Рабочая программа и комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи
рабочая программа по теме

Лариса Викторовна Иванова

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности программы подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Программа рассчитана на 138 часов (максимальная учебная нагрузка обучающегося) , в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 71 час;

- самостоятельная работа обучающегося - 67 часов.

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения экзаменационной работы по учебной дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«БЕЛОЯРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании МЦК

Протокол № 2 от «11» марта 2014 г.

Утверждено

Приказ от 25.04.2014 № 98

Изменения и дополнения утверждены приказом от 30.12.2014г. №327

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05   РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.02.11  ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО

ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

БЕЛОЯРСКИЙ, 2014

 Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 831, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации  19 августа 2014 г. Рег. № 33635.

Организация-разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Белоярский политехнический колледж»

Разработчик:

Иванова Л.В., преподаватель

Внутренние эксперты:

Макарова Т.Н., заместитель директора по НМР        

Боцвинова Е.А., председатель предметной цикловой комиссии

Программа рекомендована к реализации

Методическим Советом (Протокол № 2 от 14.03.2014 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

  1. Область применения программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является  частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС  СПО по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Программа является репродуктивной.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Изучение данной дисциплины  базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин  общеобразовательного цикла «Русский язык», «Литература».

  1. Цели и задачи учебной дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком. Учебный курс по русскому языку и культуре речи призван помочь обучающимся совершенствовать навыки незатруднённого владения языком в различных ситуациях общения, что необходимо любому специалисту для успешной коммуникации и плодотворной профессиональной деятельности.  

Цель учебной дисциплины – качественно повысить уровень речевой культуры; развить навыки эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения; расширить общегуманитарный кругозор.

Задачи дисциплины:

1) дать представление об основных свойствах языковой системы, о законах функционирования русского литературного языка и современных тенденциях его развития; обогатить представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

2) познакомить с системой норм русского языка и совершенствовать навыки правильной речи (устной и письменной);

3) сформировать коммуникативную компетенцию, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;

4) выработать навыки речевого оформления официально-деловых документов разного вида;  

5) расширить активный словарный запас студентов; развить лингвистическое мышление и коммуникативную культуру;

6) научить пользоваться  различными нормативными словарями и справочниками, отражающими проблемы культуры речи.

Исходя из этого, дисциплина «Русский язык и  культура речи» предусматривает изучение проблем речевой культуры и в теоретическом, и в практическом плане, но предпочтительно осуществляется в форме практических (и семинарских) занятий, обеспечивающих обратную связь между преподавателем и студентами.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- пользоваться нормативными словарями и справочниками;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- различия между языком и речью, признаки литературного языка, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- социально-стилистическое расслоение современного русского языка;

- нормы русского литературного языка, единицы языка;

- правила русского речевого этикета;

- основные виды орфоэпических, лексических, грамматических, синтаксических ошибок, ошибок в образовании слов;

- специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести компетенции, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося  - 138 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 71 час;

- выполнение практических занятий - 21 час;

- самостоятельная работа обучающегося - 67 часов.

1.5 Требования к организации образовательного процесса 

Для реализации программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимо наличие учебной литературы,  учебного кабинета, оснащенного учебно-методическим комплексом дисциплины, учебно-наглядными пособиями и материалами, мультимедийной аппаратурой.

Реализация программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

При освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности в колледже реализуется модульно-компетентностный и системно-деятельностный подходы. Данные подходы реализуются и при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».

Модульно-компетентностный подход предусматривает широкое  использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся,

Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

При освоении программы учебной дисциплины используются технологии и методы активного обучения:

- кейс-технология;

- информационно-коммуникационные технологии;

- метод проблемного обучения;

- метод проектов.

Предлагаемые педагогические технологии позволяют сформировать общие компетенции:  ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9.

Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:

Наименование

Количество

Вид носителя

1

ФГОС СПО по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 831, зарегистрированный в Минюсте Российской Федерации  19 августа 2014 г. Рег. № 33635

1

электронный

2

Рабочая программа учебной дисциплины

1

бумажный, электронный

3

Календарно-тематическое планирование

1

бумажный, электронный

4

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины

1

бумажный, электронный

5

Перечень информационных и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации учебной дисциплины

1

бумажный, электронный

6

Методические материалы по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1

бумажный, электронный

Указанный перечень учебно-методического комплекса соответствует заявленным технологиям.

1.6. Система оценивания 

Система оценивания включает основные показатели оценки результатов обучения, сформулированные как характеристики деятельности обучающихся, и соответствуют заявленным личностным предметным результатам, общим компетенциям.

Оценка результатов освоения программы происходит с использованием пятибалльной системы оценивания знаний.

В программе содержится перечень контрольных точек, обеспечивающий текущий и промежуточный контроль, а также промежуточную аттестацию в форме экзамена.

Текущий контроль проводится преподавателем:

-  на практических занятиях в виде опроса теоретического материала и оценки умения применять его при выполнении тренировочных упражнений;  

- при тестировании по отдельным темам  дисциплины;

-  при выполнении обучающимися индивидуальных заданий, творческих работ. 

Промежуточный контроль осуществляется проведением контрольных работ и тестирования по разделам дисциплины.

Формы и методы текущего и промежуточного контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена. Экзамен предполагает выполнение обучающимися комплексного задания, при оценивании которого  используется универсальная шкала с пятибалльной оценкой.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

71

в том числе:

     лабораторные  работы

     практические занятия

21

     контрольные работы

     курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

67

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой  (проектом)

     реферирование

     домашняя работа (выполнение тестов, работа со словарями и справочниками, тренировочные упражнения, составление документов делового и личного характера, написание сочинений, подготовка презентаций, работа с текстом)

67

Промежуточная аттестация:

3 семестр по текущим отметкам (итоговая отметка)

4 семестр - экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и практические работы обучающихся.

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.  

ВВЕДЕНИЕ

5

Понятие культуры речи. Язык и речь.

2

1

Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.

2

1

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы  

1

РАЗДЕЛ 2.

НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

        

110

Тема 2.1.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

10

Понятие орфоэпической нормы. Виды орфоэпических норм.

2

1

Практическая работа №1. Освоение орфоэпического минимума. Работа с орфоэпическими словарями и справочниками.

2

2

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; выполнение заданий и теста из учебных пособий; работа с орфоэпическими словарями; работа по усвоению орфоэпического минимума.  

