Главные вкладки

    Сценарии библиотечных уроков
    занимательные факты на тему

    Сценарии библиотечных уроков 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Язык общения – это один из самых важных инструментов развития человеческого общества, необходимый для сбережения духовного наследия, уклада и обычаев.

    Дата его проведения была выбрана в знак памяти трагедии, случившейся в столице Бангладеш(слайд 5) в начале пятидесятых годов. Дело в том, что в этом государстве, бенгАли – язык коренной народности страны не призвался официальным. Чтобы устранить эту несправедливость, студенты вышли на демонстрацию в знак протеста. Мирная акция закончилась трагически, в ходе возникших беспорядков, несколько человек из числа протестующих погибли от пуль полицейских.

     Произошло это 21 февраля 1999 года, поэтому и день чествования национальных языков решили поводить в годовщину описанных событий.

     Дело в том, что национальный язык – это не просто средство коммуникации, а инструмент восприятия окружающего мира, именно язык наиболее ярко выражает неповторимость восприятия окружающего мира и описывает мир так, как его видит конкретный человек. Именно язык отражает историю народа, связывая традиции и современную жизнь. С исчезновением очередного национального языка пропадает целый пласт культурного и исторического наследия, создаваемого поколениями.

     Родной язык, который человек слышит с момента рождения, накладывает на личность определенный отпечаток, наделяет определенным видением мира. Ведь не зря в моменты особого напряжения, в экстремальных ситуациях практически все начинают думать именно на родном языке, даже если в обыденной жизни его практически не используют.

     Разумеется, никто не отрицает важность и нужность изучения языков других народов, поскольку это возможность понять, как видят мир другие народы. Но не менее важно с уважением относится к национальным языкам, особенно, в том случае, если его носителей немного и он находится под угрозой забвения.

    При этом, за период жизни последних трех поколений людей в мире уже исчезли более 200 языков, 538 находятся в критическом положении, 502 языкам угрожает серьезная опасность, 651 находятся в опасности и 607 в состоянии неустойчивости.

    В России 136 языков находятся в опасности, и 20 уже признаны мертвыми.

    Помимо 20 исчезнувших языков (например, айнского(Япония), югского(Красноярский район)) в России еще 22 языка считаются находящимися в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский(север Скандинавии, Финляндия, Кольский п-о), ительменский), 29-в серьезности опасности (нивхский(северная часть о. Сахалин), чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения оказались 49 языков, в том числе, калмыцкий и удмуртский. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались чеченский, якутский и тувинский.

    Любой живой язык общения динамичен. Он постоянно развивается, пополняется терминами, обрастает обновленными правилами и нормами. К сожалению, как и все живое, язык общения может умереть. Множество языков исчезли с лица планеты безвозвратно, и ученые годами бьются над расшифровкой сохранившихся документов, составленных на неизвестных современным людям языках.

     То есть, возникновение, развитие и даже гибель языка общения – это процесс, в общем-то, естественный. Однако никогда забвение языков не проходило так быстро, как это случилось в прошлом веке.

    Конкурсы

    1конкурс.

    Фонетическая каша. Скороговорки

    2конкурс.

    Разнородные синонимы

    3конкурс.

    Что такое пословицы? Для чего они нужны?

    Пословицы

    …такова на ней и рубаха

    …а человек с человеком сойдется

    …сам в нее попадешь

    …а гордись знанием

    Береги платье снову…

    4конкурс.

    Каждой команде заполнить квадрат, чтобы получились слова.

     

     

    л

    ь

     

     

    л

    ь

     

     

    л

    ь

     

     

    л

    ь

    (соль, моль, боль, роль)

    Задание 4

    У кого глаза велики? (У страха.)

    Чем горю не поможешь? (Слезами.)

    Кого по осени считают? (Цыплят.)

    Что красит человека? (Скромность.)

    Чем не кормят соловья? (Баснями.)

    В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)

    Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

    Что надо беречь смолоду? (Честь.)

    Задание 5. Учимся писать стихи

    Участникам предлагаются опорные слова-рифмы: щенка – пока, помогите – найдите

    Четверостишие должно получиться примерно такое:

    У меня есть три щенка,
    Кличек нет у них пока.
    Мне, ребята, помогите,
    Клички для щенков найдите.

    Заключение

     Самой большой ценностью, которой должен гордиться каждый народ, является родной язык. Ведь именно слова на родном языке слышит малыш сразу после рождения, впитывая вместе с молоком матери культуру, обычаи и традиции своего народа.

     Лучший способ узнать человека – это прислушаться к тому, как человек разговаривает. Бережное отношение к родному языку является важным показателем культуры личности.



    Предварительный просмотр:

    Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.

    «Конституция - основной закон государства»

    Главная цель государства - не создать рай на земле, 
    а не допустить ада

    Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 24 года.

    Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

    Равняйсь! Смирно!

    Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

    Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 

    Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

    Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

            Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

    10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

    В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

        Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

       Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

         С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

     Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

    Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

    Праздник был учрежден Указом Президента РФ Б. Ельцина от 19 сентября 1994 г. № 1926 «О Дне Конституции Российской Федерации» и закреплен Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». 12 декабря было объявлено государственным праздником и выходным днем.

    24 декабря 2004 года Госдума внесла изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым 12 декабря стало рабочим днем, начиная с 2005 года. День Конституции России был исключен из перечня государственных праздников и причислен к памятным датам.

    1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

    - Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

    - Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

    - Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

    - Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

    - Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

    - Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

    - Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )

    - С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

    2 конкурс.

    Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

    -право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

    -мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

    -демократия- власть народа;

    -амнистия - частичное или полное освобождение от наказания ;

    -кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

    -свидетель-очевидец преступления;

    -адвокат-защитник;

    -преступление - особо тяжкое противоправное действие;

    -закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

    -гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

    -импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

    -суверенитет-независимость.

    3 Конкурс. "Конституционные термины".

    По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

    1 термин: (конституция)

    2 термин: (государство)

    3 термин (республика)

    4 термин (налог)

    Конкурс капитанов.

    -Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

    -Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

    -Форма правления в России? (Республика)

    -Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

    -Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

    -Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

    -Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

    4 Конкурс. «Сказка ложь, да в ней намек…»

    Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

        ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

    Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

        ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

    Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

         ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

    Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

         ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

    Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

          ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

    Отгадай сказку.

    5 конкурс.  «Анаграммы»

    Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

    6 конкурс. «Знаешь ли ты государственные праздники?»
     «Вопрос – ответ» - дополнительный материал.

    Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

    2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

    3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

    4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

    5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

    6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

    7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

    1. Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни
    2. Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

    «Определи статью»

    1. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
    2. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
    3. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

    Блицтурнир

    1. Прибор сотрудников ГИБДД  для определения скорости автомашины? (Радар)
    2. Переговорное устройство  милиции? (Рация)
    3. Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)
    4. Лишение свободы  человека, мера пересечения? (Арест.)
    5. Официальное распоряжение для того, кто был  обвинен властью? (Приказ.)
    6. Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)
    7. Человек, совершивший преступление? (Преступник.)
    8. Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)
    9. Юрист, защищающий чьи-либо  интересы? (Адвокат.)
    10. Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

     «Моя родина - Россия».

    Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

    ВОПРОСЫ:

    • Что такое символ? (условный знак, обозначение).
    • Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
    • Что такое герб? (эмблема государства).
    • Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
    • Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
    • Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
    • Что такое гимн? (торжественная песня).
    • Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
    • Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
    • Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
    • Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
    • Что означает слово «герб»? (наследство).
    • Старинное русское название флага? (стяг).
    • Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
    • Кто является главой Российского государства? (президент).
    • Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).
    • Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
    • Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
    • Назовите денежную единицу России. (Рубль).
    • Назовите растение – символ России. (Береза).
    • Назовите столицу России. (Москва).
    • Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
    • Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
    • Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
    • Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
    • Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

    Рефлексия.

    Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

    А напоследок  хочется сказать,

                                   Что Родина - это как вторая мать.

                                   Ее не выбирают и не губят,

                                   А просто берегут и любят.

    Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

    Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

    Сценарий открытого урока истории

    Открытый урок "Отечественная война 1812 года" дан в игровой форме. На экране демонстрируются слайды презентации, которые развивают ассоциативное мышление, фрагменты КВН, где студентам предлагается уви...

    Библиотечный урок "Символы России"

    Урок  "Символы России" для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине....

    Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой

    План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....

    Открытый библиотечный урок

    Библиотечный урок "Поэты Ставропольского края о родной природе"...

    Методическая разработка библиотечного урока посвященного 250 летию Н.М. Карамзина

    Данная методическая разработка библиотечного урока "" предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа - позта, писа...

    Библиотечный урок "Полёт в космос"

    Библиотечный урок  разработан мною по теме "Освоение космоса" для начальной школы.  Дети на уроке знакомятся с Космонавтом №1, с разными планетами, с космическим меню. Разработку урока можно...