Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"
методическая разработка на тему

Кириченко Галина Анатольевна

Методическая разработка  олимпиады  по  психологии для  студентов 2 курсов  колледжей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Олимпиада по психологии52.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО

«Кущевский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

                                                                               Утверждаю

                                                                                               зам. директора по УР

                                                                                             ________ Т. А. Козлова

                                                                                          «___» __________ 2014г.

Олимпиада по психологии

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

По дисциплине:  « ОПД. 09  Психология»    

Специальность:  «Сестринское дело» -  060501

 

Курс:  III

Семестр: V

Согласовано

Методист ________                          

Рассмотрено  на заседании ЦК  

общепрофессиональных   дисциплин № 3

Протокол №     от «     » октября  2014 г.

Председатель ЦК________ О.Н. Фомичёва

Разработал преподаватель

_____________ Г.А.Кириченко

ст. Кущёвская

2014г.

Мотивация

Уважаемые студенты и гости! Сегодня  мы проводим  олимпиаду по психологии, которую изучали на втором курсе. Это были разделы общей психологии: личность и познавательные процессы. Мы с Вами изучили такие характеристики личности как темперамент, характер, способности все познавательные процессы.

В результате изучения курса психологии главную ценность представляет не знание психологических теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание вами внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее понимание себя как личности.

         Сегодня мы узнаем, насколько хорошо Вы усвоили пройденный материал и можете ли применять его на практике, т.е. насколько Вы хороший психолог.

Олимпиада по психологии призвана повысить Вашу психологическую компетентность, так как  при подготовке к олимпиаде  Вы изучали дополнительный материал по общей психологии, развивали свои познавательные процессы и коммуникабельность, вырабатывали навыки публичного выступления.

I. Цели:

1.1. Дидактические:

  • повысить психологическую компетенцию студентов;
  • научить применять полученные знания на практике.

1.2.  Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, творческое воображение;
  • выработать навыки общения и публичного выступления;

1.3 . Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, выдержку, чувство ответственности;
  • воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;
  • повысить общую культуру студентов.

1.4. Методические:

  • оказать помощь педагогам - психологам в организации и  проведении внеаудиторного мероприятия по психологии.  

II. Методы:

2.1. Метод формирования интереса:

  • использование различных источников получения информации: журналы, тематические папки, интернет;
  • использование методического материала.

2.2. Метод упражнений:

  • вовлечение студентов в подготовку внеаудиторного мероприятия;
  • контроль за подготовкой.

2.3. Метод использования ТСО:

  • усиление предлагаемой информации.

III. Продолжительность:  60 минут.

IV. Место проведения:   актовый зал.

Карта внутрипредметных связей

Тема программы

Связь изучаемого и изученного

Личность

Использование характеристик личности при прогнозировании  поведения других людей

Познавательные процессы

Использование приёмом мнемотехники для повышения качеств и количества запоминаемого материала

Эмоциональные и волевые процессы

Применение правил воспитания воли на практике.

Карта межпредметных связей

Обеспечивающие:

Дисциплина

Тема

Основы латинского языка и медицинской терминологии

Терминология.

Обществоведение

Философские и психологические знания о человеке.

Духовная культура личности.

 

Обеспечиваемые:

Дисциплина

Тема

Социология

Личность и общество

Гигиена и экология человека

Компоненты здорового образа жизни человека и пути их формирования.

Философия

Жизненный мир человека

Карта ТСО и наглядностей.

№ пп

                Вид

    Наименование

ТСО

Мультимедийный проектор «BENQ», ПК, экран

Наглядности

  1. Презентация «ОЛИМПИАДА ПО ПСИХОЛОГИИ»

  1. Видео клип:
  • «С ДОБРЫМ УТРОМ, ЛЮБИМАЯ»

  1. Плакаты с высказываниями о психологии:
  • Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.

                                                           Джон Голсуорси 

  • Много говорит тот, кто мало знает. Кто много знает, тот больше молчит.

                                                     Ж-Ж. Руссо

 

Хронокарта

№ п. п.

Содержание работы

Время в минутах

Вводная часть:

  1. Вступительное слово преподавателя

3

 Основная часть: 

  1. Домашнее задание

5

  1. Разминка «Знание сила»

5

  1. «Цветопись настроения»

5

  1. «Игры памяти»

7

  1. «Будьте внимательны»

5

  1. Викторина  «ДЕВОЧКИ–НАЛЕВО, МАЛЬЧИКИ – НАПРАВО»

5

  1. «Пойми меня»

10

  1. Конкурс  капитанов  

6

III.

Заключительная часть:

  1. Заключительное слово преподавателя;
  2. Объявление и награждение победителя.

3

2

Итого:

55

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга
    общения для старшеклассников. 1992.
  2. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.
    Ростов-на-Дону, "Феникс". 2001.
  3. Питер     Томсон.     Самоучитель    общения.     Санкт-Петербург,
    "Питер". 2000.

                                                                                                                                                                       Приложение № 1а

2 этап конкурса

Разминка «знание сила»

Инструктаж: Вам необходимо ответить  на теоретические вопросы по общей психологии.

  1. Психология  произошла от греческого слова   психэ, что обозначает - ?
  2. Психология – это наука, изучающая …
  3. Перечислите познавательные процессы…
  4. Гиппократ выделил четыре типа темпераментов человека. Как он их назвал?
  5. Какой тип  темперамента характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, частыми сменами настроения, при этом способностью преодолевать трудности и большой настойчивостью?
  6. Как называется система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней?
  7. Как называется описание характера по почерку человека?
  8. Какая характеристика присуща интроверту?
  9. Как поведет себя меланхолик, если у него сломается машина?
  10. Повышение или понижение чувствительности анализатора в результате очень сильного, слабого или непрерывного длительного воздействия раздражителей, называют …
  11. Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.
  12. Вид долговременной памяти, к которой в естественных условиях нет доступа.
  13. Заострение черт характера называется  
  14. Сочетание безразлично родительского отношения с отсутствием контроля, ведущее к вседозволенности, называется …  
  15. Перечислите волевые качества личности.  
  16. Личностные свойства, определяющие уровень успешности освоения и реализации какой-либо деятельности или общения, называются:

                                                                                                                                                                       Приложение № 1б

2 этап конкурса

Разминка «знание сила»

Задания с эталонами ответов

  1. Психология  произошла от греческого слова психэ, что обозначает - ?

Душа

  1. Психология – это наука, изучающая …

 особенности и закономерности возникновения, формирования и развития  психических процессов и состояний.

  1. Перечислите познавательные процессы…

Ощущение, восприятие, память, внимание.

  1. Гиппократ выделил четыре типа темпераментов человека. Как он их назвал?

Холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

  1. Какой тип  темперамента характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, частыми сменами настроения, при этом способностью преодолевать трудности и большой настойчивостью?

Холерик

  1. Как называется система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней?

Хиромантия .

  1. Как называется описание характера по почерку человека?

Графология.

  1. Какая характеристика присуща интроверту?

Замкнутый, необщительный.

  1. Как поведет себя меланхолик, если у него сломается машина?

Он сильно расстроится

  1. Та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Нижний порог ощущения

  1. Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Память

  1. Вид долговременной памяти, к которой в естественных условиях нет доступа.

Долговременная память с закрытым доступом

  1. Заострение черт характера называется  

Акцентуацией

  1. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля, ведущее к вседозволенности, называется …  

Гипоопёка

  1. Перечислите волевые качества личности

Решительность, целеустремлённость, смелость

  1.  Личностные свойства, определяющие уровень успешности освоения и реализации какой-либо деятельности или общения, называются:

Способностями

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                         Приложение №2

3 этап конкурса

«Цветопись настроения»

с эталоном ответов

Инструктаж: следует определить, какое настроение соответствует данному цвету.

Ведущий:  Начинаем игру. Я называю цвет, вся команда думает и письменно отвечает на листках.

Например: красный цвет соответствует приподнятому, восторженному настроению.

Оранжевый

радостному, веселому.

Желтый   

приятное, светлое.

Зеленый  

спокойное, ровное.

Синий   

грустное, неуверенное.

Фиолетовый

тревожное, беспокойное.

Черный   

плохое, неудовлетворительное.

                                                                                                                                                   Приложение №4

4 этап олимпиады

«Игры памяти»

с эталоном ответа

инструктаж: внимательно посмотрите видео – клип и ответьте на вопрос после просмотра.

  • Видео «Митяевские песни»

Вопрос: сколько лилий на слайде с цветами.

Ответ: 7 цветов

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                           Приложение № 5а

Тест-викторина

«Девочки – налево, мальчики – направо!»

Инструктаж: Вам будут предложены различные житейские ситуации, необходимо определить кто будет поступать определённым образом мужчина или женщина?

