рабочая программа История
рабочая программа на тему

Спица Наталия Петровна

Рабочая программа по истории с использованием УУД по ФГОС 2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Владимирской области

«Владимирский индустриальный колледж»

РАССМОТРЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

на     заседании     ПЦК                                             Директор ГБПОУ ВО «ВИК»                                 кафедры гуманитарных и

естественно-научных дисциплин                                        ________________ А.Н. Уланов

__________________Е.А.Степанова

«___»________________          20__ г.                                                                                                                                                                        Протокол № ______                                                                

от  «____»____________ 20__ г.                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

по профессиям среднего профессионального образования  (далее СПО)

6.15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию   электрооборудования (по отраслям)

23.01.03  Автомеханик

Организация – разработчик: ГБПОУ ВО «ВИК», 600000,  г. Владимир, ул. Куйбышева, д. 24, тел. 8(4922) 47-12-15.

Разработчик:

1.  Спица Н.П. - преподаватель общественных дисциплин

ГБОУ СПО ВО «ВИТ»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                          4-5                                  

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        5-6

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ                          7

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                               7-9

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЁТОМ                           10-29

ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                               30        

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                   33-40
    СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ            41             ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ И                             42

 ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена  для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего  общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /.

Цели учебной дисциплины:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных  проблем современности;
  • развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
  • формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс истории на ступени среднего общего образования являетсячастью концентрической системы исторического образования. Содержание учебного материала для учреждений НПО и СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

           Дисциплина «история» ОУД. 04 относится к предметной деятельности -  общественные науки.

          Дисциплина «история» относится к циклу общеобразовательных дисциплин СОО, является общей.

           Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося171 часов.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы «История» (базовый уровень)  должны отражать :

1) формировать представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) формировать умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) формировать умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение (1ч.)

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации,варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

1. ДРЕВНЕЙШАЯ  И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА  (6ч.)

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земномушаруСреда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами.Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.  

Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. .

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. 

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава, Вавилон времен Хаммурапи.

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. 

Религии Древнего мира и культурное наследие древнихцивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на ЗападеВозникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (10ч.)

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. 

Китайско-конфуцианская цивилизация

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Буддизм на Востоке в Средние века.

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Арабо-мусульманская цивилизация.

Возникновение ислама. Мухаммад. 

Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

Становление западноевропейской средневековой цивилизации.

Хронологические рамки западного Средневековья.

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. 

Основные черты и этапы развития восточнохристианскойцивилизации.

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий.Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья:особенности развития и контактов

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Основные понятия: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.

3. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕНДО КОНЦА XVII ВЕКА (34ч.)

Восточная Европа: природная среда и человек.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Племена и народы Восточной Европы в древности.

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

 Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. 

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова

Восточные славяне в VII—VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. 

Формирование основ государственности восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. 

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Карта Восточной Европы к началу IX в. 

Рождение Киевской Руси.

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. 

«Путь из варяг в греки». 

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Крещение Руси.

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. 

Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. 

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. 

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. 

Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство.  Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

Русь на пути к возрождению. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. 

Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения.

От Руси к России.

 Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть

Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Россия в царствование Ивана Грозного.

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 гНароды Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Смута в России начала XVII в.

Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. 

Практическая работа. Россия в конце XVI – начале XVIIвв.

Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.  

Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

4. НОВОЕ ВРЕМЯ. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ. (8ч.) 

Модернизация как процесс перехода от традиционного киндустриальному обществу.

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. 

Новации в характере мышления, ценностных ориентирахв эпоху Возрождения и Реформации.

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. 

Великие географические открытия и начало европейскойколониальной экспансии.

 Великие географические открытия.Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира

Государство и власть в эпоху переходак индустриальной цивилизации.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Эволюция системы международных отношенийв раннее Новое время.

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизнии социальных нормах.

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Век Просвещения.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Революции XVIII в. и их значение для утвержденияиндустриального общества.

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. 

Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим. 

5. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ (10ч.)

Россия в период реформ Петра I.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. 

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I(1725–1762 гг.)

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Россия во второй половине XVIII в.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. 

Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России

6. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (8ч.)

