Активные методы практического обучения при формировании профессиональных компетенций в условиях подготовки обу-чающихся к чемпионату WorldSkills по компетенции « Кир-пичная кладка».
статья

Соловьева Елена Александровна

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы практического обучения при формировании профессиональных компетенций в условиях подготовки обучающихся к чемпионату WorldSkills по компетенции « Кирпичная кладка».

Преподаватель строительных дисциплин

отделения " Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Соловьева Е.А.

Одной из компетенций на чемпионате  WorldSkills является "Кирпичная кладка".  В настоящее время Каменщик работает на коммерческих или жилищных объектах. Существует прямая зависимость между требуемым типом и качеством продукции и оплатой, производимой заказчиком. Таким образом каменщик несет полную ответственность за профессиональное выполнение работы для удовлетворения требований заказчика, и тем самым, поддержания и развития бизнеса. Кирпичная кладка тесно связана со всеми сегментами строительной отрасли.

 Каменщик работает внутри и снаружи помещений, в том числе в домах клиентов или на строительных площадках; в любых погодных условиях на больших или малых объектах. Он занимается толкованием чертежей, разметкой и измерениями, осуществляет строительство сооружений и их отделку по высоким стандартам.

Организация работы и самоорганизация, навыки общения и межличностные отношения, решение проблем, изобретательность и творческие способности, аккуратная работа - это все является универсальными атрибутами квалифицированного каменщика.

Таким образом главная цель учебного заведения -подготовить  конкурентоспособного, квалифицированного каменщика.

         В техникум приходят обучающиеся с разным интеллектуальным уровнем и низкой мотивацией к познавательной деятельности. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности обучающихся необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый обучающийся мог овладеть знаниями, навыками и умениями по профессии, и в дальнейшем появилась заинтересованность в совершенствовании профессиональных навыков и творческому мышлению. Чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя,  преподавателю приходится изучать и использовать новые методики. Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию обучающихся на всех этапах обучения.

На отделении " Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" подготовка каменщика осуществляется по производственному модулю  ПМ.05 " Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих" состоящий из теоретической части " Технология каменных работ" , учебной  и производственной практик..

    На своих уроках, для  обеспечения обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого, преподаватель применяет активные методы обучения, которые  дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии.

      Одним из активных методов обучения является игровая форма занятий. Игра  создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например, на уроках " Технология каменных работ"   используются  различные игры – такие как «Выбери необходимый инструмент".Обучающиеся согласно инфраструктурного листа WorldSkills  заполняют тулбокс. " Найди ошибки" -здесь студент должен научиться правильно читать чертеж заданного модуля и в соответствии с ним провести раскладку кирпича. Определить точные места распила кирпича. Такие игры предполагают развитие у обучающихся вариативного мышления, умения осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант, а заодно параллельно осуществлять подготовку обучающихся к участию в конкурсе WorldSkills.

    Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки.  Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем : к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках.  Использование ИКТ открывает большие возможности   к просмотру учебных фильмов. В техникуме со студентами имели возможность смотреть прямую трансляцию конкурса  WorldSkills, анализировать организацию рабочего места каменщика, приемы работы на камнерезном станке.

    Информационные технологии призваны разгрузить преподавателя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

    При прохождении учебной практики проводятся индивидуальные соревнования " Лучший по профессии каменщик", которые максимально близко приближены к конкурсу WorldSkills.  Участники должны на время выложить модули, разработанные с учетом требований стандартов WorldSkills. Нужно также упомянуть, что модули представляют собой архитектурно-художественное оформление кладки для каменщиков 5-го разряда, в то время как мы выпускаем каменщиков 2-го разряда.  При проведении соревнования опираемся на уже проведенные ранее игры, используем разметку и раскладку кирпичей. Так же из участников выбирается жюри (таким образом проходит процесс взаимообучения). Они проводят оценку выполненного модуля. Ведется объективная(измеримая) и субъективная(судейская) оценка. К основным критериям оценки относятся: размеры, швы, детали и отделка. Критерии в свою очередь делятся на аспекты, такие как: правильное количество кирпичей, соответствие модуля заданным размерам, чистота кладки и оконченный вид, вертикали и горизонтали, наполненность швов,  радиусы кривых линий, выступы и отступы и т.д. Оценивают от 0 до 3 баллов.  Эти соревнования заодно являются отборочным туром для дальнейшего участия в конкурсе WorldSkills. В этом году от нашего техникума участвовали Гончаров Иван и Переверзев Даниил.

    Овладение технологией  активных методов обучения и использование ее в образовательном процессе способствует  развитию у обучающихся качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения. Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и преподаватель, и обучающиеся. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих студентов благодарными, успешными и счастливыми

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

Подготовка студентов к участию в региональном чемпионате WorldSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD»

В статье рассматривается система подготовки студентов профессионального образования технического профиля в соответствии со стандартами организации WorldSkills с целью обеспечения подготовки специалист...

Применение методов интерактивного обучения для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Фармация»

Статья о актуализации применения интерактивных методов обучения в учебном процессе  при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образован...

Значимость практического обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Фармация»

Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий ...

Задание чемпионата WorldSkills по компетенции Слесарная работа с металлом

Конкурсное задание чемпионата WorldSkills по компетенции Слесарная работа с металлом (Обработка листового металла) 2017 год...