Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
рабочая программа на тему

Мишина Татьяна Николаевна

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи  подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения  подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия техникума, семьи и других социальных институтов по организации работы с подростками с отклоняющимся поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsiya_deviantnogo_povedeniya.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Кинельский государственный техникум»

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

                                                          Автор программы:

 Мишина Татьяна Николаевна,

                                                                            воспитатель ГБПОУ «КГТ»

г.Кинель 2017

Мишина Татьяна Николаевнавоспитатель общежития

Самсонова Раиса Александровназаместитель директора по УВР

Разделы: кураторстворабота с родителями психологическая служба техникума

Цели программы:

  1. Создание в техникуме условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для студента пространство, где ему хорошо и интересно;
  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к техникуму;
  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди студентов.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку студенту, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у  подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников техникума);
  4. Привлечь в воспитательный процесс техникума представителей общественности.
  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи  подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения  подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия техникума, семьи и других социальных институтов по организации работы с подростками с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении  подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда  подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе , неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одногруппников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Приложение 1

Приложение 2

Координационный план работы с подростками группы риска

Мероприятия

Куратор

Соц.

пед.

Пси-холог

Зам. дир. по УВР

Совет профи-лактики

Род. комитет

I. Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта группы

2.

Составление характеристик на подростков группы риска

3.

Выявление подростков, находящихся в трудной жизненной позиции

4.

Организация встреч учителей и специалистов техникума с родителями

5.

Составление картотеки и сводных таблиц на студентов

6.

Организация досуга и кружковой деятельности

7.

Составление административных писем, ходатайств и др. документ.

8.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами

9.

Организация летней занятости

II.  Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий

2.

Контроль текущей успеваемости

3.

Вовлечение студентов в кружки и секции

4.

Проведение профилактических бесед

5.

Посещение занятий с целью наблюдения за студентами

6.

Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам

7.

Содействие в трудоустройстве

8.

Проведение психодиагностики

9.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

10

Разбор конфликтных ситуаций

III. Работа с родителями

1.

Посещение семей группы риска

2.

Проведение консультаций

3.

Приглашение на советы профилактики

4.

Выступления на род. собраниях

5.

Разработка рекомендаций по воспитанию подростков и улучшению взаимоотношений

IV. Работа с педколлективом

1.

Осуществление обмена необход.

информацией с предметниками

2.

Консультации по результатам диагностики

3.

Выработка рекомендаций по работе с подростками группы риска

4.

Выступление на педсоветах

5.

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с подростками группы риска

Приложение 3

План реализации Программы

Организационные мероприятия

Работа со студентами

Работа с родителями

Работа с педколлективом

сентябрь

1.Корректировка социальных паспортов групп

2. Составление характеристик на подростков группы риска

3.Выявление подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

4.Составление картотеки и сводных таблиц на студентов

5.Организация контроля кружковой деятельности

6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами

1. Контроль посещаемости занятий

2.Контроль текущей успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за студентами

5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам

6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы.

7. Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Совет профилактики

4. Выступления на родительских собраниях

5. Разработка рекомендаций по воспитанию подростков и улучшению взаимоотношений

6. Привлечение родителей к проведению тематических праздников

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками

2.Консультации по результатам диагностики

3. Выработка рекомендаций по работе с подростками группы риска

4. Педсовет «Взаимодействие семьи и техникума в интересах личности ребенка»

октябрь

1. Организация занятости подростков во время каникул

2. Контроль занятости подростков во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.

1. Контроль посещаемости занятий

2. Контроль текущей успеваемости

3. Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за студентами

5. Разбор конфликтных ситуаций

6. Проведение диагностики межличностных отношений

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Совет профилактики

4. Выступления на родительских собраниях

5.  Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее».

1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с подростками группы риска.

2. Консультации по результатам диагностики.

3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание»

Приложение 5

Охват студентов внеурочной досуговой деятельностью

Фамилия, имя студента

Группа

Название кружка, клуба, секции;  их местонахождение

Занятость по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Приложение 6

Анкета для родителей

  1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
  1. нарушение правил поведения в техникуме (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
  2. побеги из дома
  3. грубость, сквернословие
  4. употребление алкоголя, пьянство
  5. курение
  6. раннее начало половой жизни
  7. хулиганство
  8. унижение других
  9. воровство
  10. неподчинение, критика взрослых
  11. ношение «вызывающей» одежды
  12. отрицательное отношение к учебе
  13. драки, нанесение телесных повреждений
  14. употребление наркотиков
  15. что- то еще
  1. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
  2. Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?
  1. не более 1часа
  2. 2-3 часа
  3. 4-5 часов
  4. 6-8 часов
  5. более 8 часов
  6. затрудняюсь ответить
  1. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?
  2. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?
  1. стремление получить сильные впечатления
  2. заболевания ребенка
  3. повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя
  4. неблагополучная ситуация в семье
  5. стремление к самостоятельности и независимости
  6. недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями
  7. отставание в учебе
  8. пренебрежение со стороны сверстников
  9. непонимание взрослыми трудностей детей
  10. недостаточная уверенность ребенка в себе
  11. отрицательная оценка взрослыми способностей детей
  12. стрессовые жизненные ситуации
  13. напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.)
  14. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации
  15. чрезмерная занятость родителей
  16. конфликты с родителями
  17. что- то другое______________________________________________________
  1. К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?
  1. к куратору
  2. психологу
  3. социальному педагогу
  4. психотерапевту
  5. инспектору по делам несовершеннолетних
  6. врачам
  7. справились бы самостоятельно
  8. к кому – то еще
  9. затрудняюсь ответить
  1. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?
  1. да
  2. нет
  3. затрудняюсь ответить
  1. Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?

Приложение 7

Список детей группы риска

Г

Р

У

П

П

ы

Фактор риска

Всего

Медико-биологический

Психологический

Педагогический

Дети-сироты

и дети опекаемые

Дети, нуждающиеся

в защите своих прав

Неуправляемые

дети

Доля в %

Дети с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии

Дети суицидального поведения

Слабоуспевающие дети

Дети-инвалиды

Дети девиантного поведени

Второгодники

Многодетные семьи

Дети делинквентного поведения

Дети из неполных семей

Дети аддиктивного поведения

Дети из социально

опасных
семей

Приложение 8

Схема проведения опроса психологом трудного подростка.

  1. Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.

  1. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

  1. Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.

  1. Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).

  1. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

  1. Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет полицией.

  1. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

  1. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
  • первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
  • самооценка своей привлекательности;
  • начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.

Приложение 9

Статистические данные о трудных подростках за учебный год

Показатели

I

полугодие

II

полугодие

Год

1.

Поставлено не учет

2.

Снято с учета

3.

Выбыло:

а) в учебные учреждения

б) на работу

в) за пределы города

4.

Всего успевает

5.

Всего не успевает

6.

Отчислено

7.

Переведено в другое учебное заведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.

Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков.              Изменения, ...

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Образовательная экскурсия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся

Статья была написана по итогам проведения экскурсионной практики в спецшколе, где обучающиеся подвержены отклоняющемуся поведению. Девиантность - широкое понятие, включающее в себя различные степени н...

Профилактика и коррекция асоциального поведения детей-сирот и лиц из их числа

Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и составлена из опыта работы социального педагога колледжа...

Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"

Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"...

Проект «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»

Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания...

Конспект занятия с родителями по коррекции деструктивного поведения детей и подростков

Агрессия среди подростков - явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при...