  1. Мужчина и женщина открывают коробку с шоколадными конфетами, полученную в подарок. Один из них берет конфету и сразу начинает, есть, а другой только осторожно откусывает кусочек, пробуя начинку. Кто надкусывает конфету: 
  2. На вечеринке один из гостей утверждает, что сегодня люди потеряли интерес к полетам на Луну. Хозяин соглашается и приводит в подтверждение данные социологических исследований. Однако другой из присутствующих не соглашается, аргументируя это так: «Не верю в эти исследования, лично я хочу полететь на Луну». Представитель, какого пола рассуждает так? 
  3. Вечером супружеская пара читает книги, в соседней комнате спит их больной ребенок. Один из них поднимает голову от книги и говорит: «Ты беспокоишься? Не надо, врач сказал, что ничего страшного». Кто из них заметил тревогу и обеспокоенность другого?
  4. Супруги обедают в ресторане. Один из них заказывает незнакомое, но разрекламированное блюдо, а другой выбирает то, которое заказывает обычно. Кто из них любопытный чревоугодник? 
  5. Семья посещает магазин бытовых приборов и инструментов. В одном конце представлены самые современные изделия, а в другом – знакомые, широко и давно используемые. Кто из двоих проявит интерес прежде всего к новым изделиям?
  6. Супружеская пара принимает решение обновить свой гардероб и наносит визит в магазин одежды. Один из них сразу же направляется к продавщице и объясняет точно, какой модели и цвета одежда ему необходима. Другой обходит весь магазин и на вопрос продавщицы отвечает, мол, еще не решил, что купить. Кто из них колеблется в выборе?  
  7. Мужчина и женщина едут на машине. Горючее на исходе, даже начинает гореть сигнальная лампочка. Один из них предлагает остановиться и заправиться на ближайшей бензоколонке, но другой настаивает на том, чтобы продолжить путь и доехать до следующей колонки, потому что там меньше очереди и горючее дешевле. Кто из двоих более расположен к риску?   
  8. Семья отправилась на прогулку по незнакомому городу и заблудилась, не может найти обратную дорогу в гостиницу. Один предлагает узнать у кого-то из прохожих о правильной дороге. Другой предлагает искать путь самим и продолжать движение. Кто не желает обращаться за помощью?   
  9. Машина останавливается у бензоколонки. И заправщик предлагает: «Хотите проверить масло?» Один из супругов отвечает: «Нет, спасибо, мы спешим». Другой склонен принять дополнительную услугу. Кто из двоих не хочет проверять масло?    
  10. Перед красным сигналом светофора на трех полосах остановились три машины, и еще не загорелся зеленый свет, как один из трех водителей резко трогается с места. Каков его пол?

                                                                                                                                                 Приложение № 5б

Тест-викторина «Девочки – налево, мальчики – направо!»

с эталонами ответов

Ситуация

Эталон ответа

  1. Мужчина и женщина открывают коробку с шоколадными конфетами, полученную в подарок. Один из них берет конфету и сразу начинает, есть, а другой только осторожно откусывает кусочек, пробуя начинку. Кто надкусывает конфету: 

Женщина. Обычно мужчины не так придирчивы. Для женщины такое поведение традиционно.

  1. На вечеринке один из гостей утверждает, что сегодня люди потеряли интерес к полетам на Луну. Хозяин соглашается и приводит в подтверждение данные социологических исследований. Однако другой из присутствующих не соглашается, аргументируя это так: «Не верю в эти исследования, лично я хочу полететь на Луну». Представитель, какого пола рассуждает так?

Женщина. Она убеждена, что ее мнение должны разделять все, потому что оно единственно верное. Мужчины более реалистичны и прагматичны.

  1. Вечером супружеская пара читает книги, в соседней комнате спит их больной ребенок. Один из них поднимает голову от книги и говорит: «Ты беспокоишься? Не надо, врач сказал, что ничего страшного». Кто из них заметил тревогу и обеспокоенность другого?

Мужчина. В результате психологических исследований установлено, что мужчины лучше чувствуют психологическое состояние женщины.

  1. Супруги обедают в ресторане. Один из них заказывает незнакомое, но разрекламированное блюдо, а другой выбирает то, которое заказывает обычно. Кто из них любопытный чревоугодник?

Женщина. По результатам исследований психологов известно, что представительницы прекрасного пола более любопытны, стремятся попробовать что-то новое и незнакомое.

  1. Семья посещает магазин бытовых приборов и инструментов. В одном конце представлены самые современные изделия, а в другом – знакомые, широко и давно используемые. Кто из двоих проявит интерес прежде всего к новым изделиям?

Мужчина. Ученые из Института по изучению проблем мотивации во Флориде утверждают, что мужчины более любопытны, когда речь идет о технических новинках.

  1. Супружеская пара принимает решение обновить свой гардероб и наносит визит в магазин одежды. Один из них сразу же направляется к продавщице и объясняет точно, какой модели и цвета одежда ему необходима. Другой обходит весь магазин и на вопрос продавщицы отвечает, мол, еще не решил, что купить. Кто из них колеблется в выборе?

   

Женщина. Установлено, что мужчины ходят в магазин с точно определенной целью, зная, что хотят купить, а женщины решают это на месте.

  1. Мужчина и женщина едут на машине. Горючее на исходе, даже начинает гореть сигнальная лампочка. Один из них предлагает остановиться и заправиться на ближайшей бензоколонке, но другой настаивает на том, чтобы продолжить путь и доехать до следующей колонки, потому что там меньше очереди и горючее дешевле. Кто из двоих более расположен к риску?

