СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТАМИ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» в Брюховецком аграрном колледже Краснодарского края.
статья по теме

Попова Райхан Тафиковна

 

 Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духов­ным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими об­щественную жизнь поколений.

В настоящее время, когда все ещё продолжается этап выработки ведущей нацио­нальной идеи в России, излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента Русской идеи. Его основная задача заключается в служении объединений и упрочнении русской нации, российского общества и государства.

На этом основании в Брюховецком аграрном колледже было проведено исследова­ния, которое помогло выявить этот определяющий стержень.

Основной целью исследования явилось выявление факторов влияющих на форми­рование патриотических ценностей, а также выявление отношения к патриотизму сту­дентов колледжа. Дополнительная цель складывалась из отношения подрастающего по­коления к армии, как основного фактора формирующего патриотическую направлен­ность, и реформы, происходящие в Российской армии.

Нами было опрошено 758 студентов разных курсов и всех отделений: «Механиза­ция с/х», «Правоведение», «Электрификация и фермерское хозяйство», «ТО и ремонт ав­томобилей», «Бухгалтерский учет и аудит». Выборка составлена следующим образом:

30 % девушек и 70 % юношей (такое же соотношение общего числа студентов); ис­следовалось по две учебные группы на каждом курсе на всех отделениях.

71 % опрошенных считают патриотами. Им больно и обидно за свою Родину. 17 %считают, что лучше не думать об этом, т.к. все равно сделать ничего нельзя. Поэто­му не стоит себя расстраивать. Оставшиеся 12 % не до конца понимают значение слова «патриотизм».

На вопрос: «Что, по Вашему мнению, можно включить в понятие «патриотизм», ответы расположились следующим образом:

-   добровольная защита Родины - 13 % юноши, а девушки все ответили, что не хо­тели, чтобы их парни служили в армии.

-   увеличение выпуска качественной отечественной продукции - 70 % считают, что действительно, это можно включить в понятие патриотизм 6 % - воздерживаются, так как считают, что для поднятия отечественного производства необходимо изменить соз­нание и отношение к действительности, а так же улучшить материальное положение лю­дей.

-   в ответе «другое» студенты представили следующие элементы понятия патрио­тизм:

 

-   знание истории Родины, особенно Малой;

-   наведение порядка в армии;

-   воспитание патриотизма надо начинать с детского сада;

-   развитие предпринимательского слоя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_provedeniya_sotsiologicheskogo_issledovaniya.doc102.34 КБ

Предварительный просмотр:

       СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТАМИ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» в Брюховецком аграрном колледже Краснодарского края.

         Автор: преподаватель общественных дисциплин Попова Р.Т.

 Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духов ным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими об щественную жизнь поколений.

В настоящее время, когда все ещё продолжается этап выработки ведущей нацио нальной идеи в России, излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента Русской идеи. Его основная задача заключается в служении объединений и упрочнении русской нации, российского общества и государства.

На этом основании в Брюховецком аграрном колледже было проведено исследова ния, которое помогло выявить этот определяющий стержень.

Основной целью исследования явилось выявление факторов влияющих на форми рование патриотических ценностей, а также выявление отношения к патриотизму сту дентов колледжа. Дополнительная цель складывалась из отношения подрастающего по коления к армии, как основного фактора формирующего патриотическую направлен ность, и реформы, происходящие в Российской армии.

Нами было опрошено 758 студентов разных курсов и всех отделений: «Механиза ция с/х», «Правоведение», «Электрификация и фермерское хозяйство», «ТО и ремонт ав томобилей», «Бухгалтерский учет и аудит». Выборка составлена следующим образом:

30 % девушек и 70 % юношей (такое же соотношение общего числа студентов); ис следовалось по две учебные группы на каждом курсе на всех отделениях.

71 % опрошенных считают патриотами. Им больно и обидно за свою Родину. 17 %считают, что лучше не думать об этом, т.к. все равно сделать ничего нельзя. Поэто му не стоит себя расстраивать. Оставшиеся 12 % не до конца понимают значение слова «патриотизм».

На вопрос: «Что, по Вашему мнению, можно включить в понятие «патриотизм», ответы расположились следующим образом:

  • добровольная защита Родины - 13 % юноши, а девушки все ответили, что не хо тели, чтобы их парни служили в армии.
  • увеличение выпуска качественной отечественной продукции - 70 % считают, что действительно, это можно включить в понятие патриотизм 6 % - воздерживаются, так как считают, что для поднятия отечественного производства необходимо изменить соз нание и отношение к действительности, а так же улучшить материальное положение лю дей.
  • в ответе «другое» студенты представили следующие элементы понятия патрио тизм:

  • знание истории Родины, особенно Малой;
  • наведение порядка в армии;
  • воспитание патриотизма надо начинать с детского сада;
  • развитие предпринимательского слоя.

           

          ПРИЛОЖЕНИЕ

Данное    исследование    проводится    для    выявления    уровня    нравственно-патриотических качеств.

  1. Студент ставит себе оценки за каждое качество (приведенное ниже от 1 до 5.
  2. Классный руководитель оценивает студента, ставит оценку рядом.

1.        Суммируют 2 оценки, по каждому качеству и выводится средняя цифра.

2.        Выявляется уровень нравственно-патриотических качеств с момента начала про-
ведения работы (по совершенствованию данных качеств).

3.        Повторная проверка проводится, как результат проделанной работы.

Или в конце года (как промежуточный), или к моменту окончания колледжа, как
итоговые результаты.
        :

Группа        Кл. рук.        

Фамилия

Патриотизм

Коллективизм

Гуманность

Честность

Добросовестное от ношение к труду

Дисциплинарность

Ответственность

Принципиальность

Целеустремленность

Активность

Любознательность

Эстетическое разви- * тие

Стремление к физическому совершенству

ПАТРИОТИЗМ: знание истории Родины, важнейших современных событий в стране, интерес к ее будущему; чувство гордости за свою Родину, ее людей; доброволь ное участие в труде за общую пользу; бережное отношение к природе, народному дос тоянию; активная подготовка к защите Родины.

КОЛЛЕКТИВИЗМ: живое участие во всех делах своего количества; привычка ока зывать товарищам бескорыстную помощь; выполнение решений количества; требова тельность к товарищам; сочетание общественных и личных интересов.

ГУМАННОСТЬ: доброта; заботливое отношение к младшим; уважение к старшим; добровольная помощь тем, кто в ней нуждается; любовь и заботливое отношение ко все му живому; непременность к антигуманным поступкам.

ЧЕСТНОСТЬ: правдивость; единство слова и дела; прямота; признание своих оши бок, поступков.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ: повседневное соблюдение правил для студентов; борьба за высокую дисциплину в колледже; занятие и соблюдение законов государства; выполнение поручений кл. руководителя.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: добросовестное выполнение своих обязанностей; своевре менное и точное выполнение взятых обязательств; привычка доводить начатое дело до конца; готовность отвечать за свои поступки.

ПРИхЩИПИАЛЬНОСТЬ: устойчивость взглядов и убеждений; привычка открыто высказывать и отстаивать свое мнение; самокритичность.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ: наличие больших конкретных целей; настойчивость в достижении поставленной цели; верность своему идеалу.

АКТИВНОСТЬ: участие в общественной жизни группы и колледжа; инициатив ность, организаторские способности; оптимизм.

ЛЮБOЗHLATEЛЬHOCTЬ: начитанность; широкий кругозор; систематическое рас ширение своих знаний в различных областях науки и техники; хорошая успеваемость.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: опрятный внешний вид; высокая культура речи и поведения; умение петь, красиво танцевать; систематическое посещение театров, выста вок, концертов и т. п. Знание и понимание выдающихся произведений литературы и ис кусства; стремление творить прекрасное.

СТРЕМЛЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВУ: правильная осанка; при вычка ежедневно делать физзарядку; успешная сдача норм ГТО; регулярные занятия в спортивной секции; хорошая успеваемость по физкультуре.