Образовательная экскурсия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся
методическая разработка на тему

Котова Екатерина Сергеевна

Статья была написана по итогам проведения экскурсионной практики в спецшколе, где обучающиеся подвержены отклоняющемуся поведению. Девиантность - широкое понятие, включающее в себя различные степени неусвоения норм и правил в обществе, поэтому тема работы над созданием мотивации обучающихся близка многим учителям и преподавателям учебных заведений разного типа. В учреждениях СПО контингент наиболее подвержен девиациям в силу подросткового возраста и преподаватели могут использовать опыт работы со сложными детьми на уровне спецшкол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Котова Екатерина Сергеевна

СП ГБПОУ «ОМЛ», преподаватель истории и обществознания

Образовательная экскурсия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Согласно данным официальной статистики, в течение последних трех лет наметился рост числа преступлений, совершенных подростками. Около 670 тысяч детей находятся в интернатах, приютах и детских домах; в 2014 г. было зафиксировано более 50 тысяч случаев самовольного ухода подростков из семьи или госучреждений [6]. На территории Российской Федерации функционирует 19 специализированных школ закрытого типа для обучающихся с девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением [1] – дети от 11 до 18 лет, неоднократно преступившие закон, могут быть помещены в такие школы по решению суда. Ориентация специализированной школы, с одной стороны, позволяет учителям и воспитателям проводить с детьми индивидуальную работу и сфокусироваться на поисках эффективных методов профилактики и коррекции различных форм девиации. Однако условием содержания детей в спецшколах закрытого типа является запрет покидать учреждения без особых распоряжений и сопровождения. И этот факт требует от педагогов не только особого внимания к организации образовательной среды в учреждении, но и поиска возможностей проведения организованных образовательных экскурсий, важность которых возрастает в контексте проживания обучающихся в учреждении закрытого типа.

Отметим также, что отклоняющееся поведение имеет значительное распространение среди подростков, проходящих обучение в общеобразовательных учреждениях. Особенно с такими типами девиации обучающихся, как пропуски занятий, повышенная агрессия или апатия, зависимое поведения, сталкиваются преподаватели учреждений СПО: при среднем возрасте обучающихся 16 – 17 лет контингент учреждений профессионального образования наиболее подвержен отрицанием норм, поэтому тема мотивации актуальна не только для учителей спецшкол.

В числе детей с отклоняющимся поведением специалисты отмечают высокий процент детей с ОВЗ и констатируют зависимость поведенческих особенностей детей и их здоровья. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников, потому что особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению поведенческих особенностей. Девиантное поведение  умственно отсталого ребенка часто является его реакцией на неприемлемую для него ситуацию [5]. В спецшколах для обучающихся с девиантным поведением созданы условия для содержания детей и подростков VII и VIII вида (с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости), при этом обучающиеся VII вида осваивают стандартную программу основного общего образования, а обучающиеся VIII вида – адаптированную. Содержание в учреждении особых детей подразумевает использование таких педагогических технологий, которые смогли бы не только вовлечь обучающегося в образовательный процесс, но и содействовать социальной реабилитации воспитанников. Экскурсионная практика, нацеленная на трансляцию духовно-нравственных идеалов, помогает обеспечить наглядность материала, необходимую детям и подросткам VII и VIII вида для успешного закрепления информации учебно-воспитательного характера.

Данные многолетних исследований подтверждают, что среда, в которой пребывает ребенок, в большинстве случаев имеет определяющее  значение в выборе стереотипов поведения. Анализ числа проявлений отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних в исторической ретроспективе свидетельствует, что по ряду объективных причин в деревнях количество преступлений, совершенных детьми, было незначительным. Рост числа детей и подростков с девиантным поведением - одно из последствий урбанизации. Специалист в области истории девиаций доктор исторических наук И.В. Синова пришла к выводу, что городская среда исторически обеспечивала множество условий, крайне неблагоприятных для того, чтобы ребенок оставался в рядах здоровых членов общества [7, С. 544]. По-прежнему такие факторы, как возможность участвовать в отношениях купли-продажи, открытость информации, не прошедшей цензурирование, особенности жилищных условий в городе влияют на обширность практики аномального поведения несовершеннолетних. Напротив, регулярное соприкосновение со средой, насыщенной позитивным культурным контекстом, способно обеспечить усвоение норм права и морали.

