Контрольно-измерительные материалы.Политика
учебно-методический материал на тему

Семкина Нина Ивановна

(учебник- обществознание, 10кл.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politika.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы.

 Политика.(учебник- обществознание, 10кл.)

  1. Что такое политика. Виды политики
  2. Что такое власть, политическая власть.
  3. Что такое политическая система, из каких основных элементов (подсистем) состоит политическая система?
  4. Почему государство признается главным элементом политической системы?
  5. Признаки государства, функции государства?
  6. Назовите формы государственного правления(характеристика).
  7. Формы государственного устройства (характеристика).
  8.  Политический режим. Типы политического режима(характеристика).
  9. Демократия, ее виды, признаки. Правовое государство- признаки, гражданское общество.
  10. Избирательная система и ее виды.. Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной?
  11. Что представляет собой политическая культура?
  12. Политическая идеология, основные типы политической идеологии в современном мире

13.Система органов государственной власти( назвать кто осуществляет управление РФ.,дать характеристику каждой ветви власти )

14.Знать понятия и термины:политика, политическая сфера, политическая система, государство,партия, власть, политическая власть, государственный суверенитет, законодательная власть –Федеральное собрание,, исполнительная власть- Правительство РФ,.судебная власть,монархия, виды монархии, республика, виды республики, демократия, прямая демократия. Представительнаядемократия, политический режим, тоталитаризм, демократический режим. Правовое государство, гражданское общество, выборы,референдум, избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, политическая идеология,кадровая и массовая партии,Конституция,

  Контрольно – измерительные материалы .

Тема. Право.

  1. Что такое социальные нормы. Какую роль в жизни общества играют социальные нормы? Виды социальных норм.
  2. Чем правовые нормы отличаются от норм моральных?
  3. Каковы основные признаки понятия «право»?
  4. Какие отрасли входят в систему права?
  5. Что означает понятие «институт права»?
  6. Что является источником права?
  7. Как различаются нормативные акты по своей юридической значимости?
  8. Почему Конституция является нормативным актом высшей юридической силы?
  9. Чем частное право отличается от публичного?
  10. Какова роль правоотношений в системе общественных отношений?
  11. Каковы виды правонарушений?
  12. Чем юридическая ответственность отличается от моральной?
  13. Каковы виды юридической ответственности?
  14. Какое место права человека занимают в Конституции РФ?

15. Федерального собрания РФ- характеристика.

16. Президента РФ- характеристика.

17.Правительства РФ характеристика.

18.Каковы функции Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного Суда?

19.Что включает в себя понятие «административное правонарушение»?  

20.Что такое административная ответственность?

21.Чем различаются понятии «физическое лицо» и «юридическое лицо»?

22.Каково содержание трудового договора?

23.Из чего складывается дисциплина труда?

24.Каковы обязанности работодателей?

25.Что называется преступлением?

26.В чем состоит значение Декларации прав человека?

27.Каким образом осуществляется судебная защита прав человека?

28. Каковы основные элементы правовой культуры?

Основные понятия:

Задания на применение знаний

Для проведения текущей  аттестации отобраны задания, которые позволяют выявить уровень знаний и умений обучающихся по каждой содержательной линии курса обществоведения.  Они построены на использовании изученного обучающимися содержания.

Некоторые практические задания могут выполняться группой учащихся. Важно, чтобы в работе группы участвовали все ее члены и чтобы каждый мог рассказать  не только о личном вкладе, но и об общих результатах.

Раздел. Политика.

1. Американский политик Э. Смит говорил: «Лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии». Точка зрения Г. Л. Меннена противоположна: «Сказать, что лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии, все равно что сказать: лучшее лекарство от преступности — больше преступлений».

Как вы думаете, о каких болезнях демократии идет речь? С каким суждением вы согласны? Можете ли вы предложить иные средства от болезней демократии? Свой ответ аргументируйте.

  1. Напишите текст обращения к избирателям, имеющий целью привлечь их к активному участию в выборах.

Тема. Право.

  1. Рабочий завода С. договорился с администрацией магазина о переходе на вышеоплачиваемую работу. В среду 11 апреля он принес в отдел кадров завода заявление об увольнении по собственному желанию, а в четверг 12 апреля на завод не пришел. С. был уволен, но не по собственному желанию, а за прогул. Имела ли право администрация завода отдать такой приказ об увольнении?
  2. Учащийся В. обменял со своим знакомым одну серию коллекционных марок на другую. Родители В. заявили, что он не имел права на осуществление данной сделки, и потребовали отказаться от нее. Правы ли родители В.?