6

Тема 2.2.

Акцентологические нормы

10

Понятие акцентологической нормы.

2

1

Практическая работа №2. Освоение акцентологического минимума. Работа с орфоэпическими словарями и справочниками.

2

2

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; выполнение заданий и теста из учебных пособий; работа с орфоэпическими словарями, толковыми словарями, словарями ударений;  работа по усвоению акцентологического  минимума.  

 

6

Тема 2.3.

     Морфологические нормы

44

Понятие морфологической нормы.

2

1

Нормативное употребление грамматических форм существительного.

2

1

Практическая работа №3. Анализ трудных случаев употребления форм рода и числа имён существительных. Анализ трудных случаев в склонении имён существительных.

2

2

Нормативное употребление числительных.

2

1

Практическая работа №4. Анализ трудных случаев употребления имён числительных.

2

2

Нормы употребления прилагательных.

2

1

Практическая работа №5. Анализ трудностей употребления форм имён прилагательных.

2

2

Нормативное употребление местоимений.

2

1

Практическая работа №6. Употребление грамматических форм местоимений в речи. Выявление и исправление ошибок в употреблении местоимений.

2

2

Нормы употребления отдельных глагольных форм.

2

1

Практическая работа №7. Употребление глагольных форм в речи. Выявление и исправление ошибок в употреблении глагольных форм.

2

2

Практическая работа №8. Редактирование текстов с разными видами морфологических ошибок.

2

3

Контрольная работа «Орфоэпические, акцентологические, морфологические нормы современного русского литературного языка»

2

2

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; выполнение заданий и тестов из учебных пособий; выполнение индивидуальных заданий; работа со словарями грамматических форм, толковыми словарями, словарями трудностей русского языка;  подготовка к контрольной работе по теме.

18

Тема 2.4.

Нормы русского словообразования

6

Понятие словообразовательной нормы.

2

1

Типы словообразовательных ошибок в речи.

2

2

Самостоятельная работа:  чтение учебной литературы; выполнение теста из учебного пособия; сбор речевого материала из повседневной жизни «Словообразовательные ошибки в речи детей».

2

Тема 2.5.

Лексико-фразеологические нормы

14

Лексические единицы русского языка. Слово как выразительное средство речи.

2

1

Понятие лексической нормы. Виды лексических ошибок.

2

2

Нормы употребления  фразеологизмов. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов.

2

2

Практическая работа №9. Редактирование текста с лексико-фразеологическими ошибками

2

3

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; выполнение заданий и тестов из учебных пособий; работа с толковыми словарями, словарями антонимов, синонимов, паронимов, фразеологическими словарями;  работа по расширению словарного и фразеологического запаса обучающихся; выполнение индивидуальных заданий – подготовка сообщений об источниках происхождения и значениях отдельных фразеологизмов.

6

Тема 2.6.

Лексикография

6

Основные типы лингвистических словарей. Роль нормативной  справочной литературы в совершенствовании культуры речи.

2

2

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; подготовка сообщения и презентации о лингвистических словарях

4

Тема 2.7.

Синтаксические нормы

6

Понятие о синтаксической норме. Правила построения словосочетаний и предложений. Типы синтаксических ошибок.

2

2

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; выполнение заданий и тестов из учебных пособий; работа по исправлению синтаксических ошибок в текстах

4

Тема 2.8.  

Основные правила русской орфографии и пунктуации

14

Орфографические нормы.

2

2

Основные правила русской пунктуации.

2

2

Контрольная работа «Основные правила русской орфографии и пунктуации»

2

2

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; выполнение заданий и тестов из учебных пособий; выполнение индивидуальных заданий; работа с орфографическими словарями; составление памяток по орфографии и пунктуации; подготовка к контрольной работе; работа с текстами (орфографический и пунктуационный разбор)

8

РАЗДЕЛ 3.  

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

6

Основные формулы речевого этикета

2

3

Самостоятельная работа:  работа с учебными пособиями и дополнительными источниками; подготовка сообщений к семинару; написание мини-сочинения о речевом этикете

4

РАЗДЕЛ 4.  

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

17

Научный стиль речи. Работа с научным текстом: правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата

2

2

Официально-деловой стиль речи. Правила составления и оформления документов (резюме, заявление, доверенность, автобиография и др.)

2

2

Практическая работа №10. Оформление официально-деловых бумаг, создание текстов официально-делового стиля.

2

3

Публицистический стиль речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

2

2

Практическая работа №11. Создание и редактирование текстов публицистического стиля

1

3

Самостоятельная работа: чтение учебной литературы; выполнение заданий и тестов из учебных пособий; подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях; составление официально-деловых документов личного и делового характера

8

ВСЕГО АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

71

ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

21

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

67

МАКСИМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

        

138

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Тематика рефератов

1. Эстетические качества речи.

3. Деловой этикет: личное и письменное общение.

4. Мастерство публичного выступления.

5. Этические нормы и речевой этикет.

6. Чистота и выразительность речи. Необходимость изживания ненормативной речи.

7. Проблемы языковой культуры в современном российском обществе.

8. Речевой официальный этикет. Условия, порядок общения.

9. Нормы этикета при письменном общении. Культура речи в официальной, деловой  и дружеской переписке.

10. Правила построения ораторской речи.

11. Риторические приемы и изобразительно-выразительные средства языка.

12. Жаргоны и культура речи.

13. Язык молодёжи.

14. Иностранные слова в современной речи: за и против.

15. Новые явления в русском языке 1990-х – 2010 гг.

16. Культура речи как неотъемлемая часть культуры личности: почему важно говорить и писать правильно.

17. Источники и причины засорения речи.

18. Этикетные формулы русского языка.

                                                                         


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- доска;

- дидактические материалы и наглядные пособия (таблицы по русскому языку и культуре речи, словари разных типов, справочники, опорные схемы-конспекты, карточки)

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением,

- мультимедийный проектор и экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  2. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи: учебное пособие / А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева и др.; под ред. В.Д.Черняк. – СПб, М., САГА: ФОРУМ, 2009.

