Библиотечный урок "Полёт в космос"
классный час на тему

Поздняк Ольга Петровна

Библиотечный урок  разработан мною по теме "Освоение космоса" для начальной школы.  Дети на уроке знакомятся с Космонавтом №1, с разными планетами, с космическим меню. Разработку урока можно использовать и на урокавх окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_polyot_v_kosmos.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок «Полёт в космос»

Библиотечный урок рассчитан на развитие патриотизма у школьников, расширение и формирование научных знаний об изучении космического пространства. 

Ход урока

1.Организационный момент

Библиотекарь:

Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем необычном уроке «Полёт в космос»! (Слайд 1)

Библиотекарь:

Ребята, отгадайте загадку:

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (Слайд 2)

Может, кто из вас знает фамилии известных космонавтов?  

(Ответы детей)

Космонавт. Такого слова не было

Среди многих, многих тысяч слов.

Привезли его на Землю с неба

Лётчики Гагарин и Титов.

2.Основная часть

Библиотекарь:

Ребята, послушайте рассказ из истории нашей Космонавтики.

(Слайд 3)

Вселенная с её звёздами, планетами, спутниками хранит много тайн. Люди давно мечтали о полётах в космос. Сначала в космосе побывали собачки – Белка и Стрелка. А  потом уже и человек. И вот 12 апреля 1961 года впервые в мире на корабле «Восток-1» в космос поднялся человек. Это был Юрий Гагарин. Всего его полёт продолжался 108 минут. Но этого времени хватило, чтобы ответить на главный вопрос: полёты человека в космос возможны.

 И с тех пор 12 апреля каждый год мы отмечаем День Космонавтики. ООН объявила этот праздник международным.

Прошли годы, и в космос повели свои корабли другие лётчики-космонавты. Алексей Леонов вышел впервые в открытый космос, а первой женщиной космонавтом стала Валентина Терешкова. У нас в Амурской области строится космодром «Восточный». 27 апреля 2016 года запланирован старт космического корабля в присутствии лётчика-космонавта Валентины Терешковой. И может быть кто-то из вас в будущем после нашего библиотечного урока захочет работать в космической промышленности . А эти профессии можно получить у нас в городе Благовещенске на факультете в АМГУ.

Чтобы стать космонавтом нужно много и упорно тренироваться и работать над собой. В этой огромной, 18-метровой космической капсуле создаются перегрузки, которые космонавт испытывает во время полета. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом.

Учитель:

А вы, ребята, хотели бы побывать в космосе?

(Ответы детей)

Библиотекарь:

И сегодня наш класс превращается в космическую площадку, а вы станете юными космонавтами. Мы совершим виртуальное космическое путешествие.

Но прежде, чтобы принять вас в отряд космонавтов, мне нужно знать, внимательны ли вы или нет.

Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Летает – не летает». (Слайд 4).

Сейчас я вам объясню ход игры. Слушайте внимательно!

Я называю предмет. Если он летает, вы поднимаете руки в стороны и имитируете самолёт. Если предмет не летает, вы стоите спокойно.

Библиотекарь:

Сейчас я приглашаю вас на космодром. (Слайд 5)

Ребята, а на чём же мы полетим? У нас нет космического корабля. Но эту проблему мы решим, выполнив следующее задание. Вы должны нарисовать космический корабль. Подойдите к этому заданию творчески, с фантазией.

Ученик:

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.      

( В. Степанов.)

Библиотекарь:

У нас есть корабль. Займите свои посадочные места на корабле.

Теперь мы можем стартовать. Итак: «Поехали!»

Первая наша космическая остановка  «Планета Марс». (Слайд 6)

Это очень интересная планета. Его называют красной планетой потому, что его поверхность покрыта красным песком. На Марсе холодно и дуют сильные ветры. На его поверхности хорошо видны горы и кратеры. Учёные всего мира предполагают, что на Марсе есть жизнь. Готовится международная экспедиция на Марс.

Марсиане передают вам такое послание!

Ученик 1:

Когда ночь принесёт темноту,

Устремите свой взгляд в высоту.

Посмотрите, как в небе для вас

Красной звёздочкой светится Марс.

