Художественный мир поэта А.А. Фета
учебно-методическое пособие на тему

Методическая разработка открытого занятия

Тема: Художественный мир поэта А.А. Фета

преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

 

 

Тема учебного занятия: Художественный мир поэта А.А. Фета

Дидактическая цель: а) сформировать знания об основных фактах биографии А. А. Фета;

б) дать представление об основных особенностях лирики А.А. Фета;

в) ввести термин «импрессионизм»;

г) сформировать умение истолковывать поэтический текст.

Развивающая цель: а) развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово;

б) развивать культуру общения и речи.

Воспитательная цель: а) воспитывать положительную мотивацию к изучению темы урока;

б) воспитывать у студентов чувство прекрасного.

 

Организационная форма проведения занятия

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-путешествие в жизнь и творчество поэта А.А. Фета.

 

Методическая цель: методика проведения комбинированного урока с использованием ИТ.

 

Методическое обеспечение урока: меловая наглядность, портреты А. А. Фета, репродукции картин Клода Моне («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»), фильм о поэте, распечатки стихотворений А. А. Фета для анализа (раздаточный материал).

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль

Изучаемая дисциплина

/профессиональный модуль

Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль

Русский язык, русский язык и культура речи, МХК

 

Литература

Философия, история, социология, социальная психология, культурология

 

 

Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Особенности русской поэзии 2 половины 19 века

Художественный мир поэта Ф.И. Тютчева

 

Художественный мир поэта А.А. Фета

Художественный мир поэта Н.А. Некрасова

Поэзия «серебряного века»

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Целеполагание. Запись темы.
  4. Изложение нового материала (просмотр ролика, ведение конспекта).
  5. Истолкование стихотворений, работа со словарём.
  6. Истолкование стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…».
  7. Подведение итогов.

8.     Домашнее задание.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п/п

Этапы занятия/ Дидактические задачи этапа занятия

Средства наглядности и ТСО

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

Время, мин.

1

Организационный момент

 

 

Приветствует, заявляет тему урока

Внимательно слушают

2

2

Опрос по предыдущей теме

Тексты

Проводит опрос

Отвечают на вопросы

10

3

Запись темы. Целеполагание. Обоснование проведения урока-путешествия через жизнь к творчеству

Слайд, меловая нагляд -

ность

Дает целевую установку. Обосновывает методику и форму проведения урока.

Заявляет и продиктовы-

вает тему урока

Записывают тему в рабочую тетрадь

3

4

Изложение нового материала (просмотр видеоролика)

Фильм, слайды

Представляет ролик, обобщает материал, представляет творчество

Слушают, делают записи

10

5

Истолкование лирики А.А. Фета

Раздаточный материал

Выразительно прочитывает текст лирического произведения, задаёт вопросы, комментирует и оценивает ответы студентов, помогает заполнять  основные положения

Отвечают на вопросы,  делают выводы, производят записи в тетради

15

6

Работа с  литературным словариком

Слайды картин  Моне

Представляет новое понятие, приводит примеры

Воспринимают материал, заполняют словарик

10

7

Истолкование стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»

Тексты стихотворения

 

Выразительно прочитывает текст лирического произведения, комментирует и оценивает ответы студентов, помогает выполнить истолкование стихотворения

Выполняют истолкование лирического произведения, делают выводы.

20

8

Подведение итогов, прослушивание романса «На заре ты её не буди…»; оценивание работы студентов на уроке.

 

Слайд,

романс

Подводит итоги урока; прорабатывает эпиграф к уроку; анализирует деятельность студентов. Объявляет оценки

Слушают.

Рефлексируют.

8

9

Домашнее задание

Слайд

Заявляет и комментирует задание

Слушают, записывают в тетрадь

2

КОНСПЕКТ УРОКА

1.     Орг. момент

2.     Опрос

На  прошлом занятии мы приступили к изучению поэзии 19 века. Урок был посвящён биографии и творчеству Ф.И. Тютчева. К какому направлению поэзии 19 века мы можем отнести его творчество? Докажите. Какое направление принципиально противопоставило себя поэзии «чистого искусства»? Давайте ещё раз отследим особенности поэзии «чистого искусства» на примере лирики Ф.И. Тютчева. Отнесите прочитанные дома стихотворения Ф.И.Тютчева к определённым темам (докажите):

        «Silentium!»,
        «Не то, что мните вы, природа…»,
        «Умом Россию не понять…»,
        «К.Б. (Я встретил Вас, и все былое…)»,
        «О, как убийственно мы любим…»,
        «Нам не дано предугадать…»,
        «Последняя любовь»,
        «Есть в осени первоначальной…»,
        «Наш век».

 

3.     Целеполагание. Запись темы и эпиграфа к уроку

 

Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве А.А. Фета. А.А. Фет - это уже знакомый вам поэт из средней школы, вы все помните его знаменитое стихотворение «Весна», но в колледже мы анализируем творчество Фета на другом уровне. Итак, на нашем уроке мы должны сформировать знания об основных фактах биографии А. А. Фета; получить представление об основных особенностях лирики А.А. Фета; ввести термин «импрессионизм», записать его в наш «литературный словарик»; сформировать умение истолковывать поэтический текст.

 Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока.

 

Художественный мир поэта А. А. Фета

(1820 – 1892)

Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант

П.И. Чайковский

 

4.     Изложение нового материала (просмотр ролика, ведение конспекта)

Ребята, сейчас мы просмотрим небольшой фильм о жизни и творчестве А.А. Фета, а вы, пожалуйста, внимательно слушайте и отмечайте для себя основные события, даты, этапы жизненного пути.

Просмотр видеоролика

Итак, и личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий, и то, что все эти противоречия и парадоксы переплелись в одном человеке, вызывало к Фету неоднозначное отношение. Итак, что мы должны отметить в тетради? Выводы преподавателя и студентов. Началось все буквально с момента его рождения. Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с орловским помещиком Шеншиным в Россию. Тогда это был неслыханно дерзкий поступок, который долго обсуждали в гостиных. Уже в России в 1920 году в Орловской губернии Шарлотта Фет родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин, эти две фамилии он носил всю жизнь. Но когда мальчику было 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что на момент рождения Фета брак Шарлотты Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным. Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина, во что бы то ни стало. Образование Фет получил в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами. Именно в это время у Фета возник интерес к поэзии и в 1940 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон». В 1945 году Фет оканчивает университет, но вместо того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. Служить он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до определенного звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет; стоит Фету дослужиться до этого высшего звания, как тут же выходит аналогичный указ. Так и не вернув себе дворянское достоинство, в 1958 году Фет оставляет военную службу. Следует сказать, что за время службы Фет не оставляет свою литературную деятельность, он печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине» (учитель обращает внимание на портрет Фета).

 

В период службы Фет пережил тяжелую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Мария сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была бедна, да и он не может ей ничего предложить в материальном плане. Следует сказать, что Фет особо относился к материальному достатку. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. Видимо, эта расчетливость, стремление к независимости взяло верх над его чувствами, Фет не решился на брак и порвал отношения Марией, которую все же любил. А спустя некоторое время произошла трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство (чтение учителем наизусть):

 Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

 В полночной темноте, безвременно горя,

 Вдали перед тобой прозрачно и красиво

 Вставала вдруг заря.

 И в эту красоту невольно взор тянуло,

 В тот величавый блеск за темный весь предел-

 Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:

 Там человек сгорел!

 

Это фрагмент из стихотворения «Когда читала ты мучительные строки» 1887г. У вас на доске записано имя Марии Лазич и некоторые стихи, посвященные ей, перепишите их, пожалуйста.

 

Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти. Образ Марии в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета до последних дней, был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в стихах, записанных на доске:

 «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.

 «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 1854.

 «Напрасно!» 1852.

 «Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886.

 «Когда читала ты мучительные строки» 1887.

 «Старые письма»1859.

 «Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878.

 

Позже Фет женился на некрасивой, но богатой женщине - Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового, расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. Нужно отметить, что по своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков. Многие современники Фета отмечали, что как человек он был не симпатичен. Послушайте, что говорил о нем в то время Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает». Таким образом, между Шеншиным- человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех. Но, наверное, эту психологическую загадку в какой-то мере можно разгадать, если обратиться к взглядам Фета на назначение поэзии.

 

Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна! (чтение учителем наизусть)

 Не в сумрачный чертог наяды говорливой

 Пришла она пленять мой слух самолюбивый

 Рассказом о щитах, героях и конях,

 О шлемах кованых и сломанных мечах.

 Мне муза молодость иную указала:

 

Отрывистая речь была полна печали,

 И женской прихоти, и серебристых грез,

 Невысказанных мук и непонятных слез.

 Какой-то негою томительной волнуем

 Я слушал, как слова встречались поцелуем.

 И долго без нее душа была больна

 И несказанного стремления полна.

 

Ребята, это был фрагмент из стихотворения Фета «Муза» 1854. На доске записаны некоторые стихи Фета, в которых раскрывается тема поэта и поэзии, перепишите их себе.

 «Одним толчком согнать ладью живую» 1857

 «Музе» 1857

 «Музе» (пришла и села…) 1882.

 «Муза» (ты хочешь проклинать…) 1887

 

5.     Истолкование стихотворений, работа со словарём

 Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски.

 

Давайте прослушаем стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» 1843 года.

 

(Учитель читает стихотворение наизусть).

 

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

 

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

 

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

 

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

 

Ребята, вы обратили внимание, что стихотворение очень динамично.

 

С помощью каких средств создается динамика?

 

Употребление глаголов, повторов. Стихотворение построено на повторах: во-первых, каждая строфа начинается одинаково (единоначатие), во-вторых, повторы используются внутри строф

 Рассказать, что лес проснулся,

 Весь проснулся, веткой каждой.

 Каждой птицей встрепенулся

 И весенней полон жаждой

 

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

 

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….(чтение учителем стихотворения «Это утро, радость эта»).

 

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

 

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

 

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

 

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Термин «импрессионизм» (работа со словарём). От фр. впечатление – направление в искусстве последней трети 19- начала 20 века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (нашло воплощение в литературе и музыке).

Ребята, давайте посмотрим репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих трех картина можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»). Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину. Понятно вам это? Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

 

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

6.     Истолкование стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»

 

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек – «Шепот, робкое дыханье» (чтение учителем наизусть).

 

Можно ли увидеть импрессионистичность стиля Фета в этом стихотворении?

 

Да, можно, поскольку опять хаотичный набор зрительных и слуховых впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

 

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

 

Они вновь тесно слиты, спаянны.

 

Ребята, именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

 

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

 

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

 

Ребята, давайте запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

 

Фетом активно используется звукопись. Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

 

Ребята, еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это.

 

Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

 Прозвучало над ясной рекою,

 Прозвенело в померкшем лугу,

 Прокатилось над рощей немою,

 Засветилось на том берегу.

 

Что прозвучало, что прозвенело, что прокатилось, что засветилось? Мы этого не знаем, да нам и неважно, главное, что создалось ощущение движения, звона.

7.     Подведение итогов.

 

Поэтому, стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Прослушивание романса «На заре ты ее не буди…». Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов. Мы с вами говорили, что стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» и «Это утро, радость эта» построены на повторах, как вам кажется, какую функцию выполняют эти повторы?

 

Повторы ритмически организуют эти стихотворения. На примере этих стихотворений можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

 

 

Давайте запишем вывод: В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

 Использование приемов импрессионизма

 Метафоричность

 Ассоциативность

 Музыкальность, мелодичность.

 

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях и Шеншин – служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии. Кстати сказать, титул дворянина Фету все-таки пожаловали уже на закате его жизни.

 

Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой…, в какой-то момент Фет решил покончить жизнь самоубийством, но в последний момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Фет умер в то время, которое сам для себя выбрал и не взял на душу один из самых страшных грехов – самоубийство.

8.     Домашнее задание

 

Домашнее задание: устный монолог об особенностях лирики А. А. Фета, истолкование стихотворения «Заря прощается  с землёю» (по плану), рисунки на основе этого стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fet.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: Художественный мир поэта А.А. Фета

Дидактическая цель: а) сформировать знания об основных фактах биографии А. А. Фета;

б) дать представление об основных особенностях лирики А.А. Фета;

в) ввести термин «импрессионизм»;

г) сформировать умение истолковывать поэтический текст.

Развивающая цель: а) развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово;

б) развивать культуру общения и речи.

Воспитательная цель: а) воспитывать положительную мотивацию к изучению темы урока;

б) воспитывать у студентов чувство прекрасного.

Организационная форма проведения занятия

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-путешествие в жизнь и творчество поэта А.А. Фета.

Методическая цель: методика проведения комбинированного урока с использованием ИТ.

Методическое обеспечение урока: меловая наглядность, портреты А. А. Фета, репродукции картин Клода Моне («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»), фильм о поэте, распечатки стихотворений А. А. Фета для анализа (раздаточный материал).

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль

Изучаемая дисциплина

/профессиональный модуль

Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль

Русский язык, русский язык и культура речи, МХК

Литература

Философия, история, социология, социальная психология, культурология

Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Особенности русской поэзии 2 половины 19 века

Художественный мир поэта Ф.И. Тютчева

Художественный мир поэта А.А. Фета

Художественный мир поэта Н.А. Некрасова

Поэзия «серебряного века»

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Целеполагание. Запись темы.
  4. Изложение нового материала (просмотр ролика, ведение конспекта).
  5. Истолкование стихотворений, работа со словарём.
  6. Истолкование стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…».
  7. Подведение итогов.
  8. Домашнее задание.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п/п

Этапы занятия/ Дидактические задачи этапа занятия

Средства наглядности и ТСО

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

Время, мин.

1

Организационный момент

Приветствует, заявляет тему урока

Внимательно слушают

2

2

Опрос по предыдущей теме

Тексты

Проводит опрос

Отвечают на вопросы

10

3

Запись темы. Целеполагание. Обоснование проведения урока-путешествия через жизнь к творчеству

Слайд, меловая нагляд -

ность

Дает целевую установку. Обосновывает методику и форму проведения урока.

Заявляет и продиктовы-

вает тему урока

Записывают тему в рабочую тетрадь

3

4

Изложение нового материала (просмотр видеоролика)

Фильм, слайды

Представляет ролик, обобщает материал, представляет творчество

Слушают, делают записи

10

5

Истолкование лирики А.А. Фета

Раздаточный материал

Выразительно прочитывает текст лирического произведения, задаёт вопросы, комментирует и оценивает ответы студентов, помогает заполнять  основные положения

Отвечают на вопросы,  делают выводы, производят записи в тетради

15

6

Работа с  литературным словариком

Слайды картин  Моне

Представляет новое понятие, приводит примеры

Воспринимают материал, заполняют словарик

10

7

Истолкование стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»

Тексты стихотворения

Выразительно прочитывает текст лирического произведения, комментирует и оценивает ответы студентов, помогает выполнить истолкование стихотворения

Выполняют истолкование лирического произведения, делают выводы.

20

8

Подведение итогов, прослушивание романса «На заре ты её не буди…»; оценивание работы студентов на уроке.

Слайд,

романс

Подводит итоги урока; прорабатывает эпиграф к уроку; анализирует деятельность студентов. Объявляет оценки

Слушают.

Рефлексируют.

8

9

Домашнее задание

Слайд

Заявляет и комментирует задание

Слушают, записывают в тетрадь

2

КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Орг. момент
  2. Опрос

На  прошлом занятии мы приступили к изучению поэзии 19 века. Урок был посвящён биографии и творчеству Ф.И. Тютчева. К какому направлению поэзии 19 века мы можем отнести его творчество? Докажите. Какое направление принципиально противопоставило себя поэзии «чистого искусства»? Давайте ещё раз отследим особенности поэзии «чистого искусства» на примере лирики Ф.И. Тютчева. Отнесите прочитанные дома стихотворения Ф.И.Тютчева к определённым темам (докажите):

        «Silentium!»,

        «Не то, что мните вы, природа…»,

        «Умом Россию не понять…»,

        «К.Б. (Я встретил Вас, и все былое…)»,

        «О, как убийственно мы любим…»,

        «Нам не дано предугадать…»,

        «Последняя любовь»,

        «Есть в осени первоначальной…»,

        «Наш век».

  1. Целеполагание. Запись темы и эпиграфа к уроку

Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве А.А. Фета. А.А. Фет - это уже знакомый вам поэт из средней школы, вы все помните его знаменитое стихотворение «Весна», но в колледже мы анализируем творчество Фета на другом уровне. Итак, на нашем уроке мы должны сформировать знания об основных фактах биографии А. А. Фета; получить представление об основных особенностях лирики А.А. Фета; ввести термин «импрессионизм», записать его в наш «литературный словарик»; сформировать умение истолковывать поэтический текст.

 Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока.

Художественный мир поэта А. А. Фета

(1820 – 1892)

Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант

П.И. Чайковский

  1. Изложение нового материала (просмотр ролика, ведение конспекта)

Ребята, сейчас мы просмотрим небольшой фильм о жизни и творчестве А.А. Фета, а вы, пожалуйста, внимательно слушайте и отмечайте для себя основные события, даты, этапы жизненного пути.

Просмотр видеоролика

Итак, и личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий, и то, что все эти противоречия и парадоксы переплелись в одном человеке, вызывало к Фету неоднозначное отношение. Итак, что мы должны отметить в тетради? Выводы преподавателя и студентов. Началось все буквально с момента его рождения. Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с орловским помещиком Шеншиным в Россию. Тогда это был неслыханно дерзкий поступок, который долго обсуждали в гостиных. Уже в России в 1920 году в Орловской губернии Шарлотта Фет родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин, эти две фамилии он носил всю жизнь. Но когда мальчику было 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что на момент рождения Фета брак Шарлотты Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным. Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина, во что бы то ни стало. Образование Фет получил в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами. Именно в это время у Фета возник интерес к поэзии и в 1940 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон». В 1945 году Фет оканчивает университет, но вместо того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. Служить он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до определенного звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет; стоит Фету дослужиться до этого высшего звания, как тут же выходит аналогичный указ. Так и не вернув себе дворянское достоинство, в 1958 году Фет оставляет военную службу. Следует сказать, что за время службы Фет не оставляет свою литературную деятельность, он печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине» (учитель обращает внимание на портрет Фета).

В период службы Фет пережил тяжелую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Мария сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была бедна, да и он не может ей ничего предложить в материальном плане. Следует сказать, что Фет особо относился к материальному достатку. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. Видимо, эта расчетливость, стремление к независимости взяло верх над его чувствами, Фет не решился на брак и порвал отношения Марией, которую все же любил. А спустя некоторое время произошла трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство (чтение учителем наизусть):

 Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

 В полночной темноте, безвременно горя,

 Вдали перед тобой прозрачно и красиво

 Вставала вдруг заря.

 И в эту красоту невольно взор тянуло,

 В тот величавый блеск за темный весь предел-

 Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:

 Там человек сгорел!

Это фрагмент из стихотворения «Когда читала ты мучительные строки» 1887г. У вас на доске записано имя Марии Лазич и некоторые стихи, посвященные ей, перепишите их, пожалуйста.

Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти. Образ Марии в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета до последних дней, был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в стихах, записанных на доске:

 «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.

 «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 1854.

 «Напрасно!» 1852.

 «Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886.

 «Когда читала ты мучительные строки» 1887.

 «Старые письма»1859.

 «Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878.

Позже Фет женился на некрасивой, но богатой женщине - Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового, расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. Нужно отметить, что по своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков. Многие современники Фета отмечали, что как человек он был не симпатичен. Послушайте, что говорил о нем в то время Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает». Таким образом, между Шеншиным- человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех. Но, наверное, эту психологическую загадку в какой-то мере можно разгадать, если обратиться к взглядам Фета на назначение поэзии.

Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна! (чтение учителем наизусть)

 Не в сумрачный чертог наяды говорливой

 Пришла она пленять мой слух самолюбивый

 Рассказом о щитах, героях и конях,

 О шлемах кованых и сломанных мечах.

 Мне муза молодость иную указала:

Отрывистая речь была полна печали,

 И женской прихоти, и серебристых грез,

 Невысказанных мук и непонятных слез.

 Какой-то негою томительной волнуем

 Я слушал, как слова встречались поцелуем.

 И долго без нее душа была больна

 И несказанного стремления полна.

Ребята, это был фрагмент из стихотворения Фета «Муза» 1854. На доске записаны некоторые стихи Фета, в которых раскрывается тема поэта и поэзии, перепишите их себе.

 «Одним толчком согнать ладью живую» 1857

 «Музе» 1857

 «Музе» (пришла и села…) 1882.

 «Муза» (ты хочешь проклинать…) 1887

  1. Истолкование стихотворений, работа со словарём

 Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски.

Давайте прослушаем стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» 1843 года.

(Учитель читает стихотворение наизусть).

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Ребята, вы обратили внимание, что стихотворение очень динамично.

С помощью каких средств создается динамика?

Употребление глаголов, повторов. Стихотворение построено на повторах: во-первых, каждая строфа начинается одинаково (единоначатие), во-вторых, повторы используются внутри строф

 Рассказать, что лес проснулся,

 Весь проснулся, веткой каждой.

 Каждой птицей встрепенулся

 И весенней полон жаждой

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….(чтение учителем стихотворения «Это утро, радость эта»).

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Термин «импрессионизм» (работа со словарём). От фр. впечатление – направление в искусстве последней трети 19- начала 20 века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (нашло воплощение в литературе и музыке).

Ребята, давайте посмотрим репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих трех картина можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»). Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину. Понятно вам это? Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

  1. Истолкование стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек – «Шепот, робкое дыханье» (чтение учителем наизусть).

Можно ли увидеть импрессионистичность стиля Фета в этом стихотворении?

Да, можно, поскольку опять хаотичный набор зрительных и слуховых впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны.

Ребята, именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Ребята, давайте запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

Фетом активно используется звукопись. Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Ребята, еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это.

Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

 Прозвучало над ясной рекою,

 Прозвенело в померкшем лугу,

 Прокатилось над рощей немою,

 Засветилось на том берегу.

Что прозвучало, что прозвенело, что прокатилось, что засветилось? Мы этого не знаем, да нам и неважно, главное, что создалось ощущение движения, звона.

  1. Подведение итогов.

Поэтому, стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Прослушивание романса «На заре ты ее не буди…». Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов. Мы с вами говорили, что стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» и «Это утро, радость эта» построены на повторах, как вам кажется, какую функцию выполняют эти повторы?

Повторы ритмически организуют эти стихотворения. На примере этих стихотворений можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Давайте запишем вывод: В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

 Использование приемов импрессионизма

 Метафоричность

 Ассоциативность

 Музыкальность, мелодичность.

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях и Шеншин – служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии. Кстати сказать, титул дворянина Фету все-таки пожаловали уже на закате его жизни.

Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой…, в какой-то момент Фет решил покончить жизнь самоубийством, но в последний момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Фет умер в то время, которое сам для себя выбрал и не взял на душу один из самых страшных грехов – самоубийство. 

  1. Домашнее задание

Домашнее задание: устный монолог об особенностях лирики А. А. Фета, истолкование стихотворения «Заря прощается  с землёю» (по плану), рисунки на основе этого стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество А. А. Фета

Обзор жизни и творчества А. А. Фета....

Жизненный и творческий путь Афанасия Анасьевича Фета

Презентация о жизненном и творческом пути А. А. Фета...

Методическая разработка. Практико- ориентированные задания по ПМ.01 и МДК.01 "Композиция изделий из ткани с художественной росписью" по профессии "Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью"

Методическая разработка "Практико-ориентированные задания по ПМ.01"Создание простой и средней сложности композиции изделия из ткани с художественной росписью по образцам и мотивам авторских работ". МД...

"И целый мир от красоты"Методическая разработка к проведению открытого мероприятия, посвященного 195-летию А.Фета

Открытое внеклассное мероприятие « Целый мир от красоты» подготовлено и проведено в кабинете литературы колледжа в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году литературы в России и к 195-ле...

Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...

Проверочная работа по литературе "Жизнь и творчество А.А. Фета"

После изучения лекционного материала по теме "Жизнь и творчество А.А. Фета" студентам предлагается ответить на ряд вопросов, а также проанализировать стихотворение "Шепот, робкое дыхань...

Выразительные средства языка в поэзии А.А. Фета

Афанасий Фет отлично использовал в своих стихах художественные средства, что помогало поэту-пейзажисту наполнять строки выразительностью и передавать читателю глубокие и реалистичные образы. Одн...