 

Дополнительные источники для преподавателя и обучающихся:

  1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. — М., 1978.
  2. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. — М., 1983.
  3. Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. — М., 1999.
  4. Борикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Академия, 2002.
  5. Васильева А. Н. Основы культуры речи. — М., 1990.
  6. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону, 2003.
  7. Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-на-Дону, 1995.
  8. Венедиктова В. И. О деловой этике и этикете. — М., 1994.
  9. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
  10. Гойхман О. Я., Гордиенко Т. В., Надеина Т. М., Романова Н. Н., Соловьёва Э. Я., Филиппов А. В. Теория и практика референтской деятельности: учебное пособие для вузов. — М., 1999.
  11. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. — М., 1997.
  12. Голуб И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. — М., 2007.
  13. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. — М., 2004.
  14. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.
  15. Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.
  16. Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюрько М. В., Шкатова Л. А. Умеете   ли вы общаться? — М., 1991.
  17. Горбачевич К. С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.
  18. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. — М., 1971.
  19. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1981.
  20. Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. — Ростов на-Дону, 2001.
  21. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. — М., 1991.
  22. Земская Е.А. и др. Русская разговорная речь. — М., 1981.
  23. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. — М., 1998.
  24. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1999.
  25. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учебное пособие. — М., 1998.
  26. Колесов В. В. Культура речи — культура поведения. — М., 1988.
  27. Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб., 1998.
  28. Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 1994.
  29. Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. — М., 2000.
  30. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. — М., 1997.
  31. Купина Н. А., Матвеева Т. В. Культура русской речи. — Свердловск, 1991.
  32. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1998.
  33. Литвинюк О. Л. Стилистика русского языка и культура речи. — Екатеринбург, 2009.
  34. Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском  слове. — М., 1976.
  35. Люстрова З. Н. и др. О культуре русской речи. — М., 1987.
  36. Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1992.
  37. Михайлова О. А., Гололицова М. В. Шаги к искусной речи. — Пермь, 1995.
  38. Михальченко Н. А. Риторика. — М., 1994.
  39. Мучник Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. — М., 1994.
  40. Нефедова Л. А. Язык и культура: проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности. — Челябинск: ЧГУ, 2009.
  41. Новиков Л. А. Искусство слова. — М., 1991.
  42. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. — СПб., 1994.
  43. Обзяев М. Х. Культура русской речи в условиях многоязычия. — Анапа, 2009.
  44. Одинцов В. В. Стилистика текста. — М., 1980.
  45. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974.
  46. Оломская Н. Н. Системно-функциональные характеристики дискурса PR. — Краснодар, 2009.
  47. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцов. — М., 1984.
  48. Павлова Л. И. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
  49. Плешенко Г. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. — Минск, 1999.
  50. Позднякова Е. М., Прохоров А. В. Рекламная коммуникация. — Тамбов: ТГУ, 2009.
  51. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля / Проскурякова И. Г., Боженкова Р. К., Волошинова Т. Ю., Ганапольская Е. В. и др. — СПб., 1999.
  52. Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры. — Химки, 2009.
  53. Речевое общение: искусство убеждать / Анисина Н. В., Ганапольская Е. В., Степанова Л. В., Стычишина Л. П. — СПб., 1999.  
  54. Рогожин М. Ю. Документы делового общения. — М., 2006.
  55. Розенталь Д. Э. Культура речи. — М., 1974.
  56. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. — М., 1996.
  57. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. — М., 2002.
  58. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. — М., 2002.
  59. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. — М., 2007.
  60. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий /  Е. В. Ганапольская, Т. Ю. Волошинова, Н. В. Анисина и др. . — Спб.: Питер, 2006.
  61. Сергеев В. Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
  62. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
  63. Смелкова З. С. Азбука общения. — Самара, 1994.
  64. Смелкова З. С. Деловой человек: Культура делового общения. Пособие и словарь-справочник. — М., 1997.
  65. Соколов К. Г. Проблемы научной дискуссии. — Л., 1980.
  66. Солганик Г. Я. Стилистика текста. — М., 1997.
  67. Соггер Поль А. Основы искусства речи. — Ростов-на-Дону, 1999.
  68. Торопцев И. Е. Язык и речь. — Воронеж, 1985.
  69. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык. — М., 2001.
  70. Формановская Н. И. Вы сказали «здравствуйте». Речевой этикет в нашем общении. — М., 1987.
  71. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
  72. Формановская Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. — М., 1998.
  73. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 1982.
  74. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.
  75. Чудинов А. П. Умение убеждать: Практическая риторика. — Екатеринбург, 1996.
  76. Язовицкий Е. В. Говорите правильно: Эстетика речи. — М., 1969.

Словари и справочники:

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. — М., 1975.
  2. Ахманова О. А. Словарь омонимов русского языка. — М., 1978.
  3. Бельчиков Ю. А., Пантюшева М. С. Словарь паронимов русского языка. — М., 1994.
  4. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. — М., 2007.
  5. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? — М., 1982.
  6. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. — М., 1992.
  7. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. — Ростов-на-Дону, 1995.
  8. Введенская Л. А., Червинский П. П. Русское произношение и правописание: Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону, 1996.
  9. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — Спб., 2000.
  10. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. — М., 1976.
  11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. — СПб., 1996.
  12. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. — М., 1980.
  13. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. — М., 2008.
  14. Колесников Н. П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник. — М., 1990.
  15. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. — М, 2007.
  16. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М, 2008.
  17. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. — М., 1984.
  18. Малый словарь русского языка / С. Д. Леденёв, И. В. Ледовских, П. А. Лекант, Л. П. Крысин и др. — М., 1999.
  19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2008.
  20. Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова и др. — М., 1989.
  21. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1997.
  22. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1998.
  23. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М., 1976.
  24. Словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — М., 1983.
  25. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1980-1984 гг.
  26. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — М., 2002.
  27. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К. С. Горбачевича. — М., 1973.
  28. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — М., 1978.
  29. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. — М., 1975.
  30. Штудинер М. А. Словарь образцового русского ударения. — М., 2009.

Интернет-ресурсы

  1. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
  2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
  3. Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
  4. Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
  5. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
  6. Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
  7. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  8. Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru

Указанный перечень учебно-методического комплекса соответствует заявленным технологиям.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести заявленные в п. 1.3 настоящей программы компетенции, знания и умения.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

У1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

практические занятия

У2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

практические занятия, тестирование

У3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

практические занятия

У4. Пользоваться нормативными словарями и справочниками

практические занятия, подготовка мультимедийной презентации, тестирование

У5.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров

практические занятия; анализ письменных работ

У6.Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

практические занятия, тестирование

У7. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

практические занятия, диктанты

У8.Различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов

практические занятия

Знания:

З1. Различия между языком и речью, признаки литературного языка, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

устный и письменный опрос, тестирование

З2. Социально-стилистическое расслоение современного русского языка

устный и письменный опрос, тестирование

З3. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные  нормы русского литературного языка

устный опрос, контрольная работа, тестирование

З4. Правила русского речевого этикета

тестирование

З5. Основные виды орфоэпических, лексических, грамматических, синтаксических ошибок, ошибок в образовании слов

тестирование

З6. Специфика устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров

тестирование, письменная самостоятельная работа

Порядок организации и проведения текущего контроля и промежуточной  аттестации определяется Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся БУ «Белоярский политехнический колледж» (утверждено приказом от 25.09.2014 № 207).

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в течение двух первых месяцев от начала обучения.

Комплекс форм и методов контроля и оценки по дисциплине «Русский язык и культура речи» предусматривает оценку результатов обучения при выполнении: 11  практических работ, 2 контрольных работ.

Для текущего контроля по программе создан комплект оценочных средств (КОС) который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки по отдельным темам учебной дисциплины.

Для промежуточной аттестации по учебной дисциплине  создан комплект контрольно-оценочных средств (Приложение 1), предназначенный для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки по всему курсу учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена в конце четвертого  семестра обучения на втором курсе. Экзамен предполагает выполнение обучающимися комплексного задания, при оценивании которого  используется универсальная шкала с пятибалльной оценкой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Белоярский политехнический колледж»

Рассмотрено на заседании МЦК

Протокол № 2 от «11» марта 2014 г.

Утверждено

Приказ от 25.04.2014 № 98

Изменения и дополнения утверждены приказом от 30.12.2014г. №327

КОМПЛЕКТ

контрольно-оценочных средств учебной дисциплины

ОГСЭ.05

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

основной образовательной программы (ООП)

по специальности

13.02.11  ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО

ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Белоярский 2014

Организация-разработчик: БУ «Белоярский политехнический колледж»

Разработчик:

Иванова Л.В., преподаватель

Внутренние эксперты:

Макарова Т.Н., заместитель директора по НМР

Боцвинова Е.А., председатель методической цикловой комиссии

Комплект контрольно – оценочных средств рекомендован к внедрению

Методическим Советом (Протокол № 2 от 14.03.2014 г.)

1. Общие положения

1.1 Комплект контрольно-оценочных средств (ККОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ.05  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

1.2 ККОС включает контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена.

1.3 ККОС разработан на основании:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности программы подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 831, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации  19 августа 2014 г. Рег. № 33635;

- программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи».

2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации

2.1 Коды и наименования элементов знаний и умений

Код элемента умений

Наименование элемента умений

Код элемента знаний

Наименование элемента знаний

У.1

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

3.1

Различия между языком и речью, признаки литературного языка, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

У.2

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

З.2

Социально-стилистическое расслоение современного русского языка

У.3

Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

З.3

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные  нормы русского литературного языка

У.4

Пользоваться нормативными словарями и справочниками

З.4

Правила русского речевого этикета

У.5

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров

З.5

Основные виды орфоэпических, лексических, грамматических, синтаксических ошибок, ошибок в образовании слов

У.6

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

З.6

Специфика устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров

У.7

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

У.8

Различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов

2.2 Кодификатор контрольных заданий

Функциональный признак оценочного средства (тип контрольного задания)

Метод/форма контроля

Код контрольного задания

Проектное задание

Учебный проект (курсовой, исследовательский, обучающий, сервисный, социальный творческий, рекламно-презентационный)

1

Реферативное задание

Реферат

2

Расчетная задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание, лабораторная работа, практические занятия, письменный экзамен

3

Поисковая задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание

4

Аналитическая задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание

5

Графическая задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание

6

Задача на программирование

Контрольная работа, Индивидуальное домашнее задание

7

Тест, тестовое задание

Тестирование, письменный экзамен

8

Практическое задание

Лабораторная работа, практические занятия, практический экзамен

9

Ролевое задание

Деловая игра

10

Исследовательское задание

Исследовательская работа

11

2.3 Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств текущего контроля (распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений).

Содержание учебного материала по программе УД

Код контрольного задания

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

З1

З2

З3

З4

З5

З6

Раздел 1. Введение

8

8

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

9

8,9

8,9

9

8,9

8,9

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.2 Акцентологические нормы

8,9

8,9

9

8,9

8,9

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.3 Морфологические нормы

9

8,9

8,9

9

8,9

8,9

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.4 Нормы русского словообразования

9,11

8,9

8,9

9

8,9

8,9

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.5 Лексико-фразеологические нормы

9

8,9

8,9

9

8,9

8,9

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.6 Лексикография

8,9

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.7 Синтаксические нормы

9

8,9

9

8,9

8,9

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.8 Основные правила русской орфографии и пунктуации

9

8,9

8,9

8,9

8,9

8,9

Раздел 3. Речевой этикет

9

9

9

9

8,9

Раздел 4. Стилистика и культура речи

9

9

9

9

9

8

8,9

3. Структура контрольного задания промежуточной аттестации

3.1 Количество заданий

Содержание раздела

Кол-во час аудиторных занятий

Кол-во заданий

Раздел 1. Введение

4

6

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

4

5

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.2 Акцентологические нормы

4

4

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.3 Морфологические нормы

26

17

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.4 Нормы русского словообразования

4

3

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.5 Лексико-фразеологические нормы

8

10

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.6 Лексикография

2

4

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.7 Синтаксические нормы

2

4

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.8 Основные правила русской орфографии и пунктуации

6

10

Раздел 3. Речевой этикет

2

4

Раздел 4. Стилистика и культура речи

9

13

3.2 Критерии оценки заданий

Наименование дидактической единицы

Код элемента умения

Код элемента знания

Уровень деятельности при контроле

Номер задания в варианте теста - задания

Критерий зачета

Раздел 1. Введение

З1, З2

2, 3

1,2,3,4,5,6

4

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

У2,У4,

У6,У8

З3,З5

2, 3

7,8,9,10,11

3

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.2 Акцентологические нормы

У4,У6,У8

З3,З5

2,3

12,13,14,15

2

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.3 Морфологические нормы

У2,У4,

У6,У8

З3,З5

2, 3

16,17,18,19,20,

21,22,23,24,25, 26,27,28,29, 30, 31,32

10

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.4 Нормы русского словообразования

