РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
рабочая программа на тему

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) предназначена для изучения обществознания в ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум», реализующий образо­вательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образова­тельных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право)  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол НМС  № 3 от 21 июля 2015 г.,  рег. № рецензии  378  от 23. 07. 2015 г.),  автор – А.Г. Важенин - М. : Издательский центр «Академия», 2015. м

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obshchestvoznaniyu.docx750.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №1

"_____"_________2015 г.

______________Н.В. Клещина

Утверждаю

Директор ГОБПОУ «ЛПТ»

_____________А.А. Волков

"_____"_________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

(включая экономику и право)

Разработчик:

Преподаватель  истории и обществознания

                           Шеборова Л.В.

           

                                           

.

                                           Липецк 2015 г.


Содержание

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»

5

Место учебной дисциплины в учебном плане

7

Результаты освоения учебной дисциплины

8

Содержание учебной дисциплины

10

Тематическое планирование

18

Характеристика основных видов деятельности студентов

19

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Обществознание»

21

Рекомендуемая литература

23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) предназначена для изучения обществознания в ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум», реализующий образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право)  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол НМС  № 3 от 21 июля 2015 г.,  рег. № рецензии  378  от 23. 07. 2015 г.),  автор – А.Г. Важенин - М. : Издательский центр «Академия», 2015.

Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и  духовно-нравственной культуры подростка;
  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

Рабочая программа по учебной дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право) составлена в соответствии с:

  • ФЗ-273 от 21.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Минобрнауки  России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
  • письмом Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  от 17 февраля 2014 г. № 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования».

Рабочая программа предназначена для обучения по учебной дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право)  по следующим программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

09.00.00 УК Информатика и вычислительная техника

  • 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

13.00.00 УК Электро-и теплоэнергетика

  • 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

15.00.00 УК Машиностроение

  • 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
  • 15.01.25 Станочник (металлообработка)

22.00.00 УК Технологии материалов

  • 22.01.03 Машинист крана металлургического производства
  • 22.01.08 Оператор прокатного производства

23.00.00 УК Техника и технологии наземного транспорта

  • 23.01.09 Машинист локомотива

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

Учебная дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право) имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. 

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых  обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

  Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

     На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.

В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

При освоении профессий СПО технического  профиля профессионального образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право) входит в предметную область «Общественные науки» и должна обеспечивать:

  •  сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Основной формой овладения дисциплиной является урок. Программой предусмотрено как аудиторная работа обучающихся, так и самостоятельная (внеаудиторная). Распределение времени между аудиторной и внеаудиторной работой обучающихся указано в программе.

Средствами контроля освоения результатов учебной дисциплины являются:

  • устные ответы;
  • написание рефератов, докладов, сообщений;
  • написание эссе;
  • тестирование;
  • работа с учебной и научной литературой;
  • разработка проекта;
  • дифференцированный зачет.

Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право)  является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум» учебная дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право)  изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС.

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право)   — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического профиля профессионального образования.

На изучение учебной дисциплины учебным планом предусмотрено:

  • обязательная (аудиторная) учебная нагрузка - 171 час;
  • самостоятельная работа - 85 часов;
  • максимальная нагрузка –256 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины  «Обществознание» (включая экономику и право)   обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

 личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в  поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • эффективно разрешать конфликты; готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии  с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия  ценностей семейной жизни;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие  стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе  в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; −
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,  иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных  перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений  и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

  1. Человек и общество

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества).

Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практические занятия

№1.Человек, индивид, личность.

№2.Потребности, способности и интересы.

№3.Основные институты общества.

№4.Глобализация.

Темы индивидуальных проектов:

  • Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
  • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
  • Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
  • Индустриальная революция: плюсы и минусы.
  • Глобальные проблемы человечества.

2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2.2. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. 

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Практические занятия

№5.Духовная культура личности и общества.

№6.Виды культуры.

№7.Наука в современном мире.

№8.Роль образования в жизни человека и общества.

№9.Мораль.

№10.Религия.

Темы индивидуальных проектов:

  • Современная массовая культура: достижение или деградация?
  • Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
  • Кем быть? Проблема выбора профессии.
  • Современные религии.
  • Роль искусства в обществе.

3. Право

3.1. Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция как общественная наука.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.  Юридическая ответственность и ее задачи. 

3.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства.

Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

3.3. Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности  несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Практические занятия

№11.Конституционное право.

