Мы будующее избиратели
план-конспект урока на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izbiratelnoe_pravo_i_izbiratelnyy_protsess_2015.rar39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов «Мы будущие избиратели»

   Цель – сформировать знания о выборах, избирательных стадиях избирательного процесса системах.

   Задачи:

Образовательные:   знать: сущность   избирательного права, принципы   проведения выборов в РФ, избирательная система, значение и разновидности выборов в России, основные стадии избирательного процесса, права и обязанности избирателя. понимать: различие между активным и пассивным избирательным правом, роль электората в выборах. объяснять: понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,

распространение знаний в области избирательных прав граждан.

Воспитательные: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,

формировать у учащихся активной жизненной позиции.

Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

Ход мероприятия

Слайд 1.

1. Вступительное слово учителя.

Я приветствую всех собравшихся. Сегодня у нас с вами необычная встреча и посвящена она Вам, будущим избирателям. Но прежде чем начать нашу беседу на эту тему, давайте обратимся к миниатюре.

2. «Обратимся к истории» – миниатюра (дети)

На стуле сидит Лёша, чистит туфли, мимо идёт с газетой его сестра Лера.

Лера: Лёш, а Лёш, сколько тебе лет?

Лёша: А ты как будто не знаешь.

Лера: Знаю, знаю. Завтра будет 18… теперь ты совсем взрослый.

Лёша: Даже не верится!

Лера: А сможешь работать как взрослые?

Лёша: Смогу.

Лера: И в армию можешь идти?

Лёша: Могу.

Лера: И жениться?

Лёша: Что? (поднимается) я тебе сейчас… пристала (Ставит туфель).

Лера: Да это я к тому, тебе и на выборы идти.

Лёша: Какие выборы? Ну-ка катись… Давай, давай. Вот пристала (уходят).

Учитель: Ребята, а на какие выборы предлагала Лера идти своему брату? Какие выборы бывают? А что вы о них знаете? (ответы учащихся).

Об этом мы с вами и поговорим.

- Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от  людей, стоящих у власти.

Слайд 2. Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.

- Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто  окажется у власти, все зависит от народа и его отношения к своей судьбе.

- Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.

Слайд 3. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Слайд 4. Виды выборов. 

Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки:

- очередные выборы;

- внеочередные (досрочные), например,  в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ.

- Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (не состоявшиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы.

- полными (выборы всех депутатов представительного органа) и частичными (ротационные, т. е. разновременное избрание частей депутатского корпуса).

Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки.

Слайд 5. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.

Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.

Слайд 6. Роль выборов в жизни гражданина, общества, государства:

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.

Во-вторых, выборы помогают людям высказать поддержку или разочарование существующим правительствам.

В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.

В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.

Таким образом, голос гражданина важен при определении власти в государстве.

Слайд 7. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти, т.е. легитимность власти - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Слайд 8. Понятие избирательного права. Рассматривается в двух смыслах:

- широком (объективном) совокупность правовых норм, регулирующих отношения по выборам в органы власти и органы местного самоуправления.

- узком (субъективном) право граждан избирать и быть избранным в органы власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право может быть:

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах.

Пассивное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Слайд 9. Основные принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

- Всеобщее это как?

- Равное это как?

- Прямое это как?

- Тайное это как?

- Что значит – участие в выборах свободное и добровольное?

Слайд 10. Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Избираются:

- президент РФ, Депутаты

- законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

- Депутаты Государственной Думы.

- Представительные органы местного самоуправления.

Слайд 11. Виды избирательных систем. 

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой в основу определения результатов голосования кладется принцип большинства. 

Пропорциональная система - мандаты распределяются между списками кандидатов от партий в зависимости от количества голосов избирателей, полученного каждым списком в рамках единого избирательного округа

Смешанная система – это система, в которой соединяются признаки мажоритарной и пропорциональной систем. 

- Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? (с избирательной компании)

Слайд 12. Бывают избирательные округа и избирательные участки.

Избирательная компания – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Избирательный округ – определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или выборное лицо

Избирательный участок – это место, где проводится голосование, и подсчитываются голоса избирателей.

Подготовку и проведение выборов  в  России призваны осуществлять избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ…

Все граждане – избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д.  

Слайд 13. Избиратель это лицо, обладающее активным избирательным правом:

– наличие российского гражданства;

– возраст не менее 18 лет;

– дееспособность;

– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Слайды 14 – 18. Права и обязанности избирателя. 

- Избиратель имеет право знать, за кого голосует.

- Сохранять в тайне свой выбор, кто бы им не интересовался.

- Избиратель не имеет права проводить агитацию в день голосования

- Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования

- Заполняя бюллетень, пользоваться карандашом

Слайд 19. Значение выборов.

К власти должны прийти достойные, ответственные, честные люди, тогда мы сможем быть спокойными за наши интересы.

Закрепление. Игра

- Давайте теперь поиграем делимся на 3 команды. Придумывают название команд.

Ведущий: I тур: «Зачем нужны выборы»

Команды составляют схему на ватмане (5 - 6 минут)+ (2 - 3 минуты) на ответ (конкурс оценивается в 3 балла).

Ведущий: II тур: Ответь правильно на вопрос.