Используйте выдержки из статей 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. Смогли ли вы ответить на вопрос задания? Почему? Какой информации вам не хватает?

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

  1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласил своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя...

2.        Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1)        распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами.        

     <…>

4) совершать мелкие бытовые и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса...

Статья 28. Дееспособность малолетних.

<...>

3.        Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки...

2)  сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. К международным документам, утверждающим права человека, примыкают соглашения между странами, защищающие людей в случае военного конфликта. Совокупность норм, содержащихся в них, называется международным гуманитарным правом.

Прочитайте статью 12 Женевской конвенции от 12 августа 1944г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и подумайте: почему стало необходимым такое международное соглашение? Почему совокупность подобных норм называется гуманитарным правом?

Статья 12

Личный состав вооруженных сил и прочие лица, указанные в следующей статье, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и; защитой при всех обстоятельствах.

Сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечит им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие аналогичные критерии. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать   их   пыткам,   проводить   над   ними   биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для заражения...

4. Газета предложила читателям высказать свое мнение по вопросу «Как повысить правовую культуру населения?». Напишите письмо (заметку) в газету по этому вопросу.

Вопросы для проведения дискуссии

Раздел. Политика.

Проблема изменения избирательной системы.

Известно, что в Российской Федерации выборы в Государственную Думу происходят по смешанной избирательной системе: из 450 депутатов половина избирается по пропорциональной системе, другая половина — по мажоритарной.

Высказывается предложение значительно сократить число мест в Думе, распределяемых по пропорциональной системе. Аргумент, выдвигаемый сторонниками этого предложения: каждая партия, участвующая в выборах, представляет партийный список, в котором, как правило, избирателям известны лишь имена первых трех кандидатов (некоторые из них в Думе работать не планируют). За ними идут малоизвестные люди, нередко не обладающие профессиональными данными для работы в Думе. Кроме того, они не связаны с избирателями конкретных избирательных округов.

Противники этого предложения говорят, что партийная система в России только формируется и необходимо создать условия для становления общенациональных политических партий.

Задание учащимся: сформулируйте вашу позицию. Какие аргументы «за» и «против» той или иной избирательной системы, вы могли бы привести?

Тема. Право.

  1. Проблема наказания.

В связи с ростом преступности в печати появились выступления, требующие ужесточить наказания за совершенные преступления. В одной радиопередаче прозвучало предложение расстреливать застигнутых на месте преступления убийц и насильников без суда. Тогда   злоумышленники   будут   бояться   совершать преступления. Эти предложения вызвали многочисленные возражения. Отмечалось, что опыт других стран говорит о том, что ужесточение наказаний не снижает уровень преступности. Главное в неотвратимости наказания. Поэтому надо улучшать работу следователей и судов. Указывали и на неприемлемость предложения о внесудебном наказании преступников: ошибки неизбежны, обязательно пострадают невиновные.

Задание   учащимся:  сформулируйте  свою  позицию. Аргументируйте ее.

Анализ текстов.

Анализ текста включает:

- прием информации — восприятие печатного текста, его распознание на уровне смысловых единиц, установление смысловой и логической связи между ними;

- осмысление прочитанного, которое тесно связано с усвоенной базовой учебной информацией. На осмысление безусловное влияние оказывают уровень специальных заданий, общей культуры, речевого развития;

- свертывание текста— такое преобразование текста, при котором он замещается более кратким по объему изложением. В свернутом тексте не допускается смыслового искажения, утраты значимых положений. Объект не описывается, а лишь указывается;

- переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подроностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов. Новая информация (определения, правила, формулировки закономерностей и т. п.), как правило, нуждается в дословном или почти дословном воспроизведении. Другие типы новой информации переформулируются с сохранением смысла исходного текста.

Вопросы и задания к текстам для анализа, предлагают проверку умений:

- распознавать   в   тексте   термины   и   понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

- объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

- описывать с опорой на используемый текст изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;

- характеризовать  изучаемый  объект,   выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;

-  выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;

 -выделять главную мысль текста;

- самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;

- сравнивать   несколько   социальных   объектов, предъявленных в анализируемом объекте или на основе нескольких источников;

- делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснять термины, указывать на связь между основными понятиями и т. п.);

- преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).  


Тематические тесты.

Тема. Право

1 вариант.