Специалисты, которые работают с обучающимися с девиантным поведением – учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги-организаторы – традиционно отмечают важность трудотерапии в реабилитации, а также высокое значение мероприятий по социально-бытовому ориентированию, профориентации, пропаганде здорового быта [2]. Помимо этого, формирование основ нравственности и интеллектуальное развитие не менее важно для создания правильной мотивации у детей и подростков.

Воспитанники петербуржской спецшколы закрытого типа часто не знают истории города даже на бытовом уровне, не знакомы с городскими достопримечательностями и судьбами выдающихся петербуржцев-ленинградцев, поскольку их среда обитания в городе, как правило, ограничивалась районом проживания, а наиболее знакомые для них объекты городской среды – подъезды жилых домов, магазины, гаражи. Спецшкола расположена не слишком далеко от исторического центра города, однако воспитанники лишены права покидать территорию спецшколы самовольно и могут участвовать лишь в специально организованных экскурсиях, характер и регулярность которых всецело зависят от педагогов школы.

История экскурсионного дела в Петербурге имеет давние традиции. Золотым десятилетием экскурсионного дела в нашей стране принято считать 1920-е гг. В ту пору экскурсионная работа представлялась средством «привития» нового мировоззрения, лабораторий формирования «нового человека». Во  время бурного развития экскурсионной деятельности экскурсионный метод внедрялся почти во все образовательные дисциплины. Разрабатывались и проводились разнообразные экскурсии по естественнонаучным, гуманитарным и техническим циклам, и экскурсия стала как важным средством просвещения взрослой аудитории, так и одной из ведущих форм преподавания в школе [3]. Экскурсионная работа зарекомендовала себя как весьма эффективное средство для реализации актуальных задач в сфере образования и воспитания. Перед сотрудниками спецшкол стоит похожая задача: для того, чтобы обучающиеся с девиантным поведением смогли в дальнейшем адаптироваться в социуме, получить возможность быть успешными и независимыми людьми необходимы меры по коррекции их мировоззрения. Экскурсии обладают высоким потенциалом в процессе привития патриотизма, формирования национальной идеи единства и величия родины, создания идеалов и ценностей, способных обеспечить положительную мотивацию деятельности.  

Необходимо отметить, что создание экскурсий для обозначенных выше целей требует от инициаторов кропотливой подготовительной работы. Поскольку обучающихся с девиантным поведением часто характеризуют как детей-дезорганизаторов, необходима разработка такого плана, который предусматривал бы всевозможные варианты поведения ребенка в период выезда за территорию спецшколы.

В рамках уроков истории в Спецшколе №1 в течении двух предыдущих учебных лет было проведено шесть тематических музейных занятий (в том числе в Таврическом дворце и Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина), нацеленных как на закрепление образовательного материала, так и на создание условий для нравственного развития обучающихся. На основании этого опыта были выявлены следующие этапы подготовки экскурсии:

1. Организация межведомственного взаимодействия. Поскольку обучающиеся в спецшколах закрытого типа находятся на государственном обеспечении, педагоги не могут выбрать платный экскурсионный маршрут. Однако организация межведомственного взаимодействия в большинстве случаев позволяет организовать индивидуальный подход к проблемам воспитанников спецшколы со стороны управления музеев и обеспечить бесплатный доступ воспитанников к экскурсиям. Таким образом, список мест проведения образовательной экскурсии первично формируется учителем-предметником исходя из актуальных целей учебно-воспитательной работы, но по итогам практики межведомственного взаимодействия он может быть скорректирован.

2. Организация безопасности. Поскольку тяга к бродяжничеству является одним из аспектов девиантного поведения у детей и подростков, то важное место в подготовке экскурсий занимает вопрос сохранности контингента воспитанников во время выезда за пределы школы, а также обеспечение сохранения жизни и здоровья воспитанников и предотвращение инцидентов (напр., хищений чужого имущества), способных повлечь за собой личную ответственность воспитанников. Для обеспечения безопасности группу воспитанников допустимо перевозить только на спецтранспорте, а во время экскурсии группа должна сопровождаться сотрудниками режимной службы и педагогами школы. Ответственные за организацию безопасности выезда назначаются заблаговременно и имеют возможность провести с ребятами обязательные инструкции по необходимым правилам поведения.

3. Создание мотивации. Подобно тому, как в начале уроке обучающиеся пытаются отгадать тему урока по наводкам учителя, им необходимо принимать участие и в постановке темы экскурсии, разгадывания места ее проведения, целей и задач грядущего мероприятия. Учитель спецшколы в силу объективных причин не может позволить ребятам самим определять место и время проведения экскурсии, однако должен создать ощущение причастности к осуществленному выбору.

4. Организация фокуса группы. Проведение экскурсии должна предворять соответствующая информационная подготовка воспитанников. Во время дороги педагоги должны обеспечить создание позитивного ожидания (проводить игры и беседы, не давать ребятам времени, чтобы шалить), во время самой экскурсии обеспечивать единство группы (в том числе гарантировать равенство прав и обязанностей среди участников группы).

5. Закрепление приобретенных знаний, апробация умений, формирование компетенций. По итогам внеклассного мероприятия необходимо обеспечить возможность рефлексии, допустимы различные формы контроля полученных знаний, возможна организация творческих мастерских (напр., для создания информационных стендов о поездке).

В процессе обучения и воспитания детей, которых просторечно называют трудными, особенно важно найти баланс между чрезмерной строгостью и потворством, обнаружение которого, впрочем, представлялось условием успешного обучения и воспитания детей категории нормы в разных странах и в разные исторические периоды [4, С.78]. Целенаправленное проведение образовательных экскурсий, организованных особым образом, как показывает практика, дает педагогу такой шанс в условиях взаимодействия с обучающимися, пребывающими в спецшколах закрытого типа.

Литература:

  1. Аветисян Р. Астахов предлагает провести совещание по проблемам закрытых школ // Известия. 2015. 13 октября. (URL: http://izvestia.ru/news/593023#ixzz3r9J8iR8b)
  2. Аникина Г.А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков // Молодой ученый. – 2014. №19. – С. 448–451.
  3. Березина В.А. «Внимание к экскурсиям!»: экскурсионные практики в Петрограде-Ленинграде 1920-х годов // Научная школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI  века: проблемы, дискуссии, новые взгляды» ИРИ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mkonf.iriran.ru/index.php
  4. Ильичева М.Б. Британская семья в 1950 – 1980-х годах: традиции и перемены. Мурманск: МГПУ, 2009. – 128 с.
  5. Мингатинова Л.Н. Формы воспитательной и профилактической работы с учащимися девиантного поведения // Сайт учителя ГК(С)КОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, школы - интерната им. А.З. Акчурина Самарской области Л.Н. Мигнатиновой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/02/16/ formy-vospitatelnoy-i-profilakticheskoy-raboty
  6. Программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи посредством информационно-просветительского видео – “Дети - наше будущее!”» // Сайт Академии медиа искусств. – М., 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raymedia.ru/item228.
  7. Синова И.В. Городская среда и детские девиации во второй половине XIX – начале XX века // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города. – Курган: ООО «Курганский дом печати», 2015. – С.543–551.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Профилактика и коррекция асоциального поведения детей-сирот и лиц из их числа

Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и составлена из опыта работы социального педагога колледжа...

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи  подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...

Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"

Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"...

Проект «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»

Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания...