Рабочая программа по ПМ 05 «Выполнение работ по профессии: лаборант химического анализа»
рабочая программа на тему

Рабочая программа по ПМ 05 «Выполнение работ по профессии: лаборант химического анализа» по специальности:

 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_modul_mdk.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ СПО МО «МОСКОВСКИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено и одобрено                                        УТВЕРЖДАЮ:
на заседании предметной                                      Директор техникума                                        
цикловой комиссии                                                                        
протокол №__ от ________г.                                _____________ И.П.Никитина
                                                                                «___» ___________________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 05. «Выполнение работ по профессии: лаборант химического анализа»

по специальности:

 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

                                                           

г. Железнодорожный

2013-2014 уч.г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Организация-разработчик: ФГБОУ СПО МО «Московский Гидрометеорологический техникум»

Разработчики:

Шаповалов Александр Константинович, учитель химических и биологических дисциплин

Рецензент:

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссии

протокол № ____________  от «____»__________ 20___ г.

Рекомендована Методическим  советом Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Московский гидрометеорологический техникум» (ГБОУ СПО МО МГМТ)

Протокол №__________  от «____»__________2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт примерной программы профессионального модуля                         4

2. Результаты освоения профессионального модуля                                            6  

3. Структура и примерное содержание профессионального модуля                  7

4. Условия реализации программы профессионального модуля                       12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля         14

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по рабочей профессии  13321

«Лаборант химического анализа»

1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля  – является частью основной примерной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов  в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии   Лаборант химического анализа и профессиональных компетенций (ПК):

1. Калибровать мерную посуду;

2. Готовить растворы приблизительной и точной концентрации;

3. Очищать вещества, используемые для стандартизации растворов;

4. Проводить анализы по принятой методике без предварительного разделения компонентов.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании работников в области  рационального использования природохозяйственных  комплексов и профессиональной подготовке 13321 Лаборант химического анализа.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • выбора оборудования;
  • калибрования мерной посуды;
  • приготовления растворов приблизительной и точной концентрации;
  • стандартизации растворов;
  • выполнения анализов по принятой методике и оформления результатов эксперимента;
  • взвешивания на технических и аналитических весах;

уметь:

  • работать с сушильным шкафом, муфельной печью, приборами для титрования;
  • взвешивать на технических и аналитических весах;
  • калибровать мерную посуду;
  • готовить растворы приблизительной и точной концентрации;
  • перекристаллизовывать вещества, используемые для стандартизации растворов;
  • стандартизировать растворы;
  • выполнять анализы по принятой методике и оформлять результаты эксперимента;
  • производить расчёты, используя основные правила и законы  химии;

знать:

  • теоретические основы общей и аналитической химии;
  • основные виды реакций, используемых в количественном анализе;
  • свойства кислот, щелочей, индикаторов и других применяемых реактивов;
  • правила взвешивания на технических и аналитических весах;
  • методики проведения анализов;
  • принцип работы аналитических приборов;
  • правила работы с пипеткой и бюреткой;
  • правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

учебной  практики – 144 часа

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение видов работ по  профессии   Лаборант химического анализа, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1.

. Выбирать и подготавливать приборы и оборудование для проведения анализов.

ПК 5.2.

Готовить растворы приблизительной и точной концентрации

ПК 5.3.

Определять физические и химические свойства вещества.

ПК 5.4.

Снимать показания приборов и рассчитывать результаты измерений

ПК 5.5.

Владеть приёмами техники безопасности.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1.

Раздел 1.  Калибрование посуды

50

32

16/0

-

18

-

8

-

ПК 5.2.

Раздел 2.  Приготовление растворов

50

32

20/0

18

10

-

ПК 5.3.

Раздел 3. Очистка веществ

50

32

22/0

18

24

-

ПК 5.4.

Раздел 4. Определение веществ титриметрическими методами анализа

72

48

26/0

24

30

-

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

-

-

Всего:

222

144

84/0

-

78

-

69

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) и тем

Содержание учебного материала, виды работ по практике

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Калибрование  посуды

32

Тема 1.1.

Калибрование мерной посуды

Содержание

16

Лабораторные работы

16

1

Калибрование пипетки Мора

2

2

Калибрование мерной колбы

Учебная практика

Виды работ:

- Калибрование мерной посуды

8

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.

Обработка результатов и оформление лабораторных работ «Калибровка мерной пипетки»; «Калибровка мерной колбы»; «Виды химической посуды»

5

Подготовка презентаций по теме “Лабораторная посуда”, “Лабораторное стекло. Марки. Условия применения”, “ Лабораторная посуда из фарфора. Химический  состав.  Применение”

4

Выполнение расчётных работ учебной литературы [1] стр. 29

5

Работа со справочной литературой, проработка параграфа учебной литературы [1] стр. 7-29

4

Раздел 2. Приготовление растворов

32

Тема 2.1.  

Приготовление растворов приблизительной концентрации

Содержание

8

Лабораторные работы

14

1

Приготовление растворов с массовой долей из сухих веществ

2

2

Приготовление растворов молярной и нормальной концентрации из сухих солей

3

Приготовление растворов кислот, щелочей из концентрированных растворов

4

Приготовление растворов путём смешивания

Тема 2.2.

Приготовление растворов  точной концентрации

Содержание

4

Лабораторные работы

6

1

Приготовление растворов из химически чистых веществ

2

2

Приготовление растворов из ампулы «фиксанал»

Учебная практика 

Виды работ:

- Приготовление растворов приблизительной и точной концентрации

10

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.

Обработка результатов и оформление лабораторных работ «Приготовление стандартного раствора целочи»; «Приготовление раствора хлорида натрия заданной концентрации из сухого вещества»; «Приготовление раствора соляной кислоты из ампулы фиксанал»

6

Решение задач и упражнений  учебной литературы [3] стр. 253 № 12, 13, 14, 15, 19, 20,21,22.

8

Работа со справочной литературой  учебной литературы [1] стр. 62-78

4

Раздел 3.1  Очистка веществ

8

Тема 3.1. Очистка веществ  путём перекристаллизации

Содержание

4

Лабораторные работы

4

1

Перекристаллизация щавелевой кислоты

2

2

Перекристаллизация дихромата калия

Учебная  практика 

Виды работ:

- Очистка веществ путём перекристаллизации

8

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.

Обработка результатов и оформление лабораторных работ «Очистка дихромата калия методом перекристаллизации»; « Очистка сульфата меди методом перекристаллизации »;

2

Подготовка презентаций  по теме «Виды очистки веществ»

2

Работа со справочной литературой  учебной литературы [1] стр. 29-31

2

Раздел 3.2  Определение веществ  гравиметрическими  методами анализа

24

Тема 4.1. Метод осаждения

Содержание

2

Лабораторная  работа

6

1

Определение железа в солях (на примере технических образцов соли Мора, сульфата железа (III), железного купороса)

2

Тема 4.2. Метод выделения

Содержание

2

Лабораторная работа

6

1

Определение золы (в почве, топливе и т. д.)

2

Тема 4.3. Метод отгонки

Содержание

2

Лабораторная работа

6

1

Определение содержания кристаллизационной воды в кристаллогидратах (на примере сульфата меди,  хлорида бария т.д.)

2

Учебная практика 

Виды работ:

- Выполнение эксперимента гравиметрическими методами  анализа

16

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.

Обработка результатов и оформление лабораторных работ «Определения железа в соли Мора методом пермарганатометрии»; «  Определения железа в сульфате железа (III) »;

3

Решение задач и упражнений  учебной литературы [3] стр. 174 № 1-24.

7

Работа с обучающими компьютерными программами OMS.

2

Раздел  5.  Определение веществ  титриметрическими методами анализа

48

Тема 5.1. Кислотно-основное титрование

Содержание

8

Лабораторные работы

6

1

Приготовление раствора соляной кислоты из концентрированной

2

2

Стандартизация раствора соляной кислоты

3

Определение массы карбоната натрия в контрольном растворе

4

Приготовление раствора щёлочи

5

Стандартизация раствора щёлочи

6

Определение массы фосфорной кислоты в контрольном растворе

7

Анализ технической винной кислоты кислотно-основным методом

Тема 5.2. Окислительно-восстановительное титрование

Содержание

14

Лабораторные работы

16

1

Приготовление раствора перманганата калия

2

2

Стандартизация раствора перманганата калия

3

Приготовление раствора соли Мора

4

Стандартизация раствора соли Мора

5

Анализ технического перманганата калия перманганатометрическим методом

6

Приготовление раствора тиосульфата натрия

7

Стандартизация раствора тиосульфата натрия

8

Определение массы бромата калия в контрольном растворе

9

Приготовление раствора иода

10

Стандартизация раствора иода

11

Анализ технического сульфита натрия иодометрическим методом

12

Приготовление раствора дихромата калия

13

Определение массовой доли железа в техническом образце соли Мора дихроматометрическим методом анализа

Тема 5.3 Комплексонометрическое титрование

Содержание

2

Лабораторные работы

2

1

Приготовление раствора трилона Б из ампулы «фиксанал»

2

2

Анализ технического сульфата цинка комплексонометрическим методом

Учебная практика

Виды работ:

- Выполнение эксперимента  титриметрическими методами анализа

30

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Обработка результатов и оформление лабораторных работ «Определение солей аммония»; «Определения Приготовления и стандартизация растворов »;

3

Выполнение расчётных работ.

3

Решение задач и упражнений  учебной литературы [3] стр. 252 № 35-56. Стр. 325 № 41-50

8

Работа со справочной литературой  учебной литературы [3] стр 259-301; стр 327-361

4

Подготовка презентаций по теме «Кривые титрования»

2

Работа с обучающими компьютерными программами OMS.

4

Всего:

216 часов


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы модуля предполагает наличие учебной химико-аналитической лаборатории.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- рабочие места на 12 - 15 обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- химическая посуда для выполнения эксперимента;

- химические реактивы;

- приборы для титрования;

- муфельная печь;

- сушильный шкаф;

- аналитические весы;

- технические весы;

- электрические плитки;

- дистиллятор.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры;

- обучающие и контролирующие компьютерные программы.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Учебники:

  1. Аналитическая химия. Глубоков Ю.М., Головачёва В.А., Ищенко А.А. М.: Академия, 2010.
  2. Аналитическая химия. Под редакцией Ищенко А.А. М.: Академия, 2006.
  3. Аналитическая химия. Петрухина О.М. Москва «Химия» 2003.

 

Дополнительные источники:

Учебники:

Физико-химические методы анализа. Мухина Е.А.  М.: Химия, 1995.

Аналитическая химия.  Барсукова З.А.  М.: Высшая школа, 1990.

Аналитическая химия.  Ольшанова К.М., Пискарёва С.К., Барашков К.М. М.: Химия, 1990.

2. Справочник:

Справочник по аналитической химии Лурье. Ю.Ю. М.: Химия, 1989.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Профессиональный модуль базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин Аналитическая химия и Химические основы экологии.

Изучение данного модуля проводится в виде учебной практики, которую рекомендуется проводить рассредоточено.

72 часа отводятся на самостоятельную работу обучающихся, тематика внеаудиторной самостоятельной работы представлена в пункте 3.2.

Текущий контроль проводится в форме защиты лабораторных работ, контролирующих компьютерных программ (тестирование), зачёта по учебной практике.

 Рубежный контроль - в виде квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство учебной практикой: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Выполнение работ по профессии  Лаборант химического анализа.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1. Выбирать и        подготавливать приборы и оборудование для проведения анализов.

- калибрование мерной посуды, назначение и классификации химической посуды, правила обращения с химической посудой

- устройства лабораторного оборудования, правило сборки лабораторного оборудования подготовки его к проведению анализов

Наблюдение за ходом выполнения работ.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных работ;

- тестирования по темам разделов.

Зачет по учебной практике.

Квалификацион- ный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 5.2. Готовить растворы приблизительной и точной концентрации

- приготовление растворов приблизительной и точной концентрации

- проведение простейших синтезов органических веществ, отбор и подготовка проб веществ к анализу

ПК 5.3. Определять физические и химические свойства вещества.

- знания классификации растворов, способы выражения классификации растворов, свойств пробируемых материалов сырья и готовой продукции

- знание классификации опасности веществ и их влияние на организм человека

ПК 5.4. Снимать показания приборов и рассчитывать результаты измерений

- работа с сушильным шкафом, муфельной печью, приборами для титрования;

- взвешивание на технических и аналитических весах;

- проведение анализов по принятой методике и оформление  результатов эксперимента;

- проведение расчётов, используя основные правила и законы  химии

ПК 5.5. Владеть приёмами техники безопасности.

Соблюдение правил техники безопасности и выполнение приёмов техники безопасности при выполнении лабораторных анализов.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- наличие высоких результатов при освоении учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- наличие положительных отзывов по итогам  учебной практики

Наблюдение за ходом выполнения работ.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных работ;

- тестирования по темам разделов.

Зачет по учебной практике.

Квалификацион- ный экзамен по профессиональному модулю.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;

- адекватность оценки эффективности и качества выполнения профессиональных задач

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач;

- проведение рефлексии по результатам принятия решения

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные, поиска необходимой информации

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- правильность работы с компьютерными программами

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие  обучающихся и  преподавателей в ходе обучения;

- демонстрация навыков бесконфликтного общения

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

- объективность самоанализа;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 8. Самостоятельно

определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

- ориентация на обучение в течение всей жизни

ОК 9. Ориентироваться в  условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности

- анализ инноваций при изучении профессионального модуля

ОК 10.

Исполнять  воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

(для юношей)

- проявление интереса к военной службе;

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности в том числе с применением полученных профессиональных знаний

        

                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ 05 Выполнение работ по профессии Бухгалтер

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области составления и использования бухгалтерс...

Рабочая программа ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными 2016г

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское д...

Рабочая программа ПМ 05 Выполнение работ по профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах

Рабочая программа ПМ 05 Выполнение работ по профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах...

Рабочая программа ПМ.04 Выполнение работ по профессии кассир торгового зала

Рабочая программа ПМ.04 "Выполнение работ по профессии кассир торгового зала". Рекомендую для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...

Рабочая программа ПМ.07 Выполнение работ по профессии Повар

Рабочая программа по ПМ.07 Выполнение работ по профессии Повар...

Рабочая программа ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Рабочая программа ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Рабочая программа ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Парикмахер» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 43....