Различные европейские модели перехода от традиционногок индустриальному обществу.

 Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность.Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. 

Развитие капиталистических отношений и социальнойструктуры индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Особенности духовной жизни нового времени.

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Основные понятия: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.  

Традиционные общества Востока в условиях европейскойколониальной экспансии.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. 

Попытки модернизации в странах Востока.

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог. 

7. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ (20ч.)

Россия в первой половине XIX столетия.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

Власть и реформы в первой половине XIX в.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

 Внешняя политика Александра I и Николая I

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Интеллектуальная и художественная жизнь Россиипервой половины XIX в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Основные понятия: поликонфессиональность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности».

Россия в эпоху великих реформ Александра II.

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. 

Пореформенная Россия.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. 

Общественное движение: спад и новый подъем. 

Россия в системе международных отношенийвторой половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 

Интеллектуальная и художественная жизньпореформенной России.

Развитие науки и техники.  Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Основные понятия: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет. 

8. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XXВ. (10ч.)

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений.  Начало борьбы за передел мира.  Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения.  Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. 

Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв.Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Практическая работа. Мир в начале XXв.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. .Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.

Запад в 30-е годы ХХ в.        

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса.  Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. 

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. 

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа.

9. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.(28ч.)

Россия в начале XX в.

Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. 

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Первая мировая война.

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй.

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. 

Февральская революция в России.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. 

Приход большевиков к власти в России.Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции

Основные понятия: монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции». 

Практическая работа. Россия в 1914 – 1922гг.

Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Основные понятия: догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, кейнсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция».

Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира. 

СССР в годы Великой Отечественной войны

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов.  Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм. 

Раздел 10. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»(6ч.)

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

Научно-технический прогресс.

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

 

11. СССР В 1945–1991 гг. (16ч.) 

СССР в послевоенный период: углублениетрадиционных начал в советском обществе.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». 

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «ОттепельЭкономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. 

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». 

СССР в период перестройки.

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

12. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ ХХ–  НАЧАЛЕ XХI ВЕКОВ  (12ч.).

Становление новой российской государственно-правовой системы.

Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Российская Федерация в начале XXI в.: возрождение и развитие государственности, экономики, науки и культуры, духовные ценности российского общества.

Президентские выборы 2000, 2004, 2008, 2012 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Российская Федерация в глобальных процессах современности.

Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего.

Практическая работа. Угрозы и вызовы для России в XXIв.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Практическая работа. Россия и мир в конце XX – начале XXIвв.

Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция,   одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

Итоговое занятие: Дифференцированный зачёт – 2ч.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ      ИСТОРИЯ

№П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ НАГРУЗКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.

Введение

1

2.

Древнейшая и древняя история человечества.

6

4

3.

Цивилизация Запада  и Востока в средние века

10

6

4.

История России с древнейших времен до конца XVIIв.

34

20

5.

Новое время. Истоки индустриальной цивилизации. Страны Западной Европы в XVI – XVIIIвв.

8

4

6.

Россия в XVIIIв.

10

8

7.

Становление индустриальной цивилизации

8

8.

Россия в XIXв.

20

8

9.

От Новой истории к Новейшей

10

10.

Россия в первой половине XXв.

28

16

11.

Мир во второй половине XXв.

6

2

12.

СССР в 1945 – 1991гг.

16

6

13.

Россия  и мир в концеXX – начале  XXIвв.

12

6

14.

Дифференцированный зачет

2

ИТОГО

171

86



Самостоятельная (внеаудиторная) работа

№ пп

Раздел

Тема

Количество часов

Форма работы

ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

1

Пределы власти и пространство свободы

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

2

Культура Древней Греции

2

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

3

Государство Азии в Средние Века(Индия, Китай, Япония на выбор)

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору), проект

4

Град Земной и Град Духовный

2

5

Истоки «Европейского чуда»

2

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 17 ВЕКА

6

Споры о русской цивилизации

2

7

Острота проблемы выживания

2

8

Специфика древнерусского города

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

9

Русь и Восток: диалог культур

2

10

Выбор Александра Невского

2

11

Особенности русского православия

2

12

Москва – Третий Рим

2

13

Деспотическая система власти

2

14

17 век – борьба традиционализма и модернизации

2

15

Раскол и старообрядчество

2

НОВОЕ ВРЕМЯ

16

Просветители

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

17

Цивилизации Востока и колониальная система

2

РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ

18

Модернизация извне и изнутри

2

19

Петр – чудо или чудовище

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору), проект

20

Особенности развития русского общества в 17-18 веках

2

21

Духовные ценности и характеристика русской культуры нового времени

2

РОССИЯ В XIX ВЕКЕ

22

Противостояние либеральных идей и имперского сознания

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

23

Духовные ценности и характеристика культуры 19 века

2

24

Россия – дом народов или тюрьма народов?

2

25

Россия – дом народов или тюрьма народов (войны России 18- 19 века)

2

РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

26

С.Ю. Витте и П.А. Столыпин

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

27

Культура Серебряного века

2

28

1917-1920 гг – пик цивилизационного кризиса

2

29

Альтернативы 1920-х годов

2

30

Культура и новая власть: окаянные дни или новый мир

2

31

ГУЛАГ – законное рабство

2

32

Свобода творчества и социальный заказ

2

33

Феномен сталинизма

2

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В

34

Холодная война (идеологи Запада)

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

СССР В 1945-1991 ГГ

35

XX съезд партии: десталинизация

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

36

Свобода творчества и социальный заказ

2

37

СССР – новая империя на коммунистической подкладке?

2

РОССИИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ

38

Модернизационный рывок или глубочайший цивилизационный кризис?

2

Реферат, доклад, презентация (по выбору)

Эссе.

39

Мюнхенская речь Путина 2007г.

2

40

Россия и мировой порядок

2

41

Культурный уровень России

2

42

Угрозы радикального ислама

2

43

Что ждёт Россия в XXI веке. Прогнозы

2



  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙЙ.

РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

ХАРАКТЕРИТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

- формировать познавательные мотивы – интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия;

  1. Древнейшая и древняя история человечества

-владеть исторической  картой  как источником  информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

- анализировать информацию в  исторических текстах,в  материальных памятниках Древнего мира;

- выделять  условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории;

-уметь анализировать  характерные, существенные черты: а)форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.)б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы);в)религиозных верований людей в древности;

-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

-давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

- уметь аргументировать свою точку зрения.

  1. Цивилизации Запада и Востока в средние века

-анализировать  историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- уметь  использовать различные источники информации, материальныеисторическиепамятники Средневековья;

-уметь выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) в оценке  образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры;

- определять социальную значимость основных событий средневековой истории для оценки деятельности событий современной Европы;

-объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

-анализировать  развитие Руси и других стран в период Средневековья, общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения истории, толерантности, нетерпимости к любым видам насилия.

  1. История России с древнейших времён до конца XVIIв.

-уметь создавать историко-географический образ, включающий представление о территории и границах России,анализсущности  и значения основных событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного; Смутное время; правление первых Романовых; формирование абсолютизма; реформы Петра Великого;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, эмоционально положительное принятие своей идентичности и уважение и принятие других народов России;

-искать, систематизировать, обобщать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать свою точку зрения;

- уметь распознавать объекты, выделять существенные их признаки и проводить синтез;

-давать оценку исторической личности;

-применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVII века;

- уметь планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками;

- уметь договариваться, находить общее решение практической задачи;

- уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи при публичных презентациях и защите групповых проектов.

  1. Новое время. Истоки индустриальной цивилизации. Страны Западной Европы в XVI–XVIII вв.

- формировать чувство толерантности, уважения к человеку и ценностям на основании фактических знаний истории и географии событий Нового времени, достижений и культурных традиций;

-анализировать историю России и других стран в Новое время;

- уметь осознанно выделять студентами того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

-уметь самостоятельно выбирать средства для организации своей деятельности (историческую карту, письменные источники, учебник, интернет ресурсы и т.д.);

-составлять описание образа жизни основных социальных групп в России и в других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

-раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических и социальных отношений и политического строя государств в Новое время; б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.) в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);г)представлений о мире и общественных ценностях; д)художественной культуры Нового времени;

-объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Нового времени;

-сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

  1. Россия в XVIII веке.

