Жизнь и творчество А. А. Фета
план-конспект урока по теме

Гавриленко Валентина Ивановна

Обзор жизни и творчества А. А. Фета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_fet.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности поэтики А. А. Фета (по пейзажной лирике поэта). 

ЦЕЛИ: 

Обучающие: показать особенности поэтики А.А.Фета; обучить интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы; ввести термин импрессионизм, напомнить о литературных направлениях – чистое и утилитарное искусство.

Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у студентов чувство прекрасного.

Подготовка к уроку

I. Задания студентам

1. Для всей группы:

а) чтение лирики А.Фета (пейзажная лирика, Фет — живописец и наблюдатель (созерцатель, “соглядатай”);

б) выучить одно из стихотворений Фета наизусть (по выбору учащихся).

2. Индивидуальные задания: выразительное чтение наизусть стихотворений А.Фета.

3. Групповые задания: анализ стихотворений: " Еще майская ночь ", " Заря прощается с землею»,  «Это утро, радость эта ".

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:  -  запись на доске:  А.А. Фет   1820 – 1892

                                                     поэт, прозаик, публицист, переводчик);

                                                     -  мультимeдийная установка;

                                                     - раздаточный материал.

Ход урока

Из живущих в Москве поэтов всех

даровитее г-н Фет.

В.Г. Белинский 1840

…его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе.

Н.А. Добролюбов 1859

1. Вступительное слово учителя.

   Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Фет – поэт лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. При наличии самой развитой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, - общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о высокоразвитом вкусе читающей публики.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

«Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять… чтобы проведать — как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).

Обратимся к стихотворениям Фета (раздаточный материал – стихотворения Фета)

Сегодня мы будем читать и анализировать стихотворения А. Фета,  посвященные жизни природы, с той целью, чтобы отметить отличительные черты поэтики автора.

Задумаемся над тем, чем же Афанасий Афанасьевич Фет отличается от своих предшественников и что нового внёс в литературу?

2. Чтение и анализ стихотворений.

Фет — представитель так называемой «чистой» поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Самый термин «поэзия чистого искусства» достаточно условен. Так, человек у Фета погружен в природу, а не в историю, однако предметом его поэзии всегда была сама реальная действительность в предельной полноте и насыщенности каждого мига. Человек в лирике Фета распахнут всякому проявлению «всевластной природы».

В его стихах не найти картин социальной действительности, так же как нет прямого отражения современных ему идеологических проблем. Фет не стремится изобразить жизнь с ее повседневными заботами, бедами и утратами. Его поэтическая задача — дать жизнь под особым углом зрения, там, где она явилась красотой, прямым осуществлением идеала.

Именно это живое чувство красоты и меры подсказывало Фету стихи, о которых Л. Толстой говорил: «Это вполне прекрасно. Коли оно когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами и найдут только отломанный кусочек... то и этот кусочек поставят в музей и по нем будут учиться».

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски. Его стихи способны «врачевать» человека.

   Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и

красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.

Чтение стихотворения "Я пришёл к тебе с приветом..."

В 1843 году Фет уже известный поэт. Но именно с этого стихотворения можно говорить о рождении большого поэта со своей особой творческой манерой. Были поэты  классицисты, сентименталисты, романтики, реалисты.

- К какому направлению можно отнести Фета?

Фет - поэт-романтик. И этим объясняются особенности его поэтики. С первой строчки  - поэтическая дерзость: слова приближены к разговорной речи. У Пушкина и поэтов его окружения такая фраза была бы невозможна. Фет называл свои стихи стихами в "растрёпанном роде". Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует.

Последние строчки – программные для Фета. Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка. Пишет, как поёт птица. Обратите внимание на повторы в стихотворении. «Рассказать» - слово-скрепа.

Использование анафор, рефренов.

 Стихотворение очень динамично. С помощью каких средств создается динамика? Употребление глаголов, повторов. Повторы ритмически организуют стихотворения. Можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

- Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?  

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

- Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

           Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах

картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Отношения Фета с природой — это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда.

Чтение стихотворения «Я жду... Соловьиное эхо…»

Это ожидание того чуда, которое происходит, когда поэт как бы растворяется в природе, становится неотъемлемой частью и потому способен воспринимать то, что, может быть, недоступно другому. «Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит», - считал Фет.

Н Скатов полагает, что «природность, естественность  - главное завоевание лирики Фета, определившее основные особенности его художественной системы. Поэтому у него столько метафор. Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека».

Каждая птица, каждый цветок, каждое дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины — все они обладают только им свойственными приметами, даже характером. Обратим внимание на стихотворение «Бабочка».

Чтение стихотворения «Бабочка»

Как будто сама бабочка, отвечая на восхищенный возглас поэта, рассказывает о себе, и перед нами возникает вполне конкретный образ, с явственно обозначенными чертами внешнего облика и характера. Даже «дыхание» бабочки в « живом мигании» ее крыльев передает поэт, сочетал длинную строку стиха с короткой как будто складывающиеся и раскладывающиеся бархатные крылья.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….

Чтение стихотворения "Шёпот, робкое дыханье..."

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Это яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек. Стихотворение стало новым поэтическим  словом как для  русской литературы, так и для самого Фета. Самое необычное и нетрадиционное. Его называют «самым фетовским стихотворением», своеобразным «автопортретом».

- Что необычного в стихотворении?

Одно предложение, грамматические основы – назывные, нет ни одного глагола. Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. На первый взгляд стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Мы как бы присутствуем при ночном свидании. Можно представить, где и когда происходит любовная встреча: в саду, у ручья, когда царствует летняя лунная ночь. Наверное, между влюбленными произошло бурное объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и прощальными поцелуями. Обладающий абсолютным художественным вкусом поэт выстроил стихотворение на приеме психологического параллелизма, когда строго выдерживается соответствие между миром природы и миром человека. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении!

       - Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны. Именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно: цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

- Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это. Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

- Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

Фетом активно используется звукопись. Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Давайте запишем вывод: В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Вопросы и задания к стихотворению "Шепот, робкое дыханье...":

  1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?
  3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе  - зрительно?
  6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  7. Почему венец любовного свидания  - слезы, а в мире природы  - заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

3. Рассказ учителя.

Поэтическую манеру Фета, как  она выявлена в стихотворении, иногда называют импрессионистской

Показ репродукций импрессионистов

Ребята, во втором семестре вы будете изучать серебряный век, и тогда узнаем о направлениях в поэзии, среди которых будет и импрессионизм. Сейчас мы в общих чертах попробуем охарактеризовать это явление.

Я хочу вам показать репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих картинах можно проследить технику письма импрессионистов.  Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

5. Работа по группам.

Группа 1. Стихотворение " Это утро, радость эта ".

Чтение стихотворения «Это утро, радость эта».

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

2. Какой характер придает стихотворению его " безглагольность "?

3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает " ночь без сна "?

5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Запишите эти слова Чайковского. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы, наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы.

Группа 2. Стихотворение " Заря прощается с землею " (1858).

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как “Шепот, робкое дыхание...”, “Я пришел к тебе с приветом...” , “На заре ты ее не буди...” , “Заря прощается с землей...” .

1.  О какой " двойной жизни " говорит поэт в последнем четверостишии?

  1. Какие образы-символы есть в стихотворении?
  2. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  3. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Группа 3. Стихотворение " Еще майская ночь " (1857).

1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
  2. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
  3. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  4. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)
  5. В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской 

С первых строк природа и человек слиты у Фета. У других поэтов, до него – сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о человеке. Поэту дано почувствовать всю цельную неделимую жизнь природы в ее единстве, «ее самое». Неточно было бы сказать, что природа у Фета «одушевлена», «очеловечена». Правильней говорить о ее «одухотворенности». В его стихах она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, и человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может быть к этой жизни причастен.

Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Чтение стихотворения "Учись у них – у дуба, у берёзы..."

Дуб и берёза рождают ассоциации. Дуб – сильный, мужественный мужчина. Берёза – белая, кудрявая – нежная женщина.

- Чему призывает поэт учиться у них?

Стихотворение Фета созвучно нашему суровому, сложному времени, словно написано в наше время.

   Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Подведение итогов « Особенности поэтики А.А. Фета»

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

  • Фет - поэт-романтик 
  • Cлова приближены к разговорной речи 
  • Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует 
  • Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка
  • Метафоричность
  • Использование приемов импрессионизма
  • Ассоциативность
  • Для Фета очень важен финал стихотворения
  • Музыкальность, мелодичность.
  • Лирика Фета называется натурфилософской
  • Психологический параллелизм 
  • «Напевный  стиль»
  • Звукопись  

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Лирика Фета даёт и природу, и воспринимающего её человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений.

Может быть, и лунный свет, и трепет тайный, которые воспевает Фет, для человека куда важнее и нужнее тех политических и социальных страстей, которые наваливает на него время? И подлинное назначение настоящей поэзии как раз и состоит в том, чтобы пробуждать в человеке Человека, делать его тоньше, чище, добрее. По-моему, стихи Фета такие, от которых сжимается сердце и перехватывает горло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте

Данный проект разработан для учащихся системы НПО, изучающих немецкий язык. Проект может быть использован при изучении темы «Литература» в разделе «Творчески познаём искусство»....

Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".

Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

Литературная гостиная, просвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на г...

Презентация к уроку Литературы "С.А. Есенин. Жизнь и творчество"

Данная презентация может быть использована на уроке Литературы в 11 классе и на первом курсе СПО....

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...