Духовная культура.(учебник-10 класс)-учебник 10 кл.
учебно-методический материал на тему

Семкина Нина Ивановна

1. Что включает в себя духовная сфера общества, ее основные элементы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh.sfera_.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел. Духовная культура.(учебник-10 класс)-учебник 10 кл. под ред. Боголюбова.

  1. Что включает в себя духовная сфера общества, ее основные элементы?
  2. Что такое культура? Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. доминирующая культура, субкультура, контркультура.
  3. Какие отличительные признаки характеризуют массовую культуру в отличие от элитарной?
  4. В чем проявляются отличительные черты народной культуры?
  5. Какова роль искусства в познании мира?
  6. Дайте общую характеристику мировых религий.      
  7. Какое место в духовной сфере принадлежит науке? Ответ аргументируйте.
  8. В чем проявляется свобода и ответственность в науке?
  9. Какую роль в развитии общества играет образование?
  10. Что такое мировоззрение?
  11. Какие виды мировоззрения существуют?

Основные понятия.

Культура, материальная культура, духовная культура, культурный человек, духовная жизнь общества, мировоззрение, виды мировоззрения, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация образования,самообразование,наука,искусство,эстетика,религия,религиозное сознание, мораль, моральные ценности, совесть, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

Задания на применение знаний

Для проведения текущей  аттестации отобраны задания, которые позволяют выявить уровень знаний и умений обучающихся по каждой содержательной линии курса обществоведения.  Они построены на использовании изученного обучающимися содержания.

Раздел. Духовная сфера

1. Испокон веков люди спорят о значении науки. В известной басне И. А. Крылова «Водолазы» говорится:

Не более ль вреда, чем пользы от наук?

Не расслабляет ли сердец и рук

Ученье?

Одни персонажи Крылова полагают:

Кто говорил, что неученье тьма, —

Что не дал бы нам Бог ума,

Ни дара постигать вещей небесных,

Когда бы он хотел,

Чтоб человек не боле разумел

Животных бессловесных,

И что, согласно с целью сей,

Ученье к счастью ведет людей.

Их оппоненты возражают:

Что все ученье бред,

Что от него лишь нравам вред

И что, за просвещеньем вслед,

Сильнейшие на свете царства пали...

На чьей стороне ваши предпочтения? Приведите дополнительные аргументы.

Вопросы для проведения дискуссии

Раздел. Духовная культура

Проблема  массовой культуры.

Проблемная ситуация.На страницах популярного издания развернулась дискуссия о массовой культуре. Были высказаны разные точки зрения.

А. Массовая культура — это пародия на высокую культуру. В ней нет места искусству. Поэтому не стоит говорить ни о нравственном очищении посредством массовой культуры, ни о художественном наслаждении, ни об эстетических качествах и ценностях. Массовая культура создается и навязывается потребителю, пародируя высокую культуру и паразитируя на ней.

Б. Наступившая эпоха изменила содержание культуры, способствовала исчезновению культурной иерархии, деления культуры на высокую и низкую. Массовая культура сегодня создает и тиражирует новый жизненный стиль. В данном процессе значительную роль играют индустрия развлечений и массмедиа. По своему обороту шоу-бизнес сравним с крупными отраслями производства.

В., Массовая культура порождается объективными процессами:   происходит   цивилизационный  сдвиг, идет формирование новой цивилизации, постепенно созревает обыденная культура нового типа. Массовая культура аккумулирует в себе все ценное, накопленное на индустриальном и постиндустриальном этапах развития общества, и адаптирует (приспосабливает) их к новым цивилизационным условиям. Она, таким образом, играет важную роль в поступательном развитии общества.

Задание учащимся; как вы относитесь к высказанным точкам зрения? Сформулируйте и обоснуйте свою позицию.

Анализ текстов.

Анализ текста включает:

- прием информации — восприятие печатного текста, его распознание на уровне смысловых единиц, установление смысловой и логической связи между ними;

- осмысление прочитанного, которое тесно связано с усвоенной базовой учебной информацией. На осмысление безусловное влияние оказывают уровень специальных заданий, общей культуры, речевого развития;

- свертывание текста— такое преобразование текста, при котором он замещается более кратким по объему изложением. В свернутом тексте не допускается смыслового искажения, утраты значимых положений. Объект не описывается, а лишь указывается;

- переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подроностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов. Новая информация (определения, правила, формулировки закономерностей и т. п.), как правило, нуждается в дословном или почти дословном воспроизведении. Другие типы новой информации переформулируются с сохранением смысла исходного текста.

Вопросы и задания к текстам для анализа, предлагают проверку умений:

— распознавать   в   тексте   термины   и   понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

— объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

— описывать с опорой на используемый текст изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;

-характеризовать  изучаемый  объект,   выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;

- выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;

- выделять главную мысль текста;

- самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;

- сравнивать   несколько   социальных   объектов, предъявленных в анализируемом объекте или на основе нескольких источников;

- делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснять термины, указывать на связь между основными понятиями и т. п.);

- преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.

Реферат

Реферирование - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В тоже время эти идеи, преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата.

Как вид речевой деятельности реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает:

- этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);

- этап планирования (составление программы высказывания);

- этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста, реферата, его функционального назначения);

- этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

- собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

- справочный аппарат.

Различают несколько видов рефератов:

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного реферата - заменить собой первоисточник, индикативного - помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Рефератом также называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие в себя критический обзор литературы и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идет речь об итоговом представлении результатов обучения по курсу.

В устном представлении реферата предполагается - обоснование актуальности избранной темы;

- анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

- цель работы;

- определение гипотезы;

- исследовательские задачи.

Раздел. Духовная сфера.Темы рефератов.

  1. Массовая и элитарная культура.
  2. Народная культура.
  3. Субкультуры.
  4. Контркультура.
  5. Культурная жизнь вашего региона.
  6. Молодежная культура: отрицание авторитетов или стремление к идеалу?

Эссе.

Требования к эссе.

Эссе (от франц. essai) - жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе по обществознанию - выявить умение  обучающихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме).

Обучающийся должен показать:

- адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);

- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;

- понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);

- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);

- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).

Объем эссе, как правило, не превышает 3-5 страниц. Время выполнения работы ограничивается 90 минутами.

Темы эссе.

Раздел. Духовная культура.

1. «Наука - это организованное знание» (Г. Спенсер).

2. «Нравственность - это отношение силы чувств к силе разума» (М. Пришвин).

3. «Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться»    (Ф. Ларошфуко)».

4. «У искусства есть враг: имя ему - невежество» (Б. Джонсон).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса, учебник Spotlight

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование уроков на год, список литературы...

Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...

Рабочая программа 4 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 4 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...

Презентация к 1-му уроку учебника Л.Г.Емохоновой Мировая художественная культура: учебник для 10 класса. Базовый уровень.

Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности  43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования  по учебной д...

Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе, учебник под ред И.Н. Пономаревой

Методическая разработка соответствует ФГОС, используется в качестве составления поурочного планирования на уроках биологии в 10 классе...

Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе, учебник под ред. И.Н.Пономаревой

Методическая разработка окажется для вас опорным конспектом в разработке поурочного плана по биологии в 11 классе...

План-конспект урока английского языка во 2 классе Учебник: Радужный английский Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева

Развернутый план-конспект урока английского языка во 2 классеУчебник: Enjoy English (радужный английский)Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева...