Проект «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»
материал

Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»

Подготовил:

руководитель физического воспитания

ГБПОУ СО  «МАЛ»

Спелов А.Н.


        В настоящее время физическое воспитание играет значительную роль в общем развитии человека. Так, занятия физической культурой и спортом способствуют подготовке человека к жизни, закаляет тело и укрепляет здоровье, содействует его гармоничному физическому развитию, способствует воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств необходимых будущим специалистам в их профессиональной трудовой деятельности. Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Здоровые дети – здоровая нация, поэтому необходимо прилагать как можно больше усилий для  воспитания  детей с  задержкой умственного развития. Согласно ст.28 Конвенции о правах ребёнка признаётся право каждого ребёнка на образование, а в ст. 23 Конвенции записано, что: «Неполноценный ребёнок в умственном или физическом отношении должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствую его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества[1]».

        В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Последние десятилетия 20-го века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми. В нашем образовательном учреждении обучаются 82 ребёнка, которые имеют задержку в умственном развитии, из них 36 состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних за совершение преступлений, административных правонарушений. Каждый год происходит увеличение количества преступлений и правонарушений, совершаемых лицами с задержкой умственного развития.

        Анализ сложившейся ситуации, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени обучающихся ведёт к самым негативным результатам. Согласно данным проведённого опроса 68% процентов подростков с задержкой умственного развития не могут организовать свой досуг, что ещё раз подтверждает всю сложность проблемы.

        В силу своих низких умственных способностей данная категория обучающихся не может на равных участвовать в интеллектуальной досуговой деятельности с обычной категорией подростков. Поэтому привлечение умственно отсталых обучающихся к активным занятиям физической культурой, основанное на пробуждении интереса, положительного отношения к ним, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

        Цель проекта: коррекция девиантного поведения у обучающихся с задержкой умственного развития посредством расширения количества сети спортивных секций в образовательном учреждении.

        Задачи проекта:

  1. Выявить ценностно-мотивационные установки у обучающихся с задержкой умственного развития в сфере физического воспитания.
  2. Обеспечить условия для организации и проведения спортивных секций.
  3. Расширить сеть спортивных секций в образовательном учреждении.
  4. Привлечь большее число обучающихся с девиантным поведением в спортивные секции.
  5. Увеличить двигательную активность обучающихся с девиантным поведением через спортивно-оздоровительные занятия.
  6. Провести анализ результатов работы и определить перспективы проекта.

Участники проекта: обучающиеся лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития(35 девушек и 47 юношей), тренеры и педагоги, медицинский персонал, члены комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

Описание проекта

Создание на базе лицея сети спортивных секций — это взаимодействие всех педагогов образовательного процесса и тренерского состава в пределах должностных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели, учитывающей специфику профессионального лицея и осуществляющей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также развитие досуговой деятельности обучающихся. Ее создание предполагает внесение изменения штатного расписания ОУ.
Сеть спортивных секций структурно должна быть представлена следующим образом:

  • медицинский блок, представленный медицинскими работниками, осуществляющими свою работу в данном общеобразовательном учреждении (врач-невропатолог, фельдшер); 
  • педагогический блок, в состав которого включены преподаватели, классные руководители, мастера производственного обучения; 
  • физкультурно-оздоровительный блок, который объединяет преподавателей физической культуры, тренеров;
  • социально-психологический блок, включающий в себя педагога-психолога, социального педагога.

Проект реализуется в течение 2013-2015 годов, состоит из трех этапов:

1 этап (подготовительный) – сентябрь – декабрь 2013 года;

2 этап (практический) – январь – 2014 – июнь 2015 года;

     3 этап (обобщающий) - сентябрь – октябрь 2015 года.

 На первом этапе проводится анкетирование обучающихся (Приложение 1) с целью выявления заинтересованности спортивной деятельностью. По результатам анкетирования создаются спортивные секции по направлениям. Приглашаются специалисты – тренеры, руководители спортивных секций. Вносятся изменения в штатное расписание, издаются соответствующие приказы.

На втором этапе организуется работа спортивных секций, проводится контроль за посещаемостью секций, вовлечение новых обучающихся в спортивные секции. Основной упор при этом делается на обучающихся лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития

На базе профессионального лицея создаются спортивные секции  по следующим направлениям:

  • волейбол;
  • баскетбол;
  • футбол;
  • бокс;
  • фитнес;
  • атлетическая гимнастика;
  • настольный теннис;
  • основы самообороны.

На третьем этапе проходит анализ работы совместно с комиссией  и инспекцией по делам несовершеннолетних, проводится обобщение опыта работы.
          Вся эта работа предполагает, что уменьшится количество правонарушений, совершаемых обучающимися лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития, увеличится количество подростков, занимающихся физической культурой и спортом.

Рабочий план реализации проекта

Дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственные

1 этап (подготовительный) – сентябрь – декабрь 2013 года;

Сентябрь

2013г

Запрос в комиссию по делам несовершеннолетних об обучающихся лицея с девиантным поведением, состоящих на учете ПДН

Социальный педагог

Октябрь

2013г

Классные кабинеты

Анкетирование обучающихся лицея с целью выявления заинтересованности спортивной деятельностью

Психолог, классные руководители, мастера п/о

Ноябрь

2013г

лицей

Внесение изменений в штатное расписание

администрация

Ноябрь-декабрь 2013г

Спортивный зал

Ознакомительные мастер- классы тренеров секций

тренеры

Декабрь

2013г

Спортивный зал, общежитие

Формирование спортивных секций:

 - подбор тренерского состава секций,

- комплектование секций обучающимися

Администрация;

Преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о

Декабрь

 2013г

кабинеты

Составление рабочих программ секций, расписания работы секций,

Укомплектование секций необходимым спортивным инвентарем

Тренеры

Тренеры, администрация

2 этап (практический) – январь – 2014 – июнь 2015 года

В течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года

Спортивный зал, общежитие

Работа секций по направлениям

тренеры

в течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года

лицей

Контроль за посещаемостью секций

Кл.руководители, мастера п/о,

администрация

В течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года

лицей

Вовлечение новых обучающихся в спортивные секции

Преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о

В течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года

кабинеты

Проведение анонимного анкетирования «Изучение удовлетворенности обучающихся работой спортивных секций в образовательном учреждении» (Приложение 2)

Психолог, кл. руководители, мастера п/о

По плану в течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года

Спортивные залы лицея, города и района

Участие в лицейных,  районных и городских спортивных мероприятиях, праздниках.

Преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о, администрация

3 этап (обобщающий) - сентябрь – октябрь 2015 года.

Сентябрь 2015г

Запрос в комиссию по делам несовершеннолетних об обучающихся лицея с девиантным поведением, состоящих на учете ПДН        

Социальный педагог

Сентябрь 2015г

Сравнительный анализ количества правонарушений, совершённых обучающимися лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития

администрация

Октябрь

2015г

Обобщение опыта работы

Администрация,

преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о


Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем получение следующих результатов: 

- создание в профессиональном лицее сети спортивных секций по интересам обучающихся
- создание условий для достаточной двигательной активности обучающихся в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении
- организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением посредством вовлечения в спортивную деятельность

- положительная динамика уменьшения количества правонарушений

- улучшение состояния  здоровья обучающихся,

-  положительная динамика успеваемости

- увеличение количества обучающихся с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития, охваченных спортивно-оздоровительными занятиями до 100%.

В долгосрочной перспективе планируем получение следующих результатов:

  • стойкая динамика уменьшения количества правонарушений среди обучающихся лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития
  • улучшение психического здоровья у обучающихся с умственной отсталостью
  • активизация работы студенческого клуба;
  • положительная динамика массовости участия обучающихся в спортивных соревнованиях различного уровня;
  • повышение мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни;
  • повышение квалификации преподавателей физической культуры и тренеров; 
  • повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
  • распространение опыта работы по охране и укреплению здоровья обучающихся.
  • модернизация спортивной материально-технической базы лицея.

Оценка эффективности реализации проекта.

Для подростков с задержкой умственного развития физическая культура является одним из средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Занятие физкультурой позволяют сочетать физическую деятельность с умственной, формирует правильную мотивацию досуговой деятельности.

Спортивная деятельность формирует личность подростка. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития.. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности подростка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность.

Для определения эффективности проекта использовалась трехуровневая система показателей активности и увлеченности спортивными занятиями:

I высокий уровень – активно участвует в спортивной жизни лицея, регулярно посещает секцию, имеет спортивные достижения в соревнованиях различного уровня, имеет четкую мотивацию;

II  средний уровень – участвует в спортивной жизни лицея, посещает секцию, является участником соревнований различного уровня, нуждается в дополнительной мотивации;

III низкий уровень – посещает спортивную секцию от случая к случаю, редко участвует в спортивной жизни лицея, требует постоянного контроля и создания  дополнительной мотивации .

Возможные риски

К возможным рискам относим:

  • недостаточный опыт работы преподавателей физической культуры и тренеров секций с подростками, имеющими задержку психического развития,
  • недостаточное материально-техническое оснащение спортивных залов лицея,
  • отсутствие продолжения работы в данном направлении после выпуска обучающихся

Дальнейшее развитие проекта.

        Проблема организации досуга у подростков с  девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития всегда стоит очень остро. Поэтому создавая сеть спортивных секций, мы помогаем подросткам определиться в жизни, исключить из их жизни правонарушения, связанные с  неумением организовать свое свободное время.

Перспектива развития педагогического проекта «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания» заключается в возможности использования нашего опыта в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Воспользовавшись нашим проектом, коллеги смогут адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять его у себя.

Пропагандируя здоровый образ жизни подрастающему поколению, мы боремся за здоровье нации, за наше будущее.


Список используемой литературы

  1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. – М., Академия МВД СССР, 1980. – 363с.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. – С.92 – 100.
  3. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, - 208с.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000. – 364с.
  5. Обухов Л.Ф. Возрастная психология. М.:РПА, 1996. – С. 238 – 284.
  6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. – 224с.
  7. Прихожан А.М., Толстых Н.М. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. – С.45 – 50.
  8. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 – 86.
  9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. – М.: Мир, 1986. К. 2. – С.251 – 289.
  10. Ярославцева И.В. Депривированный подросток. //Дефектология. 2002. №5. С.12 – 22.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые обучающиеся!

Просим вас ответить на следующие вопросы.

  1. Какой вид спорта для вас наиболее привлекателен?

_______________________________________________

  1. Каким видом спорта вы хотели бы заниматься?

_______________________________________________

  1. Какую бы спортивную секцию, из предложенных ниже,  вы хотели бы посещать (отметьте)
  • Волейбол
  • Баскетбол
  • Фитнес
  • Настольный теннис
  • Футбол
  • Бокс
  • Атлетическая гимнастика
  • Основы самообороны
  1. Как ты проводишь свое свободное время

________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за работу!


Приложение 2

Анкета

Уважаемые обучающиеся!

Просим вас ответить на следующие вопросы.

  1. Какую спортивную секцию вы посещаете?

____________________________________________________________

  1. Нравиться ли вам занятия, проводимые тренером?

_____________________________________________________________

  1. Рассказываете ли вы друзьям о посещении секции, приглашаете ли посетить её?

____________________________________________________________

  1. Планируете ли вы посещать еще какую-нибудь секцию?

_____________________________________________________________

  1. Что бы вы хотели изменить в работе секции?

_____________________________________________________________

  1. Какие новые секции вам хотелось бы, чтобы открылись в лицее?

_____________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы!


[1] ст. 23 Конвенции о правах ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников»

Данный проект предназначен для работы учителей начальных классов, психологов и социальных педагогов с агрессивными младшими школьниками....

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы...

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Образовательная экскурсия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся

Статья была написана по итогам проведения экскурсионной практики в спецшколе, где обучающиеся подвержены отклоняющемуся поведению. Девиантность - широкое понятие, включающее в себя различные степени н...

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи  подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития

Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....

Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития

Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...