У2,У4,

У6,У8

З3,З5

2, 3

33,34,35

2

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.5 Лексико-фразеологические нормы

У2,У4,

У6,У8

З3,З5

2, 3

36,37,38,39,40,

41,42,43,44,45

6

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.6 Лексикография

У4

2,3

46,47,48,49

2

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.7 Синтаксические нормы

У2

У6,У8

З3,З5

2, 3

50,51,52,53

2

Раздел 2. Нормы русского литературного языка

Тема 2.8 Основные правила русской орфографии и пунктуации

У2,У4,

У6,У7

З3,З5

2, 3

54,55,56,57,58,

59,60,61,62,63

6

Раздел 3. Речевой этикет

У1,У2,

У5,У8

З4

2, 3

64,65,66,67

2

Раздел 4. Стилистика и культура речи

У1,У2,

У3,У5,У8

З2,З6

2,3

68,69,70,71,72,

73,74,75,76,77,

78,79,80

7

Для каждой дидактической единицы разрабатываются задания, контролирующие уровень соответствия подготовки студента требованиям ФГОС. Уровень усвоения, заданный для каждой дидактической единицы, формулируется в терминах внешней деятельности, которую должен продемонстрировать студент при контроле. Соответствие степени освоения учебного материала при обучении уровням деятельности при контроле представлено в таблице.

Степень освоения (при обучении)

Уровни деятельности (при контроле)

1

Быть знакомым

Узнавать

2

Знать

Воспроизводить (устно, письменно)

3

Уметь

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)

4

Иметь навык

Применять в типовой ситуации (с ограничением времени)

5

Иметь опыт

Применять в нетиповой ситуации

3.3. Текст задания (экзамен)

1. Культура речи – это…

1) наука о говорении, слушании и написании;

2) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить эффективность коммуникации;

3) культура личности человека, проявляющаяся в соблюдении человеком норм этикета и языковых норм.

   

2. Культура речи включает в себя…

1) только нормативный аспект;

2) нормативный и коммуникативный аспекты;

3) нормативный, коммуникативный и этический аспекты.

   

3. Коммуникативный аспект – это…

1) владение нормами русского литературного языка;

2) соблюдение этических норм речевого общения и владение нормами русского речевого

этикета;

3) умение эффективно пользоваться средствами языка в зависимости от сферы, ситуации, условий и задач общения.

   

4. Понятие «норма» применимо…

1) к языку в целом;

2) к языку художественной литературы;

3) к литературному языку.

5. Литературный язык характеризуется основными свойствами:

1) использованием всех средств языка (в т.ч. жаргона, просторечия, диалекта);

2) ни одним из названных;

3) обработанностью и нормированностью.

6. Установите соответствие:

1. Национальный язык

А) Образцовый вариант языка, который используется во всех основных сферах общественной жизни: науке, образовании, культуре, сфере общественных отношений и т.д.

2. Литературный язык

Б) Вариант языка, используемый людьми на определённых территориях и отличающийся местными особенностями в области фонетики, лексики, морфологии.

3. Просторечие

В) Система знаков и способов их соединения, являющаяся средством общения нации.

4. Жаргон

Г) Одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части городского населения.

5. Территориальный диалект

Д) Одна из форм существования языка, основная функция которой состоит в выражении принадлежности к какой-либо социальной или профессиональной группе посредством употребления специфических слов, форм, оборотов.

7.Отметьте номера слов, в которых согласный звук перед е произносится твёрдо:

1) гипотеза

2) антенна

3) декорация

4) антитеза

8. Отметьте номера слов, в которых под ударением произносится звук [о], соответствующий в правописании букве ё:

1) атлет

2) афера

3) жердочка

4) издевка

9. Отметьте номера слов, в которых сочетание букв чн произносится как [шн]:

1) скучно

2) сердечник

3) Никитична

4) вставочный

5) полуночник

6) лакировочный

7) Лукинична

8) обивочный

10. Отметьте номера слов, в которых сочетание букв  чт  произносится в соответствии с написанием:

1) ни за что

2) нечто

3) почти

4) чтобы

11. Отметьте номер правильного ответа. Орфоэпия — это:

1) Раздел языкознания, изучающий нормы правописания.

2) Звуковая система языка.

3) Раздел языкознания, изучающий нормы произношения.

4) Раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка.

12.  В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

1) экспЕрт  2) оптОвый 3) бАлуясь  4) прибылА

13. Отметьте слова с ударением на первом слоге:

1) до-го-вор     2) и-скра        3) гна-ла             4) шо-фер  

5) зво-нит       6) ка-та-лог   7) ку-хон-ный    8) ал-фа-вит

14. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:

1) а-рест

2) дис-пан-сер

3) по-ло-жил

4) зво-нит

15.Ударение падает на 3-ий слог во всех словах в ряду:

1) воспринять, кашлянуть, нефтепровод

2) аранжированный, медикамент, каталог

3) асимметрия, гусеница, псевдоним

4) баловать, диспансер, верховенство

16. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова (Р.п. мн.ч).

1) листьев (дерева)     2) няней       7) грузин          9) сумерек

5) судей                       6) устьев       8) ботинков     10) петель

17. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) ДЕШЕВЕЕ сахара

2) у ОБЕИХ подруг

3) хорошо ПРОПОВЕДУЕТ

4) ИХ фирма

5) ПЕЧЁТ ватрушки

18. Какие слова не относится к среднему роду?

1) колибри   2) алиби    3) меню   4) кредо 5) мафиози  6) пенальти 7) миледи  8) жюри  

19. Выпишите  из каждого ряда словосочетание, в котором нет ошибок в образовании форм слов.

1) Более нужнее,  обои сёстры,   испеки пироги. ___________________________________

2) Белый тюль,  большой мозоль,  ихний брат. _____________________________________

3) Скучаю   по вам,  вкусные  торта, ягода эта  слаже. _______________________________

4) Нет  местов,  согласно приказа,  трое детей. _____________________________________

5) Более  моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков. ____________________________

20.Отметьте номера слов с неправильной формой множественного числа:

1) авторы

2) аптекаря

3) вееры

4) борта

21. Отметьте номера словосочетаний с правильным согласованием в роде:

1) длинная авеню

2) новое галифе

3) искусственное эсперанто

4) копченая салями

5) желтый такси

6) маленький пони

7) черный кофе

22. Какое из перечисленных существительных – аббревиатур мужского  рода?

1) АЭС

2) МГУ

3) ЧОП

4) РФ

5) ЛДПР

23. Выпиши существительные женского рода:

Ай-Петри, Гоби, Дели, Капри, Миссисипи, Онтарио, Осло, Сочи, «Юманите»

_____________________________________________________________________

24. Отметьте номера предложений с ошибочным употреблением кратких и полных форм имён прилагательных:

1) Яблоня была приземиста, но плодоносная.

2) Машина хотя и недорогая, но скоростная.

3) Холоден и мелкий, дождь был неприятен.

4) Мелодичный и задушевный, голос певицы трогал сердце.

25. Отметьте номера предложений с ошибочными формами степеней сравнения.

1) Лето более красивее, чем зима,

2) Осень - самое красивое время года.

3) Байкал - самое глубочайшее озеро в мире.

4) Любовь - прекраснейшее из всех чувств.

26. Выберите вариант предложения с формой числительного, соответствующей нормативному употреблению:

1) Выборы состоялись в трехстах пятидесяти восьми округах.

2) Новую линию метро откроют в двухтысячном восьмом году.

3) Университет находится в полутора километрах от общежития.

4) Преподаватель особо отметил троих студенток.

27. Найдите вариант, соответствующий современной морфологической норме:

1) Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени.

2) В обеих странах скоро будут выборы президента.

3) Он откликается на события окружающей жизни и отмечал зарождавшиеся в ней явления.

4) По лесу рыскает голодный волк.

28. Отметьте номера примеров с ошибками в склонении числительных:

1) четыреста пятьдесят трёх полотенец

2) тремястами восьмьюдесятью семью рублями

3) двести сорока четырех солдатах

4) к ста семидесяти восьми страницам

5) поделюсь полуторами яблоками

6) недостает полутораста листов

29.Отметьте номера примеров с ошибочными формами собирательных числительных:

1) семеро котят

2) четверо котов

3) трое школьниц

4) восьмеро работниц

30.Отметьте номера предложений, в которых употребление местоимений приводит к смысловой неточности:

1) Мальчик привел пример, и он всех удивил.

2) Мальчик привел пример, который всех удивил.

3) Отца вызвали к директору школы, но он не пришел.

4) В цехе стояли станки с новыми приборами, их было много.

31.Отметьте номера примеров, в которых нарушены нормы употребления местоимений:

1) Чехов описывает жизнь чиновничества. Среди них были разные люди.

2) Крупное стадо передвигалось по берегу. Оно направлялось на водопой.

3) Молодежь занята. Она учится и работает.

4) На пути оказалась волчья стая. Они были очень агрессивны.

32.Отметьте номера предложений с неправильным употреблением местоимений.

1) Я построил себе новый дом.

2) Брат попросил сестру купить себе мяч.

3) Командир приказал солдату почистить свое оружие.

4) Хозяева попросили квартирантов зайти в их комнату.

33. Словообразовательная норма нарушена в предложениях:

1) На улице похолодало.

2) Больше всего меня потрясло погибание героя в конце романа.

3) Раздражает его упрямость.

4) Злопамятливность не украшает человека.

34. Выпишите номера предложений, не содержащих словообразовательные ошибки:

1) Брат зафотографировал это чудесное место.

2) Народные массы нужно обкультурить.

3) Теперь давай измерим ширину кровати.

4) Ваш квартал ещё не окабелили.

5) Пусть дети играют в саду или на веранде.

35. Исправьте словообразовательную ошибку (запишите слово с ошибкой в исправленном виде)

1) Подвезло тебе. ________________________________________

2) Вы снова запоздали к обеду. _____________________________

3) Фильм воспитывает человеконенависть. ____________________

4) Им мешает непросветная нужда. __________________________

36. Выпишите номера предложений, в которых встречается тавтология.

1) На встрече присутствовал и представитель с завода. 2) Была создана специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами. 3) В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.4) Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 5)  Мне пришлось одолжить у Петрова немного денег. 6) Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 7) Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс. 8) Судя по тем находкам, которые они нашли, есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 9) По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 10) Тогда механизации было очень мало. ________________________________

37. Выпишите номера предложений, в которых встречаются плеоназмы.

1) Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. 2) В полку царило воинствующее настроение. 3) Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки были просты и естественны. 4) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. 5) Сведений о Дубровском не было и на второй, и на третий день.  6) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 7) Болотистый ил является хорошим удобрением. 8)  В газете появилось много объявлений о свободных вакансиях. 9) В нашем городе много мемориальных памятников. 10) В магазин завезли импортные обои. _______________________________________________________________________

38. В каком предложении вместо слова КОННЫЙ нужно употребить слово КОНСКИЙ?

1) Он владелец КОННОГО завода и какой-то фабрики.  

2) Ни КОННОМУ, ни пешему судьбы не миновать.

3) Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОННЫЙ топот и ржание.  

4) По дороге шел КОННЫЙ отряд.  

39. Из-за неправильного выбора слова из ряда паронимов неточно выражена мысль в предложениях:

1) Самолет сделал смертельную петлю.

2) Значительная часть молодежи представлена сама себе.

3) Деловитый молоденький инженер работает толково.

4) Свое призвание он видит в службе искусству.

40. Слова невежа — невежда, командированный — командировочный, Швеция — Швейцария по отношению друг к другу являются:

1) антонимами;

2) синонимами;

3) паронимами;

4) омонимами.

41. Укажите предложения, в которых устойчивые выражения (фразеологизмы) употреблены с ошибками.

1) Вот тебе, дедушка, и Юрьев день.

2) Ваши слова для меня как бальзам на сердце.

3) Все ваши извинения мне  нужны как мертвому припарка.

4) Я был на шестом небе от счастья.

42. Ошибка, связанная со смешением двух фразеологических оборотов, содержится в предложениях:

1) Мы за нашим директором как за каменной стеной.

2) Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку.

3) Мне кажется, что он сослужил вам плохую службу.

4) Это не играет никакого значения.

43. Правила словоупотребления, т.е. употребление слов в тех значениях, которые они имеют в языке, уместность использования слов в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях – это…

1) синтаксические нормы;

2) акцентологические нормы;

3) морфологические нормы;

4) лексические нормы.

44. В каких вариантах ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) ГОРДЫНЯ за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжелые испытания.    

2) Многие современные школьники думают, что дворяне вели ПРАЗДНУЮ жизнь.