-анализировать и обобщать  информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период дворцовых переворотов, период правления Екатерины II и Павла I);

- свободно ориентироваться и воспринимать необходимую информацию из художественных, научных, публицистических текстов;

- овладеть монологической и диалогической формами речи;

-давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского, К. Минина, Д. Пожарского, Степана Разина, М.В. Ломоносова и др.)

- знать и применять основные моральные нормы; учитывать объективные последствия нарушения моральных норм;

- уметь принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

- воспитывать нетерпимость к любым видам насилия;

  1. Становление индустриальной цивилизации.

-анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- оценивать  образ жизни основных социальных групп в России и в других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- уметь учитывать выделенные преподавателем ориентиры действия;

- анализировать и систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по Всеобщей истории Нового времени;

- оценивать  характерные, существенные черты: а)экономических и социальных отношений и политического строя государств в Новое время; б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.) в) развитие общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);г)представлений о мире и общественных ценностях; д)художественной культуры Нового времени;

-объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Нового времени;

- выделять общие и индивидуальные признаки  развития России и других стран в Новое время, синтезировать исторические ситуации и события;

  1. Россия в XIX веке.

- выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность в раскрытии сущности международной политики (Отечественная война, Крымская война, русско-турецкие войны);

- формировать межэтническую толерантность;

- уметь работать в группе, договариваться, находить общие решения,

- уметь аргументировать свое предложение;

-уметь организовывать свою деятельность (планировать, контролировать, оценивать) события и явления: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм,

революционная демократия, народничество;

- максимально использоватьисторическую и современную информацию из различных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (время правления Александра I, Николая I, Александра II и Александра III);

-устанавливать аналогии между XIXвеком и современностью;

- оценивать результаты  деятельности личностей российских императоров, С.Ю. Витте, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова и др. )

  1. От новой истории к новейшей. Международные отношения в начале и первой половине XX века.

-уметь создавать историко-географический образ, включающий представление об основных исторических событиях  (мировые войны);

-анализировать и обобщать  информацию из исторических источников – текстов, материальных и художественных памятников Новейшей эпохи;

- формировать индивидуальные средства и способы действий при реализации содержательной части проекта: ( а)условия и образ жизни людей различного положения; б)ключевые события эпохи и их участников; в)памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи);

- уметь работать в группе, принимать и оказывать помощь, оформлять результат;

- уметь проводить аналогию  характерных, существенных черт экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры начала XX – XXI в;

-объяснять причины и следствия наиболее значимых событий Новейшего времени;  

- формировать нетерпимость к любым видам насилия.

  1. Россия в первой половине XX века.

-уметь создавать историко-географический образ, включающий представление об основных исторических событиях  (Россия в Первой мировой войне, Великая российская революция; Великая Отечественная война);

- анализировать и обобщать  информацию из исторических источников – текстов, материальных и художественных памятников российской и советской истории);

- формировать индивидуальные и коллективные средства и способы действий при реализации содержательной части проекта: ( а) выделять тождество и различия трех русских революций; б)выявлять  противоречивые черты в деятельности Столыпина П.А.; в) модернизация по-советски; г) анализировать два типа государственно-территориального устройства и обосновать с распадом СССР, д) анализировать причины неудач создания системы коллективной безопасности, е) уметь сравнивать цель и результат через изучение Великой Отечественной войны, ж) феномен советского человека);

- уметь выделять существенную информацию, использовать соответствущие ресурсы в сотрудничестве со взрослыми и самостоятельно;

- уметь логически рассуждать;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.

  1. Мир во второй половине XX века. «Холодная война».