№12.Права и обязанности человека и гражданина.

№13.Гражданское право.

№14.Трудовое право.

№15.Административное право.

№16.Уголовное право.

Темы индивидуальных проектов:

  • Право и социальные нормы.
  • Система права и система законодательства.
  • Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
  • Характеристика отрасли российского права (на выбор).

4. Экономика

4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.

Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

4.3. Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход.

Сбережения.

4.4. Основные проблемы экономики России.

Элементы международной экономики. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты.

Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Практические занятия

№17.Экономика как наука.

№18.Типы экономических систем.

№19.Причины безработицы и трудоустройство.

№20.Особенности современной экономики России

Темы индивидуальных проектов:

  • Экономика современного общества.
  • Структура современного рынка товаров и услуг.
  • Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

5. Социальные отношения

5.1. Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

5.2. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

5.3. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,

профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные  конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 

Практические занятия

№21.Социальная стратификация.

№22.Виды социальных норм.

№23.Социальные конфликты.

№24.Социальная стратификация в современной России.

№25.Межнациональные отношения.

№26.Семья в современной России.

Темы индивидуальных проектов:

  • Я и мои социальные роли.
  • Современные социальные конфликты.
  • Современная молодежь: проблемы и перспективы.
  • Этносоциальные конфликты в современном мире.
  • Семья как ячейка общества.

6. Политика

6.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. 

6.2. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие

и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее

формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.  Политические партии движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Практические занятия

№27.Государство в политической системе общества.

№28.Гражданское общество и правовое государство.

№29.Избирательное право в Российской Федерации.

№30.Личность и государство.

Дифференцированный зачет.

Темы индивидуальных проектов:

  • Политическая власть: история и современность.
  • Политическая система современного российского общества.
  • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
  • Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
  • Формы участия личности в политической жизни.
  • Политические партии современной России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования  (ППКРС) с получением среднего общего образования технического профиля профессионального образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по профессиям СПО — 256 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 171 часа;  самостоятельная работа студентов — 85 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Содержание обучения

Максимальная нагрузка

Аудиторные занятия

Внеаудиторная самостоятельная работа

Всего

лекции

практические занятия

Введение

3

2

2

0

 1

Раздел 1. Человек в обществе

35

24

20

2

11

Раздел 2.Общество как мир культуры

36

24

18

4

12

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений

58

40

36

6

18

Раздел 4. Экономическая жизнь общества

46

30

26

2

16

Раздел 5. Социальные отношения. Социальная сфера.

36

24

18

4

12

Раздел 6. Политика

42

27

23

2

15

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета  

Итого

256

   171

  141

30

85

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

Введение

Знание особенностей социальных наук специфики объекта их изучения

1. Человек и общество

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты

1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс».

2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.

Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

2.2. Наука и образование в современном мире

Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого

перед обществом

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

3.Право

3.1. Правовое регулирование общественных отношений

Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права

3.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан

3.3. Отрасли российского права

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права

4.Экономика

4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

4.2.. Рынок. Фирма.

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль»,«деньги»,«процент»,«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»

4.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий

4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной

экономики

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли

5.Социальные отношения

5.1. Социальная роль и стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе

5.2. Социальные нормы и конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов,

причин и истоков их возникновения

5.3. Важнейшие социальные общности

и группы

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).

6.Политика

6.1. Политика и власть.

Государство в политической системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».

Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.

Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки

6.2. Участники политического процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства.

Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 Программа интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» реализуется в учебном кабинете, в котором имеется возможность  свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета  удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:

•        многофункциональный комплекс преподавателя;

•        наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

•        информационно-коммуникационные средства;

•        экранно-звуковые пособия;

•        комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

•        библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» утвержденным  приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2015г.; рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд  располагает энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты  имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Основной источник:

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

Дополнительные источники:

Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.

Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый

уровень. — М., 2013.

Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.

Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.

Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.

Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //

СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —

Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —18 мая.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.

Интернет-ресурсы

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Обществознание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Обществознание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"...

Рабочая программа по дисциплине "Обществознание"

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (по...

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования, базисного учебного плана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего обра...

Рабочая программа учебной дисциплины«Обществознание» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиона...

Рабочие программы учебной дисциплины Обществознание 2015 - 2016

Рабочие программы учебной дисциплины Обществознание 2015 - 2016:ОДБ.05 Обществознание для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахОДБ.05 Обществознание для специальности 43.02.0...