Алексей Ильич Уланов- ученый,поэт,фольклорист.
статья по теме

Исследовательская работа о великом деятеле бурятской национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Научно-практическая конференция,

посвященная 100-летию Н.О. Шаракшиновой

 

 

                                                                    ТАБИНАЕВА АНГЕЛИНА (с.УКЫР)

                                                                      обучающаяся 8 класса

                                                                        МБОУ Укырская СОШ

АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ УЛАНОВ -

ПЕДАГОГ, ПОЭТ, УЧЕНЫЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

  1.  Введение
  2. Алексей Ильич Уланов - педагог, поэт, ученый.
  3.  Рядовой Уланов, защитник Сталинграда.
  4. Заключение
  5. Библиографический список                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

Из Бохана, одного из аймаков (районов) Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, вышли в одну эпоху такие деятели бурятской национальной культуры, как Солбонэ Туя (Петр Данбинов)-писатель, Михаил Богданов - ученый-историк, Эрдэни Батухан (Никита Бутуханов) - первый нарком просвещения новой Монголии, Валерий Инкижинов - киноактер, Аполлон Тороев - народный сказитель, Сергей Балдаев - собиратель фольклора... Это - люди-легенды с удивительно интересными и большими судьбами. С полным основанием и с чистой совестью мы называем их боханской плеядой выдающихся сыновей бурятского народа.

    К числу таких же замечательных людей относится и Алексей Ильич Уланов.

Написанием настоящей работы мы хотим показать, какой путь прошел наш земляк – ученый, классик бурятской фольклористики,  показать его жизнь, трудолюбие, упорство в достижении перед собой поставленных перед собой задач, что служит для нас примером.

   Тема нашего исследования: Алексей Ильич Уланов - педагог, поэт, ученый.  

   Причина выбора данной темы следующая

Изучая на уроках бурятского языка биографии о деятелях бурятской национальной культуры с нашего округа мне захотелось узнать больше о своем земляке об Алексее Ильиче Уланове.  

   Актуальность исследования.

Актуальность определяется  о необходимости не просто знания, а изучения опыта своего земляка вообще, их истории и богатства культуры.

В глубокую старину буряты, наставляя детей и внуков на путь истинный, говорили: «Удхаяа мэдэжэ ябагты» Помните свои корни – свой род, племя, происхождение. В этих словах выражалось не узкое, внутриродовое понятие, а было сосредоточено внимание на необходимости не просто знания, их истории и богатства культуры.

   Целью настоящего исследования является 

На примере биографии, Алексея Ильича Уланова показать трудолюбие, упорство, в достижении поставленных перед собой задач, что служит для нас примером, школой жизни.

узнать, какой путь прошел наш земляк – ученый, классик, бурятской фольклористики.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать документальные источники биографии, Алексея Ильича Уланова;

2. Определить роль нашего земляка – ученого, классика, в бурятской фольклористики.

           3. Привлечь внимание моих сверстников к изучению биографии, нашего земляка, какой путь прошел наш земляк – ученый, классик, бурятской фольклористики

   Объектом исследования: биография Алексея Ильича Уланова  

  Методы исследования:

метод сплошной выборки

метод статистической обработки

Изучение и анализ

документальных источников,

систематизация и обобщение рассказов

Этапы:

1. Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация документальных источников)

2. Основной (участие, подготовка  презентации);

3. Защита проекта.

  

 1.  Алексей Ильич Уланов педагог, поэт, ученый.

    Впервые я познакомилась с книгой об Алексее Ильиче в 8 классе. Книга привлекла мое внимание, о замечательном человеке, с интересом читала биографию Алексея Ильича.

Глубоко уважаемый и почитаемый в своем народе, известный далеко за пределами родной республики поэт, ученый- фольклорист.

 «Алексей Ильич Уланов, родился 28 марта 1909 г. в с. Укыр Боханского района Иркутской области и с юности включился в активную трудовую жизнь, прошел все жизненные «университеты». После окончания девятилетней школы в Иркутске учительствовал, был чернорабочим, слесарем, стеклодувом, строителем, статистиком, работал в различных регионах: на Алдане, в Приморье, Красноярском крае, на Урале. В 1931 г. участвовал в строительстве столичной гостиницы «Москва».  В том же году состоялся его поэтический дебют в газете «Дворец Советов». В 1933 г. БурЦИК приглашает его в Улан-Удэ для участия в создании Союза писателей Бурятии. И в том же году он становится членом Союза писателей СССР. Молодой поэт выпускает сборники своих лирических стихов: «Заглик» (1936), «Стихи» (1940), «Слово поэта Бурятии» (совместно с С. Метелицей и Д. Хилтухиным, 1933).  Переводы стихов бурятских поэтов на русский язык, сделанные А.И. Улановым, вошли в альманах «Весна республики» (1933), вышедший к открытию съезда писателей.


Но не все его стихи в годы обостренной классовой борьбы, сталинских репрессий, были встречены с одобрением. В критических статьях поэта-лирика нередко называли «буржуазным националистом», «буржуазным космополитом», обвиняли в панмонголизме. Так,  был, например, изьят и уничтожен сборник «Заглик».  В 1940 г. окончив Московский областной педагогический институт, А.И. Уланов преподает в Тарбагатайской средней школе, затем работает научным сотрудником Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры.
Вернувшись в Улан-Удэ инвалидом II группы, А. Уланов активно включается в работу по изучению бурятского фольклора, продолжает работу в Бурят-Монгольском комплексном   научно-исследовательском институте. По его инициативе созывается съезд народных сказителей-улигершинов в Улан-Удэ. Тогда А.И. Уланов впервые начинает записи фольклорных материалов у  А. Тороева; намечает планы изучения и издания эпоса «Абай Гэсэр», как произведения истинно народного по своей идейной основе, но они не получили в то время поддержки. Уволенный из Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры в 1945 г., А.И. Уланов уезжает в Саратов, работает на заводе. Затем защищает диссертацию на степень кандидата педагогических наук. Прибыв в 1949 г. в Улан-Удэ, он не был допущен к преподавательской работе в Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова, так как ранее выступал против тех, кто считал «Гэсэр» феодально-ханским эпосом. Работал в Читинском государственном педагогическом институте, Сталинбадском государственном педагогическом институте им. Т.Г. Шевченко Таджикской ССР.

Возвращается в Бурятию после реабилитации эпоса «Гэсэр», в которой принимал самое деятельное участие. Так, на объединенной научной сессии Института востоковедения и Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры в 1953 г., посвященной героическому эпосу «Гэсэр», Алексей Ильич выступил с докладом «Бурятский Гэсэр» и его основные идейные мотивы», в котором отстаивал свои взгляды относительно народности данного произведения. С этого времени он с удвоенной энергией продолжает сбор, изучение, публикацию фольклорного наследия.
        В 1963 г. в Москве, в Институте мировой литературы, он защищает докторскую диссертацию по героическому эпосу бурят. В изучении фольклора, разработке вопросов его истории и теории, Алексей Ильич выступил не только как достойный продолжатель таких деятелей бурятской науки, как  М.Н. Хангалов, Ц. Жамцарано, Г.Д. Санжеев, М.Н. Забанов, С.П. Балдаев, русских ученых Г.Н. Потанина, Б.Я. Владимирцова, А.Д. Руднева, Н. Поппе, но и как смелый новатор, выдвинувший свои оригинальные идеи и концепции. Так, он впервые подробно анализирует в своих трудах мифологическую основу бурятских улигеров, выделяя древнейшие пласты и последующие поздние наслоения. Историзм жанра улигеров, динамику эпического творчества бурят он видит в развитии «от мифологического толкования явлений к толкованию их как реально исторических». 
Большой интерес представляет обоснование ученым трех этапов в развитии словесного творчества бурят, а произведенная классификация улигеров на три разностадиальные типологические группы (эхирит-булагатскую, унгинскую и хоринскую) давно утвердилась в Бурятской фольклористике.
Фольклор и его основные жанры А.И. Уланов рассматривает в неразрывной связи с социально-экономическими условиями жизни общества. Бурятские улигеры по типологическим признакам он относит к архаическим эпосам как коллективное творчество, уходящее своими корнями в древнее родовое общество.
          Впервые в своих трудах А.И. Уланов проанализировал также систему отражения и метод изображения человека в улигерах, коснулся философской трактовки диалектики познания в статье «Теория познания и изучения мифов».


Большим вкладом в науку явилось двуязычное издание эпоса «Абай Гэсэр» (Улан-Удэ, 1960 г., запись И.Н. Мадасона от П. Петрова). Этот научный перевод на русский язык одного из великолепных вариантов «Абай Гэсэра» был также впервые осуществлен А.И. Улановым. В основу этого академического издания были положены принципы адекватного научного перевода, выношенные ученым еще с 40-50-х годов. Двуязычные издания подобного типа в 60-е годы были в стране очень редкими. Методологические принципы, реализованные в нем, нашли ныне свое отражение в фольклорной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего

Востока», издаваемой в Новосибирске.
        В круг научных интересов А.И. Уланова входят синкретичные виды и эпические жанры фольклора: мифы, легенды, предания, обрядовая поэзия, улигеры. Главное место в исследованиях всегда занимал эпос «Абай Гэсэр», сравнительное

изучение его версий и вариантов.
        А.И. Уланов внес большой вклад в разработку проблем основных жанров устного народного творчества, став, по существу автором первых монографических исследований, посвященных вопросам генезиса, типологии, идейно-художественных особенностей улигеров. Им опубликованы более ста научных и научно-популярных статей, а также фундаментальные монографии: «Бурятский героический эпос» (1963), «К харатеристике героического эпоса бурят» (1957), «Древний фольклор бурят» (1974), «Бурятские улигеры» (1968), «Избранное. Статьи и стихи» (1998).
          Шестидесятые и семидесятые годы в жизни А.И. Уланова характерны тем, что он беспрепятственно отдается научно-организационной и общественной работе. В течение многих лет он руководит отделом литературоведения и фольклористики, готовит аспирантов, является членом редколлегии журнала «Байкал», членом Научного совета по фольклору при отделении языка и литературы АН СССР, начинает подготовку академического двуязычного издания эхирит-булагатской версии «Абай Гэсэр-хубун» (запись Ц. Жамцарано от  М. Имегенова) в Москве в серии «Эпос народов СССР».
         Вместе с женой Мэдэг Намсараевной А.И. Уланов воспитал четверых детей, которые стали высококвалифицированными специалистами и добрыми людьми.
        А.И. Уланов – автор четырех сборников поэзии. Его лирические стихи посвящены родине, родной природе, любимой женщине и служат созидательным целям общества.

 

2. Рядовой Уланов, защитник Сталинграда.

Боец Алексей Уланов и на фронте продолжал заниматься литературным творчеством. Он читал красноармейцам своего полка стихи, сочиненные по горячим следам фронтовых событий. В 1943 году он издает третий поэтический сборник «Есть сила — шагай!». В одноименном стихотворении он пишет:

Есть сила — шагай, врывайся в окопы, 
Вперед и вперед — Смоленск не далек. 
Обрызганы грязью дороги и тропы. 
В атаку вперед, подымайсь, кто залег! 
Потомки узнают про наши сраженья, 
Потомки узнают про наши грома, 
Потомкам своим для их вдохновенья — 
Стремительность наша и русский размах!

Написано как будто бы сегодня, а ведь это стихотворение писалось в 1942 году.

Однажды командование, редакция армейской газеты, узнав, что боец Уланов — поэт, поручили ему, чтобы он написал о боевых делах своих товарищей. Ему дали две общие тетради. И эти тетради в одном из боев спасли его от смерти. Осколок снаряда, пробив кость левой руки, страницы тетради, застрял в груди, не достигнув сердца.

Отец рассказал, что до того случая, когда он под огнем противника вытащил повозку с минами, замполит полка Щербина, погибший впоследствии, в числе отличившихся бойцов назвал его фамилию и объявил, что все они будут представлены к правительственной награде. Заполнили наградной лист, для чего из красноармейской книжки взяли фотографию. Но награды отец тогда так и не получил…

 

 

 

Заключение   

 

  Много он прошел и прошел и пережил в своей жизни–трудности, лишения, Отечественная война, инвалидность …Но его стойкость, огромная сила воли, любовь к своему языку, родной земли давали ему энергию и мужество. А жизненные факты ярко и правдиво освещая,  пройденный автором путь, ложились в художественные выстраданные судьбой строчки. Неоценимыми являются собранные им тексты устных произведений на родном языке. Переводы эпоса «Гэсэр» на русский язык выдвинули наш улигер на международную арену. Алексей Ильич Уланов занял видное место в истории бурятской и отечественной фольклористики, а также в истории изучения мирового эпоса. Мы вправе гордиться своим земляком и соотечественником.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Библиографический список:

 

 1. Р.А. Шерхунаев , А.И.Уланов –педагог,поэт,ученый. Очерк жизни и деятельности. Иркутск 1996г.

2. А.Уланов. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ.1963 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петр Ильич Чайковский. Творческий портрет композитора

Петр Ильич Чайковский. Творческий портрет композитора. Презентация....

Внеклассное мероприятие, посвящённое памяти заслуженного писателя Мордовии Григория Ильича Пинясова.

Забота  о возрождении мордовского народа, борьба за спасение народной нравственности – вот проблемы, которые двигали его пером. Григорий  Ильич  Пинясов  являлся членом правления...

Конспект урока по русскому языку "Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»"

Конспект урока направлен на точное рассмотрение картины и чувственное проникновение в неё (картину).При недостаточном времени можно задать написание сочинения на дом....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»" 4 класс

Данная презентация отностится к конспекту урока по русскому языку...

алексей адашев

исследовательская работа о жизни и деятельности знаменитого деятеля времен великого царя Ивана IV Васильевича  Грозного - Алексее Федоровиче Адашеве...

Молодая мысль третьего тысячелетия: материалы XIII Межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием. 26 марта 2021 г. – Улан-Удэ: Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «ИрГУПС», 2021.

Архипова А.С., Ладыгин Д.А., Яшин И.Е., Завьялова С.В. Выпускники Горьковского техникума железнодорожного транспорта. С. 51Бабина А.А., Завьялова С.В. трудовой путь Валентины Григорьевны Катышевой. С....