- владеть исторической  картой  как источником  информации о геополитических изменениях;

- использовать возможности проектной деятельности при решении проблем, связанных с рассмотрением вопросов: а) послевоенный раздел мира; б) крушение колониальной системы; в) НАТО и Варшавский Договор -  вызовы; г) проблемы советской модели социально-экономического, политического и духовного развития в Восточной Европе (на примере Венгрии, Чехословакии, Польши), д) мирдо и после Хельсинки;

- уметь анализировать особенности и результаты развития стран третьего мира  после распада колониальной системы;

- объяснять причины и результаты «холодной войны»;

- воспитывать толерантность, нетерпимость к любым видам насилия;

- уметь применять основные моральные нормы и осознавать ответственность при их нарушении.

  1. СССР в 1945 – 1991 годах.

- создать историко-географический образ, основанный на знании основных исторических событий периода;

- воспитывать уважение к другим народам России, межэтническая толерантность;

-  структурировать знания с помощью различных средств, разными способами при решении вопросов: а) «оттепель» и «застой»;б)распад СССР – причины и результаты;

в) создание новой российской государственности

- ориентироваться на различные способы решения задач и выбор эффективных способов их решения;

- уметь сравнивать цель и результат;

- уметь излагать основные положения своего сообщения в письменной и устной речи

- владеть приемами логических действий.

  1. Россия и мир в конце XX–начале XXI вв.

- стремиться выполнять социально- значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

- уметь устанавливать связь между учением и будущей профессиональной деятельностью;

- уметь адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая результат с усилиями,трудолюбием, старанием;

- уметь ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;

- уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще не известно.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

8.1Материально-техническое обеспечение

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории; мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники,  карты, адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные карты мониторинга учебных знаний).

Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.

8.2 Информационное обеспечение обучения.

Интернет ресурсы:

Ресурсы WWW по истории России

 http://www.history.ru/histr.htm

Ресурсы истории России XX века

 http://www.history.ru/histr20.htm

Ресурсы по Всемирной истории

 http://www.history.ru/histwh.htm

Обучающие и познавательные программы по истории

 http://www.history.ru/proghis.htm

Обучающие программы по истории

 http://www.history.ru/proghis.htm

Культура и искусство Древнего Египта

 http://www.kemet.ru/

Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>!

 http://www.tellur.ru/~historia/

9.РЕКОМЕНДУЕМА ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

1.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М. «Академия», 2011 г.

  1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. « История России с древнейших времен до конца века» - 1-2 часть, академический учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. « Просвещение» 2010 г.
  2. Сахаров А.Н. « История России с древнейших времен до конца ХVI века» - 1 часть, учебник для 10 класса. М « Русское слово» 2010г.
  3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. « История России XVII – XIX века» 2 часть учебник для 10 класса М. « Русское слово» 2010 г.
  4. Загладин Н.В. « Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» - учебник для 10 класса М. «Русское слово»  2011 г.
  5. Загладин Н.В., Симония Н.А. «История России и мира» учебник для 10 класса М « Русское слово»  2011 г.
  6. Загладин Н.В. «Всеобщая история» - учебник для 11 класса М « Русское слово» 20011г.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Хачатурян В.М. « История мировых цивилизаций» пособие для общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы М. «Дрофа» 2005г.
  2. Озерский В. « Правители России от Рюрика до Путина» - справочник. Краснодар, 2005 год.
  3. А. Литвинов « История становится ближе» 1999 г.
  4. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в    вопросах и ответах.
  5. Волков К.В. Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до начала XXI века.

6. Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории.

Разработчики:         

Лукьянова Т.В. – преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО ВО «Владимирский индустриальный техникум»;

Спица Н.П. - преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО ВО «Владимирский индустриальный техникум».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ раздела рабочей программы «История России с древнейших времен до XVII века»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ  раздела рабочей программы«История России с древнейших времен до XVII века»...

Рабочая программа "История мировой культуры" для обучающихся СПО

представлена рабочая программа по курсу истории мировой культуры...

Рабочая программа "История родного края"

Данная программа предназначена для реализации в группах ППКРС...

Рабочая программа "История народных промыслов"

Данная программа предназначена для реализации в группах ППКРС...

Рабочая программа. История. СПО. 51 час. 2015-2016 г.г.

Рабочая программа. История СПО. 51 час. 2015-16...

Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс

Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс Уколова...

Рабочая программа "История Родного края"

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины  - История Родного края...