мастер- класс "творческая мастерская письма"
план-конспект занятия на тему

Левдик Наталья Егоровна

Обучение написанию сочинения- одна из важных задач уроков литературы и русского языка. Учитывая важность этого вида работы, следует уделять ему должное внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_masterskaya_tvorcheskogo_pisma_6_klass.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слово к коллегам

Школа - тот краеугольный камень, на котором строится будущее страны. В обществе, как в зеркале, отражаются проблемы школы.

Давайте бросим мысленный взор на нашу школу, на современное общество. Что же видим? Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок.

Мы художники жизни, но картины жизни, созданные нами, возмущают нас самих - они безликие, размытые и безобразные.

Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше.

Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается.

Мы даем уроки, но от них не видим никакого чуда.

Мы дарим детям знания, а они не радуются.

Мы несем обществу благо, а общество не благодарно нам.

Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится все хуже и хуже, в ней вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность, т.е. тьма...

Чем дольше работаешь в школе, тем больше сомневаешься... А так ли я учу? Могу ли научить всех? Не слишком ли авторитарной становлюсь? Такие неразрешимые риторические вопросы, вопросы... И такие разные и непостижимые до конца ученики... Как же в каждую личность вложить не только знания, но и человеческие качества. Должна ли школа кроме обучения воспитывать? Какие приёмы, техники, технологии можно применять, а какие только навредят? Думаю, что подобные вопросы задают себе многие коллеги…

Молитва учителя

Дай мне простоту ума и дай мне глубину!

Избавь мой ежедневный урок от сложности!

Дай мне оторвать глаза от ран на собственной груди,

Когда я вхожу в школу по утрам.

Садясь за свой рабочий стол,

Я сброшу мои мелкие материальные заботы,

Мои ничтожные ежечасные страдания.

Пусть порыв моего энтузиазма, как пламя,согреет классы…

Принцип работы плодотворной на уроке.

  Всматривайтесь в привычное-и увидите   неожиданное.

  Всматривайтесь  в  некрасивое – и  увидите  красивое.

  Всматривайтесь  в  малое – и  увидите   великое.

   Всматривайтесь    в   простое  -  и  увидите   сложное.

                                                                Памятка.

Что такое компетентностно-ориентированное задание?

  • Во-первых, это деятельностное задание;
  • Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  • В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
  • В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:
  • Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)
  • Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)
  • Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)

Технология развития критического мышления

Стадии  (фазы)учебного занятия

Стадии

Задачи

Содержание

Первая стадия

 «Вызов»

  1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Вторая стадия

«Осмысление»

(реализация смысла)

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2)Помочь соотнести старые знания с новыми.

  Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

Третья стадия «Рефлексия»

1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап  называю сотворчество.

Основное его содержание -— осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

Актуальность.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

     Сущность: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Исходя из этого,  создать необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

а) ситуация успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

б) благоприятная атмосфера для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с другими;

е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

ё) педагогическое сотрудничество;

ж) учет жизненного опыта каждого ребенка.

Продуктивность:

  1.  Повышение качества знаний учащихся.
  2. Успешность учебной деятельности.
  3. Формирование личностного смысла ученика.
  4. Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
  5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.

Мастерская творческого письма (6 класс )

Тема: «Дождь»

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Ход урока:

Организационный момент.

-Вот звонок вам дал сигнал –

Поработать час настал!

Даром время не теряем

И учиться начинаем!

  1. Сообщение темы и цели.
  2. Работа по теме урока
  1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

     – Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его. Закройте глаза и послушайте.

                                           (Звучит запись на аудиокассете «Ливневый дождь в лесу»).

- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.

                             (Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

 2) Групповая работа

- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

- Нарисуйте первое найденное вами слово (дождь)

     - Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.

Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…

 В результате записи учащихся дополняются.

- Попробуйте написать определение слова дождь: Дождь – это…

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.

- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.

3) Творческая работа

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)

Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (дети читают друг другу свои тексты вполголоса). Затем представители групп читают свои работы.

«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. А этого я очень не люблю…»

«Иногда в душе может затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь».

«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают  свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь»

 «С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ан скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…»

«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки».

- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите ее для себя.

- У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…

- Любое время года надо принимать хорошо.

- Дождь мы должны встречать с добротой.

- Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.

В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.

Дождь и снег – любое время года Надо благодарно принимать.

4. Работа с текстом. Анализ текста

Всем группам раздаются тексты (одинаковые).

- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).

     Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себя, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть…

Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).

Учащиеся читают составленные ими вопросы:

    - Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?

    - Что надо научиться понимать?

    - Чем ценно всё живое?

  - Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца – напишите план; определите тип речи. ( Работа в парах.)       Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.

       Ночью дождь приходит не слышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь  всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда  то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагом гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так  называемый слепой дождь.  Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.

     Учащиеся делят текст на абзацы и определяют микротемы:

1. Ночной дождь

2. Утренний дождь.

3. Вечерний дождь.

4. Слепой дождь.

     Тип речи – описание.

     Творческая работа.

     - Напишите письмо себе от имени дождика.                                                                                                        

     « Здравствуй, Ирина. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» ( Ирина. )

 « Здравствуй, Аня. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся.(Аня. )

Чтение работ.  Обсуждение результатов занятия (рефлексия).

Этап рефлексии.

   - Прислушайтесь к себе, вспомните то, что вы узнали и продолжите  фразы.

 Сегодня на уроке я узнал…

 Сегодня на уроке я вспомнил…

 Мне понравилось на уроке…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я почувствовал, что…

- Я приобрел…

-  Я научился…

- У меня получилось …

- Я смог…

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Урок дал мне для жизни…

- Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке?

- Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания.

- Самое важное  не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)

- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б.Пастернак)

- Мы все учились понемногу:  Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С.Пушкин)

- Я усталым таким еще не был. (С.А.Есенин)

  Прием «Синквейн» ( позволяет обнародовать собственную позицию и соотнести ее с мнением других).

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Во второй следует описание темы в двух словах (обычно прилагательных).
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

- Сегодня я узнал…

- Мне захотелось…

  1. Итоги урока.

-А знаете ли вы, почему нам многое удалось сделать на уроке?

 Потому что мы…

Не ленились, не зевали, имели мы терпение

И учение считали мы не за мучение!

Домашние задание:

 В основе любой творческой работы лежит принцип античного философа Платона:

…от красивых образов –

к красивым мыслям,

от красивых мыслей –

к красивой жизни,

от красивой жизни –

к абсолютной красоте…

А красота, вы знаете, что сделает…

Напишите сочинение по заданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастерской творческого письма «Урок бабочки».

Методическая разработкамастерской творческого письма «Урок бабочки». Целевая аудитория: 6-7 класс Цель – совершенствовать речевую деятельность учащихся.Задачи.1.Образовательные: формиро...

Мастер-класс для педагогов"Театральная мастерская"

Мастер-класс по изготовлению театральных кукол из компьютерных дисков....

Педагогический проект "Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера". Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже  позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови...

Как написать письмо на английском письмо

Правила написания  письма на английском письмо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника"

По разноуровневой модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника» ознакомительного уровня (1 год...