Ученик 2:

Так зовут меня со старины

Люди именем бога войны.

Потому что во все времена

На Земле бушевала война.

Ученик 3:

Вот закончится этот полёт.

Вас обратно примчит звездолёт.

Передайте народам Земли,

 Чтоб планету свою берегли.  

Библиотекарь:

Прежде чем лететь дальше, давайте отгадаем загадки. (Слайд 7)

(Дети загадывают загадки, а на экране демонстрируются отгадки)

- Что видим днём, взглянув в оконце?

Нам ярким светом свети…(солнце).

- Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной

А зовут меня… (луной).

- Коль ночь ясна – прозрачен воздух

Тогда мы небо видим… (в звёздах).

- Вот появляется звезда,

И длинный хвост у неё при этом.

Мы твёрдо говорим тогда,

Что видим в небе мы …(комету).

Библиотекарь:

Летим дальше. Следующая остановка «Планета Меркурий». (Слайд 8)

Ученик:

Меркурий ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима!

Изжарит в котлету!

Повёрнута к Солнцу одной стороной,

С другой страшный – холод

И вечный покой.

Библиотекарь:

Ребята, а вы знаете, как питаются космонавты в космосе? А это мы узнаем на остановке «Космическое меню».

(Слайд 9)

Космонавты не могут налить себе суп, борщ в тарелку, так как пища тотчас соберётся в комки и поплывёт по кабине. А если суп есть ложкой, он распадётся на капли. Всё потому что в космосе невесомость. У космонавтов пища находится в специальных пакетах или тубах, как зубная паста. Пожалуйста,  посмотрите на эти  картинки и вы всё увидите.

Библиотекарь:

Наш корабль приближается к следующей остановке «Планета Венера».Венера – планета бурь. На Венере бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко. Один  день на Венере длится 243 земных суток, а год всего 225.

(Слайд 10)

Но что это? На борт поступило зашифрованное послание. Давайте попробуем его расшифровать. (На экране ребята читают хором зашифрованное послание)  

Молодцы! Справились и с этим заданием!

Библиотекарь:

Мы совершим  посадку на планете Сатурн. Это вторая по величине планета Солнечной системы. От других планет она отличается тем, что ее опоясывают кольца, не соприкасающиеся с ее поверхностью. Кольца состоят из множества спутников Сатурна. Кроме колец, состоящих из спутников, у Сатурна есть еще десять самостоятельных спутников. Два из них превосходят по размеру самую маленькую планету Солнечной системы – Меркурий. Если опустить Сатурн в воду, он будет плавать на поверхности.

Ученик:

Сатурн – красивая планета

Жёлто – оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

(Слайд 11)

Посмотрите в иллюминаторы! Сколько здесь невиданных животных! Мы попали в «космический зоопарк» А давайте придумаем своё необычное фантастическое животное! И поселим его в этом зоопарке. Мы сейчас нарисуем это животное!

(Ребята раскрашивают шаблоны животных и приклеивают их на ракету.)

Библиотекарь:

Продолжаем полёт. Нас ждёт следующая остановка «Планета Юпитер».Юпитер – самая большая и самая грозная планета. На ней гремят сильные грозы. Юпитер и сам как будто состоит из вихрей, на его спутниках находятся множество действующих вулканов.

Ученик:

Юпитер – больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

(Слайд 12)

Здесь, на этой планете, мы совершим посадку и посмотрим на созвездия «Лебедь» и «Большая Медведица». (Слайд 13)

Давайте попробуем их нарисовать при помощи точек и линий.

(Учитель раздаёт детям шаблоны с созвездиями)  

Молодцы! Полетели дальше!

Библиотекарь:

Мы совершаем посадку на планете «Уран». (Слайд 14)

Она так далеко расположена от центрального светила, что Солнце с её поверхности кажется с величиной булавочную головку. Уран отличается от других планет тем, что вращается как бы лежа на боку. У Урана пять спутников.

 Давайте немного пофантазируем и представим себе, что эта планета обитаема! Посмотрите, посмотрите! Мы видим инопланетян. Мы, земляне должны их поприветствовать. Поиграем! Я предлагаю вам разделиться на землян и инопланетян и с помощью жестов и мимики поздороваться друг с другом и что-нибудь рассказать друг другу. (Дети выходят парами на середину класса и приветствуют друг друга жестами и мимикой)

Вы прекрасно пообщались с жителями планеты Уран!

 Библиотекарь:

Наше виртуальное путешествие подходит к завершению. Пора возвращаться на нашу любимую планету Земля. (Слайд 15)

Учитель:

Друзья! По курсу корабля –

Земля, любимая Земля!

И всё заметнее на ней

Синь океанов и морей

Смотрите: вот леса, вот горы.

Друзья, мы дома будем скоро!

Вот она, наша красавица Земля!  

Библиотекарь:

Если вы возьмёте вдруг билет

И, умчавшись вдаль на звездолёте.

Облетите тысячу планет,

Но такой, как наша, не найдёте.

3.Релаксация

Библиотекарь:

Давайте друзья, сбережем

Красивую нашу планету Земля!!

Посмотрите видеоролик «Планета Земля» (Слайд 16)

Библиотекарь:

Вот и подошло к завершению наше виртуальное путешествие «Полёт в космос». Мы побывали на разных планетах, познакомились с инопланетянами, нарисовали «Корабль своей мечты», узнали о первом космонавте.

Ученик 1:

Какой это был незапамятный век,

 В каком это было году.

  Когда в небеса посмотрев,

 Человек впервые увидел звезду.

Ученик 2:

С тех пор человечество к звёздам влекло,

Манил их загадочный свет.

К нему прорывались мотор и крыло,

Ракета, упряжка ракет.  

Ученик 3:

Когда-нибудь вспомнишь, скользя в небесах

 Село своё, школу и сад.

И снежное поле.

Где заяц-русак

Глазами глядит на звезду.

Ученик 4:

Мчаться ракеты к дальним мирам,

К подвигу сердце рвётся…

Кто верит крылатым, как песни мечтам,

Тот цели своей добьётся

Библиотекарь:

Я думаю, что вы станете настоящими КОСМОНАВТАМИ! (Слайд 17)

4.Рефлексия

Учитель:

Ребята, у вас на столах лежать картинки  «Солнышко» и  «Тучка». Если вам понравился урок, тогда возьмите картинку «Солнышко» и приклейте её на свой корабль. А если не понравился - картинку «Тучка (Приложение №1)

Библиотекарь:

А теперь викторина.

  1. Назовите фамилию первого космонавта?  
  2. Когда он совершил свой полёт в космос?
  3. Назовите фамилии известных вам космонавтов?
  4. Назовите планеты солнечной системы?
  5. Назовите известные вам созвездия?

5.Релаксация

Библиотекарь:

И в заключение нашего виртуального путешествия я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Солнечная система» (Слайд 18)

6.Заключительная часть урока

Библиотекарь:

Ребята, спасибо вам за ваше внимание на уроке. Вы очень хорошо отвечали и справились со всеми заданиями! Молодцы! До следующих встреч!  Всего вам доброго! Учитесь хорошо! Свяжите свою жизнь с космической отраслью, с профессией Космонавта! Всегда помните и гордитесь, что именно Российский человек первым в мире покорил космическое пространство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "Символы России"

Урок  "Символы России" для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине....

Открытый библиотечный урок

Библиотечный урок "Поэты Ставропольского края о родной природе"...

Методическая разработка библиотечного урока посвященного 250 летию Н.М. Карамзина

Данная методическая разработка библиотечного урока "" предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа - позта, писа...

Сценарии библиотечных уроков

Сценарии библиотечных уроков...

Библиотечный урок "Знакомство с библиотекой"

Конспект библиотечного урока "Знакомство с библиотекой" для  школьников с практическими заданиями и загадками о библиотеке....

Разработка мастер-класса ко Дню космонавтики «Полёт в космос».

Возраст: 11-14 летДлительность: 40-60 минутКаждый из нас в душе хотел бы полететь в космос. Для этого всего-то и нужно, что свой космический корабль.На данном мастер-классе мы предлагаем всем космонав...