Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий".
рабочая программа на тему

Скользкова Ирина Владимировна

Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специалистов любого профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennaya_rp_russkiy_ts.docx70.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕMain-logo

 СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

             УТВЕРЖДАЮ

                         Зам. директора по СПО

            ___________  Е.А. Лаптева

             «____»___________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких

неметаллических и силикатных материалов и изделий

Городской округ город Бор

2014

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 20.06.2014 №437, примерной программы по дисциплине, утвержденной ФИРО в 2008 г.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж».

Разработчик:

Преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории – Скользкова Ирина Владимировна.

Рекомендована предметной цикловой комиссией

преподавателей общеобразовательных дисциплин  

ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж»

Протокол № ______ от «______» _________________2014 г.

Председатель ПЦК ________________ Н.П. Маслова

                                                                                                   


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 16

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 Русский язык

  1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины ОДБ.01 «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

   Учебная дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося ___117____ часов, в том числе:

дневная форма обучения

обязательной аудиторной нагрузки обучающихся

78

самостоятельной работы обучающихся

39

                       


  1. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

Диктанты

7

Изложения

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

сообщение

2

доклады

1

презентации

2

Выполнение упражнений

34

Итоговая аттестация в форме экзамена.


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Содержание учебного материала

6

1.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля..

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

1

Диагностическая работа

2

Изложение

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме.

2

Тема 2.

ЛЕКСИКА И     ФРАЗЕОЛОГИЯ

Содержание учебного материала

2

1

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова.. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспект.

3

Тема 3

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ, ГРАФИКА

Содержание учебного материала

4

1

Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

2

Контрольный диктант

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений по теме.

4

Тема 4

МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

Содержание учебного материала

4

1

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений по теме.

3

Тема 5

МОРФОЛОГИЯ.

Содержание учебного материала

15

1

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния

Служебные части речи

Предлог как часть речи.

Союз как часть речи.

Частица как часть речи.

Междометия и звукоподражательные слова. 

2

Изложение

2

Дифференцированный зачет (Контрольный диктант)

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений по темам.

8

Тема 6

СИНТАКСИС И     ПУНКТУАЦИЯ.

Содержание учебного материала

32

1

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний..

Простое предложение.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим..

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений..Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении..

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

Изложения

4

Контрольные диктанты

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений по темам.

19

Итоговая аттестация в форме экзамена

Всего

117


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по числу студентов(30)
  • рабочее место преподавателя(1)
  • рабочая доска (1)
  • комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература)

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор,
  • ноутбук,
  • экран,
  • интерактивная доска,
  • аудиосистема,
  • комплект слайдов по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - М.: «Академия, 2011 г.
  2. Е.С.Антонова, Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2011.

Дополнительные источники:

  1. В.Ф.Греков, Чижов В.В. Пособие для занятий по русскому языку в        старших классах.- М.: Оникс, 2008        
  2. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2008 г.
  3. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  4.    Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  5. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: ЛадКом, 2009

Интернет – источники:

  1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
  2. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
  3. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
  4. Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
  5. Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
  6. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
  7. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
  8. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  9. Интерактивные упражнения и тесты по русскому языку:

http://www.likbez.spb.ru/tests.asp?r=18
http://ruslit.ioso.ru/tests.htm
http://russian-pages.newmail.ru/traditional/slovoobrazovanie/exercises.h...
http://www.serge-flamel.narod.ru/kubyshka/Narechia/index.htm

  1. Подготовка к ЕГЭ, тесты прошлых лет и on-line:

http://bitnet.ru/demo-ege/
http://www.test4u.ru/tests.php
http://aeterna.ru/test.php?link=tests:12218
http://www.ctege.org/page.php?s=&pageid=3064
http://www.naexamen.ru/ege/
http://www.psu.ru/?m=041&a=11
http://www1.ege.edu.ru/content/view/443/112/
http://testonline.rustest.ru/
http://blog.ctege.org/?cat=12

  1. Пособия для подготовки к ЕГЭ, демоверсии:

http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm

  1. Словари, справочники, любопытные факты:

http://www.slovari.ru/default.aspx?p=1106
http://slovari.donpac.ru/lang/ru/ivoc/ojsh/ojsh_skl.html
http://slov.h1.ru/
http://www.ruscorpora.ru/
http://www.intelgame.ru/doc/93.htm
http://slovesnik.1september.ru/
http://www.posobiya.ru/SREDN_SKOOL/RUSSK/index.html
http://otlithnik.ru/test/testrus_1.shtml

Русский литературный язык:
http://traktat.com/language/book/index.php

  1. Литературное редактирование текста(справочник):
    http://www.evartist.narod.ru/text1/57.htm


4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Написание диктантов, изложений, выполнение тестовых заданий.

Уметь:

  •  осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

        

Написание диктантов, изложений, выполнение тестовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по внеаудиторному самостоятельному изучению тем дисциплины ОП. 05 Материаловедение для студентов специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по внеаудиторному самостоятельному изучению тем дисциплины ОП. 05 Материаловедение для студентов специальности 18.02.05  «Производство тугоплавких неметаллических и силикатн...

Программа государственной (итоговой) аттестации Специальность 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Программа государственной (итоговой) аттестации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 240111 Производст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) Для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий," СПО, 1 курс, 2015 год

Рабочая программа учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 1 курсаДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного общего ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) Для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий," СПО, 2-4 курсы, 2015 год

Рабочая программа учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 2-4 курсовДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного обще...

КТП по дисциплине: Английский язык для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий", СПО, 1 курс, 2015 год

Календарно-тематический план для 1 курсаУчебная дисциплина: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКСпециальность: 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий План составлен в соот...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине "Основы экономики" для студентов специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики" включает цель, рекомендуемую литературу по основным темам курса,. а также условия задач для практтического занятия критерия оценивания выполняемых рабо...