Опыт участия в НПК "Шаг в будущую профессию" в качестве научного руководителя с работой "Изготовление кукол (игрушек) в целях психологической коррекции поведения детей".
статья по теме

Опыт участия в научно-практической конференции "Шаг в будущую профессию", в качестве научного  руководителя. В статье дается кратное описание исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shag_v_budushchee.docx337.13 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовление кукол (игрушек) в целях психологической коррекции

поведения детей

В наш век рассвета технического прогресса мы все чаще сталкиваемся с каждодневными жизненными проблемами. Много времени проводим за работой, чтобы обеспечить семью, а дети, как правило, остаются  без должного внимания и родительского тепла. Все это приводит к трудностям эмоционального развития подрастающего поколения, чувству одиночества, повышенной тревожности, страхам, фобии, низкой самооценке, межличностным конфликтам. К сожалению, многие родители не замечают психологические проблемы  своих детей, что в дальнейшем приводит к развитию у них различных комплексов и отклонений в поведении.

Актуальным вопросом на сегодняшний день, является поиск способа психологической помощи учащимся, который могут использовать учителя, ведь дети большую половину дня проводят в стенах школы.

Одним очень ценным инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии, является куклотерапия.    

Куклотерапи́я - это метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

 Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром. Кукла, кажущаяся немудреной и привычной игрушкой, имеет в обществе серьезное значение, которое подробно исследовано в научной и популярной литературе.

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому, потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, кокой бы национальности или вероисповедания он не был. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат голову". С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, демонстративностью, расторможенностью, проблемами в общении и, наоборот, такие особенности как: заторможенность, неуправляемость, повышенная чувствительность трансформируются в более эффективные и социально одобряемые качества личности

Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы. Положительный эффект несомненно оказывает  и сам процесс изготовление кукол детьми, своими руками.

Подтверждения этого было выявлено в ходе проведенного нами исследования.

 С целью выявления влияния на детей изготовления игрушек своими руками, мы решили провести занятие по шитью мягких игрушек (медвежат) с младшими школьниками и понаблюдать за ними, а также провести опрос среди учителей технологии (труда).

Для проведения занятий с детьми мы выбрали Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №34 VII вида  (со структурными подразделениями VIII вида) города Якутска. По своей специфике данная школа подходила для исследовательской работы.        

На уроке труда, во время процесса работы над созданием игрушки, дети с интересом принимали участие во всех этапах изготовления. А после того как работы были завершены, охотно демонстрировали поделки одноклассникам и играли на переменах. Было видно, что  они чувствуют эмоциональный подъем,  испытывают радость, а на дальнейших уроках прилежно выполняют все задания. При встрече через несколько дней после занятия, учащиеся  выразили желание сделать медвежат размером  уже побольше.

Процесс изготовления игрушек положительно повлиял на психоэмоциональное состояние детей, им в ходе занятия была оказана психологическая помощь, что положительно сказалось на их поведении.

Для изучения мнения  учителей технологии о влиянии занятий с детьми по изготовлению кукол (игрушек) на их поведение, была составлена анкета и проведен опрос преподавателей разных школ, с педагогическим стажем работы от 2-х и более 20-ти лет, города Якутска. Учителя, участвовавшие в опросе, отметили, что изготовление кукол (игрушек) положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей и может быть использовано, как метод коррекции поведения детей.

Из полученных данных можно сделать вывод, что занятие с учащимися по изготовлению кукол (игрушек) положительно влияет на их поведение, и может использоваться как метод психологической коррекции поведения детей.

Начиная занятия на уроках труда (технологии) с младшими школьниками, с изготовления простейших моделей кукол, и заканчивая в старших классах уже сложными изделиями прикладного искусства, учителя могут оказывать психологическую и психокоррекционную работу, в помощь  школьному психологу.

Таким образом, куклотерапия в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психоэмоционального состояния. Кукла – наш доктор.

Веками использованная народная мудрость разных народов изготовления кукол (игрушек) может служить предметом ее использования на уроках труда (технологии), и, по мнению авторов данной работы, должна быть включена в  программу обучения школьников с первого класса.

Изготовление игрушки «Медвежонок»

F:\школа фото\IMG_20151117_230140.jpg

Список использованных источников:

  1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. СПб: Речь, 2007. 80 с.
  2. Проскурня И. А. Куклотерапия как средство формирования личности младшего школьника // Начальное образование, № 6. 2011. С. 27-28.
  3. Якушева Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство // Начальная школа. 2004. № 12. С. 54-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Профилактика и коррекция асоциального поведения детей-сирот и лиц из их числа

Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и составлена из опыта работы социального педагога колледжа...

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи  подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...

Статья. Особенности психологической коррекции поведения паттерна типа «А»

В статье обсуждаются психологические подходы к коррекции коронарного поведения пациентов в виде паттерна типа «А», которые должны были ориентированы на обеспечение психологической поддержк...

Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей

Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особо...

Конспект занятия с родителями по коррекции деструктивного поведения детей и подростков

Агрессия среди подростков - явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при...

Консультация для родителей. Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с ...