Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы
методическая разработка на тему

Смирнова Татьяна Александровна

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция

 в деятельности куратора группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1.deviantnoe_pechatat.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

Московский областной железнодорожный индустриальный техникум им. В.И.Бондаренко

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция

 в деятельности куратора группы

Доклад  преподавателя Смирновой Т.А. на Зональном научно-практическом семинаре  «Здоровьесберегающие технологии психолого-педагогической профилактики девиантного поведения   в системе СПО»

г. Орехово - Зуево

Каждый ребёнок, и подросток в том числе, до достижения им зрелости находится под влияние семьи и образовательного учреждения. Это накладывает на педагога, и на всю систему образования  высокую ответственность  и перед родителями, и перед самими подростками и даже перед обществом в целом. Поэтому мы проводим довольно большую работу со своими студентами. Расскажу о своём опыте такой работы на примере одного своего студента.

В начале первого курса я провела диагностику семей студентов своей группы. Я провела анкетирование, определила тип семей : многодетные, малообеспеченные, полные, неполные. Определила уровень образования родителей, вид их деятельности, а также,  кто и как занимается воспитанием детей в семье. Я выяснила, что в моей группе четыре многодетные семьи (на сегодняшний день уже шесть), у шести студентов умер один из родителей, в восьми семьях дети проживают с отчимом.

Меня, если честно, обрадовало, что явно неблагополучных семей в группе нет: нет пьющих асоциальных родителей. Это очень хорошо, так как одной из причин отклоняющегося поведения является именно неблагополучная семья.

Не было среди родителей моих студентов и таких, которые формально подходят к воспитанию: я его кормлю, одеваю, что вы ещё от меня хотите?!

Но есть ещё два типа семейных отношений, которые могут негативно повлиять на поведение подростка- это чрезмерная опека в семье и авторитарный характер отношения родителей к подростку. И то и другое может вызвать протест, причём в самой неожиданной форме.

После такого изучения я получила возможность более целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения среди своих студентов, а также по оказанию педагогической помощи родителям, которых я учу с одной стороны опираться на положительные качества подростка, а,  с другой стороны, всё же стараться контролировать его поведение и занятия в свободное время.  

Что далее входило в мою работу?

  1. Я ежедневно следила и слежу за посещаемостью в группе.
  2. Постоянно контролирую успеваемость каждого индивидуально.  У нас нет дневников, но мы с активом ведём табель успеваемости, выпускаем и постоянно пополняем индивидуальные ведомости успеваемости, с которыми родители должны ознакомиться и поставить подпись.
  3. Ежедневно ставлю родителей в известность о пропусках занятий. На втором курсе большинство родителей мне звонят сами, если студент , скажем, заболел.
  4. Ежедневно, даже если у меня нет уроков, утром и в конце дня я обязательно встречаюсь с группой.
  5. Если это необходимо, вызываю родителей, беседую с ними и с администрацией, психологом, преподавателями- предметниками.
  6. Стараюсь не подчеркивать проступки, не обсуждать проступки при других студентах, особенно это касается девушек.
  7. К сожалению,  не обходится без нравоучений, но я стараюсь использовать положительные примеры из жизни, внимание к проблемам студентов, стараюсь радоваться вместе с ними их успехам.
  8. Стараюсь дать такие задания студентам, которые заставили бы их переосмыслить свои дела и поступки./проект ко Дню матери/.

Этот список можно продолжать очень долго. Я уверена, что каждый из вас может дополнить его, а то и другой составить. Но сегодня я хотела бы рассказать о своей маленькой победе в работе по профилактике и предотвращению девиантного поведения.

Победе не в теоретическом осмыслении этой очень важной темы, а в работе практической.

В начале своего сообщения я сказала, что меня обрадовало, что явно отрицательных семей у студентов моей группы не было мной выявлено. Но в процессе работы и непосредственного знакомства с детьми / а первокурсники на самом деле совсем ещё дети/ я отметила одного мальчика, который очень много говорит, любит прихвастнуть, то и дело приносит дорогие безделушки и не только безделушки в техникум. Однажды дело дошло до конфликта:  кто-то из ребят по пути к дому кинул ещё горящую сигарету и попал Антону / назовём мальчика так / в довольно дорогую жилетку- пуховик. Потом оказалось, что Антон сам виноват, но позвонила и возмутилась произошедшим не мама, а бабушка Антона. После этого случая я выяснила, что в семье Антона совместились два негативных фактора. Бабушка балует и даёт ему деньги, а у мамы строгий авторитарный подход к Антону. Так что он пользуется разногласиями, иногда уходит от мамы к бабушке со всеми вытекающими последствиями. Надо ещё отметить, что ситуация усугублялась тем, что в семье Антона на тот момент был отчим.  Мне пришлось работать с обеими сторонами: и с мамой, и с бабушкой. Маму я смогла убедить хотя бы немного изменить стиль общения с сыном, а вот бабушка продолжала вести себя с внуком по-прежнему. Но дорогие вещи мальчик перестал носить в техникум, и я немного успокоилась. В начале второго курса я начала замечать какой-то странный взгляд у повзрослевшего Антона-взгляд в никуда. Зрачки расширены, но поведение вполне адекватное. Разговоры и расспросы ни к чему не привели- Антон говорил, что у него что-то со зрением. Я позвонила маме- она тоже сказала, что  это вероятно влияние компьютера и что надо сходить к окулисту, к которому они так и не сходили. А случаи с отсутствующим взглядом и расширенными зрачками почти на всю радужку учащались. Потом я стала замечать, что когда у Антона нормальные зрачки, у него плохое настроение. Меня это насторожило ещё больше, и я обратилась к заместителю директора по воспитательной работе Пакаевой В.Н. и к нашему психологу Камыниной Л.В..Они стразу по согласию Антона провели тестирование, которое ничего не показало. Причём Антон легко соглашался  и даже сам вызывался на любое обследование. Но несмотря на отрицательные показатели я всё же вызвала маму Антона в техникум. Мама наконец сама уже поняла, что с сыном что-то не так. Она выяснила, что бабушка продолжает давать ему деньги, и куда он их тратит не известно. И мы решили действовать совместно, потому что только так можно и нужно проводить и профилактическую работу и тем более непосредственно борьбу с любыми проявлениями отклоняющегося поведения. Помогла в этом и Людмила Викторовна наш психолог и специалист наркологического центра Грашина Татьяна Владимировна. Антон с мамой побывали в центре, беседовали, обследовались. Беседы были и с бабушкой тоже. И эта наша совместная работа помогла. Антон признался, что употреблял так называемые спайсы, понял, насколько это опасно- он мальчик неглупый. Бабушка наконец- то поняла, к чему может привести её беспечность и чрезмерная любовь к внуку, а мама увидела, что только давить на почти взрослого парня просто опасно. В третьем семестре я внимательно приглядывалась и приглядываюсь к Антону, хотя стараюсь делать это незаметно. Мы созваниваемся с его мамой, стараемся не упустить рецедивов, которые всё же возможны. Может быть сам Антон чувствует, что мама стала относиться к нему с большим вниманием и любовью, может быть понимает, что рисковать жизнью и этой любовью не стоит, но пока всё идёт хорошо.

Вот такая маленькая история из работы по профилактике девиантного поведения. Свою работу я не назвала бы каким-то подвигом или крупной победой- это наш повседневный труд, труд куратора и классного руководителя, труд педагога. Но кто знает, не обрати я тогда внимание на Антона, не добейся понимания у его мамы, и помощи у психолога и наркологов, какое бы было продолжение у этой истории…

         

Министерство образования Московской области

Московский областной железнодорожный индустриальный

техникум имени В.И.Бондаренко

Профилактика девиантного поведения в работе куратора

                                                      Автор: преподаватель Смирнова Т.А.

г. Орехово-Зуево

2014г.

Литература.

  1. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
  2. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
  3. Спицын Н.П. Работа классного руководителя с трудными семьями // Классный руководитель. - 1999. - №2. - С.83-85.
  4. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.
  5. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Девиантное поведение подростков"

В презентации содержится материал  о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы...

Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков

Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков, причинах возникновения и т.д. Лекция предполагает дальнейшее обсуждение с педагогами вариантов контроля и профилактики...

Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога

Календарно-тематический планповышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведенийФорма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификац...

Девиантное поведение подростков

   Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организо...

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение – это поведение индивида, идущее вразрез с установленными в обществе правилами и нормами. Это поступки и действия, которые отвергаются обществом, которые могут нанести как м...

Девиантное поведение подростка в образовательном учреждении.

Проблема отклонений в поведении ребенка - одна из актуальных педагогических проблем. Успешная работа в этом направлении во многом зависит от профессиональных качеств педагога. Родившемуся здоровым чел...