(Каждой группе будет задано по 4 вопроса, за каждый правильный ответ 1 балл. Команды противников в случае не ответа команды на заданный вопрос могут ответить. Для ответа на вопрос 1 минута.)

Вопросы.

  1. С какого возраста граждане РФ могут участвовать в выборах? (с 18 лет)
  2. С каким документом  на участок должен в день выборов придти избиратель? (с паспортом или военным билетом (военные) )
  3. С какого возраста можно балатироваться на пост президента? (с 35 лет)
  4. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы? (на 5 лет)
  5. Какие граждане Конституцией РФ лишены избирательных прав? (признанные недееспособными судом)
  6. Назовите основные принципы демократических выборов? (всеобщее избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование, свобода выдвижения кандидатов, прямое избирательное право)
  7. Назовите основные требования к кандидату на пост президента? (возраст не менее 35 лет, постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет)
  8. В. Жириновский является  лидером партии …? (ЛДПР)
  9. В. Путин  является членом партии …? («Единая Россия»)
  10. Какие политические партии участвовали в региональных выборах  РХ  2013 года (КПРФ, Единая Россия, Справедливая Россия, ЛДПР)?
  11. Идя на выборы в качестве избирателя, вы реализуете активное или пассивное избирательное право?
  12. Что такое Федеральное собрание и из сколько палат оно состоит?  (высший законодательный орган власти, состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума)
  13. Может ли учащейся  11 класса стать депутатом муниципальных органов законодательной власти? (Может, если ему исполнилось 18 лет)

III тур. Команды получают задания с ситуациями, где нарушены права избирателей. Команды должны дать ответ какие права избирателя нарушены. (правильный ответ оценивается в 2 балла)

Карточка 1.

Накануне выборов в дверь пенсионерки Ивановой позвонили. Открыв дверь, она увидела 2-х молодых людей, которые представились представителями депутата «Н». Они передали пенсионерке пакет с продуктами, где были крупы, растительное масло, сгущенное молоко, Анна Степановна обрадовалась подарку. Взяла пакет, молодые люди попросили ее расписаться в документе с указанием паспортных данных, согласно этому пенсионерка на выборах должна была проголосовать за кандидата «Н». Молодые люди пригрозили, что этот документ с подписью пенсионерки имеет юридическую силу. За нарушение договора с кандидатом в депутаты «Н» ей предстоит заплатить крупный штраф. Пенсионерка в растерянности, она обращается к  вам, как специалистам в области избирательного права, как ей поступить?

Карточка 2.

Гражданин Семенов пришёл в день выборов на свой участок проголосовать, но забыл взять очки и чтобы проголосовать, он попросил помочь ему одного из наблюдателей депутата «П», который к тому же являлся его соседом, тот с удовольствием согласился ему помочь и прошёл с ним в кабинку для голосования. Какие нарушения связанные с процедурой голосования были допущены?

Карточка 3.

Кандидат в депутаты «С» в день выборов не далеко от участка, на котором он балатировался в депутаты Верховного Совета организовал концерт, в котором звучали призывы голосовать за кандидата в депутаты «С», проходящим мимо избирателям раздавали календари с изображением  кандидата. В результате чего центральная избирательная комиссия обратилась в суд с просьбой привлечь к судебной ответственности кандидата в депутаты «С».  Имел ли право так поступать в день выборов кандидат «С»?

IV-тур называется «Займем позицию»

Каждая группа получает одно утверждение, в ходе обсуждения которого необходимо высказаться «за» или «против» и привести несколько аргументов в защиту своей позиции. Кто более уверенно докажет позицию получает 5 баллов.

1 группа – работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся – по одному.

2 группа – выборы должны быть открытыми, т.е. избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями.

3 группа – участие в выборах должно  быть обязательно под угрозой штрафа.

Подводятся итоги.

- Пока судьи считают баллы, мы прослушаем песню, и я раздам вам памятки как правильно себя вести на избирательном участке.

Итог. И в заключение знайте и помните, что

Молодые избиратели определяют будущее страны «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего».

Современная молодежь – это инициативность, активность и креативность. Будь собой, активно участвуй в выборах, сам определяй свое будущее, не позволяй другим делать выбор за тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка заседания круглого стола «Сложна ли роль избирателя?»

Цель: формирование собственной гражданской позиции, приобретение опыта ведения политической дискуссии, повышение уровня политической культуры.Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу, вопросы викт...

Интеллектуальная игра "Маршрут молодого избирателя"

Интеллектуальная игра "Маршрут молодого избирателя" посвящена Дню избирателя в целях повысить уровень правовой культуры ребят первого курса. Каждая команда с командиром проходят свой маршрут. Задания ...

Разработка классного часа День молодого избирателя

Данная разработка поможет учителям использовать материал на внеурочных мероприятиях. Например поводить выборы призидента класса....

Программа клуба "Молодой избиратель"

Данная программа включает в себя положение о деятельности клуба, план работы клуба, состав членов клуба, указаны представители общественности, посещающие занятия клуба....

Дня юного избирателя

Давным – давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они им...

Викторина "Я-молодой избиратель"

Материал методической разработки предлагается к использованию на внеклассных мероприятиях....