Мужчина. По мнению заправщиков на бензоколонках, мужчины склонны вести свои машины на пределе, пока не кончится бензин, а женщины от этого сильно нервничают и предпочитают не рисковать.

  1. Семья отправилась на прогулку по незнакомому городу и заблудилась, не может найти обратную дорогу в гостиницу. Один предлагает узнать у кого-то из прохожих о правильной дороге. Другой предлагает искать путь самим и продолжать движение. Кто не желает обращаться за помощью?

 

Мужчина. Мужчины почти всегда уверены, что сами найдут правильный путь, и редко предполагают обратное. Женщинам такая самоуверенность не свойственна. 

  1. Машина останавливается у бензоколонки. И заправщик предлагает: «Хотите проверить масло?» Один из супругов отвечает: «Нет, спасибо, мы спешим». Другой склонен принять дополнительную услугу. Кто из двоих не хочет проверять масло?

   

Женщина. Психологи полагают, что по природе женщины интересуются больше людьми, а мужчины – механизмами и вещами.

  1. Перед красным сигналом светофора на трех полосах остановились три машины, и еще не загорелся зеленый свет, как один из трех водителей резко трогается с места. Каков его пол?

Мужчина. Для мужчины машина – символ авторитета, власти и силы. Женщины так не считают и используют другие способы, чтобы проявить свою силу, притом более успешно.

                                                                                                                                                               Приложение № 6

6 этап олимпиады

«Пойми меня»

инструктаж: передать информацию невербально.

Ведущий: общение состоит из трех главных элементов: что мы говорим, как мы говорим и как используем язык жестов - причем последний из названных элементов играет чрезвычайно важную роль. Три четверти информации мы передаем друг другу без помощи слов, а с помощью жестов.
Задание нашего конкурса состоит в том, чтобы продемонстрировать максимально выразительные жесты.
Задача партнеров понять, что вы передаете своими жестами. Партнеры записывают ответы на местах и передают жюри, а затем могут прокомментировать свои ответы.
Жюри оценивает большинство мимики, жестов и разнообразие вариантов представления одного и того же жеста.

Задание № 1

Разыграйте ситуацию: у молодой пары пополнение, родились двойняшки мальчик и девочка, оба голубоглазые, с очень звонкими голосами. У мамочки много молока. Палата молодой мамы находится на втором этаже, и передать информацию можно только при помощи жестов.

Задание № 2

Разыграйте ситуацию: у молодой пары пополнение, родился  мальчик смуглый, черноглазый, ест и спит хорошо. Палата молодой мамы находится на втором этаже, и передать информацию можно только при помощи жестов.

                                                                                                                                                                         

                                                                             

                                                                                                                                                                               Приложение № 7

7 этап олимпиады

Конкурс капитанов

инструктаж: решить логические  задачи

Задача № 1

Доктор прописал человеку 3 таблетки, сказав, что он должен их принимать по одной каждые полчаса.

Через сколько минут после начала лечения человек выпьет самую последнюю – третью таблетку?

Задача № 2

Как ударив топором два раза разрубить подкову на шесть частей, не перемещая частей после удара?

Задача № 3

От города  А до города Б 120 километров. Из города   А вышел поезд по направлению к городу Б и шел без остановки со скоростью 30 км/час. А в то же самое время из города Б по направлению к городу А вылетела ласточка, летавшая со скоростью 60км/час. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город Б. Долетев до города Б , она снова повернула по направлению к поезду и, долетев до него, опять повернула к городу Б и т.д. Так  она летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в поезд Б. Сколько километров пролетела ласточка?

                                                                                                                                                                         Приложение № 8

Задание участникам олимпиады по психологии

Олимпиада по психологии будет проводится 14 октября  в 12.00  для студентов 322 и  321 групп.

Группам подготовить :

  • команду из трёх человек;
  • самопрезентацию команды.

Самопрезентация должна быть выполнена в программе PowerPoint, объёмом не более 20 слайдов общим весом не более 5 Мb.
В содержательном плане она должна как можно полнее и разностороннее отражать индивидуальность участников, его жизненные приоритеты, интересы и др. Ограничений в использовании приёмов дизайнерского решения нет.
Основные критерии оценивания:
•    целостность (наличие единой сюжетной линии, идеи, которая объединяет всю презентацию),
•    эстетичность,
•    оригинальность идеи и оформления,
•    полнота самопредставления (раскрыть разные стороны личности),
•    наличие жизненного кредо или основных жизненных принципов,
•    самостоятельность суждений (авторская позиция участника, а не педагога!)

По каждому критерию выставляется определённое количество баллов:
0 баллов – критерий отсутствует
1 балл – критерий выражен в слабой степени
2 балла – критерий выражен в достаточной степени
3 балла – критерий ярко выражен

  • Повторить раздел общей психологии;
  • Подготовиться болельщикам (болеть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...