Формирование профессиональных компетенции в условиях проведения учебной и производственной практики по профессии лаборант химического анализа
статья

Спирина Ольга Станиславовна

Формирование профессиональных компетенции в условиях проведения учебной и производственной практики по профессии лаборант химического анализа.

        Учебная и производственная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в колледже. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенции в условиях проведения учебной и производственной практики по профессии лаборант химического анализа

Спирина Ольга Станиславовна,

мастер производственного обучения, ГАПОУ СО «ПКТиМ»

         Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

            Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

           Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.

         С внедрением ФГОС по ТОП-50, профессиональных стандартов меняются  и подходы к формированию профессиональных модулей.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики.

        Учебная и производственная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в колледже. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

        Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая  направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,
  • Формирование у студентов практических профессиональных умений,
  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

         На нашем отделении по реализуемым специальностям: 18.02.03.  «Химическая технология неорганических веществ»; 27.02.07. «Управление качеством продукции товаров и услуг по отраслям» в модуле Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих   из предлагаемого перечня рекомендуемых профессий была выбрана профессия 13321 лаборант химического анализа. Определены профессиональные компетенции, сейчас это можно делать на основе анализа трудовых функций проф.стандарта, компетенций World Skills, ФГОС СПО, требования работодателей.

        Результатом освоения  рабочей программы  профессионального модуля ПМ.06  является  овладение  обучающимися  видом деятельности:    

-выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, в том  числе  профессиональными (ПК) и общими (ОК)  компетенциями

Код

Наименование результата обучения освоения практики

ПК 6.1

Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

ПК 6.2

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

ПК 6.3

Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

ПК 6.4

Определять концентрации растворов различными способами.

ПК 6.5

Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

ПК 6.6

Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.

ПК 6.7

Проводить качественный и количественный анализ веществ.

ПК 6.8

Снимать показания приборов.

ПК 6.9

Рассчитывать результаты измерений.

ПК6.10

*Проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов.

ПК 6.11

Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

             Для решения данных задач на занятиях учебной практики стараюсь создать особый микроклимат, взаимопонимание, взаимоуважение и доброжелательные отношения с обучающимися.

          В новом информационном обществе мастер учебной практики уже не может быть единственным источником знаний, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы.

         В процессе подготовки лаборантов химического анализа я использую различные формы и методы - от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения на первом курсе в разделе «Техника подготовки химической посуды», затем парная деятельность обучающихся, и  индивидуальная самостоятельная работа на втором курсе.

         В рамках Приоритетного Национального  Проекта «Образование» нами было приобретено современное производственное оборудование.

       Формирование профессиональных компетенций по профессии 13321 лаборант химического анализа с применение современного оборудования, аппаратно - программных средств я хочу показать на примере освоения раздела «Осуществление  контроля  производства и технологического процесса».

Так при изучении тем:

  • «Гравиметрический (весовой) анализ» - наряду с традиционным методом определения влажности, мы применяем прибор – влагоанализатор НВ-43, позволяющий экономить время на выполнение анализа от 3 до 5 часов, специально разработанное программное обеспечение позволяет выводить показания результатов анализа каждые 30 секунд, рассчитывать результаты анализа, сохранять данные, выводить на печать.
  • «Объемный анализ» - наряду с традиционным методом определения концентрации вещества титрованием, мы применяем прибор – титратор ТМ-50 снабженный персональным мини компьютером с программным обеспечением, позволяющим управлять данным прибором. Терминал имеет цветной сенсорный экран, понятный интерфейс. Все функции вызываются непосредственно из главного окна  с помощью настраиваемых ярлыков – методов. Метод -это программа выполнения анализа с получением результата и выводом на печать.
  • «Инструментальный анализ» применяем прибор – спектрофотометр ПромЭкоЛаб  со специальным программным обеспечение, позволяющим вводить показания результатов, рассчитывать результаты анализа, строить графики, сохранять данные, выводить на печать.

      Кроме того весовая лаборатория оборудована современными аналитическими и техническими весами, имеющими светящийся встроенный интерфейс, который позволяет нам легко и быстро снимать показания. Современные весы, позволяют, быстро менять настройки  считая в граммах, процентах, штуках. Для данного типа весов имеется специальное программное обеспечение.

             Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Китайская пословица гласит:

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - я научусь».

Следуя этой пословице, на занятиях я вовлекаю обучающихся в трудовую деятельность, с целью формирования общих и профессиональных компетенций, приобретения и применения ими знаний в любой ситуации, провожу конкурсы профессионального мастерства.

              Итоговая часть учебной практики - это выполнение практического задания и подготовленный продукт в соответствии с программой обучения.

Оценивание студентов проводиться  по оценочным листа конкурсной или квалификационной комиссией с привлечением представителей работодателей, преподавателей, и студентов старших курсов ОХТ.

              По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно. Производственная практика –

вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях

Производственная практика направлена на:

 Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

  • Дальнейшее формирование  общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках профессиональных   модулей по каждому из видов профессиональной деятельности по профессии.
  • Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

            Студенты  проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями либо по запросу работодателей.

            Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, проводится инструктаж по охране труда  и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя профессиональные компетенции на предприятиях.

По профессии 13321 лаборант химического анализа,  студенты проходят практику в лаборатория ЦАКК БФ АО «Апатит», испытательной лаборатории ОАО «БРТ», АО «Балаковорезинотехника», лабораториях МУП «Балаково - Водоканал», ООО «БалЭнергоМаш».

            Перед выходом на практику провожу не только инструктаж, но и стараюсь объяснить студентам, насколько важным является этот этап в становлении их, как профессионалов. Практика должна проходить под девизом  «Сначала на практику, затем – на работу». Обучающимся предоставляется возможность проявить себя, узнать о тонкостях производства и приобрести опыт в работе.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

компетенция=знание+опыт.

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый  на предприятиях, в ходе производственной практики.

           Формой итоговой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный).

           Оценивание студентов проводиться  по аттестационным листа квалификационной комиссией с привлечением представителей работодателей в качестве председателя ЭК, преподавателей.

Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

             Совместная работа коллектива  колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.  

Особенно отрадно видеть, когда выпускники становятся  востребованными на тех предприятиях, где они проходили практику.

               Приведу несколько примеров: выпускница 2012г - Дунаева Мария по окончании колледжа была приглашена на работу в ЦАКК БФ АО «Апатит», в 2013г БФ АО «Апатит» стартовал конкурс профессионального мастерства среди лаборантов химического анализа и контролеров качества продукции и технологического процесса Центра аналитики и контроля качества «Лучший по профессии». Были отобраны 15 самых лучших (лаборанты и контролеры 4-5 разряда), не имеющие нарушений трудовой дисциплины, среди которых была и выпускница Поволжского колледжа технологий и менеджмента, отделения химических технологий  Мария Дунаева, контролер качества продукции и технологического процесса.

В результате Мария Дунаева удостоена диплома участника конкурса профессионального мастерства среди лаборантов химического анализа и контролеров качества продукции ООО «Балаковские минеральные удобрения» «Лучший по профессии.

- Семенова Елена студентка гр. 811 проходила практику в цеху минеральных солей и уже пять лет трудиться в лаборатории этого цеха.

- Карзунина Кристина студентка гр. 811 проходила практику в лаборатории ООО «БалЭнергоМаш» (производство спанлейз), куда ее пригласили работать по окончании колледжа.

И отзывов работодателей:

Нащекина Валентина Борисовна, заместитель начальника Центра аналитики и контроля качества по аналитическому контролю.

– Студенты распределяются по рабочим местам, согласно их темам курсовых и дипломных проектов, для того, чтобы они понимали специфику своей теоретической работы.  Еще на этапе прохождения практики все получают возможность предварительно познакомиться,  что это за предприятие, как работают специалисты, как строится производственный процесс. Со своей стороны БФ АО «Апатит» помогает студентам в приобретении практических навыков, первого производственного опыта». 

Козлова Надежда Владимировна, заместитель начальника Центра аналитики и контроля качества по исследованиям и контролю технологий.

– Студенты колледжа практику проходят уже много лет. Начиная с 3 курса. Когда они приходят к нам мы сразу их оцениваем и видим, кто на что способен. Благодаря такому взаимовыгодному сотрудничеству, предприятие получает возможность привлечения в коллектив молодых специалистов. Одной из которых, и является ваша выпускница – Мария Дунаева.

                  Но чтобы достичь профессиональных высот, когда профессия становится искусством, а профессионал - творцом, настоящим мастером своего дела, необходимо много учиться, работать над собой, перенимать опыт тех, кто готов поделиться всем, что знает и умеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ПМ 05 «Выполнение работ по профессии: лаборант химического анализа»

Рабочая программа по ПМ 05 «Выполнение работ по профессии: лаборант химического анализа» по специальности: 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов....

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК по профессии начального профессионального образования: 15.01.05 (150709.02) Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по профессиям  начального профессионального образования (далее – Н...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик

Программа учебной и производственной практики  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образова...

Доклад на тему "Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »

описаны способы  формирования электротехнического мышления - три базовые формы учебной деятельности:учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;квазипрофесс...