  1. Место права в системе социальных норм определяется тем, что соблюдение правовых норм:

поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи

обеспечивается авторитетом коллективного сознания

обеспечивается силой государства

опирается на представление о прекрасном и безобразном

Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права ответственность за:

Невыполнение обещания

  1. Грамматические ошибки
  2. Мысль о дезертирстве
  3. Дисциплинарный проступок

Тема. Право

2 вариант.

1. Правовые нормы занимают особое место в системе социальных норм, поскольку:

1) их нарушение встречает общественное осуждение

2) они закрепляются в законах, издаваемых государством

3) они находят отражение в политических принципах

4) они поддерживаются моральным сознанием верующих  

  1. Юридическая ответственность является, в частности следствием:
  1. Административного проступка
  2. Аморального поведения
  3. Несоблюдения правил этикета
  4. Нарушением традиции

Реферат

Реферирование - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В тоже время эти идеи, преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата.

Как вид речевой деятельности реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает:

- этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);

- этап планирования (составление программы высказывания);

- этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста, реферата, его функционального назначения);

- этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

- собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

- справочный аппарат.

Различают несколько видов рефератов:

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного реферата - заменить собой первоисточник, индикативного - помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Рефератом также называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие в себя критический обзор литературы и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идет речь об итоговом представлении результатов обучения по курсу.

В устном представлении реферата предполагается - обоснование актуальности избранной темы;

- анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

- цель работы;

- определение гипотезы;

- исследовательские задачи.

Темы рефератов

Раздел. Политика.

1. Гражданское общество и государство.

2. Место партий в политической системе.

3. Тоталитарный режим - противоположность демократическому.

4. Либеральная демократия, ее преимущества и слабости.

5. Типы политической культуры и российское общество.

6. Политическое лидерство в ХХ в.

7. Политическое поведение в ходе выборов.

8. Политические конфликты и пути их преодоления.

9. Политическое участие.

Тема. Право.

1. Право как мера свободы.

2. Соотношение права и справедливости.

3. Субъекты Российской Федерации.

4. Гражданские права и их защита в суде.

5. Права ребенка в современном обществе.

6. Права человека как один из признаков правового государства.

7. Правовая культура человека и ее значение.

8. Юридическая ответственность, ее виды.

9. Административные правонарушения и административная ответственность.

10. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Эссе.

Требования к эссе.

Эссе (от франц. essai) - жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе по обществознанию - выявить умение  обучающихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме).

Обучающийся должен показать:

- адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);

- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;

- понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);

- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);

- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).

Объем эссе, как правило, не превышает 3-5 страниц. Время выполнения работы ограничивается 90 минутами.

Темы эссе.

Раздел. Политика.

1. «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами» (Ш. Монгаламбер).

2. «Демократия есть механизм, гарантирующий что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).

3. «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре (У. Шекспир).

4. «Кто не сделался, прежде всего, человеком тот плохой гражданин» (В. Белинский).

Тема. Право.

 1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).

2. «Право - это все то, что истинно и справедливо» (В. Гюго).

3. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

4. «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков.

 5. «Ваш долг есть: сохранять законы, на лица сильных не взирать» (Г. Державин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблон для оформления контрольно-измерительных материалов (контрольно-оценочных средств) по дисциплине

Данный материал содержит макет с рекомендациями по составлению контрольно-измерительных материалов по дисциплине или,  как их ещё называют КОСов (контрольно-оценочных средств). Этот материал помо...

Контрольно – измерительные материалы по дисциплине «Естествознание» для проведения контрольной (срезовой) работы

Контрольно-измерительный материал по дисциплине ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ предназначен для определения качества знаний и  умений обучающихся ...

Контрольно – измерительные материалы по дисциплине «Химия» для проведения контрольной (срезовой) работы

Контрольно-измерительный материал по дисциплине ХИМИЯ предназначен для определения качества знаний и  умений обучающихся ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЁТНОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫ по дисциплине ОП 07, 08 Контрольно-измерительные приборы и автоматика» на 2013/2014 учебный год для студентов (обучающихся) - 2 курса, по профессии 131003.02 Оператор по ремонту скважин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЁТНОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫпо дисциплинеОП 07, 08  Контрольно-измерительные приборы и автоматика»на 2013/2014 учебный годдля студентов (обучающихся) - 2 курс...

Контрольно-оценочные средства и контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Плавание"

В методических материалах содержится комплект контрольно-оценочных средств по разделу «Плавание» МДК. 02.01 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровите...