Педагогические условия совершенствования учебной практики
методическая разработка на тему

Щукина Анна Александровна

Готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, их профессиональная направленность и мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе профессионально-практической подготовки студентов в период учебной и производственной практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ПЦК Щукиной А.А.

«Педагогические условия совершенствования учебной практики»

Современный этап развития российской экономики ставит перед системой профессионального образования серьезные задачи, обусловленные необходимостью сделать эту систему гибкой, адаптивной к постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, возрастающим требованиям работодателей к качеству практической подготовки специалистов всех уровней. В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста выступают профессионализм и компетентность, которые обеспечивают выпускникам профессиональных образовательных учреждений конкурентоспособность и мобильность на рынке трудовых ресурсов и служат важным фактором социальной их защищенности.

Готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, их профессиональная направленность и мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе профессионально-практической подготовки студентов в период учебной и производственной практики. Являясь составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования, учебная и производственная практикиобучающихся остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей наличия современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов производственного предприятия и образовательного учреждения.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».

В профессиональном образовании становление личности специалиста рассматривается в единстве с усвоением знаний, умений и навыков (A.M. Новиков, Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.) Ступени восхождения будущего специалиста по лестнице профессионализма в процессе теоретического и практического обучения изучались Б.С. Гершунским, Э.Ф. Зеером, А.К. Марковым, В.Д. Шадриковым и другими исследователями.

Учебной считается  практика по получению первичных профессиональных умений. Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях колледжа, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также  в полевых условиях.

Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает:

  1. общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой;
  2. изучение функций подразделений предприятия;
  3. изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия;
  4. практическое знакомство со специальностью и её особенностями;
  5. сбор материалов для написания курсовых работ.

В отличие от производственной практики, учебная предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

Виды учебной практики

Учебная практика делится на три вида:

  1. Ознакомительная. В основном, это различные экскурсии по предприятиям.
  2. Предметно-методическая. Сюда могут входить лекции и беседы.
  3. Практика по приобретению начальных профессиональных умений.

В любом варианте колледж в обязательном порядке назначает руководителя практики. Как правило, в его роли выступает преподаватель дисциплины или курса.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская (курсовая) работа обучающегося. Обучающимся нужно предложить в качестве видов деятельности:

  1. изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
  2. участвовать в проведении научных исследований;
  3.  осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
  4.  составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
  5.  выступить с докладом на конференциях различного уровня.

Совершенствование учебной практики обучающихся современных учреждений среднего профессионального образования достигается реализацией следующих педагогических условий:

а) ее содержание сформировано на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов к практическому обучению и нацелено на реализацию профессиональной модели конкурентоспособного специалиста со средним техническим образованием;

б) применяемое комплексно-методическое обеспечение учебной практики обучающихся, рациональное сочетание активных и репродуктивных форм и методов обучения обеспечивают интенсификацию процесса профессионально-практической подготовки будущих специалистов;

в) ведущая роль в приобретении профессионально важных качеств личности, формирования трудовых умений и навыков по профилю специальности принадлежит самостоятельной работе практикантов на предприятии;

г) внедрение научно обоснованной системы контроля и оценки работы практикантов, стимулирующей развитие профессиональной направленности и потребностно-мотивационной сферы личности студента;

д) активное использование методики профессиональной и социальной адаптации студента-практиканта к условиям современного производственного предприятия.

Роль наставника в данном виде практике весьма велика, так как по сути, обучающийся впервые приступает к выполнению поставленных профессиональных задач за рамками урока. Это несколько иной вид учебной деятельности, направленный на достижение нового результата. Роль педагога в данной ситуации сложно переоценить. Здесь важна четкость постановки целей, методическое обеспечение каждого элемента деятельности, четкая регламентация действий и возможность оказания помощи на любом этапе выполнения обучающимся задания.

Педагогу необходимо иметь возможность контролировать промежуточные результаты деятельности обучающегося с тем, чтоб своевременно направить обучающегося в «нужное русло».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная практика как необходимое условие формирование у учащихся основ профессионального мастерства

Аннотация: Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или ...

Авторская педагогическая разработка занятия учебной практики Обработка потайной застёжки – молнии.

Данная разработка позволяет ориентировать обучающихся с ОВЗ (8 вид) на организацию самоконтроля, формирование навыков анализа своей деятельности на занятии, повышение профессиональной компетентности. ...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УЧЕБНЫХ ПРАКТИКАХ

Презентация на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ  КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА НАУЧЕБНЫХ ПРАКТИКАХ"...

ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО

статья "ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО"...

Формирование профессиональных компетенции в условиях проведения учебной и производственной практики по профессии лаборант химического анализа

Формирование профессиональных компетенции в условиях проведения учебной и производственной практики по профессии лаборант химического анализа.        Учебная и производственная пра...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения п...