ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащегося Лосева П.Н. тема: «Виды материальных правоотношений в сфере социального обеспечения»
проект на тему

Николаева Ольга Викторовна

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащегося Лосева П.Н. тема: "Виды материальных правоотношений в сфере социального обеспечения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Допустить к защите
Зам. директора по учебно-методической работе

________________ И.В. Бойцова
«___»__________________2015г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Виды материальных правоотношений в сфере социального
обеспечения»

Выполнил:

Руководитель работы:

Студент 3 курса, группа 36ПБ

Преподаватель

должность

Лосев Павел Николаевич

Николаева Ольга Викторовна

(Ф.И.О.)

(Ф.И.О.)

______________________________

______________________________

(подпись)

(подпись)

________________________________________________

дата защиты, оценка

Москва, 2015

Содержание

Введение        

Глава 1.Правоотношения в сфере социального обеспечения        

1.1. Понятие, признаки, роды и виды правоотношений в сфере социального обеспечения        

1.2. Элементы правоотношений в сфере социального обеспечения.        

Глава 2.Особенности материальных правоотношений в сфере социального обеспечения        

2.1. Особенности получения ежемесячных денежных выплат        

2.2. Особенности получения сертификата на материнский капитал        

2.3. Особенности оформления страховой пенсии по старости        

Список используемой литературы:        


Введение

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств  к существованию престарелых и нетрудоспособных граждан.

В статье 39 Конституции РФ определено:

  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т. д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Актуальность исследуемой темы определяется тем, что в современных условиях повышается роль социального обеспечения. Именно виды материальных правоотношений в сфере социального обеспечения так важны для нашего общества сегодня. Кроме этого, деятельность современных служб социального обеспечения часто обсуждается на страницах профессиональной прессы, на сайтах Интернета.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнения.

Объект исследования – правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения.

Предметом исследования является – использование современных форм и методов в работе социальных служб.

Цель – изучить нормативно-правовую базу и проанализировать виды материальных правоотношений в сфере социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:        

  1. Определить, что такое понятие, признаки, роды и виды правоотношений в сфере социального обеспечения.
  2. Изучить субъект, объект и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения.
  3. Проанализировать материалы  практики, касающейся  реализации материальных правоотношений в сфере социального обеспечения.

При написании работы использовались следующие методы научного исследования:

  1. Теоретический анализ и синтез.
  2. Реферирование информационных источников.
  3. Анализ научной литературы и документов.

Глава 1.Правоотношения в сфере социального обеспечения

1.1. Понятие, признаки, роды и виды правоотношений в сфере социального обеспечения

Любой человек, обладающий правом социального обеспечения на определенные действия, проявляет интерес к соответствующему материальному благу: пенсии, пособию, социальной услуге и т. д. Определившись в своем интересе, человек — субъект права социального обеспечения обращается к другому субъекту — государственному органу или организации, способным реально и надлежащим образом удовлетворить этот интерес. Управомоченное и обязанное лицо на основе действующих норм права вступают в фактические отношения, в которых реализуют конкретные права, и обязанности применительно к этому данному случаю. Эта правовая связь субъектов, возникшая на основе норм права по поводу обеспечения одного из них каким-то благом, и представляет собой социально обеспечительное правоотношение.[5, c.45]

При этом регулируемые социально обеспечительные отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, материального и др.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним, его форма и содержание неразрывны.

Любые обеспечительные отношения приобретают характер социально обеспечительных правоотношении лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Специфика указанного правоотношения состоит в том, что оно представляет собой как бы сплав индивидуальной и государственной воли. В правоотношении его участники достигают согласия, консенсуса, нивелируют существующие противоречия и тем самым создают необходимые условия для совместной конструктивной деятельности. Именно в этом видится особая роль правоотношения как компонента механизма социально обеспечительного правового регулирования.

Право социального обеспечения — официальный, государственный регулятор социально обеспечительных общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения между лицами, нуждающимися в обеспечении по различным жизненным обстоятельствам, с одной стороны, и органами (организациями), их предоставляющими, — с другой, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Социально обеспечительные правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права социального обеспечения (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что конкретные обеспечительные общественные отношения нуждаются в правовом регулировании. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе — правоотношение. Другими словами, социально обеспечительные правоотношения под воздействием определенных социально экономических и политических условий как бы «вызревают» в недрах общественной жизни. [15,c.32]

Социально-обеспечительным правовым отношениям присущи следующие признаки.

  1. Социально-обеспечительное правоотношение — это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость — в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает норма правового акта. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. В строгом смысле слова, правоотношения — это законоотношения. Действует правило: есть норма права — возникает правоотношение, нет нормы — нет и правоотношения.
  2. Социально-обеспечительное правоотношение — это связь между субъектами права социального обеспечения посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах законов и подзаконных актов. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, причем интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Носитель субъективного права на социальное обеспечение (временно нетрудоспособный человек, пенсионер, инвалид, ветеран и т. д.) — лицо, управомоченное; носитель юридической обязанности (территориальный орган ПФ России, орган социальной защиты населения субъекта Федерации, учреждение социального обслуживания и др.) — лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то человек, организация или государственный орган.
  3. Социально-обеспечительное правоотношение — это связь индивидуализированная. Взаимное поведение субъектов этого отношения отличается строгой определенностью, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение кого- то с кем- то. Стороны - физические лица и соответствующие органы (организации), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия соответственны.[4, c.24]

Индивидуализация при этом осуществляется двояко:

  1. поименно, когда субъекты права социального обеспечения называются своим полным именем (фамилией) или полными реквизитами (применительно к органам и организациям); таковы, к примеру, отношения по договору оказания платных социальных услуг между человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации, и организацией социального обслуживания и др.;
  2. по названию социальных ролей. В этом случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: пенсионер — пенсионный орган, временно нетрудоспособный — работодатель. Именно этот тип индивидуализации субъектов правоотношений характерен для большинства социально-обеспечительных отношений.
  3. Правоотношения по социальному обеспечению — это волевые отношения. Для возникновения такого правоотношения необходимо наряду с другими юридическими фактами и волеизъявление. Во-первых, потому что через нормы права социального обеспечения в них отражается государственная воля и воля других субъектов, издающих источники права; во-вторых, в силу того что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.
  4. В нормах права, регулирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального обеспечения, прежде всего, выражена воля государства, в связи, с чем эти отношения им охраняются. Причем в отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению по общему правилу не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения. Иначе говоря, социально-обеспечительные правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю субъектов права. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником социально-обеспечительного правового отношения, например малолетний ребенок или душевнобольной человек.
  5. Социально-обеспечительные правоотношения, как и право социального обеспечения, на базе которого они возникают, охраняются государством. Охрана законности и правопорядка означает и охрану социально-обеспечительных правоотношений. Последние как часть совокупности правоотношений, существующих в обществе, и образуют правовой порядок.
  6. Социально-обеспечительные правоотношения имеют претензионно-обеспечительный характер. Это значит, что когда один субъект — человек (семья) —  правомочен требовать предоставления, полагающегося ему вида социального обеспечения, другой субъект — орган (учреждение) социального обеспечения обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права, и обязанности, но право на социальное обеспечение на стороне человека (семьи), а обязанности по его предоставлению лежат на органе социального обеспечения.
  7. Социально-обеспечительные правоотношения объединены общей целью. Данный признак означает, что они являются формой выражения, и закрепления отношений распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства и т. д.).[6, c. 125]

Следует отметить, что понятие социально-обеспечительного правоотношения — это и научная абстракция, и реальное, конкретное, фактическое отношение. И таких правоотношений существует значительное число. С целью их более глубокого изучения и оптимального регулирования все социально-обеспечительные отношения классифицируют на роды и виды по различным основаниям.

Прежде всего, социально-обеспечительные правоотношения, как и источники права социального обеспечения, необходимо классифицировать по под отраслевому признаку на правоотношения по:

  • социальному страхованию застрахованных лиц;
  • государственному пенсионному обеспечению граждан;
  • социальной поддержке ветеранов, инвалидов и других лиц;
  • оказанию государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам;
  • социальному обслуживанию лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.[10, c. 41]

В свою очередь, все под отраслевые социально-обеспечительные правоотношения делятся на различные виды. Видовое многообразие правоотношений по социальному обеспечению сочетается сих родовой (под отраслевой) общностью. Видов правоотношений по социальному обеспечению столько же, сколько и видов социального обеспечения, потому что право на тот или иной вид социального обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение. Объединенные родовой (под отраслевой) общностью, эти правоотношения в совокупности представляют собой системное образование, каждый элемент которого (конкретное видовое правоотношение), с одной стороны, относительно самостоятелен, а с другой — вместе с другими элементами (видами) составляет единое целое (подотрасль права социального обеспечения), обладающее общими признаками, присущими каждому элементу данной системы в отдельности.

Классификаций социально-обеспечительных отношений по видам существует много. Однако, на наш взгляд, наиболее целесообразной будет классификация этих отношений по следующим основаниям.

По юридической природе — на материальные и процедурные. Первые возникают по поводу реализации прав человека на социальное обеспечение, установленных материальными нормами права социального обеспечения; вторые — по поводу осуществления социально-обеспечительных прав, установленных процедурными нормами.

По юридической цели — на регулятивные, охранительные и защитные. Первые и вторые возникают из правомерных действий субъектов; третьи — из противоправных, связанных с применением государственного принуждения с целью восстановления оспоренного или нарушенного права на социальное обеспечение.

По продолжительности (сроку функционирования) — на длящиеся постоянно (большинство пенсионных отношений); длящиеся до наступления определенного события (достижения определенного возраста, выздоровления, снятия инвалидности и т. п.); периодические (предоставление определенных социально-бытовых и медицинских услуг); разовые (по поводу предоставления единовременных пособий и консультационно-правовой помощи, предоставления ночлега, оказания материальной помощи и др.). Этот критерий имеет теоретическое и познавательное значение. Практического значения он не имеет, поскольку в отрыве от вида и условий обеспечения он не является существенным признаком правоотношения.

По характеру обязанностей субъектов — на активные и пассивные. В активных правоотношениях обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. Такими правоотношения могут быть как с одной стороны, так и с другой.

Но главным основанием для классификации социально-обеспечительных правоотношений должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения.

В  подотрасли социального страхования в соответствии с ее институтами и действующим законодательством выделяются следующие виды правоотношений:

  • по обязательному пенсионному страхованию;
  • по страхованию от временной нетрудоспособности;
  • по обязательному медицинскому страхованию;
  • по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей;
  • по обеспечению застрахованных полностью или частично оплачиваемыми путевками на санаторно-курортное лечение (долечивание);
  • по поводу предоставления социального пособия на погребение.[12, c. 14]

Видами социально-обеспечительных правоотношений в подотрасли государственного пенсионного обеспечения являются отношения по предоставлению пенсий за выслугу лет военнослужащим и федеральным государственным служащим; по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; по инвалидности военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; социальных — нетрудоспособным гражданам и др.

Правоотношения по социальному обслуживанию также классифицируются в рамках подотрасли права по видам предоставляемых услуг, регулируемых правовыми нормами соответствующих институтов и под институтов  в социальном обслуживании выделяются такие виды правоотношений, как правоотношения по обслуживанию пожилых граждан, правоотношения по обслуживанию инвалидов, правоотношения по обслуживанию несовершеннолетних и т. д. В границах институционных правоотношений существуют суб институционные виды. Например, институт социального обслуживания инвалидов включает несколько расходящихся между собой субинститутов, а, следовательно, и видов правоотношений по обслуживанию различных категорий инвалидов (инвалидов, утративших способность к передвижению, инвалидов по зрению, детей-инвалидов).