3) В ходе расследования установлены ЕДИНИЧНЫЕ  факты продажи поддельной продукции.

4) Во многих своих произведениях А.П. Чехов ОБСУЖДАЕТ праздность.

45. Лексических ошибок нет в предложении:

1) Вчера сделал кардиограмму сердца.

2) В данный период времени он находится на даче.

3) Во время соревнований произошло беспрецедентное событие.

4) В мае месяце жду вас всех у себя.
5) Артисты, выступающие в жанре народного фольклора, были приглашены на заключительный концерт.

6) Речь адвоката была чёткой и внятной.

46. Для того чтобы узнать, как правильно произносится слово, нужно обратиться…

1) к орфографическому словарю; 2) толковому словарю; 3) орфоэпическому словарю.

47. Для того чтобы узнать, в чём различие слов «эскалатор» и «экскаватор», нужно обратиться…

1) к толковому словарю; 2) к словарю синонимов; 3) к словарю паронимов.

48. Установите соответствия

А. Кларнети´ст, -а, м. Музыкант, играющий на кларнете. Известный кларнетист.

1. Фразеологический словарь

Б. Заве´тный, неприкосновенный, заповедный, сокровенный, задушевный.

2. Словарь морфемного состава

В. Вытаскивать из грязи. Избавлять от унизительных условий существования, бедности, нищеты.

3. Орфоэпический словарь

Г. Му´зыка. Банальная, бездарная, беззаботная, бодрая, бойкая, бравая, великолепная, величавая, волшебная…

4. Словарь синонимов

Д. Терапе´вт [тэ и те].

5.Толковый словарь

Е. Раз/де/ва´/лоч/к/а

6. Словарь эпитетов

49. Установите соответствие между вопросом и ответом

А. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: дилижанс, эксклюзивный?

1. Фразеологический словарь

Б. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?

2. Словарь иностранных слов

В. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения словатташе, апокриф?

3. Орфоэпический словарь

Г. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать  значение словосочетаний: белая кость, жить своим умом?  

4. Словарь синонимов

Д. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой – типичный – типический?

5.Толковый словарь

Е. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: визави, протеже?  

6. Словарь паронимов

Ж. Каким словарем вы воспользуетесь при выборе варианта: позвонИт или позвОнит

7. Орфографический словарь

50. Выберите вариант употребления деепричастного оборота, не соответствующий синтаксической норме:

1) Поднявшись на трибуну, аспирант нашего факультета был встречен аплодисментами.

2) Прочитав сочинение, мне думается, что оно нуждается в серьезной доработке.

3) Разбирая слово по составу, исходите из его грамматической природы.

4) Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо изумленных гостей.

51. Отметьте номера предложений, в которых деепричастный оборот употреблен правильно.

1) Море шумит, выбегая на берег.

2) Увидев тучи, тревога появилась на лицах матросов.

3) 3амедляя скорость, увеличивается время пути.

4) Простудившись, у меня заложило горло.

52. Отметьте номера предложений с неправильным употреблением причастных оборотов.

1) Прошедшие ветераны всю войну, получают неплохую пенсию.

2) Родственники, живущие в деревне, приехав в город, остановились у нас.

3) Проработавшие в школе всю жизнь учителя, без сомнения, должны получать льготную пенсию.

4) Все предусмотренные меры законом были приняты.

53. Правила построения словосочетаний и предложений определяют…

1) пунктуационные нормы;

2) синтаксические нормы;

3) морфологические нормы;

4) акцентологические нормы.

54. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) отм..рить, подр..внять, пол..скать (бельё);

2) м..кать перо в чернила, м..лостивый, к..ренья;

3) з..ря, к..са, вык..сить;

4) пл..вец, зан..мать, соб..рать.

55. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?

1) Укр..шение, темн…та, пров…лился, док…зать.

2) Т..желый, выгл…деть, вып…тить, выт..нул.

3) Встр..чал, высв…тить, т…ория, согр…вать.

4) Скр…петь, перел…вать,  опт…мист, переж…вать.

56. Отметьте ряд, где все слова пишутся с буквой ё?

1) Ш…мпол, изж…га, ч…лн, стаж…р.

2) Ч…рт, ж…лтый, ж…рнов, чеч…тка.

3) Дириж…р, ш…ссе, кош..лка, уч…ный.

4) Пш…нная (каша), Мещ…ра, ш…винизм, дж…нка.

57. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ц…трус, ц ….тата, ц…..тра, ц….корий

2) ц…вилизация, отц…, жрец…., позиц…я

3) певц…м, жрец…м, птиц…й, наглец…м

4) львиц…й, водиц…й, сестриц…й, песц…м

58. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) необ…ятный, неот…емлемый, компан…он;

2) пр…имущество, пр…клоняться, пр…думанный;

3) бе…возвратный, и…подлобья, и…черпать;

4) раз…скной, под…тожить, вз…скать.

59. В каком предложении НЕ пишется отдельно?

1) Объявили (не)продолжительный перерыв на обед.

2) Рассмотрение дела (не)завершено.

3) Оказалось, что такое сложное задание (не)кому было поручить.

4) Нельзя (не)дооценивать опасность.

60. Между частями какого предложения нужно поставить двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Будешь трудиться будешь кормиться.

2) Не рой другому яму сам в нее попадешь.

3) Я убежден вдохновение приходит во время работы.

4) Язык лучший посредник для установления согласия.

61. Укажите предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми:

1) Кот кабатчицы хитрый сластёна и подхалим притащил из сада скворца.

2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой.

3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить? 

4) Великий русский композитор П.И. Чайковский был профессором Московской консерватории. 

5) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.

6) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

7) Андрей Гаврилович изумлённый неожиданным вопросом в тот же день написал ответ. 8) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега.

9) Таким образом задача имеет единственное решение.

62. Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая:

1) Киселёв был человек самомнительный _и не терпел своеволия.

2) Пёс дышал едва заметно _и глаза его были закрыты.

3) Я написал около двадцати пьес _и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

4) Река едва светлела _и бесшумно катились её прозрачные воды.

5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _и зной стал мягче.

6) В углу комнаты стоял старинный _дубовый шкаф.

7) С моря подул свежий _бодрящий ветерок.

8) Весь вечер Ленский был рассеян _то молчалив, то весел вновь.

9) В голосе Якова была _и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила.

63. «Они прискакали к небольшой речке_(1) называвшейся Татаркою_(2) впадающей в Днепр_(3) кинулись в воду с конями своими_(4) и долго плыли по ней_(5) чтобы скрыть след свой. Сабуров посмотрел на поспешно выгружавшихся из вагонов солдат_(6) и ему захотелось_(7) как можно скорее_(8) добраться до Волги_(9) и_(10) переправившись через неё_(11) почувствовать сразу_(12) что его личная судьба будет решаться только на том берегу». 

Выпишите номера позиций, где ставится запятая  __________________________________

64. Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым. Определите, в каком случае нарушена эта норма речевого этикета.
1) Сделайте одолжение, выполните мою просьбу …
2) Если вас это не затруднит …
3) Могу ли я попросить вас …
4) Настаиваю, чтобы вы приняли решение о …

65. В деловом телефонном общении, подняв телефонную трубку, вы скажете:
1) «Компания «Спасские ворота», добрый день!» 
2) «Да»
3) «Слушаю вас»
4) «Говорите»

66. При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение:

1) товарищи

2) уважаемые коллеги

3) граждане

4) дорогие друзья

67. Речевой этикет – это…

1) правила говорения в разных ситуациях;

2) правила использования языковых средств в стандартных коммуникативных ситуациях;

3) нормы морали, выполняемые собеседниками;

4) всё вышесказанное.

68. Традиционно выделяется…

1) 3 функциональных стиля;

2) 4 функциональных стиля;

3) 5 функциональных стилей.

69. Для разговорного стиля характерны…

1) спонтанность, точность, образность;

2) образность, лаконичность, декларативность;

3) выразительность, спонтанность, неофициальность.

70. Для научного стиля характерны…

1) точность, стандартизированность, аргументированность;

2) логичность, точность, аргументированность;

3) унифицированность, спонтанность, убедительность.

71. Для официально-делового стиля характерны…

1) стандартизированность, безличность, декларативность;

2) точность, лаконичность, неофициальность;

3) унифицированность форм, убедительность, выразительность.

72. Для публицистического стиля характерны…

1) выразительность, образность, неофициальность;

2) спонтанность, убедительность, безличность;

3) выразительность, убедительность, возможность смешения языковых средств разных стилей.

73. Какой документ относится к частным  (личным) деловым бумагам:

1) Автобиография

2) Отчет

3) Деловое письмо

4) Инструкция

5) Ходатайство

74. Доверенность является жанром стиля …

1) Публицистического.

2) Официально-делового.

3) Художественного.

75. Все слова и словосочетания, уместные в официально-деловом, стиле находятся в ряду:

1) исполнение, быстренько, преподавательница

2) заявитель, ООО «Огонек», отфутболить  

3) нижеследующий, обязуется выполнить, время

4) зловещий, несет ответственность, прозевать

76. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки (установите соответствие):

1)   Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

а) разговорный

2)  Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

б) научный

3)  Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности

в) публицистический

4)  Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие  «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.

г) художественный

77. Для научного стиля характерны словосочетания:

1) методы исследования; прийти к выводу

2) густейший снег; предчувствие любви

3) действовать по инструкции; протокол заседания

4) прибыть с визитом; высшее учебное заведение

78. Укажите жанры научного стиля  – …

1) конспект

2) интервью

3) заявление

4) статья

5) эссе

6) диссертация

7) доклад

8) реферат

79. «Мы уже говорили, что оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических. Жаргонизмы в речи молодежи и в речи людей солидного возраста, в неофициальном и в официальном общении не могут оцениваться одинаково. Однако нельзя как хорошую оценивать речь любых адресантов и в любых условиях, если жаргон полностью вытеснил в данном дискурсе литературную лексику. Следовательно, критерием если не хорошей в полном смысле этого слова, то хотя бы допустимой речи должны быть, с одной стороны, степень ее литературности (возможны отклонения, но не отсутствие литературных средств общения) и опять же степень целесообразности использования тех или иных языковых средств».

Правильно характеризует приведенный фрагмент следующее описание:

1) фрагмент принадлежит к публицистическому стилю; текст посвящен актуальной теме, интересующей широкий круг читателей;

2) фрагмент принадлежит к официально-деловому стилю; характеризуется наличием сложноподчиненных предложений;

3) фрагмент принадлежит к научному стилю; в нем содержатся лингвистические термины;

4) фрагмент принадлежит к научному стилю; в нем содержится большое количество синонимов.

80. «Абонент вправе во внесудебном порядке расторгнуть договор в любое время при условии окончания всех расчётов по своим обязательствам, письменно уведомив об этом оператора не менее чем за десять дней. Если абонент в течение более 180 (ста восьмидесяти) дней не осуществляет пользование услугами сотовой связи, то указанное обстоятельство будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора».

Данный текст относится к стилю:

1) публицистическому;

2) художественному;

3) официально-деловому;

4) разговорному;

5) научному.

Бланк для внесения ответов

Ф.И.О. студента_______________________________

Группа _____________________________________

Дата _________________________________________

№ задания

№ задания

№ задания

№ задания

1.

21.

41.

61.

2.

22.

42.

62.

3.

23.

43.

63.

4.

24.

44.

64.

5.

25.

45.

65.

6.

26.

46.

66.

7.

27.

47.

67.

8.

28.

48.

68.

9.

29.

49.

69.

10.

30.

50.

70.

11.

31.

51.

71.

12.

32.

52.

72.

13.

33.

53.

73.

14.

34.

54.

74.

15.

35.

55.

75.

16.

36.

56.

76.

17.

37.

57.

77.

18.

38.

58.

78.

19.

39.

59.

79.

20.

40.

60.

80.

Подпись студента:_____________________________

Оценка: ______________________________________

Подпись преподавателя: ________________________

При оценке результата за каждое выполненное задание выставляется 1 балл (при соответствии эталону) или 0 баллов (при несоответствии эталону).

Время на подготовку и выполнение комплексного задания экзаменационной работы:

подготовка - 5 мин.;

выполнение - 120  мин.;

оформление и сдача работы - 15 мин.;

всего - 2 часа 20 мин.

Максимально возможное количество баллов за комплексное задание экзаменационной работы –  80 баллов.

3.4 Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности

(правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО основной профессио...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО основной профессио...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи разработана для преподавания учебной дисциплины на втором/третьем курсах по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...

Итоговый тест по дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

Итоговый тест по дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства...