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)

    1

    4

    Как читать книги

    Работа с библиографическими пособиями

    Слайд -презентация

    1

    4

    5 класс

    1

    О книге и библиотеке. Библиотеки России

    История книги  и библиотеки. Крупнейшие библиотеки

    1

    2

    Книга и ее создатели

    Знакомство с новыми терминами и понятиями, роль иллюстраций в книгах, какую службу несут все эти элементы.

    Слайд -презентация

    1

    3

    Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог

    Открытый доступ к книжному фонду. Структура систематического каталога.

    1

    4

    Записи о прочитанном: дневник чтения, отзыв.

    Обучение правилам ведения дневника. Отзыв на книгу как один из видов записи о прочитанном.

    1

    4

    6 класс

    1

    Справочная литература

    Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.

    1

    2

    Периодические издания для младших подростков

    Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.

    1

    3

    Выбор книг: библиографические указатели

    Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг

    1

    4

    Тестирование

    Проверка на усвоение материала в игровой форме

    1

    4

    7 класс

    1

    Справочно – библиографический аппарат библиотеки

    Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска

    Слайд - презентация

    1

    2

    Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении

    Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.

    1

    3

    Чтение как удовольствие

    Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.

    1

    4

    «Мультимедиа ресурсы»

    Знакомство с электронными учебниками

    1

    4

    8 класс

    1

    Естественнонаучная литература для подростков

    Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.

    1

    2

    Книги по искусству

    Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы

    1

    3

    Методы самостоятельной работы с литературой

    Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка

    1

    3

    9 класс

    1

    Литература о литературе

    Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению

    1

    2

    Рецензия

    Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.

    10 класс

    1

    Информационные ресурсы библиотеки

    Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки

    1

    2

    Информационно-поисковая система в библиотеке

    Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки

    1

    2

    Итого 1 – 10 классы

    36

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:

    • испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;
    • умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;
    • умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;
    • научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;
    • умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.

    Литература:

    1.   Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.

    2.   Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43

    3.   Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. –   2002. – № 1. – С. 24-28.

    4.   Чулкина Г.Д.  Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам //  Шк. библиотека. – 2001 – № 1. –  С. 8 – 13.

    5.   Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк.  библиотека. – 2001. –  № 8. – С. 16 - 25.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.

    Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....

    Рабочая программа "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

    Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 1906...

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов «ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

    Учебно-тематический план предназначен для начинающих и практикующих инженеров-сметчиков, инженеров ПТО, инженеров сметно-договорных отделов, инженеров-строителей, экономистов, студентов соответствующе...

    ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

    Профессиональный модули рабочие программы по специальности 151031...

    Комплексная коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию речевой и познавательной деятельности у детей 5-7 лет с ЗПР и ОНР III уровня «Дошкольная академия»

    Данная программа направлена на комплексную подготовку детей в возрасте 5-7 лет к обучению в школе, на повышение уровня социальной адаптации ребенка в обществе, формирование положительных мотивов учени...