Везде, где действует право социального обеспечения, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения — одна из центральных проблем науки права социального обеспечения.


1.2. Элементы правоотношений в сфере социального обеспечения.

Чтобы стать субъектом социально-обеспечительных правоотношений, сначала необходимо стать субъектом права социального обеспечения.

Существует мнение, что субъект права — это потенциальный участник правовых отношений, рассматриваемый законодателем в статическом состоянии, с точки зрения обладания им правосубъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования (реализации) не совпадают. Следовательно, субъект права может быть участником правоотношения, но может и не быть им.

Субъект же правовых отношений — это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного участника самого процесса действия норм, реализации правосубъектности. Субъекты правовых отношений — это лица, которые находятся в динамическом состоянии, в стадии реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий).[14, c. 86]

Приведенные аргументы позволяют констатировать, что понятие «субъект социально-обеспечительного правоотношения» уже понятия «субъект права социального обеспечения», ибо, для того чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо уже быть субъектом права.

Следовательно, субъект права социального обеспечения — это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению.

В общей теории права господствует точка зрения, суть которой состоит в том, что для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными свойствами.

В представленном выше определении названо три юридических свойства субъекта права социального обеспечения.

Среди них:

  1. способность лица быть носителем субъективных прав и обязанностей (правоспособность);
  2. свобода воли лица, т. е. свобода выбора конкретного содержания своих действий и способность принимать адекватные решения, иными словами — способность участвовать в правоотношениях (дееспособность);
  3. обязательность признания лица субъектом права социального обеспечения юридическими нормами. Указанные свойства субъекта права занимают преимущественное положение и в наукеправа социального обеспечения.[19, c. 76]

Совокупность установленных законом для всех и каждого из будущих участников социально-обеспечительных правоотношении свойств образует понятие правосубъектности лица, причем, говоря о правосубъектности индивидуальных и коллективных лиц, мы придерживаемся мнения, что ее содержание составляют два основных элемента:

  1. правоспособность и
  2. дееспособность.

Таким образом, под социально-обеспечительной правосубъектностью следует понимать единство свойств субъекта, включающее в себя способности лица обладать правами и обязанностями (правоспособность), своими действиями приобретать и осуществлять их (дееспособность).

При этом свойства субъекта права социального обеспечения (правосубъектности) различаются для разных подотраслей и даже институтов права социального обеспечения как по условиям их возникновения (например, в зависимости от возраста человека), так и по своему содержанию — возможностям правообладания, например, правом на пособие по временной нетрудоспособности.

Следовательно, субъектами права социального обеспечения являются лица, за которыми законом признана особая совокупность юридических свойств — правосубъектность, дающая возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

Применительно к государственным органам, государственным и негосударственным организациям, государству в целом социально-обеспечительная правосубъектность находит выражение в их компетенции. Компетенция — это совокупность прав и обязанностей, полномочий государства в целом, государственных органов, государственных и негосударственных организаций, предоставленных для осуществления их социально-обеспечительной функции. Компетенция имеет строго определенные рамки и устанавливается нормативно-правовыми актами. Каждая организация имеет свою компетенцию.

Содержание социально-обеспечительной правосубъектности позволяет выделить ее виды. Она подразделяется на общую, отраслевую и специальную.

Общая социально-обеспечительная правосубъектность — это способность лица в рамках данной системы права быть субъектом права вообще. В цивилизованных странах все люди с момента рождения обладают общей правосубъектностью. Потенциально они могут стать носителями практически любых прав и обязанностей, в том числе прав на социальное обеспечение.

Отраслевая правосубъектность — это способность лица быть участником правоотношений, регулируемых той или иной отраслью права.

Специальная правосубъектность — это способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отрасли права социального обеспечения. Она отражает специфику нормативного регулирования в границах подотраслей и конкретных институтов права.

В связи с наличием трех видов социально-обеспечительной правосубъектности, можно выделить три формы существования субъекта права социального обеспечения: общую, отраслевую и специальную, каждой из которых соответствует общий, отраслевой и специальный субъект. На каждой стадии конкретный субъект обладает определенной совокупностью свойств, отражающей его социально-экономическое положение в структуре социально-обеспечительных отношений.

Общая форма субъектов права социального обеспечения характеризуется наличием у них общих основных прав и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ. В частности, для человека и гражданина — система основных прав и обязанностей, имеющая одинаковый объем для всех и каждого, неотъемлемая и наиболее устойчивая по своему характеру. Эта система прав определяется не только Конституцией, но и международными стандартами.

В состоянии отраслевой формы общие субъективные права и обязанности субъекта конкретизируются, уточняются и развиваются в соответствии с особенностями предмета и метода права социального обеспечения. В его различных под отраслях возникают такие под отраслевые субъекты, как застрахованные и страховщик — в социальном страховании; лицо, нуждающееся в социальной поддержке, и орган социального обеспечения (федеральный, субъекта РФ) — в подотрасли социальной поддержки; лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, и учреждение социального обслуживания — в социальном обслуживании и т. д. Здесь объем правосубъектности различен у конкретных субъектов права.

И наконец, третья форма существования субъекта права — специальная. Она возникает после того, как субъект минует общую и отраслевую формы и обретет способность иметь возможность пользоваться конкретными правами и обязанностями в рамках определенного института (суб института) отрасли права социального обеспечения.

Например, военнослужащий, проходящий службу по контракту, как и любой гражданин России в общей форме субъекта права, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 39) имеет право на социальное обеспечение; в отраслевой форме (в рамках отрасли права социального обеспечения) и на основе норм Закона о государственном пенсионном обеспечении (ст. 4, 5, 8) при наличии соответствующих оснований он имеет право на государственное пенсионное обеспечение; в специальной форме, уже в границах института пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, который входит в подотрасль права социального обеспечения, — государственное пенсионное обеспечение, и на основе норм Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, военнослужащий (а также члены его семьи) получает право на три вида военной пенсии — пенсию за выслугу лет (ст. 13—18), пенсию по инвалидности (ст. 19—27), пенсию по случаю потери кормильца (ст. 28—36) и приобретает качество специального субъекта права.

Глубокая специализация субъектов права характерна для большинства подотраслей и институтов права социального обеспечения, в которых кроме федеральных законов значительное число подзаконных нормативных актов направлено на регулирование социального обеспечения конкретных категорий физических лиц. Кроме того, в рамках института права социального обеспечения специальные субъекты права могут создаваться не только законами, но и ведомственными и локальными нормативными актами.

Поэтому можно утверждать, что специальный субъект права социального обеспечения — это такое лицо, которое способно обладать и пользоваться правами, а также иметь обязанности в рамках отдельного института отрасли и участвовать в конкретных социально-обеспечительных правоотношениях. В реальной жизни в социально-обеспечительных отношениях субъект права социального обеспечения выступает как специальный субъект.

Как было указано выше, любой субъект права социального обеспечения может стать субъектом социально-обеспечительных отношений, только если он реально начнет действовать, вступит в конкретные отношения с обязанной стороной по реализации своего права на конкретный вид социального обеспечения.

Следовательно, субъект социально-обеспечительного правоотношения — это лицо, признанное субъектом права и выступающее в качестве действительного участника реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий) по социальному обеспечению.[18, c. 73]

Поскольку сам термин правоотношения предполагает несколько участников, постольку в нем могут участвовать как минимум два субъекта. Прежде всего, к ним относятся физические лица — граждане, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством, которые находятся на территории РФ и за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами социально-обеспечительных правоотношений.  

Всех физических лиц объединяют термином человек или гражданин.

Правосубъектность человека в социальном обеспечении не устанавливается раз и навсегда одинаковой. На протяжении всей его жизни она различна. От рождения и до смерти каждый человек обладает, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, где зафиксировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение, лишь обшей правосубъектностью по праву социального обеспечения. [17, c. 35]

По всем видам социального обеспечения правосубъектность человека возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависит от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, пенсионный возраст, смерть кормильца и т. д.).

Человек одновременно может быть участником нескольких видов социально-обеспечительных правоотношений. Например, быть субъектом правоотношений по обязательному пенсионному страхованию и субъектом правоотношения по государственному пенсионному обеспечению, субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это значит, что он имеет одну отраслевую правосубъектность на все имеющиеся роды и виды социального обеспечения. Она возникает только по каждому виду обеспечения и одновременно с возникновением права человека на этот вид обеспечения и заканчивается вместе с окончанием этого права.

Следует отметить, что большинство субъектов социально-обеспечительных правоотношений — это лица из групп социального риска: пенсионеры, нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению чаще всего выступает государственный орган или орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения. Но в качестве такового могут выступать и другие уполномоченные органы и организации (учреждения, предприятия).

Органами и организациями, осуществляющими различные роды социального обеспечения, могут быть, в частности:

  1. государственные и муниципальные органы социальной защиты населения;
  2. органы государственных внебюджетных фондов (ПФ России, ФСС РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС));
  3. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  4. органы здравоохранения;
  5. лечебно-профилактические учреждения;
  6. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  7. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  8. федеральные государственные учреждения медик социальной экспертизы;
  9. государственные учреждения социального обслуживания;
  10. организации (работодатели) (например, работодатель обязан оплачивать работнику два рабочих дня по больничному листу в случае временной нетрудоспособности, выполнять другие обеспечительные обязанности в соответствии с трудовым договором, коллективным договором и соглашением). [16, c. 32]

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом могут быть:

  1. федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы — Федеральное бюро МСЭК, главные бюро МСЭК, бюро МСЭК в городах и районах (по поводу установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и др.);
  2. органы записи актов гражданского состояния — при подтверждении возраста, факта рождения или смерти;
  3. архивные учреждения и другие, государственные и муниципальные органы.

Объектом социально-обеспечительного правового отношения выступает материальное и нематериальное благо, на которое направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Субъективное право на, какой - то вид социального обеспечения открывает перед его обладателем возможность что-то получить, чем-то пользоваться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного.

Объектом социально-обеспечительного правоотношения является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений — разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект.

Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов:

  1. материальные блага (деньги, предметы, услуги);
  2. нематериальные личные блага (здоровье, достоинство);
  3. поведение, действия субъектов на основе процедурных норм права;
  4. официальные документы (справки, удостоверения, счета в банке и т. п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их выдаче, утрате, восстановлении, оформлении дубликатов. [8, c. 14]

В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является:

  1. установление права человека на тот или иной вид обеспечения;
  2. назначение конкретного вида обеспечения;
  3. заключение договора;
  4. установление необходимого юридического факта.

Объектом материальных социально-обеспечительных правоотношении будет социальное благо — денежная выплата в виде пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты; социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, различных центрах, консультационные услуги и др., а также материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи. [9, c. 97]

Объекты социально-обеспечительных правоотношении служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношении, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.

Социально-обеспечительное правоотношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, содержание составляют те обеспечительные отношения, которые опосредуются правом социального обеспечения; волевое — воля государства и других субъектов правотворчества, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе социально-обеспечительном правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности субъектов социально-обеспечительного правоотношения.

Юридическим содержанием социально-обеспечительного правоотношения принято считать корреспондирующие друг другу субъективные права и юридические обязанности субъектов в границах этого отношения.

Основа субъективного права — юридически обеспеченная возможность; а основа обязанности — юридически закрепленная необходимость. Субъект — носитель возможности называется управомоченным; субъект — носитель обязанности — право обязанным. Первый может получать необходимое благо и совершать нужные действия; второй обязан совершать известные действия по обеспечению благом управомоченного. Таким образом, перед нами два полюса правоотношения как взаимной юридической связи.

В рамках социально-обеспечительного правоотношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Они направлены на то, что представляет интерес для субъектов социально-обеспечительных правоотношений — на конкретное социальное благо.

Субъективное право — это право субъекта правоотношения.

Субъективное право — возможность сложносоставная; она включает в себя четыре правомочия:

  1. возможность положительного поведения самого управомоченного, т. е. право на собственные действия (такие действия человека, как правило, начинаются с заявления в орган (учреждение) с просьбой о реализации его права на конкретный вид социального обеспечения);
  2. возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право одного из субъектов социально-обеспечительных отношений на чужие действия;
  3. возможность одного из субъектов — человека прибегнуть к внутригосударственной, а в исключительных случаях и к международно-правовой защите нарушенного (оспоренного) права на социальное обеспечение, а его контрагента — к защите государства;
  4. возможность пользоваться на основе конкретного права на обеспечение определенным социальным благом или правилом поведения. [20, c. 15]

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило, первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права человека на социальное обеспечение. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Процедурное содержание права субъектов социально-обеспечительного правоотношения составляет:

  1. право человека и органа, реализующего право на социальное обеспечение обратиться в любой орган государственной власти и местного самоуправления или общественного объединения в любой законной форме за установлением (подтверждением) необходимого юридического факта;
  2. право на пользование любыми предусмотренными законом процедурами, установленными для реализации данного вида социального обеспечения;
  3. право на обжалование в вышестоящий компетентный орган решения по конкретному делу нижестоящего органа социального обеспечения. [6, c. 46]

Юридическая обязанность соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента:

  1. необходимость совершить определенные действия в целях реализации права на социальное обеспечение либо воздержаться от них;
  2. необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного субъекта;
  3. необходимость для субъектов правоотношений нести юридическую ответственность за неисполнение требований нормативного правового акта;
  4. необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом и совершать такие действия, в отношении которых он имеет право.

Слагаемые юридической обязанности — это своего рода отдельные долженствования — наподобие правомочий субъективного права на социальное обеспечение.


Глава 2.Особенности материальных правоотношений в сфере социального обеспечения

2.1. Особенности получения ежемесячных денежных выплат

Правоотношения при получении ежемесячных денежных выплат возникают между гражданином, обладающим льготой, и Пенсионным фондом. Предметом возникающих правоотношений является набор социальных услуг.

Набор социальных услуг (НСУ) предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). НСУ включает в себя медицинскую, санаторно-курортную и транспортную составляющие. При этом гражданин может выбрать: получать социальные услуги в натуральной форме или их денежный эквивалент.

Поскольку набор социальных услуг – это часть ежемесячной денежной выплаты, для его получения дополнительно идти в Пенсионный фонд или писать отдельное заявление не нужно. За установлением ЕДВ федеральный льготник обращается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или проживания с письменным заявлением. При установлении ЕДВ у гражданина автоматически возникает право на получение набора социальных услуг в натуральной форме. Исключения – граждане, которые относятся к категориям подвергшихся воздействию радиации. Если они хотят получать НСУ в натуральной форме, им необходимо написать заявление о предоставлении НСУ, которое будет действовать с 1 января следующего года.

Территориальный орган Пенсионного фонда России выдает гражданину справку установленного образца о праве на получение набора социальных услуг. В справке указываются: категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги, на которые гражданин имеет право в текущем году.

Справка действует на всей территории России. При обращении в лечебно-профилактические учреждения, а также в железнодорожные кассы пригородного сообщения гражданин предъявляет следующие документы:

-документ, удостоверяющий личность;

-документ, подтверждающий право на ЕДВ;

-справку, выданную в территориальном органе Пенсионного фонда России и подтверждающую право на получение НСУ.

Набор социальных услуг:

  1. Лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов.
  2. Путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний.
  3. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к  месту лечения и обратно.

Гражданин принимает решение, в каком виде ему удобно получать социальные услуги: в натуральной форме или в денежном эквиваленте, и подает в территориальный орган Пенсионного фонда России соответствующее заявление. При этом заявление о сделанном выборе достаточно подать один раз. После чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление будет действовать, пока гражданин не изменит свой выбор. Только в этом случае ему нужно будет до 1 октября текущего года обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда России. Поданное заявление будет действовать с 1 января следующего года. Обратиться с заявлением можно непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации или фактического проживания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым Пенсионный фонд Российской Федерации заключил соответствующее соглашение, либо другим способом.

Важно понимать, что набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты. Поэтому ЕДВ начисляется с учетом решения об отказе от получения набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг из этого набора. Другими словами, при получении НСУ в натуральной форме его стоимость вычитается из суммы ЕДВ. Если гражданин отказывается от получения набора социальных услуг (одной любой социальной услуги или двух любых социальных услуг) в пользу денежного эквивалента, их стоимость не вычитается из суммы ЕДВ.

При подаче заявления об отказе от получения НСУ, о предоставлении НСУ, о возобновлении предоставления НСУ или об отзыве ранее поданного заявления при себе необходимо иметь только паспорт РФ.


2.2. Особенности получения сертификата на материнский капитал

Правоотношения при получении сертификата на материнский капитал возникают между семьей и Пенсионным фондом. Предметом этих правоотношений выступает материнский капитал (некая денежная сумма).

Получить сертификат на материнский (семейный) капитал имеют право семьи, в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 года второго, третьего или последующего ребенка.

Сертификат на материнский (семейный) капитал дается:

  1. Маме, имеющей российское гражданство, у которой родился или усыновлен второй, третий или последующий ребенок с 2007 по 2016 год включительно.
  2. Папе, если он является единственным усыновителем второго, третьего или последующего ребенка, решение суда об усыновлении которого вступило в законную силу после 1 января 2007 года.
  3. Папе независимо от наличия у него гражданства РФ в том случае, когда у матери прекращается право на получение материнского (семейного) капитала.
  4. Несовершеннолетнему ребенку (детям в равных долях), а также совершеннолетнему ребенку, обучающемуся очно в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания обучения, но не дольше, чем до достижения им 23-летнего возраста, если у родителей или единственного родителя (усыновителей или единственного усыновителя) прекратилось право на дополнительные меры государственной поддержки.

Важно знать, что оформление опекунства не дает права на материнский (семейный) капитал. Для получения сертификата мать и ребенок, с рождением которого возникает право на получение сертификата, обязательно должны быть гражданами Российской Федерации.

За получением сертификата на материнский капитал следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства (пребывания) или фактического проживания. Заявление о выдаче сертификата можно подать как самостоятельно, так и через доверенное лицо или направить по почте, как сразу после рождения или усыновления ребенка, так и позже, в любой удобный для семьи период.

Кроме заявления, необходимо представить следующие документы:

  1. паспорт гражданина РФ;
  2. свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных — свидетельства об усыновлении);
  3. документы, подтверждающие российское гражданство ребенка (детей), рожденного или усыновленного после 1 января 2007 года: свидетельство о рождении, в котором указано гражданство его родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка, вкладыш в свидетельство о рождении ребенка, если его получили до 7 февраля 2007 года;
  4. документы, удостоверяющие личность, место жительства и полномочия законного представителя или доверенного лица.

В отдельных случаях представляются документы, подтверждающие:

  1. смерть женщины, родившей или усыновившей детей, объявление ее умершей либо лишение ее родительских прав;
  2. совершение женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
  3. смерть родителей, объявление их умершими либо лишение их родительских прав;
  4. совершение родителями или усыновителями по отношению к ребенку умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть веские основания, которые предусмотрены законом. При получении отказа можно обратиться с обжалованием данного решения в вышестоящий орган Пенсионного фонда России или суд.

Направление материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Распорядиться материнским (семейным) капиталом на улучшение жилищных условий можно, когда второму, третьему ребенку или последующим детям исполнится три года. Исключение – уплата первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также направление средств материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов и займов. В этом случае воспользоваться материнским капиталом можно сразу после рождения (усыновления) второго или последующего ребенка.

Заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом нужно подать в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.

На какие именно улучшения жилищных условий можно направить средства материнского (семейного) капитала

  • приобретение жилого помещения;
  • строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) с привлечением строительной организации;
  • строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации;
  • компенсация затрат за построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства;
  • уплата первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;
  • погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечным;
  • уплата цены по договору участия в долевом строительстве;
  • платеж в счет уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса, если владелец сертификата либо его супруг (супруга) является участником жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива.

Важно отметить, что приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории России. Ремонт жилого помещения, применительно к распоряжению материнским капиталом, улучшением жилищных условий не является.

С кем можно заключить договор займа на приобретение или строительство жилья

  • кредитной организацией;
  • кредитным потребительским кооперативом;
  • другой организацией, которая осуществляет предоставление ипотечного займа на приобретение (строительство) жилья.

При этом средства займа организация-займодатель должна перечислить по безналичному расчету – на личный счет владельца сертификата или его супруги (супруга) в кредитной организации.

Стоит отметить, что в законе не предусмотрены ограничения по количеству кредитов и займов, на оплату которых можно направить средства материнского капитала. Поэтому эти средства можно направить на погашение одновременно двух или нескольких жилищных кредитов.

Общий пакет документов

  • письменное заявление гражданина, получившего сертификат, о распоряжении средствами (частью средств) МСК. Бланк заявления можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда России или скачать на сайте ПФР;
  • сертификат на материнский (семейный) капитал или его дубликат;
  • документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) лица, получившего сертификат;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования лица, получившего сертификат.

Если заявление о распоряжении подается через представителя владельца сертификата, то необходимо также предоставить документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя.

Документы для направления средств МСК на приобретение жилого помещения:

  • копия договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию в установленном законом порядке;
  • копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, которое приобретается с использованием средств материнского (семейного) капитала.

Исключение: если договор купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа предусматривает переход к покупателю права собственности на приобретаемое жилое помещение после полной выплаты цены договора, представляется справка о размере оставшейся неуплаченной суммы по договору.

Документы для направления средств МСК на участие в долевом строительстве:

  • копия договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке;
  • документ, содержащий сведения о сумме, внесенной в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве, и об оставшейся неуплаченной сумме по договору.

Документы для направления средств МСК на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации.

При получении первой части средств материнского капитала (в размере до 50%):

  • копия документа, подтверждающего право собственности владельца сертификата либо его супруги (супруга) на земельный участок, предназначенный для ИЖС,

или копия документа, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком,

или копия документа, подтверждающего право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком,

или копия документа, подтверждающего право аренды такого земельного участка,

или копия документа, подтверждающего право безвозмездного срочного пользования таким земельным участком;

  • копия разрешения на строительство, выданного владельцу сертификата или его супругу (супруге);
  • документ, подтверждающий наличие у владельца сертификата банковского счета с указанием реквизитов;
  • если средства материнского капитала направляются на реконструкцию: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности владельца сертификата или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства.

Для получения оставшейся суммы МСК спустя 6 месяцев:

  • документ,  подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта ИЖС или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Такой документ выдает орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство;
  • документ, подтверждающий наличие у владельца сертификата банковского счета с указанием реквизитов этого счета.

Документы для получения компенсации затрат,  понесенных на  строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства:

  • копия документа, подтверждающего право собственности владельца сертификата или его супруга на земельный участок, предназначенный для ИЖС,

или копия документа, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком,

или копия документа, подтверждающего право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком,

или копия документа, подтверждающего право аренды такого земельного участка,

или копия документа, подтверждающего право безвозмездного срочного пользования таким земельным участком;

  • копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект ИЖС, возникшего не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект ИЖС – независимо от даты возникновения указанного права на объект ИЖС, подвергшийся реконструкции;
  • документ, подтверждающий наличие у владельца сертификата банковского счета с указанием реквизитов;
  • документ, подтверждающий проведение основных работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения. Эта норма устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ. Такой документ выдает орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.

Документы для направления средств МСК на строительство индивидуального жилого дома с привлечением строительной организации:

  • копия разрешения на строительство, оформленного на владельца сертификата или на его супруга (супругу);
  • копия договора строительного подряда;
  • копия документа, подтверждающего право собственности владельца сертификата или его супруга (супруги) на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта ИЖС,

или копия документа, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком,

или копия документа, подтверждающего право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком,

или копия документа, подтверждающего право аренды такого земельного участка,

или копия документа, подтверждающего право безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.

Документы для направления средств МСК в счет  уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса, если владелец сертификата или его супруг (супруга) является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива:

  • выписка из реестра членов кооператива, подтверждающая членство в кооперативе (документ, подтверждающий подачу гражданином заявления о приеме в члены жилищного накопительного кооператива, или решение о приеме в члены жилищного, жилищно-строительного кооператива);
  • справка о внесенной сумме и об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса;
  • копия устава кооператива.

Документы для направления средств МСК на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа на покупку (строительство) жилья:

  • копия кредитного договора (договора займа) на приобретение (строительство) жилья;
  • копия договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, если его заключение предусмотрено кредитным договором (договором займа).

Документы для направления средств МСК на оплату основного долга и процентов по кредитам или займам на покупку (строительство) жилья:

  • копия кредитного договора. Если средства материнского (семейного) капитала или их часть направляются на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья, дополнительно необходимо представить копию ранее заключенного кредитного договора (договора займа) на приобретение или строительство жилья;
  • справка кредитора (заимодавца) о размерах остатка основного долга и задолженности по выплате процентов за пользование кредитом или займом;
  • копия договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, если его заключение предусмотрено кредитным договором (договором займа);
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное или построенное жилье;
  • если объект ИЖС не введен в эксплуатацию: копия договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, или копия разрешения на строительство индивидуального жилого дома;
  • если кредит (заем) был предоставлен для уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса в кооператив: выписка из реестра членов кооператива, подтверждающая членство в кооперативе владельца сертификата или его супруга (документ, подтверждающий подачу заявления о приеме в члены жилищного накопительного кооператива, или решение о приеме в члены жилищного, жилищно-строительного кооператива);
  • документ, подтверждающий получение займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

Во всех случаях использования материнского капитала на улучшение жилищных условий семьи, когда жилое помещение не оформлено в общую собственность родителей и детей, необходимо представить нотариально засвидетельствованное письменное обязательство оформить жилое помещение в общую долевую собственность всех членов семьи.

Копии документов представляются в территориальный орган Пенсионного фонда России с оригиналами документов. Оригиналы возвращаются  владельцу сертификата.

В случае принятия положительного решения срок перечисления средств материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом России не превышает двух месяцев со дня подачи заявления.

Заявление о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий, принятое территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, может быть аннулировано по желанию гражданина, получившего сертификат. Для этого необходимо подать заявление об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий. Такое заявление можно подать лично либо через представителя. Указанное заявление об аннулировании должно быть подано в срок не позднее двух месяцев с даты приема прежнего заявления о распоряжении – до перечисления территориальным органом ПФР средств (части средств) материнского (семейного) капитала согласно прежнему заявлению о распоряжении.


2.3. Особенности оформления страховой пенсии по старости

Правоотношения при оформлении страховой пенсии по старости возникают между человеком, достигшим пенсионного возраста и Пенсионным Фондом. Предметом в этих правоотношениях выступает пенсия (ежемесячная денежная выплата).

Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Для назначения страховой пенсии по старости обратитесь в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ). Если вы проживаете по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, то обратитесь в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя (доверенное лицо) непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4). Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

Какие документы представить

  • заявление о назначении страховой пенсии по старости;
  • паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа; Документы, подтверждающие периоды работы и другие периоды, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.
  • справка о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности;
  • другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то вам будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого вы представите недостающие документы не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления.

Документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, перечислены в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 года №1521н).

Для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.

Первое – достижение общеустановленного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляет 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).

Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.

Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Способы доставки пенсии:

  1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;
  2. через банк – вы может получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту и снимать денежные средства через банкомат. Дату перечисления пенсии можно узнать заранее. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления. Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения;
  3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.

Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости

По состоянию на 01.02.2015 общий размер фиксированный выплаты к страховой пенсии по старости составляет 4383 рубля 59 копеек в месяц.

Таблица 1. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Категория получателей пенсии

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений к ней

Граждане, достигшие 80-летнего возраста (не имеющие иждивенцев) Инвалиды I группы (не имеющие иждивенцев)

8767 рублей 18копеек в месяц

Граждане, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 5844 рубля 79 копеек в месяц С 2 иждивенцами – 7305 рублей 98 копеек в месяц С 3 иждивенцами – 8767 рублей 18 копеек в месяц

Граждане, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 10228 рублей 38 копеек в месяц С 2 иждивенцами – 11689 рублей 58 копеек в месяц С 3 иждивенцами - 13150 рублей 77 копеек в месяц

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

6575 рублей 39 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж для мужчин не менее 25, а для женщин не менее 20 лет, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы

13150 рублей 77 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 8767 рублей 19 копеек в месяц С 2 иждивенцами - 10958 рублей 99 копеек в месяц С 3 иждивенцами – 13150 рублей 79 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж для мужчин не менее 25, а для женщин не менее 20 лет, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 15342 рубля 57 копеек в месяц С 2 иждивенцами - 17534 рубля 37 копеек в месяц С 3 иждивенцами - 19726 рублей 17 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее календарных 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

5698 рублей 67 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы

11397 рублей 34 копейки в месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 7598 рублей 23 копейки в месяц С 2 иждивенцами - 9497 рублей 79 копеек в месяц С 3 иждивенцами - 11397 рублей 35 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 13296  рублей  90 копеек в месяц С 2 иждивенцами - 15196 рублей 46 копеек в месяц С 3 иждивенцами - 17096 рублей 02 копейки в месяц (независимо от места жительства)


Заключение

Эмпирическая часть исследования осуществлялась на базе юридической фирмы, главной задачей которой является рассмотрение правоотношений в сфере социального обеспечения, что позволило нам подробнее изучить вышесказанное.

Целью дипломного проекта было изучение нормативно-правовой базы и анализ видов материальных правоотношений в сфере социального обеспечения. Цель дипломной работы - достигнута.

При написании были рассмотрены следующие задачи:

1.) Определено, что такое понятие, признаки, роды и виды правоотношений в сфере социального обеспечения.

2.) Изучены субъекты, объекты, цели и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения.

3.) Проанализированы материалы практики, касающейся реализации материальных правоотношений в сфере социального обеспечения.

Подводя итог, можно утверждать, что социально-обеспечительные правоотношения — это урегулированные нормами права социального обеспечения и находящиеся под охраной государства социально-обеспечительные общественные отношения физических лиц (семей) с государственными органами социального обеспечения (социальной зашиты), иными органами и организациями по минимизации отрицательных последствий утраты человеком здоровья или заработка (дохода) и повышению социально-экономического статуса отдельных категорий граждан путем социального страхования, поддержки, помощи и обслуживания, а также государственного пенсионного обеспечения.

Рассмотрев и проанализировав, все вышеизложенное мы можем сделать вывод, что правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами - гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно - правовых способов его осуществления; правоотношения, имеющие претензионно - обеспечительный характер, отличительной чертой которых являются материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Несмотря на схожесть правоотношений по социальному обеспечению по своему характеру, среди ученых нет единого мнения касательно данной темы. Это позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности, что создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.


Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.–М.: Юрист, 1997.–31 с.
  2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166–ФЗ. – М.: Интел-Синтез, 2001.
  3. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173–ФЗ. – М.: Интел–Синтез, 2001.
  4. Андреев, В.С. Право социального обеспечения: Учебник / В.С. Андреев. - М.: Издательство Проспект, 2014.- 240 с.
  5. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: Учебник / М.О. Буянов, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьев. – М.: Издательство Книжный мир, 2013.- 540с.
  6. Горшков,  А.В. Право социального обеспечения / А.В. Горшков. – М.: Издательство Омега Л , 2014.- 160 с.
  7. Гусов, К.Н. Право социального обеспечения России / К.Н. Гусовю – М.: Издательство Проспект, 2013.- 640 с.
  8. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. – М.: Издательство Кнорус, 2014. - 512 с.
  9. Добромыслов, К.В. Право социального обеспечения / К.В. Добромысов. – М.: Издательство Книжный мир, 2013.- 416 с.
  10. Зайкин, А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А.Д. Зайкин. – М.: Издательство Омега, 2013.- 250 с.
  11. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: Издательство БЕК, 2013.- 420 с.
  12. Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению / Р.И. Иванова. – М.: Издательство Проспект, 2014.- 345 с.
  13. Мачульская,  Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская – М.: Издательство Юрайт , 2013.- 576 с.
  14. Николаева,  Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева – М.: Издательство РИОР, Инфра-М, 2014.- 64 с.
  15. Субботенко, В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении / В.К. Субботенко. – Томск.: Издательство БЭК, 2013.- 420 с.
  16. Сулейманова,  Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – М.: Издательство Юрайт,2013.- 560 с.
  17. Тарасова, В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения / В.А. Тарасова. – М.: Издательство Дрофа, 2014.- 350 с.
  18. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2014.- 576с.
  19. Шайхатдинов, В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – Свердловск: Уральский университет, 2014.- 340 с.
  20. Буянов, П.С. Право социального обеспечения: учебное пособие / П.С. Буянов. – Тамбов: издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2013.- 64 с.

Дипломная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы из опубликованной литературы и другие источники имеют ссылки в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Муниципальное право"по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Освоение дисциплины "Муниципальное право" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Освоение дисциплины "Правоохранительные органы" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и професс...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащейся Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в Российской Федерации"

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА УЧАЩЕЙСЯ Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой отечественной войны в Российской Федерации"...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащейся Скачковой Е.А. Тема:"Понятие и структура механизма защиты прав человека"

Дипломная работа учащейся Скачковой Е.А. Тема "Понятие и структура механизма защиты прав человека"...

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...

Статья по праву "Деятельность уполномоченного по правам человека в сфере социального обеспечения"

Стаья опубликована в сборнике "Курсанты и преподаватели колледжа полиции об актуальных проблемах науки в XXI веке". Материалы 1 заочной научной конференции (5-10 мая 2014 г.)УДК: 342.7...

Календарно - тематический план МДК 02.02 Социальная работа и управление для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Календарно- тематический план МДК 02.02 Социальная работа и управление для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...